Научная статья на тему 'Человек и природа в поэзии Югры'

Человек и природа в поэзии Югры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
559
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек и природа в поэзии Югры»

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 105-108

УДК 82-1 (571.122)

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭЗИИ ЮГРЫ

И. Г. Рябий

Природа и человек, их взаимоотношения - эти темы с древних пор привлекают внимание философов и поэтов. Если для древних греков природа отражает полноту бытия, то для представителя Нового времени она - объект производственной эксплуатации; спустя столетие человек рассматривается как звено в бесконечной цепи мироздания, деятельный элемент во взаимоотношениях с природой. В ХХ веке человечество из-за своего активного вмешательства в окружающую среду вплотную приближается к глобальной экологической катастрофе.

Вся динамика взаимоотношений между человеком и природой, осознанная философами, в поэзии приобретает совершенно иные очертания и масштабы. Ведь «у каждого поэта -свой, особенный образ природы» [3;4]. Даже в сравнительно молодой поэзии Югры можно наблюдать разное отношение к ней, запечатленное в образах и стилях.

Югра - один из перекрестков культур: здесь сошлись литература коренных народов Севера, не утратившая живой связи с фольклорной традицией, и русская литература во всем ее историческом многообразии. В рамках данной публикации возможно лишь наметить один из аспектов изучения: отношение к природному миру поэтов Югры.

В лирике многих коренных народов Севера природа доминирует над человеком. В поэзии Марии Вагатовой, Ювана Шесталова, Владимира Волдина, Микуля Шульгина обнаруживается крепкая связь с природной средой, родовыми идеалами. Все в ней наполнено природными образами [1,2]:

То не лес погряз в трясине, я осталась без волос» (М. Вагатова).

Мысли мои, как олени бегут, Думы мои про тайгу, про тайгу...» (В. Волдин).

Я - лебедь, Ты - озеро, Я парю

По небу, крылья свои распластав. Я пою...»

(Ю. Шесталов).

Небо голубое, Ночь светлым-светла. Помолчим с тобою, Тихая ветла»

(М. Шульгин).

И чем живее эта связь, тем острее переживание наступления цивилизации. Любое посягательство на природу, наступление цивилизации обско-угорскими поэтами воспринимается однозначно враждебно, как угроза жизни рода:

«Не выпита река, / А залита нефтью. / Не осушена река, / А закачивается по притоку в час /Каждый день /Вот уже сотни месяцев /В нефтяные пласты... / А проголодавшийся /

экскаватор, /Лязгая неистово, / Уже вынимает внутренности... / Сколько же ещё /В ней осталось воды?.. / Где та река?» (Ю. Вэлла).

Однако осознание человека в поэзии Ю. Вэллы не родовое, как у Вагатовой, а индивидуальное, романтическое, для которого мир расколот на идеальное и реальное, высокое и низкое. Абсолютное добро у него связано с национальным прошлым, традицией.

Герой у поэтов Югры, как и прежде, как и век назад, все тот же - человек «с расколотым сердцем».

Главное действующее лицо в лирике Владимира Мазина также сохраняет связь с родом-племенем:

Пишу о сломанной березе, О птице, пойманной в силки, Дрожащем зайце на морозе, О рыбе, взятой из реки...-Все о себе. Во всем частица Души раскинутой моей...

И в то же время человек у Мазина уже индивидуальность:

Услышать всем давно возможно Меня среди свободных птах».

Природные образы в большей степени выражают не родовое, а его неповторимое «я». Природа является стержневым началом и у русскоязычных авторов Югры. Она позволяет большинству из них углубиться в мир собственных ощущений и выразить тончайшие нюансы личных переживаний. Лирический герой Владимира Волковца на век очарован красотой, куда он сознательно бежит от житейских проблем, но убежать не получается: и на лесной тропинке его ожидают те же проблемы:

Как много поубавилось копытных, Клыкастых и пернатых по лесам. А сколько истребленных и забытых Не встретилось, как не искали, там. Какая философия в глубоком Забвении у нынешних отцов. Уходят в землю, зарастают мохом

Сухие лики горестных богов. Осталась некасаемая тайна. Чем далее в историю и быт, Тем жажда неизведанного, странно, Задуматься о будущем велит» (Со времени последнего потопа).

И здесь, как ни парадоксально, пересекаются разные традиции. Природа - в поэзии Юг-ры - это тот самый «необойденный дом» (В. Одоевский), о котором печется каждый по-своему. Если Владимир Волковец воспевает красоту, видит в ней сокрытый дух, то Юрий Вэлла и Андрей Тарханов пытаются ее защитить. Ведь природа для них - некое божество, а человек - двойствен. Только тому, кто служит природе и уподобляется ей, доступен священный глас дерев, язык животных. Таковыми предстают их сородичи, люди лесов и рек, а также те, кто ее часть, кто ее воспевает, остальные же - дети цивилизации. Им певцы родного края объявляют войну. Они ненавидят гремящие машины, вторгающиеся все глубже и глуб-

И. Г. Рябий. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭЗИИ ЮГРЫ

же в тайгу; чиновников, которые направляют туда эти машины; государство, которое порождает этих чиновников. Человек, оторвавшийся от природной среды, - разрушитель.

Тема природы присутствует в поэзии Петра Суханова, Виктора Козлова, Никона Сочи-хина, Дмитрия Мизгулина, Павла Черкашина, чье творчество, казалось бы, нацелено на осмысление социального бытия. Например, в поэзии В. Козлова и Н. Сочихина, чья жизнь была связана с нефтянкой, природа иногда зачастую выступает соперницей, с которой человек -труженик соревнуется в достижении своих целей:

Не для себя мы ищем нефть, А для народа.

И ты живи, старик, не дрефь Всё время года»

(Н. Сочихин)

Пуржистые ветры Югории! Опять вы напомнили мне то время, когда с вами спорили -ершистые ! - мы наравне» (В. Козлов).

Однако их лирика немыслима без образов природы; у того и другого поэта есть и свои березки и речушки:

Плачут березки. Плачут березки. Срубили подружку. Срубили... на доски...»;

Нет, я не против, что нефть мы открыли. Будем еще открывать. Против, что снова Сибирь "покорили ". Сколько ж ее покорять?» (Н. Сочихин)

«Под окнами гроздья рябины

последним огнём залились. С хорошим прогнозом с осины

багряный срывается лист...»;

И все же - годы, годы, годы! -

прикрас не нужно вам сейчас... Прошу прощенья у природы,

у вас, леса, /ручьи, у вас» (В. Козлов).

Для Суханова самая сложная загадка природы - это человек. Его разрушение - и есть разрушение природы, которое им осмыслено исторически.

У Мизгулина социальная жизнь человека осмыслена в единстве с природной:

Законы вечные природы Не отменить. Не осмеять. Другие, видимо, народы Россию будут населять...

Поэтому выходом из социального хаоса, который угрожает нашему бытию, для поэта является духовное подвижничество. Это последняя возможность противостоять катастрофическому настоящему, поэтому по мысли художника нужно признать свое поражение и обратиться за помощью к Творцу:

Покайся — и душу отпустит. Во мраке развеется бес, И с легкой, неведомой грустью Душа воспарит до небес.

Таким образом, несмотря на разность традиций, тем, типов сознаний, стилей поэты в эсхатологическом предчувствии сошлись в одном: природа - колыбель, начало человечества, ее надо сохранять. И в этом поэзия Югры демонстрирует свой взгляд на взаимоотношения Природы и человека.

Литература

1. Каргаполов, Е.П. Единение женщины и природы в творчестве хантыйской поэтессы М.К. Вагатовой; Природа во внутреннем мире В.Н. Козлова (Мегион) //Е.П. Каргаполов Творчество писателей Обь-Иртышья. Книга 2 Ханты-Мансийск, 2011. С.115-131; 132-157.

2. Рябий, М.М. Мария Вагатова - женщина песня // Михаил Рябий Объяснение в любви. Литературно-критические статьи, заметки, исследования. СПб.: Литературный фонд «Дорога жизни», 2014. С.27-33

3. Эпштейн, М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.