Научная статья на тему '«Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности'

«Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
108
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / HUMAN POTENTIAL DEVELOPMENT / STATE CULTURAL POLICY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич

В статье представлено обоснование авторской позиции, в соответствии с которой в качестве релевантного контента государственной культурной политики в системе национальной безопасности рассматривается изучение вопросов развития человеческого потенциала; в рамках позиционируемой гипотезы государственная культурная политика в целевых контурах повышения качества человека выступает фактором гармонизации общественной и политической жизни, условием социального развития и предпосылкой системной модернизации страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Human Dimension” of State Cultural Policy in the System of National Security

The article shows the explanation of the author’s opinion about the relevant content of state cultural policy. The main idea is that the study of human potential development is considered to be a relevant content of state cultural policy in the national security system. According to the declared hypothesis the cultural policy within the frames of increasing human quality appears as the factor for social and political life harmonization, as the condition for social development and as the supposition for systematic country modernization.

Текст научной работы на тему ««Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности»

УДК 323

Голобородько А.Ю.

«Человеческое измерение» государственной культурной политики в системе национальной безопасности

В статье представлено обоснование авторской позиции, в соответствии с которой в качестве релевантного контента государственной культурной политики в системе национальной безопасности рассматривается изучение вопросов развития человеческого потенциала; в рамках позиционируемой гипотезы государственная культурная политика в целевых контурах повышения качества человека выступает фактором гармонизации общественной и политической жизни, условием социального развития и предпосылкой системной модернизации страны.

Ключевые слова: развитие человеческого потенциала, государственная культурная политика, национальная безопасность.

Среди наиболее ярких и очевидных тенденций сегодняшнего, безусловно, противоречивого, этапа развития мирового сообщества, специалистами выделяется феномен «изменчивости»; ср. меткую характеристику профессора И.Л. Андреева, отмечающего, что «... неизменными сегодня становятся сами изменения, носящие все более глубокий и тревожно непредсказуемый характер» [1, с. 95].

Не требует дополнительной аргументации тезис о том, что в эпоху «текучей модернити» (по терминологии З. Баумана) получает развитие и практическое подтверждение положение, при котором «изменение - единственная неизменность, а неопределенность - единственная определенность» [2, с. 81]. Ряд исследователей, в рамках анализа и выявления трендов эпохи неоглобализма, отмечают, что в нынешних условиях время становится нелинейным - оно ускоряется и тоже неравномерно, рывками. (ср.: «социальное время в эпоху информатизации и глобализации сжалось неимоверно» [3, с. 90]). Изменения социальных структур резко ускоряются и становятся трудно предсказуемыми - они утрачивают устойчивую логику и рациональное целе-полагание, из-за чего образ даже ближайшего будущего становится неопределенным. Люди живут, как кочевники, и не строят длительных жизненных планов. Это порождает аномию - разрыв человеческих связей и утрату чувства взаимной ответственности. Начинается эпоха «слабых связей». Жизненный путь личности вырван из «цепи времен» и почти не связан с преемственностью поколений» [4, с. 27].

Учёные, исследующие современный мир в контурах глобализации, противоречивы в оценке перспектив мирового развития. Прямо или косвенно признается, что, так как мы находимся далеко от общества «всеобщего бла-

годенствия», конечный экономический разрыв между «золотым миллиардом» и остальным миром усугубляется; и Россия в этом пространстве рискует закрепиться в статусе мировой периферии (ср. [5, с. 179]).

Что может противопоставить Россия вызовам времени, на каких релевантных основаниях может строиться модель стратегического развития, призванная обеспечить достижение заявленной цели широкомасштабной модернизации и инновационного технологического прогресса?

Заместитель главного ученого секретаря РАН, член президиума ЮНЦ РАН В.В. Иванов (см. [6]) совершенно справедливо, на наш взгляд, отмечает: опыт стран показывает, что наиболее интенсивного развития можно добиться, если проводить политику, в основе которой лежит приоритет человеческого...; это требует формирования государственной политики инновационного типа, принципиальным отличием которой от традиционной инновационной политики является переход от безудержного потребления и создания инноваций в интересах бизнеса к политике повышения качества жизни, развития человеческого потенциала на основе достижений науки.

Именно поэтому безусловную актуальность применительно к России как государству-цивилизации (считаем подобную номинацию оправданной, справедливой и исторически обусловленной) приобретает необходимость поиска новой формулы человеческого общежития - альтернативной сосредоточенности на экономическом росте как на единственном лекарстве от всех социальных недугов.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020» (документе, имеющем при очевидной небесспорности ряда посылов, по нашему мнению, серьёзные основания позиционироваться в качестве доктринально оформленного и гносеологически значимого смыслового конструкта) отмечается, что системная модернизация страны, результатом которой должны стать существенное повышение качества жизни населения и обретение Россией статуса мировой державы, самым тесным образом связана с решением задач, напрямую относящихся к сфере культуры (см. [7]).

Решение этих задач может, по нашему мнению, конкретизироваться разработкой и реализацией инструментария, призванного обеспечить оптимизацию возможностей использования потенциала культуры как фактора гармонизации общественной и политической жизни, условия социального развития.

«Культуроустремленные» механизмы консолидации общества и оптимизации пространства межличностных коммуникаций, ориентированные, в рамках позиционируемой гипотезы, в том числе на возрождение межпоко-ленческих связей, восстановление отношений преемственности в «цепи времён», могут быть институционально оформлены в виде особой когнитивной и технологической платформы - государственной культурной политики.

Государственная культурная политика изучается нами как фактор развития человеческого потенциала и повышения качества человека, ресурс

противодействия вызовам и угрозам национальной безопасности в современных условиях и предпосылка системной качественной модернизации страны.

И действительно: одним из базовых факторов успешности «движения страны» в сторону достижения стратегической цели широкомасштабной модернизации является осознание однозначности и бесспорности того, что единственной возможностью для этого может выступить включение дополнительных, выходящих за рамки экономического измерения, ресурсов. Речь, очевидно, идет о создании условий для возрождения и преумножения духовных традиций народа, переориентации получивших развитие в последнее время ценностно-мотивационных установок в «материально-потребительских координатах» посредством возрождения преданных, в значительной степени, забвению морально-этических и культурно-творческих ориентиров жизнедеятельности (ср. [8, с. 86]).

Вопросы стратегического развития страны гораздо шире собственно экономического пространства реализации: «.менее всего, - писал Н.А. Бердяев, - экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не целям жизни. И когда её делают целью жизни, то происходит деградация человека» [9, с. 648]. В современной России, как представляется, и произошла эта подмена: экономика перестала быть средством и стала целью, вызвав тем самым спрогнозированный одним из крупнейших российских мыслителей эффект снижения духовных и нравственных ценностей в континууме жизненных установок, поступков и поведенческих актов человека.

Разрабатываемая нами точка зрения заключается в том, что государственная культурная политика в системе национальной безопасности России обусловлена потребностями и характером провозглашенной социальной и политической модернизации. При этом в качестве базовой теоретической посылки выступает позиция, заключающееся в том, что при разработке культурной политики в контексте обеспечения национальной безопасности ведущую роль должны играть ориентиры на сохранение целостного культурного пространства страны, активизацию элементов гражданского общества и духовно-интеллектуального потенциала культуры России.

Именно в гуманитарной сфере общества, в решении задачи развития человеческого потенциала, повышения уровня нравственности, преумножения духовных традиций, расширения культурного пространства и создании возможностей для активного использования в экономической, политической, социальной, образовательной и других сферах культурного потенциала народа, лежит ключ как к обеспечению национальной безопасности современной России (ср. [10, с. 46]), так и, по нашему мнению, достижению целей системной модернизации. Наша позиция, очевидно, коррелирует с точкой зрения Ю.Г. Волкова, отмечающего в контурах размышлений о поиске оптимального пути (проекта) стратегического развития страны, что «.если считать экономику не ограничением, а реализацией творческой природы человека, его инновационного потенциала, если не видеть в социальной сфере только функциональную взаимосвязь, а сеть социальных коммуникаций, если обра-

щаться к культуре как мере человеческого в человеке ., то такой проект может быть гуманизацией российского общества» [5, с. 182-183].

Для гуманизма высшей целью является развитие человека.

«Человек - мера всех вещей», «построить модель экономики без модели человека невозможно», «модернизация экономики станет реальностью только при условии модернизации сознания» - эти и многие другие широкоизвестные формулы могут и должны, по нашему мнению, «обрести дыхание» в наши дни, во втором десятилетии ХХ1-го века - в эпоху, одной из очевидных тенденций которой становится феномен «сосуществования» различных моделей, комплементарности и взаимозависимости используемых теорий, практик и технологий организации современного устройства стран и мира в целом.

Для сегодняшней России, переживающей сложный переходный период своего развития, особую актуальность приобретает цель возрождения традиционных социокультурных образов и духовно-нравственных основ, в разное время служивших смысловыми скрепами народного единства, фактором развития пассионарности (в её понимании как «общего психологического тонуса») народа России. фундаментом для строительства ценностей и ориентиров, исторически определявших уникальность, устойчивость и успешность существования России как государства-цивилизации и способствовавших укреплению национальной безопасности страны.

Каковы в этой связи могут быть шаги, механизмы, инструменты, использование которых будет способствовать, посредством оптимизации условий для аккумулирования потенциала культуры в политике и управленческой практике, расширению возможностей развития человеческого потенциала, строительства нравственных и духовных ценностей и ориентиров как стратегических основ жизнедеятельности человека.

Выделим, в качестве возможных теоретических и практических шагов, предлагаемых рядом современных исследователей и разделяемых нами, в частности, следующие:

- активная пропаганда гуманистического мировоззрения, культуры и воспитания (В.В. Цыганов);

- разработка ряда стратегически важных, доктринального порядка, документов (Д.Ш. Халидов): доктрины информационно-культурной безопасности современной России, дополненной геополитической доктриной и доктриной национальной безопасности России; Федерального Закона «СМИ и национальная безопасность»: очевидно, что в век «обилия информации» (которое, как показывает реальность, зачастую её и обесценивает) представляется очень важным «информационно-ориентированный» аспект нормо/законотворчества в области организационно-управленческого обеспечения реализации государственной культурной политики как фактора национальной безопасности;

- разработка и активное внедрение в практику средней и высшей школы образовательных программ и просветительских курсов по проблема-

тике государственных ценностей, государственно-информационной политики (С.С. Сулакшин, С.Г. Кара-Мурза и др.), политики и морали (Л.Н. Тимофеева) и др.

В усиление указанной позиции относительно необходимости реализации, в рамках поиска возможностей повышения эффективности государственной культурной политики, комплекса действий, направленных на развитие сущностных, естественных с точки зрения самой природы человека, качеств и ценностей человеческого присутствия в мире, представляется уместным, обратившись к творческому наследию ряда ведущих отечественных и зарубежных учёных в области психологии, отметить, что «... Смысловая архитектоника внутреннего мира человека позволяет не только смыслообразно строить свои отношения с миром, но и всякий раз преодолевать ограничения собственного «Я», выходя в социальное и духовное измерения; социальный и духовный миры в той же степени являются необходимыми фрагментами целостного мира, в котором познает и действует человек, как и физическая среда, окружающая его» [11, с. 109]. При этом «любое психическое образование. является не результатом пассивного зеркального отражения предметов и их свойств, а результатом отражения, включенного в действенное, активное отношение субъекта к этим предметам и их свойствам.» [12, с. 474].

«Психологический» аспект рассуждений относительно природы присутствия в сознании человека - субъекта познания - модели мира как образа бытия, на наш взгляд, оправдан в рамках настоящей работы с точки зрения эксплицирования и обоснования выдвинутой нами гипотезы о важности и востребованности использования ресурсов культуры как смыслоориентированного пространства человеческой жизнедеятельности в государственном управлении, одним из предназначений и результирующим эффектом которого, очевидно, является обеспечение национальной безопасности. К тому же значительная роль в нашем исследовательском конструкте отводится набирающей вес в современной политологии позиции, в соответствии с которой в начале ХХ1-го века констатируется новый тип гуманитарной инноватики, базирующейся на когнитивной матрице, которая аппелирует к категориям «смысл», «понимание», «интерпретация» и др. (ср. [13, с. 36]).

Предположим в этой связи (разделяя мнение С.Г. Кара-Мурза о том, что созданные в культуре и внедренные в сознание человека образы (в частности, добра и зла) должны постоянно «возделываться» из сырья объективной реальности инструментами государственного участия [14, с. 6]), что одним из основных инструментов государственной культурной политики должна стать системная информационно-просветительская работа, культурноисторическое просвещение населения в части пропаганды нравственных, духовных ценностей. Человек с юных лет должен получать возможность познавать эти ценности, причём не только познавать, но и делать свое понимание (= осознание) их достоянием собственного психического опыта, своей смыслоориентированной деятельности, маркером своего присутствия в мире.

На основе вышесказанного целесообразным представляется отметить, что наш исследовательский конструкт изучения государственной культурной политики в системе национальной безопасности, получая очевидное «человеческое» (как пространства смыслов) преломление, позволяет констатировать достаточно высокую степень релевантности рассмотрения успешности государственной культурной политики, реализуемой в рамках деятельности институтов государственного управления, и достижения стратегической цели повышения «качества человека» - гражданина России - как её главного адресата; или, в психолого-когнитивной терминологии - эмпирического субъекта, строящего на протяжении всей своей жизни при помощи сознания свою теорию - картину мира, свой образ бытия.

В свою очередь полагаем, что вопрос оценки качества человека как показателя и результирующей государственной культурной политики, и в содержательном плане, и «по линии» выделения критериев эффективности, естественным образом коррелирует с наполнением его (человека) жизнедеятельности смыслами духовно-нравственного ориентирования, с «расширением пространства добра», осуществляемого человеком (см., например, у Н.К. Рериха: «Культура есть утверждение добра во всей его действенности» (цит. по [15, с. 31]), что есть не что иное, как расширение пространства культуры как тотальности (по терминологии Ю.А. Жданова) человеческой деятельности (ведь «Мир культуры - мир целостности, охватывающий все стороны деятельности, в этом смысле культура представляет собой тотальность деятельности, интегративную и интегрирующую её сторону» [там же]).

Кроме того, одним из сущностных признаков культуры является её преемственность: без преемственности, эстафетной передачи содеянного от поколения к поколению, опоры новых поколений на фундамент, построенный их предшественниками. бессодержательным и пустым является представление о развитии и прогрессе (ср. [15, с. 412]). В этой связи именно механизмы культурной политики могут, думается, обеспечить возможность постепенного преодоления и разрыва «гордиева узла» проблем, вызванных выдвижением в авангард современных процессов общественного устройства негативных трендов, одним из проявлений которых выступает вышеобозна-ченный феномен «аномии».

В завершение подчеркнем, что изучение вопросов «человеческого» измерения государственной культурной политики как фактора обеспечения национальной безопасности представляется нам целесообразным и релевантным, что может, в частности, быть эксплицировано следующими причинами: во-первых, пониманием того факта, что именно на человека как действующего субъекта и смысловую модель мира ориентирован наш поиск продуктивного инструментария государственной культурной политики; во-вторых, необходимостью определения, в рамках конструкта и применяемой методологии исследования, базовых результирующих ориентиров, одним из которых снова выступает, очевидно, - объект (адресат, реципиент) самого политического воздействия; в-третьих, попыткой продвижения, сколь бы смело это ни

звучало, на пути к обнаружению ответа на один из фундаментальных вопросов политики: что есть человек?

Позиционируемое в работе понимание смысла человеческой деятельности как расширение пространства культуры (осознающейся нами как тотальность человеческого бытия), представленный, в формате ряда предложений по реализации некоторых практически ориентированных действий, инструментарий культурно-исторического просвещения, обеспечения культурноинформационной безопасности и др., может, на наш взгляд, выступить предпосылкой возрождения в российском обществе ценностей духовности, нравственности в их «способности быть выше своего собственного материального и иного удовольствия, быть в интересах других», что, в конечном итоге, обеспечит развитие многообразия смыслового присутствия человека в обществе, стимулирует в нем созидательное творческое начало.

«Человеческое» измерение государственной культурной политики как фактора обеспечения национальной безопасности России в методологическом, технологическом и результирующем аспектах должно, на наш взгляд, предусматривать цель повышения «качества человека» как гражданина-патриота своей страны, его развитие как творческой смыслоориентированной личности в рамках общества, его следование нравственным ориентирам в пространстве многообразной деятельности: «перед каждым человеком стоит задача - быть человеком - сегодня, завтра, всегда. из этого и складывается история» - писал в своём удивительно мощном по силе культурнопросветительского, мировоззренческого и гносеологического воздействия романе «Плаха» гениальный Ч. Айтматов .

Ведь прежде всего важно то, что происходит в мире, который ты построил внутри себя. и если в этом, каждый раз заново выстраиваемом мире налажено производство смыслов, восполняется понимание, значит, ты находишься в потоке жизни.(ср. [11, с. 330]).

Литература

1. Андреев И.Л. Современные представления о сознании человека и человечества // Современное представление о человеческом сознании. Материалы науч. семинара. Вып. 4. М.: Научный эксперт, 2012. С. 7-95.

2. Бауман З. Междувластие: Зигмунт Бауман беседует с Винченцо Делла Сала // Россия в глобальной политике. http://www.globalaffairs.ru /number/Mezhduvlastie-15784.

3. Халидов Д.Ш. Неадекватность системы управления в России // Государственная политика и управление современной России. Материалы науч. семинара. Вып. 1 (48). М.: Научный эксперт, 2012. С. 81-90.

4. Постиндустриализм. Опыт критического анализа. М.: Научный эксперт,

2012.

5. Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М.: Социально-гуманитарные знания, 2006.

6. Иванов В.В. Имитация и инсценировка как признаки современности // Академия. 2013. № 3.

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/2009/05/13/.

8. Багдасарян В.Э. Цивилизационно-ценностные ресурсы экономической стратегии // Стратегия России 2020. Особое мнение. Материалы круглого стола. М. Научный эксперт, 2011. С. 86-91.

9. Борохов Э. В. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). М., 1999.

10. Колин К.К. Духовная культура общества как фактор обеспечения национальной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 46-58.

11. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира: Пролегомены к психологической теории смысла. Самара, 2000.

12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998. С. 474.

13. Старостин А.М. Философия социально-гуманитарных инноваций. Ростов н/Д.: ЮРИФ РАНХиГС, 2012.

14. Кара-Мурза С.Г. Государственная политика в духовной сфере: задачи и провалы // Государственная политика и управление современной России. Материалы науч. семинара. Вып. 2 (49). М.: Науч. эксперт, 2012. С. 6-9.

15. Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры / В кн.: Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Изд. 2-е, перераб. / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005.

УДК 32.01

Уварова Г.Г.

Политические механизмы парирования рискогенных экологических факторов в

контексте политической науки

В статье анализируются различные аспекты и взаимосвязи с направлениями политологических исследований, показывая сложность и многоаспектность экологических проблем и рискогенных факторов, а также их значение для современной политики и политической науки.

Ключевые слова: экология, политика, политические механизмы, риск, политическая наука.

В настоящее время имеются основания с большой уверенностью утверждать, что современная политическая наука является достаточно сложной по своей внутренней структуре и затрагивает различные сферы, в которых в современной человеческой цивилизации проявляются различные политические факторы и процессы. В этом ключе исследование экологии в проблемном поле политической науки обусловливается зависимостью функционирования человеческой цивилизации от природных факторов[1].

Существенно детерминирует политические рискогенные факторы и механизмы их эффективного и своевременного парирования недостаточная компетентность политических лидеров, которая является одним из основных направлений политологического анализа. На первый взгляд кажется, что чем более знающим, опытным и профессионально подготовленным будет военнополитический деятель, тем вернее будет принятое им решение. Однако на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.