Научная статья на тему 'Человек и война (на материале дневника К. И. Чуковского)'

Человек и война (на материале дневника К. И. Чуковского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ К.И.ЧУКОВСКОГО КАК ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОКУМЕНТ / ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРЫ НАРОДА НА ФОНЕ РЕВОЛЮЦИЙ И ВОЙН / K.I.CHUKOVSKY'S DIARY ENTRIES AS A HISTORICAL AND LITERARY DOCUMENT / HUMAN LIFE AND CULTURE OF THE NATION ON THE BACKGROUND OF THE REVOLUTIONS AND WARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кубайдулова Айсулу Юрьевна

Дневник К.И.Чуковского, который он вел на протяжении 69 лет (1901-1969), представляет собой уникальный историко-литературный документ, отражающий культурную жизнь страны на фоне революций и войн, выпавших на долю России в XX веке. Справедливости ради следует отметить, что в своем дневнике К.И.Чуковский, как правило, обходит стороной политические вопросы, отдавая предпочтение портретным и бытовым зарисовкам, заметкам о прочитанных книгах и работе и т.п. Тем не менее, в переломные, кризисные моменты, когда привычное течение жизни подвергается резким изменениям, нельзя оставаться отрешенным. В связи с этим немногочисленные дневниковые записи Чуковского, посвященные событиям Первой мировой войны, представляют особый интерес. Вывод. Из разрозненных записей К.И.Чуковского, посвященных Первой мировой войне, складывается единая картина, отражающая страшные события, кардинально изменившие судьбу каждого отдельно взятого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSON AND WAR (ON MATERIAL OF THE DIARY OF K.I.CHUKOVSKY)

The diary of K.I.Chukovsky, which he has kept for 69 years (1901-1969), represents a unique historical and literary document that reflects the cultural life of the country on the background of the revolutions and wars that happened in Russia in the twentieth century. To be fair, it must be noted that K.I.Chukovsky in his diary usually overlooks political issues, he gives priority to portrait and domestic sketches, notes about books and works, etc. Nevertheless, in critical and crisis moments, when habitual flow of life is exposed to sudden changes, it is impossible to be detached. In this regard, a few notes in K.I.Chukovsky’s diary, which were devoted to the events of the First World War, now represent a particular interest. Conclusion. From the separated notes of K.I.Chukovsky about the First World War we can form a complete picture, which reflects the terrible events that changed the fate of every person.

Текст научной работы на тему «Человек и война (на материале дневника К. И. Чуковского)»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

УДК 930.85:82(091) (История цивилизации. История культуры (общие вопросы). История литературы) ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА (НА МАТЕРИАЛЕ ДНЕВНИКА К.И.ЧУКОВСКОГО)

© 2017 А.Ю.Кубайдулова

Кубайдулова Айсулу Юрьевна, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью.

E-mail: [email protected]

Самарский университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

Дневник К.И.Чуковского, который он вел на протяжении 69 лет (1901-1969), представляет собой уникальный историко-литературный документ, отражающий культурную жизнь страны на фоне революций и войн, выпавших на долю России в XX веке. Справедливости ради следует отметить, что в своем дневнике К.И.Чуковский, как правило, обходит стороной политические вопросы, отдавая предпочтение портретным и бытовым зарисовкам, заметкам о прочитанных книгах и работе и т.п. Тем не менее, в переломные, кризисные моменты, когда привычное течение жизни подвергается резким изменениям, нельзя оставаться отрешенным. В связи с этим немногочисленные дневниковые записи Чуковского, посвященные событиям Первой мировой войны, представляют особый интерес.

Вывод. Из разрозненных записей К.И.Чуковского, посвященных Первой мировой войне, складывается единая картина, отражающая страшные события, кардинально изменившие судьбу каждого отдельно взятого человека.

Ключевые слова: дневниковые записи К.И.Чуковского как историко-литературный документ; жизнь человека и культуры народа на фоне революций и войн.

Первое упоминание о войне связано непосредственно с ее началом: «Был у А.Ф.Кони. Он только что из Зимнего дворца, где Государь говорил речь народным представителям. Кони рассказал странное: будто, когда Государю Германия уже объявила войну и Государь, поработав, пошел в 1 ч. ночи пить к Государыне чай, принесли телеграмму от Вильгельма II: прошу отложить мобилизацию» [1, с.196]. Далее следует комментарий о реакции ближайшего окружения литератора на эту новость: «Но Кони, как и Репин, не оглушен этой войной. Репин во время всеобщей паники, когда все бегут из Финляндии, красит свой дом (снаружи) и до азарта занят насыпанием в Пенатах усадьба И.Е.Репина, ныне поселок Репино. -А.К.) холма на том месте, где было болото...» [1].

Одна из немногих заметок о начавшейся войне связана с проводами на фронт футуриста Бенедикта Лившица, с которым К.И.Чуковского связывали теплые дружеские отношения: «Война. Бена берут в солдаты. Очень жалко. Он по мне. Большая личность: находчив, силен, остроумен, сентиментален, в дружбе крепок, и теперь пишет хорошие стихи. Каков он будет, когда его коснется слава, не знаю; но сейчас он очень хорош. Прочитав в газетах о мобилизации, немедленно собрался - и весело зашагал» [1, с.195].

Впрочем, сам К.И.Чуковский на фронт не спешил. В дневнике мы находим: «У меня весь день омрачен тем, что, заглянув в свой паспорт, который я только вчера разыскал, я увидел в графе "отношение к воинской повинности" совершенно пустое место. Я отправился к воинскому начальнику с карточкой от одного чиновника - но ничего не мог добиться; сволочь писарь в Пскове - в мещанской управе спьяну не проставил, что я единственный сын!» [1, с.197] Однако стоить заметить, что это не было проявлением малодушия. К началу Первой мировой войны на содержании К.Чуковского были не только старушка-мать и жена, но и трое детей, и уход на фронт единственного кормильца, несомненно, обрек бы такую большую семью на голод.

Не секрет, что технический прогресс во время Первой мировой войны был одним из самых стремительных в истории. Первая мировая война стала полем для тестирования новых методов ведения боя и нового оружия. Она же фактически стала последней войной, которая велась традиционными родами войск - пехотой, артиллерией и конницей. И в ходе военных действий, как отмечает М.В.Оськин в книге «Крах конного блицкрига. Кавалерия в Первой мировой войне», «обнаружился бесспорный упадок конницы» [2, с. 6], которая была вынуждена соперничать с новейшими

Гуманитарные науки Humanitarian sciences

разработками. Именно там, в окопах и на передовой Первой мировой войны, мир вступил в эру технологического прорыва в сфере вооружения. Если в первых боях принимали участие солдаты, одетые в красочную форму в окружении кавалерии, то к концу войны войска были оснащены камуфляжной формой и касками, а пехота продвигалась вслед за танками или при поддержке авиации. Отголоски технического прогресса мы встречаем и в заметках на страницах дневника К.И.Чуковского: «Потом пошли - и прожекторы, которые шарят по небу, не летят ли с запада цеппелины (дирижабли. - А.К.). Я высказал уверенность, что немцы непременно на этой неделе пустят над Петербургом и Кронштадтом несколько парсифалей (тип дирижабля. - А.К.). По земле кронштадтцы уже не шарят прожекторами» [1, с.198]. Действительно, во время Первой мировой войны впервые в таких масштабах была применена военная авиация, представленная дирижаблями и самолетами.

В дневнике К.И.Чуковского мы часто встречаем заметки, которые демонстрируют оценку каких-либо событий сквозь призму чужого сознания. Так, на страницах дневника К.Чуковский отмечает взгляд анархиста П.А.Кропоткина на последние события в стране: «В последний раз, когда я видел Кропоткина, он говорил о несомненном перерождении рабочего класса после войны. - "Рабочие уже созревают для другого быта! - говорил он американцу. - Вот мистер Томсон из Клориона говорил мне, что транспортные рабочие, ткачи и железоделательные уже могли бы получить производство в свои руки and control it (контролировать его, англ. - А.К.)"» [1, с.211]. Князь П.А.Кропоткин видел в этой войне крах капиталистической цивилизации.

В дневнике К.Чуковский записывает и мысли М.Горького, посвященные начавшейся войне. С.Г.Семенова в монографии «Русская поэзия и проза 1920-1930-х гг. Поэтика - Видение мира -Философия» отмечает, что протест М.Горького против Первой мировой войны заключался в следующем: «...он оплакивает единственное - расточение и истребление самого для него энергетически высшего: мыслительного вещества, "творческого мозга", "драгоценнейшего мозга культурных наций Европы"» [3, с. 257]. В дневнике мы находим: «Горький заговорил о войне: "Ни к чему . столько полезнейших мозгов по земле зря . французских, немецких, английских . да и наших, не дурацких"» [1, с.199].

Итак, в дневнике К.И.Чуковского мы обнаруживаем разные взгляды на Первую мировую вой-

ну. В монографии «Первая мировая война в прозе русского зарубежья 20-30-х годов» Т.Н.Фоминых классифицирует эти противоположные точки зрения как оптимистическую и пессимистическую. Два противоположных взгляда - оптимистический, как у Кропоткина, и пессимистический, как у Горького, - находят отражение как в художественных, так и в мемуарных и философ-ско-публицистических произведениях того времени. Т.Н.Фоминых отмечает, что образы Первой мировой войны у писателей, придерживающихся разных точек зрения, совпадая в деталях, строятся на разных основаниях. «В контексте оптимистического миропонимания <...> мировая война показана как "порог", катастрофический переход к возрождению и спасению» [4, с.141]. «В контексте пессимистического миропонимания . военная катастрофа выглядит как концентрированное выражение абсурдности, изначально присущей всем человеческим деяниям, как еще одно лишенное всякого смысла человеческое деяние» [4]. Таким образом, сформировались два полюса, к которым, в зависимости от собственного восприятия действительности, тяготели умонастроения писателей.

Затянувшаяся война на фоне революции и смены власти привела к тому, что труд литераторов в стране перестал быть востребованным. В связи с этим в дневнике К.Чуковского мы встречаем подобные записи: «У меня все спуталось. Если война, Сытинскому (т.е. издательскому. -А.К.) делу не быть. Значит, у меня ни копейки. Моя последняя статейка - о Чехове - почти бездарна, а я корпел над нею с января» [1, с.195]. Или: «После долгих мытарств в "Ниве" иду в "Речь". Там встречаю Ярцева, театрального критика. Говорю: как будем мы снискивать хлеб свой, если единственный театр теперь - это театр военных действий, а единственная книга - это "Оранжевая книга"!» [5].

Таким образом, из разрозненных записей К.И.Чуковского, посвященных Первой мировой войне, складывается единая картина, отражающая страшные события, кардинально изменившие судьбу каждого отдельно взятого человека.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

1. Чуковский, К. Дневник: в 3 томах. М., ПРОЗАиК, 2011. Т. I. С. 196: http://e-libra.ru/read/243047-dnevnik-1901-1929.html ; http://imwerden.de/pdf/chukovsky ss v 15-ti tt tom13 2013.pdf

2. Оськин, М.В. Крах конного блицкрига. Кавалерия в Первой мировой войне. М.; Яуза, Эксмо, 2009, 448 с. С. 6.

3. Семенова, С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика-Видение мира-Философия. М., Наследие. 2001. 591 с. С. 257.

4. Фоминых, Т.Н. Первая мировая война в прозе русского зарубежья 20-30-х годов. М., Прометей, 1997. 162 с. С. 141.

5. «Оранжевая книга» - сборник дипломатических документов. Она была выпущена в издательстве «Грамотность» в 1914 г. На титуле значилось: переговоры от 10 до 24 июля 1914 года. Высочайшие манифесты о войне. Историческое заседание Государственной Думы 26-го июля 1914 года: http://1914ww.ru/dokum/191 dok/1914duma.php

THE PERSON AND WAR (ON MATERIAL OF THE DIARY OF K.I.CHUKOVSKY)

© 2017 A.Yu.Kubaydulova

Aysulu Yu. Kubaydulova, graduate student of department of the Russian and foreign literature and communications with the public. E-mail: [email protected]

Samara University. Samara, Russia

The diary of K.I.Chukovsky, which he has kept for 69 years (1901-1969), represents a unique historical and literary document that reflects the cultural life of the country on the background of the revolutions and wars that happened in Russia in the twentieth century. To be fair, it must be noted that K.I.Chukovsky in his diary usually overlooks political issues, he gives priority to portrait and domestic sketches, notes about books and works, etc. Nevertheless, in critical and crisis moments, when habitual flow of life is exposed to sudden changes, it is impossible to be detached. In this regard, a few notes in K.I.Chukovsky's diary, which were devoted to the events of the First World War, now represent a particular interest. Conclusion. From the separated notes of K.I.Chukovsky about the First World War we can form a complete picture, which reflects the terrible events that changed the fate of every person. Keywords: K.I.Chukovsky's diary entries as a historical and literary document; human life and culture of the nation on the background of the revolutions and wars.

1. Chukovskii, K. Dnevnik: v 3 tomakh (Diary: in 3 vol.). M., PROZAiK, 2011. T. I. S. 196: http://e-libra.ru/read/243047-dnevnik-1901-1929.html ; http://imwerden.de/pdf/chukovsky ss v 15-ti tt tom13 2013.pdf

2. Oskin, M.V. Krakh konnogo blitskriga. Kavaleriya v Pervoi mirovoi voine (The Collapse of Equestrian Blitzkrieg. The Cavalry in the First World War). M.; Iauza, Eksmo, 2009, 448 s. S. 6.

3. Semenova, S.G. Russkaia poeziya i proza 1920-1930-kh godov. Poetika-Videnie mira-Filosofiia (Russian Poetry and Prose of the 1920-1930th. Poetics-Vision of the World-Philosophy). M., Nasledie. 2001. 591 s. S. 257.

4. Fominykh, T.N. Pervaya mirovaya voina v proze russkogo zarubezhya 20-30-kh godov (The First World War in the Prose of Russian Emigration of the 20-30th). M., Prometei, 1997. 162 s. S. 141.

5. «Oranzhevaia kniga» - sbornik diplomaticheskikh dokumentov. Ona byla vypushchena v izdatelstve «Gramotnost» v 1914 g. Na titule znachilos: Peregovory ot 10 do 24 iiulia 1914 goda. Vysochaishie manifesty o voine. Istoricheskoe zasedanie Gosudarstvennoi Dumy 26-go iiulya 1914 goda ("Orange Book" is a collection of diplomatic documents. It was released in the publishing house "Literacy" in 1914. The title said about talks on July from 10 to 24, 1914. It was the greatest manifests of the war. The historical meeting of the State Duma happened on July 26th, 1914): http ://1914ww.ru/dokum/191 dok/1914duma.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.