Научная статья на тему 'Человек - «Гражданин двух миров»: развитие Розенцвейгом кантовских тем'

Человек - «Гражданин двух миров»: развитие Розенцвейгом кантовских тем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНТ / РОЗЕНЦВЕЙГ / "ЗВЕЗДА ИСКУПЛЕНИЯ" / СВОБОДА / БОГ / ЧЕЛОВЕК / МИР / KANT / ROSENZWEIG / THE STAR OF REDEMPTION / FREEDOM / GOD / MAN / WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бертолино Лука

Речь идет о главном произведении Ф. Розенцвейга «Звезда искупления». Автор пытается дать ответ на принципиальный вопрос о принадлежности мысли Розенцвейга к традиции кантовской философии.Автор воспринимает трактовку кантовскогопонятия свободы со стороны Розенцвейга как герменевтический шифр для выявления некоторых его соображений в оценке темы человеческой природы. Розенцвейг признает заслугу Канта в том, что тот через дефиницию понятия свободы отнес человеческий поступок к главному фундаменту, который спасает человека от всеобъемлющих претензий философии.Интеллигибельный характер человеческой причинности и свобода как чудо феноменального мира так, как они названы в рецепции Канта Розенцвейгом, позволяют, в конечном счете, гарантировать человеку измерение автономное, касаемое сущности, и понятное для самого себя, иначе говоря, непоколебимое никакими претензиями идеалистической философии.То, к чему, по мнению автора статьи, приходит Розенцвейг, это заключение о том, что о человеке, в той же мере как о мире и о Боге, ничего невозможно знать.В анализе общей архитектоники «Звезды искупления» необходимо отметить центральное положение темы откровения. Розенцвейг указывает, что такое положение откровения непосредственно связано с понятием свободы.По убеждению автора статьи, Розенцвейг оказывается мыслителем, которого можно разместить между старой и новой философией. Для автора «Звезды избавления» логико-аргументативный момент (анализа и синтеза) и герменевтический момент религиозного опыта, и тот и другой, являются необходимыми на пути, который ведет к пониманию истины, в полной мере воспроизводимой в опыте и реализуемой только в слушании божественного слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on Rosenzweig’s major work The Star of Redemption. The author attempts to answer the principal question as to whether Rosenzweig’s thought belongs to the tradition of Kantian philosophy.The author addresses the Rosenzweig’s interpretation of Kant’s concept of freedom as a hermeneutical cipher to expose some of his considerations on human nature. Rosenzweig acknowledges Kant’s achievement in attributing a human act to the major fundament, which will save a human from the universal claims of philosophy.The intelligible character of human causation and freedom as a miracle of phenomenal world (as they are called in Rosenzweig’s reception of Kant) make it possible to guarantee an autonomous dimension of a human being that relates to the essence and is understandable for oneself, in other words, resistant to any claims of idealistic philosophy.The author believes that Rosenzweig arrives at the conclusion that nothing can be knownabout a human just as nothing can be known about god.An analysis of general architectonics of The Star of Redemption emphasises the central position of the theme of revelation. Rosenzweig stresses that the central position of revelation relates to the notion of freedom.The author believes that Rosenzweig is a thinker that occupies a position between old and new philosophy. For the author of The Star of Redemption, the logical and argumentative aspect (of analysis and synthesis) and the hermeneutical aspect of religious experience are necessary elements of the path to understanding the truth, which can be fully reproduced and implemented only in listening to the word of god.

Текст научной работы на тему «Человек - «Гражданин двух миров»: развитие Розенцвейгом кантовских тем»

Предисловие к переводу Л. Бертолино «Человек — "гражданин двух миров": развитие Розенцвейгом кантовских тем»

Философия немецко-еврейского мыслителя Франца Розенцвейга (1886 — 1929) пока еще слабо исследована отечественным философским сообществом1. И тому есть несколько объяснений. Во-первых, отсутствует перевод на русский язык основного произведения этого мыслителя. Кстати, трудности возникают уже на стадии перевода названия работы Розенцвейга — «Der Stern der Erlösung», существуют три варианта перевода: «Звезда спасения», «Звезда искупления» и «Звезда избавления». Первый вариант получил наибольшее распространение, хотя в данном случае, на мой взгляд, имеет место стремление к прочтению этого названия в большей степени в общекультурном контексте, нежели религиозном. Переводы немецкого названия труда Розенцвейга на другие языки — английский, французский, итальянский, испанский — и истинно-глубокая религиозность самого автора дают основания считать предпочтительными два других варианта. Что же касается использования определенного перевода в предлагаемом тексте статьи, то таково предпочтение, высказанное ее автором, профессором Туринского университета, специалистом по философии Ф. Розенцвейга Л. Бертолино.

Другая и основная, на мой взгляд, причина слабого внимания отечественных исследователей к философскому творчеству Франца Розенцвейга — сложность мышления и неоднозначность философской позиции этого, несомненно, талантливого и оригинального мыслителя. Целью предлагаемой здесь статьи итальянского профессора стала как раз попытка разобраться в характере и специфике философских идей Розенцвейга. Несомненная принадлежность его к кантовской традиции трансцендентально-критической философии, которая подтверждается не столько количеством цитирований кантовских текстов или прямыми указаниями на свою философско-школьную принадлежность, сколько духовным родством, которое, напротив, позволяет достаточно свободно, а иногда даже неряшливо, обращаться с кантовскими текстами, не помешала Ф. Розенцвейгу найти собственный путь религиозно-философского творчества. В сложных, порой выходящих за грань разумной понятности, размышлениях философа находят характерные особенности многих направлений и школ современной философии: неокантианской, экзистенциальной, герменевтической, феноменологической. Однако несомненен и тот факт, что сам Розенцвейг отрицательно относился к любой универсализации, в том числе и в рамках философских объединений. Он просто размышлял о пределе человеческих возможностей что-либо помыслить, признавая, что только такое целостное напряжение мысли и может освободить ее от каких-либо детерминаций. Отсюда свобода, человек, мышление, мир и Бог — это главные темы философских работ Франца Розенцвейга. Поэтому именно эти темы в изложении Ро-зенцвейга стали главными и в предлагаемой здесь статье итальянского исследователя.

В. Н. Белов

1 Махлин В. Л. Я и Другой: К истории диалогического принципа в философии XX в. М., 1997 ; Сокулер З. А. Коген и философия диалога. М., 2008 ; Наместникова Л. В. Проблема веры и знания в диалогической философии Франца Розенцвейга. Волгоград, 2001 ; Пигалев А. И. Проблема целого и части в философии Ф. Розенцвейга // Вестник Еврейского университета в Москве. 2002. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.