Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
980
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ИНДИВИД / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петров И.Ф.

В современном обществе взаимодействие людей происходит на основе зависимости одного человека от другого и потребности одного в другом. Человек формирует свою идентичность под влиянием одновременно и общих для культуры в целом и особенных для субкультуры норм и ценностей. Показывается, что человек может быть субъектом социальных отношений только в той мере, в какой его деятельность сливается с деятельностью других людей, входящих в историческую общность или устойчивую ассоциацию людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON AS A SUBJECT OF SOCIAL RELATIONS

In modern society, the interaction of people occurs on the basis of the dependence of one person on another and the need of one for the other. A person forms his identity under the influence of both norms and values common to the culture as a whole and specific to the subculture. It is shown that a person can be a subject of social relations only to the extent that his activity merges with the activity of other people who are part of a historical community or a stable association of people.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И.Ф. Петров, д-р филос. наук, профессор

Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-229-231

Аннотация. В современном обществе взаимодействие людей происходит на основе зависимости одного человека от другого и потребности одного в другом. Человек формирует свою идентичность под влиянием одновременно и общих для культуры в целом и особенных для субкультуры норм и ценностей. Показывается, что человек может быть субъектом социальных отношений только в той мере, в какой его деятельность сливается с деятельностью других людей, входящих в историческую общность или устойчивую ассоциацию людей.

Ключевые слова: идентификация, общество, индивид, личность, человек, субъект.

Рассматривая проблему взаимоотношения личности и общества в условиях социального неравенства, К. Маркс уделил внимание исследованию вопроса разделения труда, так как разделение труда может рассматриваться как исторически определенный способ существования человека, формирования и проявления условий деятельности и развития социальных сообществ.

Как форма развития и углубления социального содержания человеческой жизни разделение труда строит это содержание как самостоятельную силу, противостоящую людям и доминирующую над ними. «Социальная сила, - отмечал К. Маркс, - то есть умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, - эта социальная сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой, - напротив, последняя, проходит теперь ряд фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а наоборот, направляющих эту волю и это поведение» [4, с. 33].

Это означает, что объективным основанием для идентификации человека, явля-

ется факт существования разделения труда, определяющего объективное содержание социальных сообществ, отнесение к которым и есть суть процесса идентификации.

Интересен взгляд Э. Дюркгейма на процесс индивидуального самосознания человека как части сообщества. Рассматривая основы взаимодействия человека и общества, он вводит понятие механической солидарности, характерное для простых обществ, где человек изначально включен в систему естественного разделения труда, освященную соответствующими ценностями и органическую солидарность, характерную для современных обществ, с присущим ему «рациональным» разделением труда [1, с. 235]. По его мнению, взаимодействие людей в современном обществе происходит на основе зависимости одного человека от другого и потребности одного в другом. Человек формирует свою идентичность под влиянием одновременно и общих для культуры в целом и особенных для субкультуры норм и ценностей.

Как известно понятие идентификации было впервые использовано З. Фрейдом для толкования патологической депрессии, позже для анализа процессов, с помощью которых ребенок усваивает модели поведения важных для него людей, формирует «сверх-Я», берет на себя женскую или мужскую роль. З. Фрейд интерпретирует идентификацию как бессознательный и эмоциональный процесс, связи ребенка с

родителями. Он выделил несколько видов идентификации: первичная - форма эмоциональной привязанности к матери, вторичная - выполняющая роль защитного механизма, позволяющая ребенку справится с тревогой, вызванной угрожающим авторитетом, включив в собственные действия некоторые элементы его поведения. Идентификация развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи и занимает свое место в обществе. Степень идентификации зависит от различных условий окружающей среды и, прежде всего, от качеств человека.

3. Фрейд говорил о множественности идентификации и ее социальной роли и связующих свойствах. Он писал: «Каждый индивид - это составная часть многочисленных масс, множественным образом связанных. Посредством идентификации, он строит свой идеал «Я» по различным образцам. Таким образом, каждый индивид обладает частицей многочисленных душ масс, души своей расы, своего круга, своего вероисповедания, гражданского состояния и т.п. и, преодолевая их, может подняться до некоторого уровня независимости и оригинальности» [6, с. 199].

Проблема идентификации личности представляла интерес и для Э. Эриксона. Он изучал один из видов идентификации -психосоциальный, имея в виду способность (качество), лежащее в основе биосоциальной природы, и адаптивный характер поведения человека. По мнению Э. Эрик-сона, идентификация человека формируется как этап развития его «Эго», когда подростки выбирают свою дальнейшую карьеру и становятся признанными членами общества. Именно на этом этапе человек идентифицируется, пробуя различный образ жизни и планы карьеры. В конце подросткового возраста процесс стабилизируется, и человек чувствует себя непринужденно в процессе идентификации.

Э. Эриксон рассматривает детство человеческой психики как основной этап формирования общества. У человека долгое детство, которое превращает его технически и умственно в виртуоза, но также оставляет эмоциональную незрелость на всю жизнь. Постоянство в развитии благо-

приятно влияет на сохранение целостности человека, помогает продуктивно идентифицировать себя с определенными ценностями (образами, ориентациями).

По словам Э. Эриксона, человек на протяжении всей своей жизни от первого побуждения до последнего вздоха формируется в группах с географической и исторической согласованностью: «...семье, классе, общине, нации. Будучи всегда организмом, ЭГО и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Его тело подвержено действию боли и напряжения, ЭГО - действию тревоги, а как член общества, он чувствителен к страху, исходящему от его группы.» [7, с. 25]. Он ввел понятие кризиса личностной идентификации, в котором подчеркнул его неразрывную связь с кризисами социального развития. Э. Эрексон рассматривал индивидуальные кризисы и кризисы общества как особый поворотный момент в развитии личности, когда создаются мотивы для создания элементов новой идентификации. Эта позиция весьма интересна тем фактом, что кризисы личной идентификации прямо пропорциональны кризисам социального развития. Основная идея концепции Э. Эриксона о процессе формирования идентификации заключается в том, что общество отфильтровывает для ребенка социально значимые для социума модели, привычки, черты характера, профессии, идеалы.

При изучении проблемы идентификации личности нельзя не упомянуть Ч. Кули, Дж. Мида, Т. Шибутани, представителей символического интеракционизма, в рамках которого возникает возможность исследовать динамику и характер взаимодействия человека и общества, так как важнейший посыл интеракционизма заключается в том, что становление рефлексивного социального «Я» происходит в процессе взаимодействия с другими людьми [5].

Способность осознавать свое «Я»" в обществе развивается через то, что Дж. Мид призывает «принятием на себя роли другого или принятием отношения других к себе самому». Посредниками в этом процессе являются значимые «Дру-

гие» - в первую очередь, родители, родственники, друзья. В случае более сложного взаимодействия учитывается и обобщается мнение группы относительно общего объекта взаимодействия, то есть принимается роль «Обобщенного другого», под которым Дж. Мид понимает набор безличных установок, норм и ценностей общества [8, с. 94].

Таким образом, изучение специальной литературы позволяет прояснить научное понимание идентификации путем соотнесения этого явления с другими важными

или иначе, возможности личного выбора, по мнению ученых, крайне ограничены, системные свойства общественной организации (экономика, культура или их интеграция) сильно доминируют. Это означает, что, например, в кризисном обществе пространство для самоопределения детерминируется внешними условиями структурного кризиса, и идентификация (обусловленная претерпевшими изменениями институциональными, социально-нормативными и др.), будет утрачиваться или изменяться.

феноменами личностного развития. Так

Библиографический список

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М.: Наука. 1991. - 572 с.

2. Ионин Л.Г. Георг Зиммель - социолог. - М.: Наука. 1981. - 169 с.

3. Маркс К,, Энгельс Ф. Производство, потребление, распределение, обмен (обращение) // Полн. собр. соч. - М.: Политическая литература. - 1958. - Т. 12. - С. 709-738.

4. Маркс К., Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений //Полн. собр. соч. М.: Политическая литература. - 1958. - Т. 3. -С. 15-78.

5. Петрова С.И. Трансформация смыслообразования массовой культуры в постмодерн // Миссия конфессий. - 2019. - Т. 8. №4 (39). - С. 397-405.

6. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я. М.: Мерани. 1990. 228 с.

7. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Ленато, ACT, 1996. - 592 с.

8. Mead G.H. Self and Society. - Chicago, 1934. - 258 p.

PERSON AS A SUBJECT OF SOCIAL RELATIONS

I.F. Petrov, Doctor of Philosophy, Professor

Academy of Marketing and Social Information Technologies

(Russia, Krasnodar)

Abstract. In modern society, the interaction of people occurs on the basis of the dependence of one person on another and the need of one for the other. A person forms his identity under the influence of both norms and values common to the culture as a whole and specific to the subculture. It is shown that a person can be a subject of social relations only to the extent that his activity merges with the activity of other people who are part of a historical community or a stable association of people.

Keywords: identification, society, individual, personality, person, subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.