Научная статья на тему 'Человек и Абсолют в русской религиозной философии: свобода становления'

Человек и Абсолют в русской религиозной философии: свобода становления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
443
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / АБСОЛЮТНО СУЩЕЕ / ЛИЧНОСТЬ / СВОБОДА / ТЕЛЕОЛОГИЯ / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / THE ABSOLUTE / THE PERSON / FREEDOM / TELEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Александр Викторович

В статье описана точка зрения русской религиозной философии на личность как на становящийся Абсолют. Сообщается, что антропологически ориентированное познание предполагает наличие в бытии абсолютных оснований. Основной идеей статьи является определение личности как аспекта обнаружения абсолютных оснований эмпирического и метафизического мира. Свобода вопрошания, реализуемая в творчестве, является условием возможности раскрытия Абсолюта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality and Absolute in Russian religious philosophy: freedom of becoming

The article describes the view of Russian religious philosophy on personality as on becoming Absolute. In article it is informed, med, that anthropologically focused knowledge of the real provides presence under real of the absolute (transcendental) bases. The main idea of article is the definition of personality as an aspect of the implementation of the transcendent foundation of empirical and metaphysical being. Freedom of questioning, realized in the works is a condition for the possibility of disclosure of the Absolute.

Текст научной работы на тему «Человек и Абсолют в русской религиозной философии: свобода становления»

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011

обсуждения (как своеобразной политической социометрии) . Но для этого обществу предстоит совершить значительный отход от рациональных аргументов в пользу тоталитаризма как всеобщей регламентной защищенности и от авторитаризма как формы защиты социума с помощью уверенных в себе лидерских структур.

Отечественная социальная философия стоит перед задачей создания арены, на которой основные структуры социального бытия будут показаны как формы деятельности, общения, самореализации людей, где частная и публичная сферы будут в том понимании, в каком эти термины употребляются в мировой науке и практике.

Библиографический список

1. Хабермас, Ю. Политические работы / Ю. Хабермас. — М. ,2005. - С. 113

2. Антропенко, А. В. На пути к единству / А. В. Антропенко,

Н. К. Поздняков. — Омск, 2002. — С. 181

3. Арендт, X. Истоки тоталитаризма /X. Арендт. — М., 1996. — С. 328

4. Оруэлл, Дж. «1984» и эссе разныхлет / Дж. Оруэлл. — М., 1989. - С. 245

5. Бельков, О. Антиномии публичной власти / О. Бельков // Власть. - 1995. - №3. - С. 54-57.

6. Лапина, Н. Ю. Политическое самоопределение региональных элит / Н. Ю. Лапина, А. Е. Чирикова // Вопросы философии. -2000. - №3. - С. 102

7. Красин, Ю. А. Публичная сфера и публичная политика в российском измерении / Ю. А. Красин // Полития. — 2004. — № 3. - С. 53.

8. Бусова, Н. А. Делиберативная модель демократии и политика интересов / Н. А. Бусова // Вопросы философии. — 2002. — № 5. - С. 46

9. Лейбин, В. М. Аутизм / В. М. Лейбин // Социология: энциклопедия. — Мн., 2003. — С. 78, 79

ШКУДУНОВАЮлия Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры управления, политики и права.

Адрес для переписки: e-mail: shkudunova@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 30.03.2011 г.

© Ю. В. Шкудунова

УДК 130.33:141.5 д. в. ПЕТРОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ЧЕЛОВЕК И АБСОЛЮТ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ:

СВОБОДА СТАНОВЛЕНИЯ______________________________

В статье описана точка зрения русской религиозной философии на личность как на становящийся Абсолют. Сообщается, что антропологически ориентированное познание предполагает наличие в бытии абсолютных оснований. Основной идеей статьи является определение личности как аспекта обнаружения абсолютных оснований эмпирического и метафизического мира. Свобода вопрошания, реализуемая в творчестве, является условием возможности раскрытия Абсолюта.

Ключевые слова: философская антропология, Абсолютно Сущее, личность, свобода, телеология.

В отечественном философском сообществе вполне сложилась и может считаться устоявшейся точка зрения на процессы, происходящие в российской интеллектуальной среде в последние десятилетия, как на явления сугубо кризисные. Нередко можно услышать слова об отсутствии в России самостоятельных влиятельных философских школ и вообще о малой заметности русской философии в глобальном масштабе. К достижениям в той области, где философия в России когда-то совершила подъем и который был пресечен насильственно, серьезный и основательный возврат так и не произошел (имеется в виду возврат с попыткой конструктивной рефлексии, а не восторженной и некритичной репродукции). О русской религиозной философии, характерным мотивом которой является отчетливый акцент на антропологической проблематике, по части удовлетворительного и общезначимого решения которых сейчас наблюдается явный дефицит, некоторые авторы отзыва-

ются довольно нелестно. Например, в ее отношении весьма категорично утверждается «мертворожден-ность» и вторичность [ 1 ], либо делается указание на неудовлетворительность всех ранее имевших место вариантов ее интерпретаций как отягощенных мифоло-гичностью и некритичным отношением к предмету [2].

Все это является отражением общего характера современной интеллектуальной ситуации. А. Т. Иванов характеризует ее как негуманитарную эпоху, когда страна рассматривается как некая техносистема, а человек — как ресурс этой системы; в этом проявляется современный менеджерский стиль поведения и мироощущения [3]. Ситуация осложняется тем, что гуманитарная интеллигенция сделала резкий разворот в сторону негуманитарной работы внутри гуманитарной сферы, и знание о мире стало восприниматься как знание техническое. В этих характерных особенностях современной отечественной философии проявляет себя далеко не новый соблазн

мыслить человека «технически», преимущественно в связи с модусом его эмпирического существования.

С уверенностью можно сказать, что в видоизмененном облике повторяется ситуация, которую спровоцировал позитивизм в своих притязаниях на абсолютизацию научного способа мышления и которому оппонировала трансцендентальная философия в Европе и ее религиозно ориентированное крыло в России. В ответ позитивизму и его претензиям Н. А. Бердяев бросал упрек в «подрезывании крыльев человеку», в отсутствии в нем «творческой избыточности познания» и даже в «усталости сознания» [4]. Поскольку и позитивизм — основной оппонент русской религиозной философии — и его современные эманации типа синергетики весьма схожи в своих устремлениях, то эти слова не утратили актуальности и по сей день.

В настоящее время все чаще звучит мнение о необходимости возвращения философского вопроша-ния от частнопроблемной тематики к онтологической, поскольку прямое обращение к онтологическим проблемам позволяет (но, конечно, отнюдь не гарантирует) сформировать целостное, непротиворечивое, а главное — человекоразмерное понимание мира. На протяжении всей своей истории философия стремилась быть строгим знанием, вопрошающим о сущем в его предельных условиях. Когда совершилось становление науки как способа мышления об эмпирическом мире, тогда философия в лице рационализма стала стремиться к организации себя по наукообразному образцу, пытаясь стать наукой о всеобщих основаниях бытия. Однако герменевтическая и экзистенциальная философские традиции утверждали, что философия есть искусство, причем для герменевтики это было искусство интерпретации текста, а для экзистенциализма — искусство удивления миру, чьи основания лежат за пределами человеческого сознания и одновременно укоренены в нем возможностью их понимания. Будучи двумя ипостасями одного явления — мышления как возможности понимания — герменевтика и экзистенциализм выводят общее для себя понимание философии как искусства вопрошания к основаниям мышления, формулируя общий вопрос философии в виде выяснения условий возможности нечто (то есть всякого существующего феномена мира эмпирического и мира сознания).

Уверенность в том, что вопрошание к миру о предельных условиях его возможности не останется безответным, основывается на нескольких аксиомах. К числу аксиом философского мышления о мире относятся принципы удивления и презумпции здравого смысла, а основным для познания является принцип понятности мира, благодаря которому обеспечивается «космологическое включение человека» [5], дающее личности возможность мыслить о мире и понимать его как целое. Это не только фигура мысли и философская абстракция; нечто похожее имеется и в естествознании в виде антропного принципа. «Сильная» формулировка антропного принципа такова: Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни, в которой мироздание обретает свое бытие. В такой формулировке антропный принцип вызывает множество дискуссий, поскольку тогда он может быть ассоциирован с телеологией и соответствии мироздания трансцендентным целям [б]. Антропный принцип вплотную подошел к глубинной интуиции философии, утверждающей наполненность мира смыслом, который есть, не взирая на наличие или отсутствие того, кто этот смысл может обнаружить. Уверенность в том, что внеполо-

женный сознанию мир принципиально постигаем, не входит в противоречие с тотальной раздвоенностью мира на мир идей и мир вещей.

Снятие противоположности физического и метафизического миров, сфер актуального и потенциального, обнаружения за ними первореальности, единой в сущности и различной в своих ипостасях, есть основной предмет философского делания. Уже в начале своего исторического бытия философия предположила единство сущего, поначалу обнаруживая его основания в эмпирическом мире. Греческая натурфилософия вопрошала к единству мира через единство материи, впервые поставив человека и мир в отношения субъекта и объекта [7]. Привычное наименование античных мыслителей натурфилософами носит несколько условный характер, поскольку независимо от того, что полагалось в качестве первоосновы — вода, воздух, огонь или вообще нечто другое [8], под многими наименованиями подразумевалось единое умопостигаемое безусловное начало бытия. В мышлении о природе проявлялась метафизика, в которой помещалась первооснова, являющаяся таким безусловно сущим, что ему вполне можно усвоить, выражаясь в терминах экзистенциальной философии, характер присутствия [9]. Присутствие сущего в частностях выражается в том, что первое обладает своей актуальностью во времени и имеет момент собственной длительности в развертывании потенциальных содержаний, что является пространственно-временной экспликацией его сущности. Пространственно-временная длительность позволяет обнаружить еще один существенный для нашей темы предикат сущего, который состоит в совмещении потенциального и ставшего, возможного и актуального и характеризует процесс проявления сущего как становление.

Понимание сущего как некоего становящегося укрепилось в философии тогда, когда конструктивной критике подвергалась интерпретация сущего как абсолютного бытия, данная в немецкой классической философии. Немецкий рационализм возвел в абсолютную степень все предметы, с которыми имел дело — будь то сущее, дух, разум или немецкая нация. Становящееся сущее стало возможным тогда, когда в философии возникло антропологическое измерение, и человек стал пониматься как возможность снятия гносеологического противопоставления субъекта и объекта. Философская антропология, находящая себя в пространстве между этими генеральными линиями, может снять онтологическое противоречие между «различными типами дискурса, модусами бытия, типами организации человеческой деятельности» [10], то есть преодолеть субъект-объектную оппозицию. Снятие диалектического противопоставления этой пары возможно в акте личностного вопрошания к миру, то есть выявления личностью трансцендентального фундамента бытия. Другими словами, это процесс обнаружения потенциальных содержаний сущего и обличение их в вид актуальных смыслов и принятия их как своих.

Сущее получило достаточно подробную проработку в немецкой классической философии, представ как Абсолютный Дух, Абсолютная Идея. В философии Гегеля безусловное начало мыслилось по рациональным основаниям, то есть бытие мыслилось в ракурсе возможности человека обладать абсолютным знанием, средствами разума понять первооснову. История показала, что этот вид «философского абсолютизма» [11] был продуктивным для своего времени и вполне ему соответствовал. Гегель столь система-

тично и логически достоверно обосновал саму возможность Абсолютной Идеи, что его построения оказали существенное влияние не только на его последователей и вообще приверженцев рационализма, но и на отечественную философскую мысль, далекую от абсолютизации разума [12]. Такое влияние обусловлено тем, что религиозная философия, отталкиваясь от внерациональных предпосылок, также стремится прийти к утверждению абсолютного в мире; существенный нюанс состоит в том, что в этом случае обосновывается не абсолютность человеческого сознания, а предпринимаются попытки обнаружить за эмпирическим миром трансцендентную реальность. В этом стремлении И. А. Ильин так прочел Гегеля, что, вопреки привычным о нем представлениям, нашел основания охарактеризовать его философию как «учение о Божией свободе, ибо к этому содержанию сводится все, что он видел и чему он учил» [13].

Русская религиозная философия отождествляет в себе понятийный аппарат европейской философии и опыт чувствования метарационального горизонта бытия. В лице русского направления философствования получил начало диалог христианства и трансцендентальной философии, и что особенно важно, обе культуры мысли, в отличие от обыденного сознания и эмпирических наук, исходят из признания единого начала всякого бытия [ 14] и ставят вопрос о предельных основаниях существования личности в мире [15].

Одной из аксиом русской религиозно-философской мысли была убежденность в существовании такой трансцендентной реальности, в горизонте которой составляющие ее элементы преодолели раздробленность своего индивидуального существования. Бытие, не предполагающее в себе дискретности, в своем всеединстве заключает единый смысловой закон для всех своих элементов. Постижение этого смыслового закона, благодаря которому рассеянное и раздробленное в своем частном вопрошании к предметности сознание, а вместе с ним и действительность, обретает единство, состоит в свободном вопрошании к Сущему, в его умозрительном созерцании. При этом философское умозрение предполагает возможность экспликации созерцательного опыта, что, в свою очередь, ведет к выражению Абсолютного в понятиях философского языка, превращению смысла в снятую форму.

Проблема познания разрешается на пути соотнесения индивидуального сознания с Абсолютно Сущим и раскрытия человеком в себе его в безусловных содержаниях. Это соотнесение и раскрытие находит свое осуществление в творчестве как акте мыслительной деятельности, который осуществляет, с одной стороны, связь между частными проявлениями и сущностью предмета, а с другой — между индивидуальным сознанием и Абсолютно и безусловно Сущим. Абсолютно Сущее, сталкиваясь с индивидуальным сознанием, Сущим-становящимся, перестает быть абстракцией, чистой потенцией, и тогда личность выступает экспликацией Абсолютно Сущего во времени и пространстве.

В регистре трансцендентной философии значение человеческого сознания следует рассматривать через призму Абсолютно Сущего и его роли в познавательном процессе. В. С. Соловьёв называет Сущее «силой и мощью бытия» [16]. Это означает причастность всего существующего к единому, универсальному основанию бытия, которым может быть только Бог [ 17]. В Сущем соединяются воедино и творческая по-тенция, и возможность к её реализации в творческом I акте. Но такое слияние всех возможных предикатов

существования скрывает в себе возможность мыслить Сущее раз и навсегда ставшим, то есть мёртвой структурой. При таком ходе мысли мы не могли бы именовать Сущее сущим, ведь быть (в смысле бытий-ствовать), может только живое и становящееся, следовательно, несовершенное и в этом смысле неизбежно ограниченное существо. Чтобы мы могли говорить о Сущем как о становящемся, нужно к его «силе и мощи» присоединить такую «немощь», в которой и стал бы возможен процесс становления и самоотрицания. В качестве этой «немощи» и выступает человеческое сознание, пребывающее в раздробленном состоянии. Первоначальный образ Сущего (то есть образ некоторого безотносительного конкретному содержанию смысла) видоизменяется в такой мере, в которой человек способен мыслить и адаптировать исходный абстрактный смысл Сущего в конкретную личностную форму смысла. В творческом акте этого переноса содержаний Абсолютно Сущего на плоскость индивидуального сознания оно (сознание) преодолевает собственную разобщённость, приобретая себе силу трансцендентного.

Описание и понимание творческого состояния является одной из целей философии и служит мостом для понимания места свободы в структуре бытия. В творческом процессе человеческое сознание выходит за рамки предметно-эмпирической действительности, последовательно проявляя в своих частных содержаниях потенциально бесконечные содержания абсолютного. Человек выступает как образ Божий, «как существо свободное несёт в себе творческое начало, слово Божие, творчески активно, а не пассивнорецептивно» [18]. Человек, как и Создатель, свободен в своей активности, но если Бог помимо свободы ещё и всеблаг, то человек, как существо греховное и неизбежно ограниченное, не застрахован от такого злоупотребления своей свободой, которое может повлечь скатывание из плоскости жизненного бытия в Абсолюте в горизонт вседозволенности. Трансцендентные основания творческой потенции требуют ответственного отношения к экспликации творческих состояний, а сам способ реализации этой ответственности — соотнесение индивидуального с абсолютным как с нормой, что означает наделение познавательного процесса аксиологическим смыслом. Процесс соотнесения индивидуального с абсолютным становится плодотворным тогда, когда личность отдает себе отчет в том, что в ее персональном существовании проявляется абсолютная первооснова бытия, Абсолютно Сущее. Творчество как способ выявления абсолютного в себе и мире становится осуществимым благодаря возможности реализации свободы, для которого последняя становится онтологической ценностью и положительным утверждением свободы [19]. Положительное — всегда нечто конкретное и содержательное, чей смысл зависит от подхода к пониманию абсолютных оснований бытия: для философии это безличный Абсолют, для христианского сознания — личный Бог.

Находясь на позиции трансцендентной философии, понятой в ключе христианского персонализма, мы можем говорить о свободе не только как о возможности, которая тогда была бы лишь абстракцией и «отвлеченным началом». Свобода может и должна быть содержательной, иметь смысл, который допустимо выразить в понятии вектора, цели. Телеология ориентирует бытие на предельный смысл во всех его горизонтах, от бытия личности до мировой эсхатологии. Трансцендентальная философия дает основания утверждать принципиальное наличие этих целей,

а христианский персонализм позволяет обозначить эти цели конкретно. В свою очередь телеология, основывающаяся на трансцендентном фундаменте, может быть осмыслена в аксиологическом контексте, в котором цель приобретает значение ценности, определяемой как взращивание Абсолюта в себе.

Библиографический список

1. Семёнов, Ю. И. Философия истории (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) [Текст] / Ю. И. Семёнов. — М.: «Современные тетради», 2003. - С. 417.

2. Плотников, Н. С. Философия для внутреннего употребления [Электронный ресурс] / Н. С. Плотникова. — URL : http:// magazines.russ.ru/nz/2002/22/plotnjik-pr.html (дата обращения: 17.03.2011).

3. Иванов, А. Т. Негуманитарная эпоха [Текст] / А. Т. Иванов // Мыслящая Россия: картография современных интеллектуальных направлений ; под. ред. В. Куренного. — М.: Некоммерческий фонд «Наследие Евразии», 2006. — С. 55.

4. Бердяев, Н. А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914—1922 [Текст] / Н. А. Бердяева. — М. : Астрель, 2007. - С. 825.

5. Мамардашвили, М. К. Философские чтения. Введение в философию. Эстетика мышления. Картезианские размышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. — СПб.: Азбука — классика, 2002. — С. 80-83.

6. Казютинский, В. В. Антропный принцип и современная телеология [Текст] / В. В. Казютинский // Причинность и телеоно-мизм в современной естественно-научной парадигме ; отв. ред. Мамчур Е. А. — М.: Наука, 2002. — С. 65.

7. Виндельбанд, В. История древней философии [Текст] /

В. Виндельбанд. — Киев: Тандем, 1995. — С. 103.

8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. — М. : Мысль, 1986. - С. 62, 93, 94.

9. Дронов, А. В. Проблема небытия в свете критики метафизики присутствия [Текст] / А. В. Дронов // Известия Саратовского университета / Сер.: Философия. Психология. Педагогика. — 2009. - Т. 9. - Вып. 1. - С. 20.

10. Шичанина, Ю. В. Иномерный человек: отечественная философия в поисках антропологической меры / Ю. В. Шичанина//Ученые записки ТНУ/Сер.: Философия. — 2006. — Т. 19 (58). - № 1. - С. 46.

11. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]. В 4 т. Т. 4. От Романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой. — СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. - С. 107.

12.Лосский, Н. О. История русской философии [Текст] / Н. О. Лосский. — М. : Советский писатель, 1991. — С. 154.

13. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека [Текст] / И. А. Ильин. — СПб.: Наука, 1994. —

С. 255.

14. Ломоносов, А. Г. Трансцендентальная философия и христианская религия [Текст] / А. Г. Ломоносов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2009. — Т. 2. — № 3. — С. 88.

15. Перевальская, С. В. Толерантная свобода как форма единства сознания [Текст] / С. В. Перевальская // Омский научный вестник. — 2007. — №4. — С. 91.

16. Соловьёв, В. С. Философские начала цельного знания [Текст] / В. С. Соловьёв // Сочинения. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1988. - С. 220.

17. Сомин, Н. В. «К счастью, человечество не есть куча психической пыли»: Владимир Соловьёв о необходимости совершенствования общества [Текст] / Н. В. Сомин // Вестник ПСТГУ / Сер. 1 : Богословие. Философия. — 2008. — №22. — С. 61.

18. Бердяев, Н. А. О назначении человека [Текст] / Н, О. Бердяев. — М. : Республика, 1993. — С. 61.

19. Бердяев, Н. А. Судьба человека в современном мире [Текст] / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. — М. : Республика, 1994. — С. 330.

ПЕТРОВ Александр Викторович, магистр педагогики, аспирант кафедры истории и философии.

Адрес для переписки: e-mail: a.gnostic@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 24.03.2011 г.

© А. В. Петров

Информация

Национальный конкурс «Книга года»

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям начинает приём изданий на Национальный конкурс «Книга года».

Издания на конкурс принимаются с 25 мая по 1 августа 2011 г. включительно. На конкурс принимаются книги, вышедшие в свет в период с 1 августа 2010 г. по 1 августа 2011 г.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

«ПРОЗА ГОДА» — лучшие романы, повести, сборники рассказов, новелл, эссе отечественных и зарубежных авторов, а также оригинальные издания и издательские серии, получившие общественное признание, высоко отмеченные специалистами и критикой;

«ПОЭЗИЯ ГОДА» — лучшие поэтические сборники отечественных и зарубежных авторов, а также оригинальные издания и издательские серии, получившие общественное признание, высоко отмеченные специалистами и критикой;

«УЧЕБНИК XXI ВЕКА» — учебники и учебные комплекты нового поколения по всем отраслям знаний для всех ступеней образования и профессиональной подготовки;

«НиМАШТАБ» — издания по общественно-политическим, историческим, философским, искусствоведческим, театральным и другим проблемам гуманитарных областей знаний, словари, издания энциклопедического характера;

«АЭТ-КНИГА» — уникальные, высокохудожественные издания, нестандартные книги авторского дизайна, художественного оформления;

«ОТПЕЧАТАНО В РОССИИ» — книги, отпечатанные на отечественной полиграфической базе и изданные на высоком полиграфическом уровне.

Источник: сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/newsandevents/newsagency/2011/06/йеш5.Ыш1 (дата обращения : 17.06.11)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.