Научная статья на тему 'Человечество. Ядерная энергетика. Автотрофность. Социокультурное и методологическое осмысление'

Человечество. Ядерная энергетика. Автотрофность. Социокультурное и методологическое осмысление Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
382
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ядерная энергетика / методологическая программа / автотрофность / nuclear energy / methodological program / autotrophy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Московченко Александр Дмитриевич

Представлена авторская многоуровневая методологическая программа анализа атомной (ядерной) энергетики в третьем тысячелетии через призму автотрофности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author multilevel methodological program of analyzing nuclear energy in the third millennium through the prism of autotrophy has been introduced.

Текст научной работы на тему «Человечество. Ядерная энергетика. Автотрофность. Социокультурное и методологическое осмысление»

УДК 101(091)

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА. АВТОТРОФНОСТЬ. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

А.Д. Московченко

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники E-mail: [email protected]

Представлена авторская многоуровневая методологическая программа анализа атомной (ядерной) энергетики в третьем тысячелетии через призму автотрофности.

Ключевые слова:

Ядерная энергетика, методологическая программа, автотрофность. Key words:

Nuclear energy, methodological program, autotrophy.

Человечество стоит перед жестким выбором. Или полномасштабный переход на автотрофный технологический сценарий развития, предложенный русской космической мыслью [1], который дает возможность продолжить духовную эволюцию человечества или же дальнейшее технологическое движение в традиционно-гетеротрофных рамках (в основном за счет нефти и газа), неминуемо связанное с самоуничтожением человечества.

Представляется актуальным рассмотрение проблем ядерной энергетики ХХ! в. через призму социокультурных и методологических проблем в целом. Используя разработанный нами философско-методологический инструментарий [2], можно предложить следующую многоуровневую системно-исследовательскую программу анализа атомной (ядерной) энергетики в третьем тысячелетии.

1. Культурологический анализ обязывает брать во внимание всю совокупность форм современной культуры при рассмотрении перспектив и тенденций развития атомных технологий. Атомно-технологические представления не должны замыкаться только физико-атомно-энергетическими рамками, а охватывать по возможности глобально-культурологический аспект. А это не только научно-технологические атомные проблемы, связанные с многообразной культурологической деятельностью человека. В этом случае мы с неизбежностью выходим на космологические факторы появления человека атомной эпохи. Какое место занимает атомная энергия и технология в системе эволюционных технологических механизмов тех или иных цивилизаций и культур? Чем обусловлено появление атомных технологий вХХв., не приведет ли это к гибели человеческой цивилизации? Отсутствие ясного системно-культурологического представления об атомной энергии порождает оправданное недоверие и настороженность к атомно-энергетическим системам. Необходима полномасштабная культурологическая оценка результатов атомно-техносферической деятельности с точки зрения автотрофности [3].

2. Геокультурологический анализ связан с принципиальным отличием западной технологической культуры (европейской и североамериканской)

от восточной. Если западная технология носит по преимуществу рационально-сервисный характер и обслуживает небольшой круг «избранных», то восточные технологии пронизаны коллективистским духовно-космическим началом. Трагедия современной культуры заключается в том, что всему миру насильно навязывается одно, западное, технологическое видение мира, приведшее человечество к многочисленным глобальным катастрофам. Вместе с тем восточная культура обладает уникальными технологическими и психофизиологическими возможностями для решения глобальных (прежде всего, экологических) проблем, в том числе в области атомных технологий. Все это налагает определенный отпечаток на проектирование, конструирование и эксплуатацию атомно-энергетических установок. Огромный опыт в проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС накопила Советская Россия. Необходим геокультурологический анализ функционирования АЭС по различным странам и регионам, с учетом достижений России. Большой научный и политический интерес представляет вопрос: насколько те или иные страны продвинулись в создании атомно-технологических систем будущего, автотрофных по существу. Данные такого анализа, видимо, есть, но они закрыты для печати.

3. Онтологический анализ связан с многообразием форм и видов радиоактивного бытия. Специалисты знают, что есть естественная радиоактивность, а есть радиоактивность искусственная, вызванная человеческой атомно-технологической деятельностью. Для решения экологических проблем важно понять «пересечение» естественного и искусственного в атомной энергетике. Человек в своей проектно-конструкторской деятельности должен найти необходимую меру естественного и искусственного, тогда экологическая проблема будет снята. Но это становится возможным только в условиях технологической автотрофности, когда АЭС будет удовлетворять требованиям автономности, оптимальности и гармоничности [4]. Другими словами, глобальную экологическую проблему можно снять только в том случае, если искусственную радиоактивность, порожденную современны-

ми энергетическими реакторами, сопрягать с радиоактивностью естественной среды. Развитые в технологическом плане страны (США, Индия, Норвегия и др.) в настоящее время серьезно занимаются переходом к атомной энергетике на торие-вом цикле. Речь идет о так называемой релятивист-кой тяжелоядерной энергетике. Предполагаемая технология не только решает проблему нераспространения ядерного оружия, но и проблему ядерных отходов. Суть новой технологии заключается в прямом сжигании 232ТИ и 238и без промежуточных продуктов - 239П и 233и. Другими словами, надежность и безопасность реакторов достигается не только за счет технико-технологический изобретательских решений, но и за счет учета естественно-природного фактора, заложенного в функционировании самого реактора. Он должен работать на таких физико-химических и инженерно-технологических решениях, чтобы выход за пределы «естественного» был в принципе невозможен при любых экстремальных условиях [5. С. 35].

4. Гносеологический анализ связан с радикальным изменением способа (строя, стиля) человеческого мышления. В ХХ в. на смену классической культуре, науке, инженерии и образовании пришли неклассические и постнеклассические представления, имеющие прямое отношение к атомным технологиям настоящего и будущего. Жесткая двухмерная дискретность формально-логического мышления (противостояние естественного и искусственного) порождает трудноразрешимые проблемы технико-технологического, а затем и глобально-экологического порядка. Требуется новое мышление, иная логико-методологическая культура инженерно-технического сообщества, где устойчивость и стабильность становятся главным фактором человеческой жизнедеятельности. А это становится возможным только в том случае, если изобретательская и проектно-конструкторская мысль атомщиков «переводит» искусственное в план естественного, и тогда острота проблемы искусственной радиоактивности в какой-то мере снимается. По-сути речь идет об овладении атомщиками конструктивной диалектической логикой и методологией. XXI в. - век компьютерных информационных технологий виртуального плана, стабильность которых будет обеспечена только в тесном соприкосновении с окружающей средой, ближайшим и ближним Космосом. Это требует совершенно иного системно-методологического мышления космологической направленности. Уже проектируются и создаются пилотируемые атомно-космические летательные аппараты автотрофной направленности (они автономны, оптимальны и гармоничны) [6].

Постнеклассический этап связан с работами русской космической школы, где появляется совершенно новая эпистемологическая составляющая - «космический наблюдатель», активно влияющий на становление, развитие и функционирование субъектно-наблюдательных систем, в том числе атомных систем.

5. Герменевтический анализ направлен на глобальную эволюционную хронологию атомных представлений, от индийских Вед и Демокрита до современных создателей атомных технологических систем. Необходима логико-методологическая реконструкция всего массива человеческих знаний об атоме с точки зрения автотрофности [7]. Это потребует системной интеграции естественноматематических, гуманитарных и технических наук с учетом глобальных стратегических интересов прогрессивного человечества [S].

6. Концептуально-стратегический анализ связан с целеполаганием, стратегическим видением атомной энергетики. Ближайшее десятилетие будет основываться на биотехнологиях, нанотехнологиях, робототехнике, технологиях виртуальной реальности. Каким образом атомная энергетика впишется в этот технологический инновационный ряд? Сумеет ли она использовать всю мощь естественно-природных и социально-технологических автотрофных технологий, или же будет заменена на более эффективные энерго-информационные технологии? Время покажет.

7. Шестой, концептуальный анализ неразрывно связан с завершающим, седьмым - антропологическим анализом. Необходимо антропологическое осмысление атомной энергетики и обращение, в связи с этим, к известному классическому антропному принципу, значимого и непротиворечивого одновременно для важнейших социокультурных парадигм - естественнонаучных, гуманитарных и технических. Социоядерный антропный принцип усиливает перспективы синтеза интеграции единой культуры XXl в. Основа интеграции - «человеческое измерение» атомной энергии [9]. При этом интегрирование знаний об атоме станет возможным только на биоавтотрофнокосмологической основе.

Особенно следует отметить онтологический и гносеологический подходы к анализу атомной энергетики. Вышеобозначенный «ториев» проект атомной энергетики весьма перспективен и даст возможность выполнить в полной мере два условия автотрофности (автономность существования: длительная работа без замены топлива; оптимальная цикличность функционирования: саморегуляция реактора), и самое важное существенно затрагивается третье условие автотрофности: «абсолютная» изоляция от окружающей среды. Но в природе нет ничего абсолютного, и прямое сжигание атомных материалов без промежуточных радиоактивных продуктов только отодвигают проблему безопасности, но полностью ее не решают. Видимо, будущие атомно-энергетические проекты разрешат проблему безопасности только в том случае, если атомно-технологические процессы будут органически включены во всю совокупность природнотехнологических и социальных связей. В этом плане также есть интересные предложения и проекты, связанные с созданием электроядерных установок. Уже создана математическая модель электроядер-ного реактора, который абсолютно экологичен.

Подкритичный, сам по себе действующий реактор подсвечивается пучком разогнанных в ускорителе частиц. Дробя и расщепляя встречающиеся на пути ядра, они порождают мощный, быстро разрастающийся каскад вторичных частиц, которые, в свою очередь, расщепляют большое количество ядер мишени. Развивается сложный многоступенчатый процесс рождения и поглощения постепенно замедляющихся частиц, в конце которого происходит деление ядер, как в обычном реакторе, с выделением огромного количества энергии [10].

Отсюда видно, что автотрофность выступает как универсальный технологический принцип проектирования, конструирования и создания (материального воплощения) будущих атомных технологических комплексов. Он включает в себя принцип автономности, оптимальности и гармоничности. Технологическое осуществление данных принципов позволит специалистам создавать не только невиданные по своей эффективности техносферические построения, но и радикально решить экологические проблемы.

Автотрофное видение атомных технологий имеет принципиальное значение для экологического воспитания и образования как студентов, так и всего населения. Важно понять «пересечение» естественного и искусственного в атомно-технологической деятельности. Специалист в области атомно-технологических систем XXI в. должен не только глубоко осмыслить собственно технико-технологические атомные процессы, но и проникнуть в тайны природно-атомной «инженерии». Совмещение социально-технологического и природно-технологического требует овладения конструктивной диалектической логикой и методологией, нашедшей свое яркое воплощение в логике Н.А. Васильева и технико-методологических идеях ГС. Альтшуллера [11]. С этих позиций необходимо пересмотреть структуру и логику высшего инженерно-технического образования, подготовку специалистов в области атомной

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Московченко А.Д. Русский космизм. Глобальные проблемы XXI века // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 314. - № б. - С. б4-б7.

2. Московченко А.Д. Методологическая многоуровневая системная программа структурирования философско-научного знания (принципы, содержание) // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. - 200б. - № 5. - С. 99-107.

3. Московченко А.Д. Русский космизм, экология, атомные технологии будущего // Доклады Сибирского отделения Академии наук высшей школы. - 2000. - № 1. - С. 100-107.

4. Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания - Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2001. - 192 с.

5. Губарев В. Академик Ф. Митенков: об атоме на суше и на море // Наука и жизнь. - 2005. - № 3. - С. 27-34.

6. Бюллетень по атомной энергетике. Декабрь. - М.: Наука, 2003. - 412 с.

7. Вернадский В.И. Автотрофность человечества // Труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993. - С. 4б2-48б.

энергетики. На первый план выходят нанотехнологические идеи, осуществление которых позволит «стереть» границу между естественным и искусственным в современной технике [12].

Овладев логическим фундаментом, предложенным русскими мыслителями, можно успешно решить ряд задач, поставленным современным производством и образованием, формируя у выпускников вузов опережающее инновационное мышление. Это позволит:

• трансформировать инженерно-технические атомные разработки в естественно-планетарный биосферно-технологический ряд;

• предъявить к создаваемым техносферическим атомным мирам взаимопротивоположные требования: они должны быть одновременно природными и искусственно-технологическими;

• интегрировать на биоавтотрофнокосмологиче-ской основе естественно-математические, гуманитарные и технические дисциплины с точки зрения глобальных стратегических интересов России и всего человечества.

Потребуется организация принципиально новых кафедр и курсов, таких как «Инженерная планетарная культурология», «Автотрофная атомная инженерия в условиях глобальных перемен», «Геополитические и геоэкологические проблемы атомной инженерии настоящего и будущего», «Универсальная классификация атомного инженерно-образовательного знания» и т. д. [13. С. 29-31].

Таким образом, автотрофные представления об атоме и атомных технологиях, представленные в предложенной нами методологической программе, дадут возможность выбрать эффективный и «человечный» сценарий развития будущего атомного технологического движения. Суметь донести эту важную мысль - задача инженеров, педагогов, организаторов производства, политиков, философов и культурологов.

8. Московченко А.Д. Философия автотрофной цивилизации. Проблемы интеграции естественных, гуманитарных и технических наук - Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2010. - 263 с.

9. Комлева Е.В. Духовно-гуманитарное обрамление идеи «ядерный опек» // Радиоактивность и радиоактивные элементы в среде обитания человека: Матер. III Межд. конф. г. Томск, 23-27 июня 2009 г. - Томск, 2009. - С. 280-283.

10. Сисакян А., Барашенков В. Взрывная идея в атомной энергетике // Российские вести 1993. - 1 января. - 3 с.

11. Московченко А.Д. Диалектика фундаментально-технологического знания как основа формирования инновационного мышления выпускников // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. -2009.- №1. - С. 99-107.

12. Эпштейн М. Знак пробела (о будущем гуманитарных наук). -М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 821 с.

13. Московченко А.Д., Алексеев В.П. Методологические и методические основы формирования групп проектного обучения. - Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2010. - 134 с.

Поступила 12.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.