Научная статья на тему 'Человек как «Клеточка» социоприродного мира'

Человек как «Клеточка» социоприродного мира Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / СОЦИОПРИРОДНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / СТРУКТУРА МИРОЗДАНИЯ / СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЗИКО-БИОЛОГИЧЕСКИМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / A MAN / SOCIO-NATURAL SYSTEM / SOCIAL NATURE OF A HUMAN BEING / STRUCTURE OF THE UNIVERSE / CORELATION BETWEEN PHYSICAL-BIOLOGICAL / INTELLECTUAL-SPIRITUAL AND SOCIAL DEVELOPMENT OF A MAN AND THE MANKIND

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барлыбаев Х. А.

Рассматривается структура социоприродной системы на разных уровнях, сердцевинной «клеточкой» которой выступает человек с многогранной социальной природой. Из элементов последней развертывается многоуровневая и широко разветвленная структура социума. Подобный анализ служит методологической основой осуществления социальной активности людей в процессе организации и налаживания управления общественной жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A human being as a cell of the socio-natural world

The article studies a structure of the socio-natural system at different levels. The central cell of the system is a human being with many-sided social nature. From the latter element we have poly-leveled and widely branched social structure. Such analysis serves as a methodological ground for human social activity in public life organization and management.

Текст научной работы на тему «Человек как «Клеточка» социоприродного мира»

— Философия -----

УДК 101.1:316 Х.А. Барлыбаев

ЧЕЛОВЕК КАК «КЛЕТОЧКА» СОЦИОПРИРОДНОГО МИРА

Рассматривается структура социоприродной системы на разных уровнях, сердцевинной «клеточкой» которой выступает человек с многогранной социальной природой. Из элементов последней развертывается многоуровневая и широко разветвленная структура социума. Подобный анализ служит методологической основой осуществления социальной активности людей в процессе организации и налаживания управления общественной жизнью.

Ключевые слова: человек, социоприродная система, социальная природа человека, структура мироздания, соотношение между физико-биологическим, интеллектуально-духовным и социальным развитием человека и человечества.

В условиях современного системного кризиса человеческой цивилизации со стороны философии и антропологических наук происходит растущее осознание того, что источник и корень всех общественных потрясений кроется в сущности, внутренней природе самого человека как фрактала, клеточки многогранного социоприрод-ного мира, сердцевиной которого он является. Известно положение о том, что человек представляет собой совокупность общественных отношений и является воплощением всех атрибутов и свойств человеческого общества [1]. Исходя из этого можно утверждать, что не только человек представляет собой совокупность общественных отношений, но и общество и все человечество в целом выступают как развернутое воплощение его свойств и атрибутов. Иными словами, человечество есть развернутый человек, в их структуре и в целом имеются элементы, играющие одинаковые роли, выполняющие аналогичные функции. Разделение труда, существующее в обществе, выступает как своеобразное повторение функций человеческих органов, той деятельности и тех действий, которые в жизни осуществляет отдельный человек.

Так, действия человека по добыванию и производству пищевых продуктов в историческое время перерастают в сельскохозяйственные отрасли и агропромышленные комплексы; ремесло - в многочисленные отрасли промышленности; сооружение жилищ и постройка дома -в строительные комплексы; использование мускульной энергии и силы животных - в мощные энергетические системы; передвижение на собственных ногах и на жи-

БАРЛЫБАЕВ Халиль Абубакирович - д.э.н., профессор кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС при Президенте РФ.

E-mail: [email protected]

вотных - в широко разветвленные транспортные отрасли; стремление к изучению окружающего мира из любознательности и с целью лучше обустраивать свою жизнь - в многоуровневую образовательную систему, науку и т.д. Сигнальная система, возникшая путем естественного отбора на базе необходимости удовлетворения широкого круга потребностей людей через их общение посредством языка, речи и письменности, с развитием цивилизации разворачивается в гигантские информационные системы в виде почтовой связи, телеграфа, телефона, телевидения, интернета и множества других средств массовой информации и взаимного общения.

Особой сферой взаимообусловленности человека, с одной стороны, и развития и функционирования общества, - с другой, является то, как мозг в качестве управляющего элемента всеми действиями человека перерастает в своего рода общественный управляющий элемент в виде широко разветвленной системы управления всей жизнедеятельностью общества (человечества). Самоуправление человека осуществляется деятельностью его мозга, самоуправление же общества обеспечивается посредством авторитарно или демократически установленного управляющего органа или субъекта. Первоначально такими субъектами были вожди стада, племени, рода, затем ханы, князья, цари, императоры, короли, президенты и др. Со временем возникают государственные органы как общественные управленческие центры. Управление функционированием организма человека и его деятельностью мозг осуществляет с помощью нервной системы, имеющей соответствующие рецепторы и сигнальный механизм [2]. Воспринимая от этой системы соответствующие сигналы, мозг управляет всей жизнедеятельностью человека.

Поскольку человечество в целом есть развернутый человек, то и у него должен быть управленческий мозговой

1G9

центр, управляющий своим носителем - человечеством, подобно человеческому мозгу, управляющему человеком как своим носителем. Кроме того, у него должна быть соответствующая сигнальная система, подобная нервной системе человека, обеспечивающая управляющий центр необходимой информацией и помогающая ему управлять жизнедеятельностью человечества. В настоящее время такой управленческий мозговой центр и сигнальная система у человечества еще отсутствуют.

Человек находится в неразрывной биологической связи с окружающей природой, что предполагает необходимость изучения его физической природы в системе всеобщих синергетических связей мироздания, а не просто исследования механизмов функционирования человеческого организма как закрытой системы, как это имеет место в антропологии [3]. С другой стороны, социальная и духовная сущность человека находится в неразрывной связи с жизнедеятельностью общества, что предполагает изучение его сущности путем раскрытия его интеллектуально-духовного мира, а также места и роли в системе всеобщих синергетических общественных связей в социуме. По мере своего совершенствования социальная и духовная природа человека достигнет такого уровня, когда мерилом деятельности каждого человека на Земле будет выступать его неравнодушное отношение и участие в судьбе всего человечества и каждого человека на Земле. Пока такое положение не достигнуто, в разных людях в различной степени в остаточном виде продолжают сохраняться элементы нечеловеческой и не-дочеловеческой животной натуры, преобладающей над его человеческой природой.

Нынешние конкретные глобализационные процессы, подводящие к изложенному выводу, предопределяют необходимость рассмотрения взаимосвязей человека с окружающей средой исходя из отношений в масштабе всего человечества как единой системы и земной природы как целостности. Далее возникает необходимость рассмотрения как единой системы всей земной и околоземной природной среды вместе с человечеством, а затем и всего мироздания вместе с Землей и всеми ее обитателями. Таким образом, с точки зрения философской антропологии можно выделить своеобразную «матре-шечную» структуру мироздания: человек - человеческие сообщества - человечество в целом - биосфера земли

- структура планеты Земля - околоземное окружение -Солнечная система - Космос - Вселенная - Мироздание в целом. Как видно, исходным внутренним элементом данной структуры выступает человек [2].

Как отмечалось, с синергетических позиций каждый внутренний элемент этой структуры выступает как открытая самоорганизующаяся система в отношении последующего внешнего элемента и - через него, опосредованно - всех остальных элементов мироздания. Соответственно все элементы, особенно смежные, между собой состоят во взаимоотношениях термодинамическо-

го обмена и энтропии; каждый элемент самоорганизован и находится во внутреннем равновесии, но в неравновесном состоянии в отношении внешнего элемента; все элементы развиваются нелинейно, через флуктуацию и бифуркации, под воздействием различных аттракторов. Вся система мироздания, в том числе и человек, находятся в процессе универсального эволюционного развития

[3].

В отличие от других представителей животного мира человек с самого начала своего возникновения сознательно образовал определенные сообщества: стада, колонии, организованные группы, семьи, роды, племена, общины, догосударственные образования (союзы племен, княжества, графства, ханства и т.д.), а в последующем разного вида рабовладельческие, феодальные, капиталистические государства, а также союзы государств. Современный человек пытается формировать так называемые социально ориентированные государства, объединяется в партии и множество других коммерческих и некоммерческих организаций, т.к. не может жить без общения с себе подобными.

С момента зарождения человечества между людьми на земле появляются и распространяются различного рода человеческие связи: материальные, социальные, политические, интеллектуальные, творческие, духовноэмоциональные, этические, эстетические и т.д. В последующем эти связи расширяются, углубляются, становятся разнообразнее, крепче и устойчивее. Они прогрессируют через многовековую историю человечества как биосоциального вида живых существ на Земле, приводят к охвату многогранными связями людей сначала в отдельных местностях, регионах, странах, континентах, а затем в масштабе всей планеты, ведут в конечном счете к жизни человека в глобализированном мире.

Зарождение и развитие указанных выше связей между людьми представляет собой процесс социогенеза в человеческой жизни. Социогенез есть поступательный процесс «очеловечивания» человека как биологического вида, приобретения им сущностных человеческих черт, отдаляющих его от животного состояния, опережающего наполнения в его содержании как «био+социальном» существе «социального» начала. Социальная жизнь человека есть определение, абстрактно характеризующее собственно социальную компоненту в жизни человека отдельно от биологической компоненты. Человек как биосоциальное существо в течение многих веков постепенно и в расширяющейся мере отходит от животного состояния. Его био + социальное содержание в возрастающей степени наполняется со стороны социальных компонентов: сознания и мышления, речи, межличностных отношений и общения, сознательной совместной деятельности, эмоционального разнообразия, чувства красоты, общечеловеческих норм и ценностей жизни и т.д.

Глубинной движущей силой становления социума в виде различных человеческих сообществ выступает не-

обходимость удовлетворения разнообразных потребностей людей. Без создания множества коллективных форм своей жизнедеятельности человек не смог бы удовлетворить его растущие, расширяющиеся и возвышающиеся потребности. С другой стороны, эти же потребности способствуют возникновению у человека сознания. Последнее, в свою очередь, приобретая относительно самостоятельный характер, принимает обратное активное участие как в развитии, расширении и возвышении самих человеческих потребностей, так и в развитии социума, в формировании человеческих сообществ.

Первоначально, на ранних этапах формирования человеческого общества, сознание людей объединяло и цементировало их отношения через интеллектуальные и духовные связи, передачу опыта, навыков и знаний из поколения в поколение. Носителями такого сознания и движущей силой формирования человеческих сообществ, очевидно, были вожаки стад и колоний, вожди и старейшины общин, племен и родов, правящая верхушка древних государственных образований. Самую выдающуюся роль в становлении человеческих общностей и цивилизаций сыграло религиозное сознание людей. Именно религии, особенно мировые, в течение многих тысячелетий служили идеологической основой государственного устройства, развития образования, культуры и искусства, семейной жизни, всей жизнедеятельности людей. Тем самым религия выступает мощнейшим средством коллективизации человеческой жизни, формирования социума.

Абстрактно рассматриваемые социальные отношения между людьми осуществляются по схеме: человек

- человек; человек - сообщество людей; человек - всё человечество; сообщество людей - сообщество людей (взаимоотношения между нациями, религиозными конфессиями, государствами, партиями, объединениями людей по местожительству, работе и т.п.); сообщество людей - всё человечество. Мириады взаимоотношений различного характера на указанных уровнях составляют социальную структуру общества, невидимым образом «проникают» до каждого человека и формируют его природу.

Человек и его сообщества через взаимосвязи друг с другом образуют особую систему, всечеловеческую целостность, изолированную от окружающей среды. Через взаимосвязи люди, с одной стороны, воспитывают, поддерживают, в буквальном смысле создают, формируют друг друга. Формирование идет через материальное производство путем разделения и кооперации труда, а также через духовное и интеллектуальное производство путем обучения и воспитания. На этой почве человек с человеком строит отношения дружбы, любви и сотрудничества, создает великую материальную и духовную культуру. С другой стороны, отношения людей нацелены на взаимное уничтожение, эксплуатацию, ограбление и надувательство. С этим связано существование армий, право-

охранительных органов, полиции, тюрем, охранных органов и систем, социальных столкновений и партнерств, войн, восстаний, геополитической напряженности, гонки вооружений, международного терроризма и т.д. Следовательно, указанная общечеловеческая обособленная система варится в собственном соку, формируя себя и обустраивая свою жизнь, вовлекаясь во внутреннюю междоусобную борьбу и самоуничтожение, при этом в процессе всей своей указанной жизнедеятельности одновременно высасывает жизненные соки из окружающей среды, грабит и уничтожает ее.

Таким образом, человечество отрывается, самоот-чуждается от системы единой вселенской жизни, в том числе от всей живой и неживой природы на Земле, создает свой замкнутый, антропоцентристский мир, изолированную систему воспроизводства своего существования, используя вселенскую систему, ее ресурсы в качестве внешнего, дарового источника обеспечения своей жизнедеятельности. Движущей силой этого процесса выступают естественно обусловленные эгоистические потребности и желания отдельных индивидов, складывающиеся в миллиарды желаний и потребностей в масштабе человечества.

В докапиталистический период ввиду слабой вооруженности труда, отсутствия стимулов и возможностей неограниченного увеличения и накопления капиталов, потребности и желания удовлетворялись в разрозненных хозяйствах и не оказывали необратимого, разрушающего воздействия на природу. С развитием же капитализма указанные желания и потребности, усиленные невиданной быстротой развития науки и техники, появлением возможности осуществления самовозрастания и накопления капиталов в отдельных руках, приобретают демонический характер, удовлетворяются через погоню за прибылью и превращаются в источник угрозы необратимого разрушения окружающей человека среды. Такое воздействие человечества на нее имеет двоякий характер и соответственно предполагает двоякую оценку. С одной стороны, возможно, что это развитие осуществляется в русле закономерностей развития Вселенной и планеты Земля. Современная наука способна обеспечить использование технологий, протекающих в русле естественноприродных процессов, осуществлять безотходное и безвредное воспроизводство ресурсов, не оказывающих отклоняющего и разрушающего воздействия на нашу биосферу.

С другой стороны, уже накоплены многочисленные факты губительного влияния современной «цивилизации» на естественный ход развития жизни на земле, о необратимых результатах разрушения, отравления и отклонения от нормального хода развития многих элементов природной среды. «На первый план теперь выходит не угроза одномоментной гибели людей в результате ядерного катаклизма, а вероятность еще более мучительного исчезновения всего рода человеческого» [2, с. 16].

Как отмечалось, человеческое в человеке существует лишь в условиях перманентного взаимного общения между людьми, в процессе которого образуется своеобразная эмоциональная, духовная и интеллектуальная субстанция - сложноорганизованная система отношений и связей между людьми на разных уровнях и в сферах. В эту систему входят любые формы отношений и связей между любыми субъектами: в магазине между покупателем и продавцом; пассажирами в купе поезда; ежедневно между мужем и женой; чиновником и гражданином; политическими партиями и их программами; между государствами; религиозными конфессиями; философскими и научными школами; между цивилизациями и т.д. Такие связи и их отношения могут осуществляться в различных формах, через разные сигнальные системы и механизмы: словами, письменно, физически, взглядом, интуитивно, мысленно, через литературу, разные жанры искусства, политические декларации, средства массовой информации, по интернету и т.п.

Общение есть специфическое свойство человека, форма проявления и способ существования присущего только ему сознания, мысли, памяти, интеллекта, эмоции, духовности, нравственных и эстетических ценностей, философских, научных, идеологических и политических воззрений. В конечном счете в процессе общения происходит обмен, слияние или столкновение различных мнений, взглядов, мировоззренческих ценностей, политических позиций и т.п.

Первоначальные искры сознания и интеллекта, зачатки нравственности и духовности возникли ещё на заре человечества, в условиях стадной жизни первобытных людей. Именно при взаимном общении во всех формах стадной жизни, при стремлении передачи от одного человека к другому, из поколения в поколение того или иного способа добычи пищи, координации действий при охоте на зверей, при защите от разного рода опасностей могли возникнуть предпосылки сознания при каждой проблемной ситуации на базе миллиардократного проскакивания электрических зарядов и наступления физиологических взаимодействий между нервными клетками и отделами мозга. Выстраивается своеобразная замкнутая цепь взаимообусловленных явлений: потребности людей заставляют их действовать; необходимость обеспечения эффективного удовлетворения этих потребностей вызывает коллективность действий; последняя обусловливает зарождение сознания; сознание способствует развитию и расширению исходного элемента цепочки - потребностей, совершенствованию средств и способов, росту эффективности их удовлетворения.

Элементы указанной цепочки, взаимно воздействуя друг на друга, приводят к развитию, росту и расширению каждого из них. Так, от эпохи к эпохе в истории существования людей на планете становятся всё изысканнее, возвышеннее и шире их материальные потребности и способы их удовлетворения. Всё это способствует по-

следовательному развитию различных форм коллективности людей: стадо - племя - род - народность - нация

- государство; кооперация - мануфактура - предприятие

- компания - отрасль - транснациональная корпорация. Всё это сопровождается увеличением и совершенствованием человеческого мозга, развитием сознания, «ответвлением» от него различных проявлений интеллекта, духовности, психики, нравственности, эмоционального богатства человеческой жизни. Более того, сознание человека развивается не только во взаимосвязи с его материальными потребностями, но и способствует появлению самостоятельных нематериальных интеллектуальных, духовных, психологически-эмоциональных потребностей, а также их удовлетворению через развитие самостоятельных форм нематериальной жизни: религии, мифологии, философии, науки, культуры, искусства, литературы и т.п.

Особенностью положения человека в системе мироздания является то, что аттракторы его развития имеют широкий и разветвленный характер, но они могут быть сгруппированы по двум основным и одному промежуточному направлениям. Во-первых, физико-биологическое развитие человека происходит по линии его синергетических взаимосвязей с естественной природой, со всеми биологическими, химическими, физическими и иными естественно-природными процессами, происходящими между ним и окружающим его миром.

Во-вторых, интеллектуально-духовное развитие человека происходит через аттракторы, действующие по линии его синергетических взаимосвязей с социумом, с окружающими его людьми и в конечном счете с человечеством в целом. На этой базе возникает и само же этому способствует человеческое сознание, которое, зародившись на заре появления и начала восходящего развития человека на Земле, передаваясь из поколения в поколение через обучение и воспитание, превратившись в его безусловные инстинкты и условные рефлексы, проникнув в механизмы его генетической наследственности, помогало формированию современного интеллектуально и духовно богатого биологического вида - человека. Человеческие сообщества, образованные людьми путем их взаимного общения, вступления во взаимосвязи и взаимоотношения, функционируют как самоорганизующиеся системы, создают для человека мощные аттракторы и способствуют развитию у него мышления, речи, памяти, психики, эмоций и всего того интеллектуального и духовного богатства, которым он обладает. Конечным человеческим сообществом выступает все человечество в целом.

В-третьих, в промежутке между изложенными двумя основными естественно-природным и интеллектуальнодуховным направлениями связей человека с окружающим миром, под руководством своего сознания он создает и помещает между собой и этим же миром искусственные структуры и среду - мир материальных вещей,

орудий труда, технику, технологию, вооружения, интеллектуальные машины, средства культуры, искусства и т.п. Вступая во взаимоотношения с ними, человек через них вступает в естественно-природные отношения с окружающей средой и интеллектуально-духовные связи с себе подобными, с социумом. Естественно, на всех указанных направлениях развития человека действуют законы синергетики, на всех из них он находится в состоянии термодинамического обмена с окружающей средой, уменьшения, сохранения или возрастания энтропии, физического и интеллектуально-духовного расцвета или деградации.

Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами. В конечном итоге все эти явления выливаются в ныне существующие кризисные процессы как в жизни отдельно

взятой личности, так и окружающей его социоприрод-ной системы в целом. Закономерным выводом из этого утверждения является то, что, охраняя окружающую среду, человек тем самым обеспечивает собственное выживание, формирует надежное будущее для последующих поколений людей. Как пишет Е.Н. Князева: «...Пока мы не изобретем для себя лучшего будущего, мы не будем иметь никакого» [3, с. 14]. Биосфероцентризм есть такой же антропоцентризм, который отстаивают сторонники так называемого антропоцентристского подхода, предлагающего ставить заботу о человеке в центр всей системы мер по решению его жизненных проблем. Ибо без здоровой биосферы невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность человека и человечества в целом.

Л и т е р а т у р а

1. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм: концепции, подходы, принципы, перспективы. - М. : Изд-во РАГС, 2007. - 324 с.

2. Моисеев Н.Н. Быть или не быть ... человечеству? М. : Изд-во МНЭПУ, 1999. - 288 с.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М. : КомКнига, 2005. - 240 с.

Kh. A. Barlybaev

a human being as a “cell” of the socio-natural world

The article studies a structure of the socio-natural system at different levels. The central “cell” of the system is a human being with many-sided social nature. From the latter element we have poly-leveled and widely branched social structure. Such analysis serves as a methodological ground for human social activity in public life organization and management.

Key-words: a man, socio-natural system, social nature of a human being, structure of the universe, corelation between physical-biological, intellectual-spiritual and social development of a man and the mankind.

------------------------------------

УДК

В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников

экологическая картина мира

Рассмотрены основания экологической картины мира, основные концепции и их философские обобщения. Подчеркнуто значение глобальной и «глубинной» экологии. Обосновано, что особое значение для формирования этой картины мира приобретают ноосфера и планетарно-цивилизационные оболочки, которые в настоящее время формируют единую систему.

Ключевые слова: адаптация, биогеоценоз, гомеостаз, гомеостазис, доместинаты, ноосферогенез, нообиогеоценоз, биотический потенциал, сопротивление среды, популяция, трофические связи, экология, экологическая ниша, экологическое равновесие, экосистема, экосфера.

1. Основные понятия экологии

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д.филос.н., профессор кафедры философии ЯГУ

E-mail: [email protected],

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич- д.филос.н., профессор кафедры философии ЯГУ.

E-mail: [email protected]

Экология - это наука об отношениях сообществ, образуемых живыми организмами, между собой и с окружающей средой. Баланс между организмом и средой предполагает динамические равновесные взаимодействия живых существ как с неорганической, так и с органиче-

ll3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.