Научная статья на тему 'Человек в эзотерической философии: проблема смыслового единства и многообразия концепций человека и «человеческого»'

Человек в эзотерической философии: проблема смыслового единства и многообразия концепций человека и «человеческого» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1703
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЗОТЕРИКА / ЭЗОТЕРИК / ФИЛОСОФИЯ / ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Севастьянов С. В.

Работа посвящена проблеме осмысления представлений о человеке в эзотерической философии. В ней проводится анализ бытийного и концептуального положения человека в эзотерической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The following work focuses on the problem of understanding of the notion of man. The analysis of the existentional and of the conceptional place of the man in the esoteric culture is given.

Текст научной работы на тему «Человек в эзотерической философии: проблема смыслового единства и многообразия концепций человека и «человеческого»»

С. В. Севастьянов

ЧЕЛОВЕК В ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМА СМЫСЛОВОГО ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ КОНЦЕПЦИЙ ЧЕЛОВЕКА И «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО»

Работа представлена кафедрой философии Курского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В. И. Колядко

Работа посвящена проблеме осмысления представлений о человеке в эзотерической философии. В ней проводится анализ бытийного и концептуального положения человека в эзотерической культуре.

Ключевые слова: эзотерика, эзотерик, эзотерический.

The following work focuses on the problem of understanding of the notion of man. The analysis of the existentional and of the conceptional place of the man in the esoteric culture is given.

Key words: Esoteric, esoteric man, esoterical.

Человек, согласно традиционному подходу, есть существо биосоциальное, его духовная компонента лишь результат колоссальной эволюции биологического. В эзотерическом же мировоззрении иерархия планов противоположно иная - физическая материальность есть лишь придаток более «высоких» планов и измерений бытия. Отсюда - иные акценты мировосприятия.

Принадлежность к эзотерической куль -туре выражает собой особого рода марги-нальность индивида с акцентом интересов на сфере «внефизического»1. Этот человек, таким образом, находится в специфической социальной нише. Он не разделяет «материалистического» энтузиазма. Его энтузиазм «духовно-эзотерический», т. е. эфемерный в своей основе - с точки зрения материалиста, верящего в объективное существование лишь тех сфер и явлений действительности, которые фиксируются современной естественной наукой и ею же соответственно объясняются, а также интерпретирующего собственные ощущения и другие элементы собственного мировосприятия в рамках согласованного с данным естественных наук мировоззрения.

Человеческая эволюция - важнейшая тема в эзотерической философии. Важна

она хотя бы потому, что считается, что эзотериком может стать лишь человек, достигший высокого эволюционного уровня, что включает в себя и высокий уровень качества осознанности и осмысленности своей жизни и судьбы.

Эзотерики полагают, что до достижения определенного эволюционного уровня приобщение к эзотерическим истинам невозможно в принципе. Человек при невысоком уровне самоосознанности может быть не способен к такому пониманию себя и мира, которое необходимо для доверия эзотери-ческой картине мира. К тому же низкий уровень самокритичности в процессе самосознания выступает несомненным препятствием для вхождения в ряды эзотериков. Поскольку психологическая и духовная работа над собой, так этот процесс обычно называют сами эзотерики, есть естественно сопутствующая жизни каждого эзотерика необходимость, без которой, по мнению адептов эзотерических истин, человек при соприкосновении с эзотерическим знанием (и соответствующими энергиями) находится часто в очень большой опасности. Его психика может и не выдержать специфической нагрузки, что может привести к серьезным психическим патологиям2. Потеряв

4 17

прежние точки опоры, которые давало стандартизированное мировоззрение, человек оказывается не способным обрести точки опоры в новом маргинальном мировоззрении.

Часто неотъемлемой чертой эзотерических прозелитов является некоторый инфантилизм, проявляющийся в виде наивной веры в «чудесное». Например, веры в возможность чудесного преобразования себя и собственной жизни, которая может довести человека до уровня крайней непрактичности в своей жизненной стратегии. Однако если вспомнить жизненные примеры «успешных» эзотериков, в частности Г. И. Гурджиева, то станет ясно, что эзотерический «стиль жизни» не всегда приводит к жизненной непрактичности. Георгий Иванович Гурджиев, согласно биографическим сведениям3 о нем, проявлял завидную предприимчивость и экономическую эффективность в своей жизни. Тем самым его эзотерическая ориентированность сочеталась с социальной адаптированностью и практичностью. Этот пример может служить антитезисом скептическим замечаниям, критикующим эзотерический подход к реальности как эфемеризирующий действительность.

Человек в системе эзотерических пред -ставлений выглядит как существо, обитающее (пребывающее) в нескольких планах реальности параллельно и одновременно, в том числе и на традиционно понимаемом физическом уровне. Это выражает собой древнее понимание человека как микрокос-ма, т. е. Вселенную в миниатюре, включающего в себя все основные аспекты мироздания. Помимо того, в эзотерическом мировоззрении присутствует видение человека как сопричастного мировому вневременному и внепространственному началу -Абсолюту, аналогичное индуистскому представлению тождества Атман-Брахман. Последнее говорит о том, что человек своим подлинным центром укоренен в Вечности. Тем самым утверждается, что природа человеческая напрямую сопряжена с Божественным Началом: «Каждый человек име-

ет бессмертную душу, которая, подчиняясь этому закону, перевоплощается, меняя физические оболочки (тела), и постепенно поднимается навстречу Абсолюту, частью которого когда-то была, и, в конце концов, сливается с ним. Это и есть карма (религиозная судьба); наша (земная) интерпретация этого процесса называется духовным ростом»4 . Это говорит также о том, что эволюция человека ведется его индивидуальным духовным началом, имеющим исток в Божественном (духом или Атманом по индуистским воззрениям): «Согласно древнему индийскому учению Веданте, у каждого человека есть индивидуальный дух (Атман), или его высшее “я”, который следит за его духовным (эволюционным) продвижением и расширением его сущностного сознания (последний термин ниже будет уточняться). Конечной целью духа является такое расширение сознания, при котором человек полностью осознает свою высшую природу и отождествляется со своим высшим “я”»5.

По мнению современного американского философа К. Уилбера, сознание и дух -явления в принципе тождественные: «На одном конце этого континуума бытия или спектра сознания находится то, что мы на Западе назвали бы “материей”, или неодушевленным и не обладающим сознанием, а на другом конце - “дух”, или “божество”, или “сверхсознание”».6 Тем самым, по Уилберу, сознание предстает как центр личности человека, сознание как свидетельство-вание - способность фиксировать приходящие (и уходящие) ощущения, чувства, мысли: «Эта “неизменность субъекта” представляет собой постоянное состояние свиде-тельствования, неизменно переносимое через состояния бодрствования, сна и глубокого сна»7.

Вернемся к идее эзотерического мировоззрения о том, что индивидуальный дух является центром личности и началом, ведущим эволюцию человека, порождая в нем новообразования, аналогично способности физического вакуума порождать «из ниче-

го» новые элементарные частицы. То есть на «пустых местах» творит и Абсолют, и индивидуальный дух (в рамках человеческой сущности, поскольку Абсолют и индивидуальный дух тождественны, то граница между ними, проведенная человеческим разумом, считается условной).

Развитие человека, таким образом, происходит не под «диктатом» индивидуального духа, а под воздействием новообразований, порожденных им в человеке.

Традиционной для эзотерического мировоззрения является концепция эволюционирующей человеческой души, проживающей много жизней в физическом обличье. Эта концепция была сформулирована и еще во времена становления древнеиндийской культуры. Хотя следует отметить, что подобные взгляды не являются универсальными, даже в рамках отечественной эзотерической традиции. Об этом пишет, разъясняя этот вопрос, Д. Андреев8, автор «Розы Мира». Согласно его позиции, реинкарнация как явление существует, но не все человеческие души проходят через подобный цикл.

Если обратиться к получившей в наши дни широкую известность эзотерическую системе, описанной в книгах Карлоса Кастанеды и его соратниц (Ф. Доннер и Т. Абеляр), то можно также прийти к выводу, что идея существования феномена реинкарнации в этих источниках не подтверждается. Хотя в этой эзотерической системе присутствует много аналогий с восточными рели -гиозно-философскими представлениями о человеческой природе9.

В русле же идей Г. И. Гурджиева вопрос о посмертном существовании выглядит так: должно быть сознательное «я» - центр человеческой личности, которое могло бы существовать после смерти физической10.

Тем не менее идея о посмертном существовании и странствиях души во внефизических пространствах и измерениях является наиболее общепринятой в мировом эзотеризме.

Проживая цикл перевоплощений («реинкарнируясь»), человеческая душа приобретает в ходе данного процесса определен -

ный опыт, который расширяет возможности и сопровождается эволюционным ростом всех структурных компонентов человека. Говоря об эволюционном росте, следует заметить, что он напрямую коррелирует со степенью открытости, так называемых чакр - энергетических отверстий в тонкоматериальной оболочке человека, через которые входит (и выходит) энергия из окружающего пространства. Сами эзотерики описывают это следующим образом: «Тела человека связываются друг с другом различными каналами, из которых главными являются чакры. Функционально чакры предназначены для передачи различных информационно-энергетических потоков через человека»11.

Отметим, что с концепцией чакр связана концепция эволюционной «лестницы», которая описана в труде А. Подводного «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке». Исходя из этой концепции, а также из системы представлений о чакрах, можно сделать вывод, что идея полного раскрытия чакр у человека аналогична древневосточным представлениям о Нирване, Са-мадхи, «слиянии и растворении в Дао» и т. д. Это финал эволюционного пути.

Обозначенные концепции свидетельствуют о наличии понятийно-смысловой взаимосвязанности разделенных рамками разных культур эзотерических и религиозных представлений о человеке при несомненном наличии определенной доли их уникальности и своеобразия. Объяснить здесь все примеры подобного рода одними лишь межкультурными заимствованиями, видимо, невозможно.

Эзотерическое знание постулируется как эмпирическое по своему истоку. Эмпирическим также является естественнонаучное знание. Их соприкосновение чаще всего сопровождается межкультурным антагонизмом. Эти культурные факты ставят перед нами ряд гносеологических проблем, в центре которых стоит человек как субъект познания, решение которых, видимо, невозможно в русле классической парадигмы научности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Севастьянов С. В. Обращение к эзотерике как реализации свободы познания // Проблемы свободы личности и общества в социально-гуманитарном дискурсе: Материалы всероссийской научной конференции. Курск, 2006. С. 97.

2 Ассаджиоли Р. Психосинтез // Психосинтез: теория и практика. М., 1994.

3 Гурджиев Г. И. Встречи с замечательными людьми. М., 2004.

4 Подводный А. Знаки на пути. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.podvodny.ru/ Treatises/ Treatises.htm.

5 Подводный А. Психология подсознания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// www.podvodny.ru/Treatises/ Psysub.htm.

6 Уилбер К. Око духа. М., 2002. С. 72.

7 Там же. С. 286.

8 Андреев Д. Л. Роза Мира. М., 2002 . С. 46-47.

9 См. напр.: Абеляр Т. Магический переход. Путь женщины-воина. М., 2005. С. 148.

10 См. напр.: Успенский П. Д. В поисках чудесного. М., 2006. С. 91.

11 Подводный А. Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.podvodny.ru/Occult/Chapt8.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.