Научная статья на тему 'Человек античной мифологии: природа героя и личный выбор судьбы'

Человек античной мифологии: природа героя и личный выбор судьбы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3990
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / БОГИ / ДЕМОНЫ / ГЕРОИ / АНТИГЕРОИ / СЛАВА / БЕССМЕРТИЕ / MYTHOLOGY / GODS / DEMONS / HEROES / ANTI-HEROES / GLORY / IMMORTALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Челышев Павел Валентинович

В статье раскрыта трагическая природа античного героического духа, показана значимость и ответственность духовно-нравственного выбора человека, пытающегося утвердить себя в вечности любой ценой. Анализ проводилcя в философско-культурологическом ключе на основе принципа историзма с помощью метода сравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Person of ancient mythology: nature of hero and fate personal choice

The article deals with the tragic nature of the ancient heroic spirit, shows the importance and responsibility of spiritual and moral choice of a person trying to gain a foothold in eternity at any cost. The analysis has been carried out from the philosophical and cultural point of view basing on historicism principle by comparison method.

Текст научной работы на тему «Человек античной мифологии: природа героя и личный выбор судьбы»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 130.2 ; 008.001

Челышев Павел Валентинович

доктор философских наук Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Simeon5@ramЫer ш

ЧЕЛОВЕК АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ: ПРИРОДА ГЕРОЯ И ЛИЧНЫЙ ВЫБОР СУДЬБЫ

В статье раскрыта трагическая природа античного героического духа, показана значимость и ответственность духовно-нравственного выбора человека, пытающегося утвердить себя в вечности любой ценой. Анализ проводилcя в философско-культурологическом ключе на основе принципа историзма с помощью метода сравнения. Ключевые слова: мифология, боги, демоны, герои, антигерои, слава, бессмертие.

Существует множество теорий мифа. В буквальном смысле слово «миф» означает «сказание», «предание». Он раскрывает на конкретном материале важнейшие стороны человеческого бытия не в религиозных догмах, научных понятиях и философских категориях, а в особой художественной форме, которая указывает на внутренний нравственный смысл того или иного события и одновременно вызывает эстетическое чувство наслаждения или отвращения у человека. В мифе античный человек объективировал свои свойства и качества, возносил их на «небо» и через жизнь богов (бог как предельное, максимально полное состояние человеческой природы) пытался увидеть себя как в зеркале.

Природа античных богов и героев. Гесиод говорит о четырех видах одаренных разумом существ, обитающих во Вселенной. На вершине пирамиды он помещает олимпийских богов, потом демонов, наконец, людей. Человечество проходит определенные эоны, или жизненные века, развития, когда золотой род сменяется серебряным, затем медным, героическим и железным [4, с. 90-200]. В данной статье речь пойдет о героическом роде людей, на примере которых легче понять тенденции развития целого ряда духовно-нравственных проблем, доведенных до своего логического завершения.

Современный читатель, воспитанный на христианских представлениях о Боге, ангелах и демонах, должен отбросить в сторону эти соображения при чтении древнегреческой мифологии. Это связано с тем, что в христианстве Бог, ангелы и демоны рассматриваются как чисто духовные, нематериальные сущности. По своей природе Бог есть Дух. Он - самодостаточное, вечное, неизменное, разумное, всемогущее, святое, творящее существо. Главным свойством Бога является любовь. Кроме Бога, существуют ангелы (др.-греч. аууеХо^, ан-гелос - «вестник, посланец») - служебные, разумные, волевые существа, которых не надо путать с аггелами (греч. aggelos) - падшими ангелами или демонами. Так вот, античные боги обладают совершенно иной природой. Они - разумные существа духовной природы, но обладающие живым материальным телом, в жилах которого течет особая

кровь - ихор, или прозрачная нетленная эфирная жидкость. Они - могущественны, но не всемогущи. Они обладают ведением, но не всеведением. Они бессмертны, но не в абсолютном смысле этого слова. Для поддержания своего бессмертия они вынуждены вкушать нектар (греч. veктap) и амброзию (греч. dдPpoGÍa - «бессмертие»). Иначе говоря, они очень похожи на людей.

Античные боги, как говорит Гомер, таинственным образом [6, II, 516; XVI, 184.] породили род героев. В рождении героев принимали участие практически все боги. Сам Кронид доводился отцом многим прославленным героям - Гераклу, Персею, Сарпедону, Миносу, Радаманту, Эаку и другим.

Можно прямо сказать, что герои - полубоги, то есть дети того или иного бессмертного божества и смертного человека. Их природа соединяла как божественные свойства, так и человеческие. Главное отличие героев от богов состоит в том, что герои были смертными существами, а боги бессмертными. А от простых людей они отличались тем, что имели многославных и благородных предков, обладали огромной, часто безмерной физической и духовной силой, смелостью и волей. Поэтому, кратко характеризуя героев, можно сказать вслед за Гераклитом Эфесским, что «Боги - это бессмертные люди, а люди - это смертные боги».

Чтобы создать великого героя, требовалось немало времени, порою не одно поколение людей. Так, Кронид три раза вступал в интимные отношения со смертными женщинами, чтобы через двенадцать поколений родился Геракл. Среди его предков были такие знаменитые полубоги, как Да-най и Персей. Таким образом происходило постепенное нарастание божественной мощи в природе героя, достигающей максимальной концентрации во всегреческих героях, подобных Гераклу.

Образ полубожественного мифологического героя с неизбежностью сталкивается с личностью Богочеловека Иисуса Христа и требует дополнительного разъяснения. Иисус Христос как богочеловек, хотя и имеет внешнее сходство с фигурами «божественных мужей», сыновей и дочерей богов, мыслится в христианстве не как полубог, возникший от смешения двух разных природ. Он мыс-

© Челышев П.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

213

лится как «совершенный» Бог и «совершенный» человек, единый не через смешение сущностей, а через единство лица. Господь Иисус Христос совмещает в себе всю полноту божественной и человеческой природы. Он является не промежуточным существом, который ниже Бога и выше человека, но одновременно есть Бог и человек.

По учению Православной Церкви, сформулированному на IV Вселенском Соборе, эти две природы в Иисусе Христе соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно [8, с. 273]. Напомним, что герой - полубог, соединяющий в себе определенные характеристики того или иного божества и человека. От божества к человеку переходила некоторая сила и мощь, возвышающая его над простыми смертными. А от человека к героям передавалась смертная природа, преодолеть которую было практически невозможно.

Главное противоречие жизни героя. Из указанных особенностей героической натуры вытекало основное противоречие жизни героев. По мнению А.А. Тахо-Годи, это было «несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героя утвердить себя в бессмертии» [13, с. 295]. Ведь они чувствовали свою исключительность и хотели ее как-то закрепить.

Конечно, в виде очень большого исключения человек за какие-то выдающиеся заслуги мог получить бессмертие в дар от богов. Однако такое бессмертие обычно не достигалось по самым разным причинам. Например, известно, что Афина с разрешения Зевса готова была даровать любимому греческому герою Тидею бессмертие с помощью особого лекарства, но эта затея провалилась. Апол-лодор поясняет, что смертельно раненый Тидей во время похода семерых против Фив, «получив голову Меланиппа, расколол череп и выпил из него мозг. Когда Афина увидела это, она прониклась величайшим отвращением к поступку Тидея, оставила свое намерение его облагодетельствовать и возненавидела его» [2, III, VI, 8]. Хотя отметим, что поедание тел врагов в древности носило характер военного обряда. Делалось это для увеличения витальной силы и устрашения врага.

Но некоторые герои все-таки получали в дар бессмертие. Так, обрел бессмертие сын Троса младой Ганимед, «небожителям равный», который по воле Зевса попал живым на Олимп за необыкновенную красоту. На Олимпе Ганимед был наделен Зевсом вечной молодостью и стал «виночерпием» богов (в переносном, конечно, смысле, ибо боги вина не пьют) [6, XX, 232-235].

Библия предлагает другие критерии оценки человека, не эстетические, а этические - его праведность. Праведник - человек, живущий согласно божественным заповедям, заветам и предписаниям, не нарушающий законов нравственности. Напом-

ним, что в Книге Бытия говорится, что праведный Енох «ходил пред Богом и не стало его, потому что Бог взял его» [3, 5: 22-24]. Это высказывание обычно интерпретируется как указание на то, что Енох не умер, а был взят на Небо в награду за свое благочестие. Считается, что живым был взят на Небо и прор. Илия: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» [3, 4 Цар. 2: 11]. В античной культуре условием бессмертия была физическая красота, а в библейской - праведность личности. Эта праведность человека одновременно является его внутренней красотой, которая, в свою очередь, одухотворяет и внешность человека.

Попытки героев самим достичь бессмертия всячески пресекались богами, ибо нарушали закон принципиального равновесия смертного и бессмертного миров в данном эоне, или «жизненном веке». К примеру, Геракл похитил яблоки Гесперид (аналог «молодильных яблок» в русских народных сказках), дарующих вечную молодость, но Афина возвратила их на место [2, II, V, 11]. Тщетной была и попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику [2, I, III, 2]. Трагические последствия имела деятельность сына бога Аполлона и смертной нимфы Ко-рониды Асклепия по воскрешению мертвых.

Со временем Асклепий стал столь искусным врачом, что научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать. По Аполлодору, он, приобретя от богини Афины кровь медузы Горгоны, стал применять кровь с левой стороны тела медузы для погибели, а с правой стороны тела - для воскресения людей из мертвых (аналог «мертвой» и «живой» воды). Как говорит Аполлодор, он успел с помощью своего искусства воскресить из мертвых Капанея, Ликурга, Ипполита, Тиндарея, Гименея, Главка и еще какого-то мёртвого за плату. Бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Крониду на Асклепия, нарушившего мировой порядок. «Зевс испугался, как бы люди не стали спасать друг друга, позаимствовав у этого врачевателя его искусство, и поразил его своим Перуном» [2, III, X, 3-4].

Вот почему «невозможность личного бессмертия, - подчеркивает А.А. Тахо-Годи, - компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков» [13, с. 295]. Это стихийное честолюбивое стремление античных героев к славе сопрягалось весьма часто с любовью к земным почестям, власти и материальному достатку, но в предельном смысле всегда вело к утверждению их в вечности (памяти потомков). Такое бессмертие достигалось любыми средствами, как хорошими, так и плохими. Здесь действовал принцип «цель оправдывает средства».

По ту сторону добра и зла. Герои, изначально призванные воплощать в жизнь волю олимпийских богов на земле среди людей, «внося в нее

214

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2014

Человек античной мифологии: природа героя и личный выбор судьбы

справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности» [13, 295], часто «забывали» о своем высоком историческом предназначении и становились людьми, преступающими всякую мораль и нравственные предписания ради славы. Иначе говоря, они делались преступниками как перед людьми, так и перед богами.

Современный исследователь античной мифологии Е.А. Авдеенко, справедливо подмечая эту отрицательную черту поведения большинства героев, дает нетрадиционное, но верное по существу и форме определение полубогов: «Герой - это... злодей: родичеубийца и богоборец» [1, с. 18]. Он поясняет, что дело здесь не в том, что герои были способны на безнравственные поступки, а в том, что «"славное деяние" приобретает для них абсолютную ценность, и герой (часто невольно!) оказывается, по ту сторону добра и зла» [1, с. 19]. Отсюда личная судьба героев, по большей части, драматична, с неизбежностью приводит их к гибели - за преступления надо платить. Как сказал Ф. Ницше, «вокруг героя всё становится трагедией.» [12, с. 301].

От этой трагедии героев не избавляют ни воинские доблести, ни административные способности, ни художественные или мистические таланты. Наоборот, всякие «дары», «таланты» и «способности» лишь усугубляли внутреннее противоречие героического духа, делали его еще более напряженным. Речь идет о трагической судьбе героев-мастеров (Дедал и Икар, Зет и Амфион), героев-прорицателей (Тиресий, Калхант, Мопс, Амфиарай), героев-музыкантов (Орфей, Лин), героев-законодателей (Тесей). Природа героев как бы подталкивала их к определенному роду поведения, вынуждала их совершать поступки с негативным содержанием.

Антигерои, или благочестивые герои. К сказанному надо добавить только одно, что основополагающее свойство героического духа - стремление к славе любой ценой для самоутверждения в вечности, при всей своей важности и распространенности, - все же не является характеристикой всего рода героев. В античной мифологии встречаются и благочестивые герои (Эак, Нестор и Эней), опиравшиеся в своей жизни на совершенно иные доминанты поведения. Для них гораздо большей ценностью обладали духовно-моральные императивы. Им было важнее продемонстрировать искреннее почтение к богам, любовь к Родине, родителям, семье, друзьям. Конечно, бессмертная слава имела и для них значение, но она стояла на втором или даже на третьем месте в шкале нравственных предпочтений. Поэтому такие герои лишены традиционных героических характеристик. И в этом смысле они - антигерои. Сосуществование в античной мифологии «героев» и «антигероев» выражает один общий духовный принцип бытия - каждое разумное и волевое существо само

определяется в своем нравственном выборе, лично избирает вектор своего поведения и отвечает за его последствия. Природа героя важна, но важнее личностный выбор человека.

В связи с этим напомним очень популярный в древности рассказ софиста Продика, дошедший до нашего времени в пересказе Сократа, о встрече Геракла с Добродетелью и Пороком. Этот сюжет обычно называется «Геракл на распутье», или «Выбор Геракла». Он иносказательно изображает нравственные колебания любого героя между двумя прямо противоположными жизненными сценариями - между Добродетелью и Пороком. Первый вариант правилен, но труден, а другой - ложен, но легок и приятен.

В одних и тех же обстоятельствах разрушения Илиона все греческие герои вели себя по-разному. Во время всеобщей резни троян нашлись греки, которые пропустили царевича Энея, несущего на плечах своего больного и старого отца, уважая его за благочестие [2, Э, V, 21]. Они также не тронули Антенора за гостеприимство, которое он оказал Одиссею в свое время. А другие герои безжалостно насиловали беззащитных женщин (Кассандру), цинично и бессердечно убивали дряхлых стариков (царя Приама). Моральный выбор остается за человеком, который сам определяет свою судьбу и в этом, и в загробном мире.

Посмертная судьба героев. История героев закончилась их самоистреблением под стенами Трои в кровопролитных сражениях. По мнению Гесио-да, после смерти часть полубогов-героев попала на «острова блаженных» - привилегированная часть Аида для праведников у бурных вод Океана. Там они живут счастливой, беспечальной жизнью [4, с. 110-120].

Большинство же героев-богоборцев и родичеу-бийц оказалось в глубинах Тартара. Тем не менее многим героям возводились в Греции храмы, им покланялись, им совершали жертвоприношения, как заступникам и посредникам между людьми и богами. Наиболее широко в Греции был распространен культ Геракла, Ахиллеса, Тесея. Особенный всплеск почитания Тесея произошёл после явления призрака царя на Марафонской битве, что, как считали греки, помогло им одержать победу в войне над персами. Героический род закончился, но герои мифов стали образцом для подражания в исторические времена.

Однако высшая нравственная правда, явленная в античном мифе, уступает библейскому Откровению по той простой причине, что здесь Бог не только словом, но и делом всей своей жизни показал во всей полноте Любовь, Истину, Путь и Жизнь, которые лишь угадывались и интуитивно предчувствовались древними греками, сердцем зрящими истину.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

215

Библиографический список

1. Авдеенко Е.А. «Античная культура» в современной классической гимназии. - М.: Русский хронограф, 1999. - 432 с.

2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. -М.: Наука, 1993. - 215 с.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1988. - 1008 с.

4. Гесиод. Труды и дни // Гесиод. Полное собрание текстов. - М.: Лабиринт, 2001. - 256 с.

5. Гигин. Мифы. - СПб.: Алетейя, 2000. - 480 с.

6. Гомер. Илиада // Илиада. Одиссея. - М.: Художественная литература, 1967. - 767 с.

7. Дарет Фригийский. История о разрушении Трои. - СПб.: Алетейя, 1997. - 300 с.

8. Карташев А.В. Вселенские соборы. - М.: Республика, 1994. - 542 с.

9. Котенева А.В. Печаль и горе: пути и способы их преодоления (на материале эпических поэм Го-

мера «Илиада» и «Одиссея») // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 4.- С. 152-156.

10. Котенева А.В. Духовные ценности как фактор психологической защищенности личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 4. -С. 38-44.

11. Лосев А.Ф. Гомер. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 416 с.

12. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. - Т. 2: По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего, афоризм 150. - М., 1990. - 829 с.

13. Тахо-Годи А.А. Герой // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - Т. 1. - С. 294-297.

14. Челышев П.В., Котенева А.В. Очерки по истории мировой культуры: боги и герои античной мифологии: учеб. пособие. - М.: МГГУУ 2013. -351 с.

УДК 7.03

Портнова Ирина Васильевна

кандидат искусствоведения Российский университет дружбы народов (г. Москва)

irinaportnova@mail.ru

АНИМАЛИСТИКА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ XVШ-XX ВЕКОВ:

ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ ЖАНРА

В статье рассматривается отечественное анималистическое искусство ХУШ-ХХ веков в аспекте специфических особенностях жанра. Ставится проблема определения жанровых границ анималистики в разных видах изобразительного искусства.

Ключевые слова: анималистический жанр, специфика образа, изображение животных, границы жанра, виды искусства, проблемы анималистики.

На протяжении ХУШ-Х1Х веков образ животного включался в существующую жанровую систему эпохи и был неотъемлемой частью общей картины развития русского искусства. Мы встречаем их в пейзажных и жанровых композициях, они выступают необходимыми персонажами в произведениях научной тематики (научная иллюстрация). Так, с момента возникновения в Академии художеств класса «зверей и птиц» (1763), домашние животные стали присутствовать в композициях «ландшафтного класса» [6, с. 37], изображались в виде «скота пасущегося, зверей, птиц и словом, все, что случается видеть на поле», притом предполагалось «скотов изображать исправно и лучшего рода» [6, с. 43].

Здесь художники использовали всю многоликую природу цвета для передачи фактуры меха зверей, оперения птиц, разные источники освещения, то есть стремились создать реально-натуральную картину жизнедеятельности животных в естественной для него среде обитания.

Показательно, что в это время основные жанры (по Урванову - роды) изобразительного искусства (исторический, батальный, портрет, пейзаж, на-

тюрморт) сформировались в своих структурно-художественных чертах, в строй которых органично вписалась анималистика. Включаясь в тематику и сюжеты других жанров, разнообразя мотивы, иногда внося в них элемент занимательности, она на протяжении всей истории развития утверждалась в своих характерных, специфических чертах. В этом смысле нельзя не учесть относительно самостоятельной логики развития жанра, его самоценности, что было принципиальным достижением, связанным со становлением в России искусства Нового времени. Именно в XVIII веке анимали-стика обрела постоянство формы существования благодаря установке изобразительной культуры на подражание природе в целом. Сама эпоха, с ее ярко выраженной потребностью познания окружающего мира (научные изыскания, географические путешествия и т.п.), способствовала появлению графических и живописных изображений разнообразных зверей и птиц.

Очевидно, что в силу исторических условий эти свойства на каждом историческом этапе проявлялись по-разному. Однако качественным признаком жанра, свойственным любой эпохе, является

216

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2014

© Портнова И.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.