Научная статья на тему 'Человек разумный в современном обществе: Pro et contra'

Человек разумный в современном обществе: Pro et contra Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
67
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кошелев П. О., Соколов А. В., Григорьев Н. С.

В данной работе рассматривается проблема идеологизации современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек разумный в современном обществе: Pro et contra»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2012. Volume 2. Issue 11

ID: 2012-11-35-A-1783 Оригинальная статья

Кошелев П.О., Соколов А.В., Григорьев Н.С.

Человек разумный в современном обществе: Pro et Contra

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии Резюме

В данной работе рассматривается проблема идеологизации современного общества.

Ключевые слова: идеологизация, мышление

Цель нашей работы: рассмотреть проблему идеологизации в современном обществе, и выявить ее основные причины.

Задачи: Проанализировать проблему и предложить путь ее решения.

Актуальность данной темы обуславливается сложившейся политической ситуацией, реформами в системе образования, переходом в постиндустриальное общество и снижением общего культурно-этического уровня общества.

«Cogito, ergo sum» (Р. Декарт)

Рассматривая общественные науки, с определенной долей уверенности можно сказать, что все они в основе своей идеологичны. Данное утверждение справедливо и для философии. Идеология рассматривает социальное бытие сквозь призму групповых и классовых интересов, демонстрируя нам то, что должно быть в социальном мире, и чего в нем быть не должно.

В современном обществе создаются предпосылки формирования «механизированной» личности, ибо зачастую мы сталкиваемся с людьми, которые с раннего детства находились во власти различных догм и авторитетов, следствием чего является отсутствие умения размышлять независимо и творчески, принимать собственные решения и жить автономно. В настоящее время с раннего возраста у детей формируется «шаблонное мышление», их ставят перед необходимостью выбирать между «А» и «С» (Единый государственный экзамен», введенный в 2009 году), лишая возможности мыслить гибко и творчески, несхематично.

Следующей основополагающей предпосылкой формирования нового типа личности в современном нам обществе является переизбыток окружающей нас информации. Человеку становится весьма сложно найти полноценную «пищу для ума», он постепенно привыкает к столь удобному шаблонному мышлению, и перестает думать!

Отдельно хотелось бы отметить духовно-нравственные проблемы современной молодежи. В XXI веке очевиден столь болезненный для современного общества процесс переоценки ценностей, формирование новых мировоззренческих установок. Сталкиваясь с взрослой жизнью, молодой человек сталкивается с целым рядом проблем:

• Желание больше зарабатывать, при этом как можно меньше интеллектуально затрачиваясь. Это, на наш взгляд, связанно с отсутствием у молодежи стимула к труду, самосовершенствованию.

• Проблемы самоидентификации и самореализации. Современная молодежь, живущая в век перемен, становления новых ценностных ориентиров и поведенческих стратегий, вынуждена формировать эти самые ценности самостоятельно, успевая при этом ориентироваться в столь быстро меняющейся социальной реальности.

По нашему мнению, с вышеизложенными проблемами успешнее справится человек свободомыслящий, самостоятельный и творческий. Именно поэтому столь актуально в современном обществе изречение французского философа-рационалиста Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» [2]. Мы не случайно выбрали именно это высказывание в качестве лейтмотива в раскрытии нашей темы. Как было изложено выше, проблемой современного общества является стандартизация и даже механизация мышления людей. Все это сужает "свободное пространство" для творческой мысли человека. Существование человека в обществе принимает характер замкнутого циклический повторяющегося процесса. Вследствие этого происходит потеря личности в череде безликих событий. И только человеческая мысль, его способность с помощью идеи вырваться из этой рутины может индивидуализировать человека, сделать его существование более ярким и полезным как для самого себя, так и для развития не замкнутого в рамки идеологии творчества.

Одним словом, если современное общество не способно вырваться из лабиринта шаблонов и догматических положений и перейти к свободному, независимому мышлению, то минимальная творческая деятельность каждого человека может заключаться хотя бы в отборе тех самых шаблонов, которые немного удовлетворяют их нравственным и эстетическим требованиям. К таким «угодным» шаблонам можно отнести литературные произведения, философские доктрины великих мыслителей истории и современности. Современная философия, на наш взгляд, выступает в роли ориентира, направляя человека на осознание необходимости выработки собственной индивидуальной позиции, индивидуального, «нешаблонного» мышления, осознавая при этом всю степень ответственности и даже некой доли риска за принятие собственных решений и т.д.

Литература

1. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе. Издательство «Академический проект», 2011.

3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. ТОО ТК "Петрополис", 1996-1997.

4. Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

5. Барулин В.С. Социальная философия. Учебник для вузов. Издательство ФАИР-ПРЕСС, 2002.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2Gl2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.