Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ КОЭВОЛЮЦИИ'

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ КОЭВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОЭВОЛЮЦИЯ / ТЕХНИКА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазаревич Наталья Александровна

В статье рассмотрено содержание основных концепций человеческого развития, таких как «базовые нужды», «перераспределение за счет роста», «человеческий капитал», «человеческое развитие», «эндогенный рост». Главная цель развития состоит в создании благоприятной для жизни среды, включающей возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к необходимым ресурсам, иметь гарантированные права и т. п. Вышеназванные концепции проанализированы по критерию полноты признаков, отвечающих данным требованиям. Определена специфика воздействия технологических и инновационных изменений на человеческое развитие. Рассмотрены процессы модернизации экономической сферы, связанные с научно-технологическими трансформациями в обществе. Показано, что основой человеческого развития в новых условиях становятся уровень образования, доля высококвалифицированного интеллектуального труда. Сделан вывод о том, что оценка устойчивого развития техники и общества, их коэволюция связаны, в первую очередь, с вопросами сферы применения техники, исследования ее социальных и экологических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF SOCIOTECHNICAL COEVOLUTION

The article examines the content of the basic concepts of human development: "basic needs", "redistribution through growth", "human capital", "human development", "endogenous growth", etc. The main goal of development is to create a life-friendly environment that includes the opportunity to live a long and healthy life, acquire knowledge and have access to resources, have guaranteed rights, etc. The above-mentioned concepts are analyzed according to the criterion of completeness of features that meet these requirements. The specifics of the impact of technological and innovative changes on human development are determined. The processes of modernization of the economic sphere associated with scientific and technological transformations in society are considered. It is shown that the basis of human development in the new conditions is the level of education, the share of highly qualified intellectual work. It is concluded that the assessment of the sustainable development of technology and society, their coevolution are related to the issues of the scope of application of technology, the study of its social and environmental consequences.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ КОЭВОЛЮЦИИ»

142

Труды БГТУ, 2021, серия 6, № 1, с. 142-145

УДК [008.2+001.2]

Н. А. Лазаревич

Институт философии Национальной академии наук Республики Беларусь

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ КОЭВОЛЮЦИИ

В статье рассмотрено содержание основных концепций человеческого развития, таких как «базовые нужды», «перераспределение за счет роста», «человеческий капитал», «человеческое развитие», «эндогенный рост». Главная цель развития состоит в создании благоприятной для жизни среды, включающей возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к необходимым ресурсам, иметь гарантированные права и т. п. Вышеназванные концепции проанализированы по критерию полноты признаков, отвечающих данным требованиям.

Определена специфика воздействия технологических и инновационных изменений на человеческое развитие. Рассмотрены процессы модернизации экономической сферы, связанные с научно-технологическими трансформациями в обществе. Показано, что основой человеческого развития в новых условиях становятся уровень образования, доля высококвалифицированного интеллектуального труда.

Сделан вывод о том, что оценка устойчивого развития техники и общества, их коэволюция связаны, в первую очередь, с вопросами сферы применения техники, исследования ее социальных и экологических последствий.

Ключевые слова: человеческое развитие, коэволюция, техника, общество.

Для цитирования: Лазаревич Н. А. Человеческое развитие в контексте социотехнической коэволюци // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021. № 1 (245). С. 142-145.

N. A. Lazarevich

Institute of Philosophy of the National Academy of Sciences of Belarus

HUMAN DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF SOCIOTECHNICAL COEVOLUTION

The article examines the content of the basic concepts of human development: "basic needs", "redistribution through growth", "human capital", "human development", "endogenous growth", etc. The main goal of development is to create a life-friendly environment that includes the opportunity to live a long and healthy life, acquire knowledge and have access to resources, have guaranteed rights, etc. The above-mentioned concepts are analyzed according to the criterion of completeness of features that meet these requirements.

The specifics of the impact of technological and innovative changes on human development are determined. The processes of modernization of the economic sphere associated with scientific and technological transformations in society are considered. It is shown that the basis of human development in the new conditions is the level of education, the share of highly qualified intellectual work.

It is concluded that the assessment of the sustainable development of technology and society, their coevolution are related to the issues of the scope of application of technology, the study of its social and environmental consequences.

Key words: human development, coevolution, technology, society.

For citation: Lazarevich N. A. Human development in the context of sociotechnical coevolution //

Proceedings of BSTU, issue 6, Histori, Philosophy, 2021, no. 1 (245), pp. 142-145 (In Russian).

Введение. Весь ход истории человечества связан с активным освоением окружающей среды, стремительным совершенствованием различных технологий, средств и орудий труда с целью удовлетворения человеческих потребностей. Техника проникла во все сферы жизни, стала частью культуры. В ходе технологической революции виды и способы труда преобразуются под влиянием новых технологий. Такое

преобразование определяет характер связей между трудом и человеческим развитием.

Основная часть. Длительное время человеческое развитие оценивалось с точки зрения экономического роста, который выступал критерием прогресса. Со временем становится ясно, что показатель только экономического роста для человеческого развития не является достаточным, а лишь одним из его необходимых

компонентов. Нобелевский лауреат, экономист Артур Льюис в 1955 г. определил цель развития как «расширение выбора человека» [1]. Развитие стало рассматриваться как многоплановый процесс, существенное воздействие на который оказывают факторы социального и политического порядка. Именно тогда появляются парадигмы и принципы, которые послужили концептуальными основами теорий человеческого развития: концепции базовых нужд, концепции перераспределения, теории человеческого капитала и др. Так, концепция «перераспределение за счет роста» связывает обеспечение благополучия людей, в первую очередь неимущих, за счет расширения трудоемких производств и, следовательно, увеличения ВВП, заработной платы и доходов, а также масштабной государственной поддержки социальной сферы. Другая концепция «базовых нужд», легла в основу известного доклада Международной организации труда (МОТ) «Занятость, рост и базовые нужды» 1976 г. Основной ее принцип - государственная политика направлена на обеспечение доступа населения к социальным услугам и товарам, так называемым «основным потребностям». К их числу относят не только продукты первой необходимости, но и здравоохранение, образование и др. [2]. Показатели основных потребностей в данной концепции оцениваются в соотношении основных потребностей с их количественными показателями. Здоровье - через продолжительность жизни; образование - через долю обучающихся в начальных школах в процентах от населения в возрасте 5-14 лет; пищу -в виде числа калорий на душу населения в процентах от необходимых; водоснабжение - через долю населения, имеющего доступ к питьевой воде и т. п. Обе эти концепции явились попыткой определить составляющие человеческого развития, но они ориентировались в основном на удовлетворение так называемых «базовых» потребностей. Был необходим подход, который бы позволил оценить развитие той или иной страны более глубоко и всесторонне и, главное, выявить основные составляющие развития личности как основной долгосрочной цели развития человеческого общества.

Во второй половине ХХ столетия Теодор Шульц в исследованиях, посвященных анализу причин и факторов роста производительности труда обратил внимание на то, что образование превращает простого исполнителя в творческого работника, заставляет его анализировать ситуацию, искать оптимальные пути решения производственных задач [3]. Он создает концепцию с красноречивым названием теория человеческого капитала, в которой человек является тем самым «капиталом», благодаря которому

общество развивается. Т. Шульц отнес к инвестициям в человеческий капитал не только прямые затраты на образование в средних и высших учебных заведениях, но и самообразование дома, повышение опыта на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки. Он выдвинул предположение, что именно вложения в «человеческий капитал» становятся важнейшими факторами преобразования экономики, модернизации экономических и юридических институтов. Это плодотворная идея нашла свое подтверждение: инвестированные вложения в человеческий капитал в развитых странах являются самыми эффективными и быстро окупающимися для общества. В настоящее время понятие «человеческий капитал» включает совокупность способностей личности, обусловленных запасом его знаний, здоровья, профессиональных навыков и способностей к труду, которые способствуют росту производительности труда и увеличению доходов. Однако теория человеческого капитала рассматривает людей как средство роста производства, в отличие от близкой по содержанию концепции -человеческого развития, где люди являются основной целью прогресса. Здесь нельзя не вспомнить И. Канта с его утверждением о том, что человек - всегда цель и никогда - средство.

Основные положения концепции человеческого развития как теории и методологии комплексного экономического, социального и политического развития сводятся к тому, что человеческое развитие - это процесс обеспечения людей широким выбором во всех аспектах человеческой жизни. Главные из них - возможность прожить долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь доступ к необходимым ресурсам, иметь гарантированные права. Цель развития состоит в том, чтобы создать благоприятную для долгой, здоровой и творческой жизни людей среду» [4]. Основные направления развития обозначаются Организацией Объединенных Наций как «принцип развития, нацеленного на человека». Понятие «развитие» в данной концепции объединило экономическое, социальное развитие, общественный прогресс. Экономическое развитие может обеспечить повышение человеческого развития лишь тогда, когда оно обеспечивает достаточный уровень социальной сферы - вложения в здоровье, образование, среду обитания [5, с. 11]. Разработка концепции человеческого развития позволила сформулировать качественно новый подход к пониманию общественного развития, который включает в себя экономический рост, социальные инвестиции, расширение возможностей людей, удовлетворение их основных потребностей, в том числе экологических, систем социальной

144

Человеческое развитие в контексте соииотехнической коэволюции

защиты, политические и культурные свободы и многие другие стороны жизни людей. Иногда используют в качестве его синонима такое понятие как «качество жизни».

Существует более 150 методик оценок человеческого развития, среди которых наиболее распространенным является индекс человеческого развития (ИЧР) (Human Development Index (HDI) - комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Индекс человеческого развития ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов. В настоящее время индекс охватывает 190 стран - участниц ООН и измеряет достижения каждой страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода граждан [6].

Под влиянием научно-технической революции происходит углубление содержания многих концепций социального развития. Так, широкое распространение получила новая теория экономического роста - теория эндогенного роста. Она исследует в долгосрочной перспективе воздействие на темпы развития технологических и инновационных изменений [7, с. 5]. Благодаря им темпы социального развития резко ускоряются, экстенсивное развитие сменяется интенсивным, когда инновации, творчество формируют новые образцы деятельности, новые целевые и ценностные установки человеческого развития. Среди них: более высокие жизненные стандарты, включающие медицинское обслуживание, санитарные условия и питание, увеличивающие более чем вдвое среднюю продолжительность жизни в промышленно развитых странах социальную и географическую мобильность; более совершенные системы коммуникации, повышающие качество деловой, профессиональной, личной жизни.

В большинстве случаев необходимость новых поколений техники и технологий социально и экономически детерминирована, именно таким образом происходит их включенность в общественные отношения. Технико-технологическое развитие фактически всегда строится с учетом задач общества и целей его развития. Тем самым подчеркивается включенность техники в общественные отношения. Словом, по утверждениям защитников технико-технологического прогресса, техника приносит не только материальные, но и культурно-психологические и социальные выгоды [9].

Устойчивое социотехнологическое развитие должно удовлетворять множеству критериев. В любом случае, оно должно быть проанализировано и оценено с разных точек зрения, чтобы получить истинное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться. Оценки совместного развития техники и общества, их коэволюция связаны в первую очередь с вопросами сферы применения техники, исследования ее социальных и экологических последствий, потребительского поведения, общих условий развития, а также с вопросами о том, каким образом могут быть получены те новые технологии, которые будут способствовать лучшему качеству жизни и, значит, более высокому человеческому развитию.

Социализация техники и создание гарантий для устойчивого развития общества весьма противоречивы. Внедрение новой техники всегда связано с известной долей неопределенности, поскольку современная техника является настолько сложной, что прогнозирование ее побочных следствий становится фактически невозможным. Причем вклад в возрастание рисков от использования новых видов техники вносят не только ее разработчики и производители, но и пользователи. Риски связаны в первую очередь с вопросами сферы применения техники, исследования ее социальных и экологических последствий, потребительского поведения, а также с вопросами о том, каким образом могут быть получены новые технологии, способствующие большей устойчивости общественного развития. Одними из важнейших становятся также этические дискуссии, касающиеся ответственности перед будущими поколениями за социальные последствия научно-технического развития, а также выводы и прогнозы по поводу техногенного будущего человека и общества.

Заключение. В разработке критериев оценки влияния техники и технологий на человеческое развитие необходима нацеленность на долгосрочные прогнозы и заключения, обнаружение механизмов воздействий техники на общество и окружающую среду, исследование техногенных рисков в экологическом, социальном, экономическом и политическом измерении, изучение обратного действия этих эффектов на техническую деятельность. На основе вышеназванных знаний необходима подготовка способов действия, обеспечивающих возможности выбора для технико-технологических решений с целью достижения высокого человеческого развития.

Список литературы

1. Льюис У. А. Машина экономического роста замедляет ход // Мировая экономическая мысль: сквозь призму веков: в 5 т. Т. V. Кн. 1. М.: Мысль, 2004. С. 16.

2. Занятость, рост и базовые нужды: Доклад Международной организации труда (МОТ). 1976. URL: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/convdisp1.htm (дата обращения: 10.10.2020).

3. Шульц Т. Экономика семьи // Маркетинг. 1992. № 4. С. 123-126.

4. Доклад ООН о развитии человека. 1990. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_ 2019_ru.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

5. Доклад ООН о развитии человека. 1994. URL: http://vestnik.krsu.edu.kg/article/download/5858 (дата обращения: 12.03.2020).

6. Ушаков И. Б. Качество жизни и здоровье человека. М.: Истоки, 2005. 130 с.

7. Сергеев И. В., Веретенников И. И., Сергеев А. И. Научно-технический прогресс и экономика. М.: Велби, 2004. 378 с.

8. Махбуб Уль Хак. Концепция человеческого развития. URL: http://humandevelopment.uz/ru/ courses/detail.php? COURSE_ID=1&LESSON_ID=12#_ftn1 (дата обращения: 21.10.2020).

References

1. L'yuis U. A. The economic growth machine slows down. Mirovaya ekonomicheskaya mysl': skvoz' prizmu vekov: v 5 tomakh. Tom V. Kniga 1 [World ekonomik thought: Through the Prist of Ages. In 5 vol. Vol. V, Part 1]. Moscow, Mysl' Publ., 2004. P. 16 (In Russian).

2. Doklad Mezhdunarodnoy organizatsii truda ("Zanyatost', rost i bazovyye nuzhdy") [Report of the International Labor Organization ("Employment, growth and basic needs")], 1976. Available at: http://www.ilo.org/ilolex/russian/docs/convdisp1.htm (accessed 10.10.2020).

3. Shul'ts T. Family economics.Marketing [Marketing], 1992, no. 4, pp. 123-126 (In Russian).

4. DokladOONo razvitii cheloveka. 1990 [UN Human Development Report]. Available at: http://hdr.undp.org/ sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf (accessed 12.10.2020).

5. Doklad OONo razvitii cheloveka. 1994 [UN Human Development Report]. Available at: http://vest-nik.krsu.edu.kg/article/download/5858 (accessed 12.03.2020).

6. Ushakov I. B. Kachestvo zhizni i zdorov'ye cheloveka [Quality of life and human health]. Moscow, Istoki Publ., 2005. 130 p.

7. Sergeev I. V., Veretennikov I. I., Sergeev A. I. Nauchno-tekhnicheskiy progress i ekonomika [Scientific and technological progress and economy]. Moscow, Velbi Publ., 2004. 378 p.

8. Makhbub Ul' Khak. Kontseptsiya chelovecheskogo razvitiya [The concept of human development]. Available at: http://humandevelopment.uz/ru/courses/detail.php (accessed 21.10.2020).

Информация об авторе

Лазаревич Наталья Александровна - кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Центра социально-философских и антропологических исследований. Институт философии Национальной Академии наук Республики Беларусь (220072, г. Минск, ул. Сурганова, 1/2, Республика Беларусь). E-mail: natalazarevich@tut.by

Information about the author

Lazarevich Natal'ya Aleksandrovna - PhD philosophy), Associate Professor, Senior Researcher, the Center of Philosophical and Anthropological Research. Institute of Philosophy of the National Academy of Sciences of Belarus (1/2, Surganova str., 220072, Minsk, Republik of Belarus). E-mail: natalazare-vich@tut.by

Поступила 15.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.