Научная статья на тему 'Человек - творящий (к юбилею В. Ф. Сафина)'

Человек - творящий (к юбилею В. Ф. Сафина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек - творящий (к юбилею В. Ф. Сафина)»

ЮБИЛЕИ

сттттттттхттттттттттттттттхтхххттттт

Ядкяр. 2008. № 2

B.C. Хазиев

ЧЕЛОВЕК - ТВОРЯЩИЙ

Портреты бывают разные: резные, графические, акварельные... Еще один вид — написанный словесно. При том особое место в словесном портрете занимает научный портрет.

Описать личность профессора Сафина В.Ф. сложно, так как она многогранна и неповторима. Важно, чтобы этот портрет вобрал в себя всю личностную сущность ученого, а это невозможно сделать без главного научного труда, так как в него проецируются мысли , чувства, переживания и идеалы автора. А если хотите, — его мировоззрение, гражданский облик. Таким трудом юбиляра, уважаемого профессора В.Ф. Сафина, является его фундаментальный труд «Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования», Уфа: Гилем, 2004.

Имя профессора Вадима Фатхиевича Сафина широко известно и уважаемо в республике. Он привлекает внимание и вызывает интерес прежде всего потому, что его жизнь — образец того, как человек сам творит свою судьбу. Человеку не так-то легко в этой жизни просто выжить, еще труднее обустроиться достойно человеку, и редко кому удается самоутвердиться.

Сколько каждому из нас отпущено времени на этой грешной земле - никто не знает. Но какими будут каждый миг, час, день, неделя, месяц, годы и вся жизнь, зависит от сознательного выбора самого человека. Можно отпущенные судьбой сто лет (если крупно повезет!) прожить впустую, наполнив целый век заботами биологического выживания, мелочными и никчемными чувствами (эмоциями и ощущениями), невежественными мыслями, делами, которые трудно вспомнить через день даже самому. Но можно иначе: на одном страстном дыхании любви к жизни и творчества. Но для этого надо очень потрудиться, чтобы, как сказал великий скрипач Паганини, «ангел коснулся краешком крыла».

Основные труды профессора:

1. Психология личности. Монография. Свердловск, 1986.

2. Введение в психодиагностику личности школьника. Уфа,1990.

3. Методы диагностики личности школьника. Учебное пособие в 2-х частях. Уфа, 1991.

4. Этнос: размышление вслух. Статьи, эссе, интервью. Уфа, 1999.

5. Зигзаги мыслей и озарений. Записки психолога. Уфа, 2005.

Хазиев Валерий Семенович, доктор филологических наук, профессор, проректор по науке Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

© Хазиев B.C., 2008

6. Психические отклонения в развитии детей, методы их психокоррекции. Учебное пособие. Уфа, 2006. (Данная книга отмечена дипломом Фонда развития отечественного образования в 2007 году).

7. Личность: факторы и условия самоопределения самореализации (Семья, школа, вуз). Уфа, 2007.

Одна из фундаментальных монографий В.Ф. Сафина называется «Самоопределение личности (теоретические и эмпирические аспекты исследования)». Это не автобиография в прямом смысле и не инструкция, как быть счастливым, а серьезный научный труд, предназначенный, главным образом, для профессионалов: психологов, педагогов, философов. Как и во всякой честной научной работе некоторые положения и выводы автора выходят за пределы академического научного трактата, касаются широкого круга людей, стимулируют желание спорить, дискутировать, при этом не вызывают сомнения. Доверие подкреплено как высоким профессионализмом, так и личностью автора, который самоопределился со свой человеческой, научной и педагогической судьбой и самоутвердился.

Если смотреть на рецензируемую работу с позиций поговорки «дорога ложка к обеду», она очень своевременна и актуальна. Опыт реформирования российского общества за последние десяток лет все яснее высвечивает идею, что причина неудач не в природных условиях, не в социальной организации, не в других внешних обстоятельствах, а в людях, в человеческом, субъективном факторе. Сказать проще: мы не знаем того, кто мы на самом деле и чего честно хотим. То ли мы «обломки» социализма, то ли «ростки» капитализма», то ли искусственно возрожденные, реанимированные православные и мусульмане, то ли не изжитые, лежащие в коме коммунисты или выкидыши демократии. То ли мы европейцы, то ли азиаты, то ли евразийцы, то ли неизвестно кто. И с целями непонятно: то ли хотим возродить феодализм, то ли построить капитализм, то ли сохранить и улучшить социализм. «Кораблю, который не знает, куда плыть, ни один ветер не будет попутным», — гласит древняя мудрость. Общество и люди, которые не ведают самих себя и того, что им нужно, никогда не смогут создать справедливое общество и быть счастливыми. Чтобы самоутвердиться, необходимо самоопределиться.

Работа профессора В.Ф. Сафина посвящена исследованию процессов и категорий самоопределения, самоактуализации, самореализации, идентификации личности, которые представляют собой инструментарий овладения человеком своей духовной жизнью на пути к самоутверждению.

Мастерство автора проявляется уже в критической ревизии литературы по данной теме. Нет часто встречающегося у многих ученых последовательного из изолированного друг от друга рассмотрения отдельных произведений. Широкая эрудиция и профессиональная память позволяют автору свободно плыть в любом направлении и вести сравнительную тематическую критику одновременно множества трудов. Самостоятельность мышления и творческий потенциал наиболее ярко проявляются при этом не столько в критике, сколько в «позитивном мышлении»: найти в текстах коллег рациональные зерна, которые помогают выстраивать собственную концепцию. Литературные способности видны в интересном опыте композиции в виде диалога между разными авторами. На страницах «Самоопределения личности» ведут спор представители разных эпох, стран и мировоззренческих симпатий. Автор книги выступает своеобразным руководителем «круглого стола» и равноправным участником со своей оригинальной и аргументированной позицией. Автор вторгается в спор между признанными мэтрами Ж. Пиаже и Л.С. Выготским, А.В. Петровским и И.С. Коном, П.Я. Гальпериным и А.Г. Асмоловым, между К.А. Абульхановой-Славской и А.В. Мудриком.

Несомненной находкой, придающей свежесть тексту и возбуждающий творческий азарт читателя, является ввод в научный спор фольклорных элементов. Научное исследование как удел узких специалистов разрушается, расширяет границы. На трибуне научных споров вдруг появляется «господин народ». Восхищает и смелость автора монографии, и мудрость нашего народа. В.Ф. Сафин приводит критерии «понимания аксакалами-башкирами социально зрелой личности»1. Сомневаюсь, что в разработках какого-либо ученого в такой ясной, понятной и краткой форме дано резюме практического опыта и эмпирической мудрости целого народа, накопленных в течение многих столетий. Эту оценку некоторые исследователи могут не разделять, как коллега, который заявил, что «не следует путать божий дар с яичницей», отстаивая особое место научной деятельности, не доступной непрофессионалам. Такой снобизм, в данном случае, совершенно не оправдан, ибо в названии книги В.Ф. Сафина есть обещание соединить «теоретические и эмпирические аспекты исследования». Урожай «полевых экспедиций» и есть фольклорная мудрость народа, где как нигде более2концентрированно выражается эмпирический опыт веков и поколений. Книга профессора В.Ф. Сафина, вышедшая в издательстве «Гилем», несомненно, имеет общественное значение, ибо является весомым вкладом в психологическую науку. Содержание монографии станет предметом заинтересованной дискуссии коллег на страницах специализированных журналов. Что-то за нас определяет судьба: например, мы не выбираем ни времени, ни места своего рождения, и родители нам даны волей случая, как и родная земля. Когда человек становится способным к «самоопределению», вокруг него уже существует мир, доставшийся ему от предыдущих поколений. Большинство людей ограничивает свое самоопределение, а тем самым и смысл жизни, лишь саморегуляцией: стремясь слепо соответствовать наличным общественным стандартам и нормам, чтобы обеспечить свое материальное благополучие. Такая саморегуляция ради материального и духовного благополучия — естественный элемент жизни человека, но она не исчерпывает всего процесса самоопределения, как, впрочем, и «самоактуализация» и «самореализация», «идентификации», уже не говоря о самоутверждении, считает профессор В.Ф. Сафин. В книге можно найти методы экспериментального измерения саморегуляции в самоопределении личности, которые убедительно доказывают, что такая подмена («смещение») приводит к деформации ответственности личности перед собой, семьей, родными, согражданами, обществом, человечеством. «Ядерным образованием» ответственности, утверждается в монографии, являются проблемы смысла жизни и совести, которые актуализируются лишь в процессе самоопределения и самоутверждения личности. В оригинальной и, по причине этого, дискуссионной структуре ответственности, разработанной в лаборатории практической психологии, руководимой профессором В.Ф. Сафиным, главенствующее место отводится категориям «свобода», «право выбора», «совесть», «честь», «патриотизм». Именно ответственность в концепции Сафина В.Ф. является системообразующим свойством самоопределяющейся и самоутверждающейся личности. Он пишет: «Саморегуляция, осуществляясь на всех уровнях активности субъекта самоопределения, опосредуется личной ответственностью за все планируемое и совершаемое»2. Уже в этом кратком перечислении анализируемых категорий видны разные уровни психологического механизма самоопределения личности: от собственной персоны до истории человечества.

Несомненным достоинством работы является умение автора переходит от рассмотрения совокупности психологических элементов к предельным философским обобщениям, увидеть сущностные характеристики за разрозненными отдельными сферами жизнедеятельности человека. «Самоопределение нами понимается, — пи-

шет В.Ф. Сафин, — как осознание личностью своих: а) возможностей, склонностей, способностей — потенций («могу»); б) потребностей, желаний, интересов, хотений - интенций («хочу»); в) относительной устойчивых, устоявшихся, закрепившихся психофизиологических, характерологических качеств — поссиденций («имею»); соотнесение их с теми требованиями, которые предъявляются социальной ситуацией (людьми, обществом), и на их основе постановка цели и претворение ее в жизнь»3. Грандиозная по масштабам своих возможностей человеческое «Я», которое может быть рассмотрено по компонентам, по структуре, по функциям, по измерениям, по фокусированности внимания на себе, по сферам и уровням «самости», а также по многим другим аспектам, в процессе самоопределения личности оказывается связывающим звеном: оно интегрирует субъективно-внутреннее и внешне-социальное, идеально-духовное и материально-предметное, природное и социальное. Самоопределение неразрывно с самопознанием, которое, «возникая и формируясь в деятельности и общении, побуждает, направляет и регулирует деятельности личности, а рефлексивные процессы выступают как их условие и необ-ходимость»4. Профессиональный ученый, понятно, не может игнорировать того факта, что в нашей жизни материальные (природные и социальные) детерминанты являются первичными, главенствующими, что и видно из выше приведенных слов. Но порой увлеченность своими аргументами, на наш взгляд, приводит автора к некоторым дискуссионным неточностям. В.Ф. Сафин утверждает, что «Я» — результат, определенный итог социального развития субъекта, поэтому оно более позднее образование, чем субъект деятельности и знания»5. Как известно, «Я» человека формируется («просыпается») к 4—5 годам как механизм самоидентификации. Проще говоря, это тот внутренний механизм, с помощью которого человек будет узнавать себя в себе и для себя в течение всей жизни в любом возрасте, в любой профессиональной роли, в любой должности, в здравии и болезнях тела, с любыми дипломами или без, при любых накопленных в течение жизни знаниях и опыте. Если нет этого инвариантного по отношению ко всем внешним и внутренним изменениям состояния, как может человек быть субъектом знания и деятельности? Это реплика — свидетельство того, что работа стимулирует работу мысли читателя, заставляет внимательнее присмотреться к себе, формирует желание узнать самого себя поближе. Казавшимся самоочевидным убеждение, что каждый из нас знает самого себя и знает до конца, начинает уже представляться не таким очевидным.

Хотелось бы отметить еще одну особенность работы. Она написана с нескрываемой любовью к человеку, особенно к личности ребенка6. Иначе, вероятно, нет и не может быть истинной психологической работы. Область, в которой В.Ф. Сафин ищет истины «бытия человека», требует особой духовной установки ученого. Если минералы, растения и даже животных можно изучать, оставаясь эмоционально к ним нейтральным, в науках о человеке такой подход невозможен. Погрешности и искажения будут настолько значительными и существенными, что полученные результаты при всей научной скрупулезности окажутся неизбежно ложными.

Автора книги отличает высокий профессионализм, широкая эрудиция, самостоятельность и логичность мышления, незаурядный творческий потенциал, литературное мастерство изложения, а также умение сочетать в едином тексте результаты эмпирических исследований и глубинных теоретических обобщений. Все сказанное позволяет утверждать, что профессор Вадим Фатхиевич Сафин не просто определился в этой жизни, а достаточно серьезно и прочно самоутвердился.

Книга содержит опыт нескольких десятилетий профессионально теоретической и практической работы. Поэтому она может быть полезной не только профессиональным научным работникам-теоретикам и тем, кто в своей жизни так или иначе сталкивается с задачами обучения и воспитания, но и широкому кругу людей, кому не безразличны как собственная судьба, так и будущее родной страны.

1 Сафин В.Ф. Самоопределение личности (теоретические и эмпирические аспекты исследования). Уфа: Гилем. 2004. С. II.

2 Там же. С. 37.

3 Там же. С. 78.

4 Там же. С. 82.

5 Там же. С. 79.

6 См. описание собственных наблюдений автора над детьми. Там же. С. 186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.