ЧЕЛОВЕК УДИВИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ТРУДОЛЮБИЯ
12 марта в конференц-зале Института геологии Коми НЦ УрО РАН состоялось расширенное заседание геологического семинара, посвященное 85-летию со дня рождения известного стратиграфа и палеонтолога Антони-ды Ивановны Першиной.
Вступительным словом семинар
открыл академик Н. П. Юшкин, который отметил основные события жизни и научной деятельности Антониды Ивановны. Она родилась 8 марта 1923 г. в деревне Сорд села Визинги Республики Коми. После окончания школы в 1941 г. поступила на геологический факультет Карело-Финского государ-
А. И. Першина за любимым занятием — определением брахиопод
ственного университета, эвакуированного в годы войны в г. Сыктывкар. Учебу в университете Антонида Ивановна завершала в 1946 г. уже в г. Петрозаводске. В том же году она поступила на работу в сектор геологии Коми базы Академии наук СССР, который тогда возглавлял корифей в исследовании геологии Европейского Северо-Востока — Александр Александрович Чернов. Под его руководством молодая сотрудница начала заниматься изучением отложений девонской системы, чуть позже ее интерес распространился и на подстилающие отложения силурийской системы. Итогом самоотверженной работы в поле и скрупулезных лабораторных исследований стало детальное расчленение разрезов силура и девона западного склона севера Урала, Пай-Хоя, поднятий Чернышева и Чернова. Как специалист-стратиграф Антонида Ивановна пользовалась большим авторитетом среди ученых и геологов-производственников.
О значимости научных работ А. И. Першиной в восстановлении па-
Spasskyella ргюИтае Tsyganko, 1977. Вид ругоз названный в честь А. И. Першиной. Описан В. С. Цыганко из отложений живет-ского яруса р. Сывъю (Приполярный Урал).
леонтологической летописи Земли сообщила Т. М. Безносова. Исследуя в 40—50-е гг. прошлого века слабоизу-ченные разрезы силура и девона, Антонида Ивановна столкнулась с проблемами определения возраста отложений и их дробного расчленения. По совету А. А. Чернова и В. А. Варсано-фьевой с 1953 г. она наряду с описанием разрезов занялась изучением и определением силурийских и девонских брахиопод — одной из руководящих групп фауны. Уже в 60-е гг. А. И. Першина была признанным специалистом по нижнепалеозойским брахиоподам. За помощью в определении таксономической принадлежности остатков этих организмов к ней обращались геологи, занимающиеся геологической съемкой, и поисковики, ведущие бурение на нефть и газ. В музее им А. А. Чернова в Институте геологии хранятся десять крупных систематизированных коллекций брахиопод, собранных Антонидой Ивановной. Значительную часть девонских брахиопод она описала в трех рукописных отчетах, а также в ряде крупных статей. Ею были выделены 22 новых вида этой группы фауны.
О геологических маршрутах А. И. Першиной рассказывает к. г.-м. н. В. С. Цыганко
Признанием успехов Антониды Ивановны в области изучения брахиопод стал приезд в Сыктывкар в 1968 г. одного из крупнейших специалистов-палеонтологов мира профессора Пен-----------------------------------23
Воспоминаниями делится к. г.-м. н. Э. С. Щербаков
сильванского университета Артура Буко, который дал высокую оценку уникальной коллекции.
В конце 70-х—начале 80-х гг. ее увлечение палеонтологическими исследованиями вызвало интерес к еще одной группе ископаемых организмов — высшим ракообразным из отложений силура и девона. Их остатки были обнаружены ею в керне из глубоких скважин Возейской площади (Колвинского ме-гавала). В результате изучения Антони-да Ивановна отнесла большинство этих остатков к трем новым родам высших ракообразных. К сожалению, описание новых таксонов Антонида Ивановна не смогла завершить в связи с тяжелой болезнью. Тем не менее даже без монографического описания коллекции бра-хиопод и высших ракообразных, хранящиеся в геологическом музее им А. А. Чернова, представляют большую научную ценность для специалистов.
О вкладе А. И. Першиной в стратиграфию рассказал В. С. Цыганко, особо подчеркнув значение ее работ для установления геологического строения региона. Антонида Ивановна — ученый-геолог, одна из первопроходцев в области детальной стратиграфии, которая заложила надежный фундамент современным стратиграфическим схемам палеозоя западного склона Урала и Ти-мано-Печорской провинции. Она провела множество полевых сезонов и исходила бесчисленное количество километров, изучая отложения ордовика, силура и девона. По результатам исследований ею проведена детализация ярусного расчленения этих отложений и предложен ряд новых стратиграфических подразделений, надежно обоснованных прежде всего палеонтологичес-
кими данными. Результаты этих работ вошли в унифицированные и корреляционные стратиграфические схемы Русской платформы и севера Урала. В верхнем ордовике ею выделена мало-тавротинская свита, в силуре — адакс-кий, филиппъельский, седьельский и гердъюский горизонты, в девоне — овинпармская, сотчемкыртинская, шаръюская, сухоложская, сагская и вуч-вожская свиты. В 1983 г. она была инициатором Всесоюзного полевого семинара на стратотипических и опорных разрезах силура и нижнего девона на Приполярном Урале (р. Кожым). Антонида Ивановна регулярно публиковала результаты своих исследований. Итогом стали около 50 научных работ, посвященных детальной стратиграфии, в том числе пять крупных монографий, две из которых написаны ею лично. Ее неоспоримый авторитет в геологической среде и беззаветный труд в 1966 г. были отмечены высокой наградой — орденом Трудового Красного Знамени.
Но, как известно, любое исследование ученого невозможно без участия его учеников. На проходившем семинаре ученики вспоминали А. И. Першину как учителя с твердым характером, человека удивительной работоспособности, ставившего перед ними одну задачу — довести дело до конца. Антонида Ивановна собрала вокруг себя коллектив из молодых специалистов, сумела их заинтересовать, организовать и вдохновить на научный поиск. Она никогда никого не обязывала, давала только советы и призывала надеяться на себя, на свое трудолюбие и увлеченность. Занимаясь преимущественно биостратиграфией, Антонида Ивановна сознавала необходимость в комплексном подходе к проводимым исследованиям, в повышении точности и обоснованности проведения стратиграфических границ. Среди ее учеников были как биостратигра-фы, изучающие одну из групп фауны (В. С. Цыганко, Т. М. Безносова, Н. А. Боринцева, С. В. Мельников), так и литостратиграфы (А. И. Антошкина, Э. С. Щербаков). Им удалось фундаментально проработать научные вопросы, которых А. И. Першина только коснулась в своих исследованиях. Практически все ученики еще при ее жизни защитили кандидатские диссертации, а позже некоторые из них стали докторами геолого-минералогических наук. Они до сих пор продолжают дело учителя.
Искренне теплые слова воспоминаний произнесла на семинаре А. Н. Шу-лепова — однокурсница, коллега и просто подруга Антониды Ивановны, а также ее ученики — к. г.-м. н. Э. С. Щербаков и д. г.-м. н. А. И. Антошкина.
К. г. м. н. В. Лукин
А. И. Першина (справа) ведет полевые работы
24----------------------------------------------------------------------