Научная статья на тему 'Человеческое измерение Арктики: общество и право'

Человеческое измерение Арктики: общество и право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческое измерение Арктики: общество и право»

Человеческое измерение Арктики: общество и право

26—27 ноября 2015 г. в г. Санкт-Петербурге Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) совместно с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания РФ проводился III Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты» (далее — Форум).

На Форуме обсуждались вопросы правового обеспечения устойчивого развития российской Арктики в контексте ее гуманитарного измерения: особенности общественно-государственного партнерства в Арктике, традиционное природопользование в условиях промышленного освоения Арктики, сохранение Арктики для будущих поколений, обеспечение экологической безопасности при осуществлении природопользования в Арктическом регионе, создание правовых условий для повышения качества жизни населения в Арктической зоне РФ, инновационные механизмы государственного регулирования осуществления экономической деятельности в рассматриваемом регионе и др.

В работе Форма приняли участие представители Государственной Думы РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и других субъектов РФ, ученые ведущих научно-исследовательских центров, представители бизнес-сообщества.

Первый день работы Форума начался с пленарного заседания «Человеческое измерение Арктики: общество и право».

С приветственным словом к участникам и гостям Форума обратился председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В. С. Макаров, который отметил, что в современных геополитических условиях укрепление позиций России в освоении Арктики — стратегическая за-

дача, от выполнения которой зависит национальная безопасность страны.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Н. Кобылкин подчеркнул, что сегодня Арктика находится в фокусе экономических, политических и иных интересов многих государств, а интенсивные темпы ее освоения диктуют необходимость применения эффективных правовых инструментов. Общей задачей глава региона назвал гармонизацию трех уровней правового пространства — международного, федерального и регионального.

Научную часть Форума открыла директор ИЗиСП, вице-президент РАН, академик РАН, член Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Т. Я. Хабриева, выступившая с докладом «Человеческое измерение Арктики — ключевой фактор развития Арктического региона Российской Федерации».

Выступающая отметила, что продолжающееся пространственное освоение арктических регионов, расширение экономической, военной и других видов деятельности допустимо только при условии обеспечения прав человека и признанных институтов демократии. Такая постановка проблемы рассматривается современной наукой как одно из измерений безопасности наряду с экономическим и экологическим измерениями.

Т. Я. Хабриева предложила законодательные решения, направленные на усиление социальной защищенности людей, живущих и работающих в Арктической зоне РФ. Она также отметила, что Арктическая зона РФ расположена на территории значительного числа субъектов РФ, каждый из которых имеет специфические социально-экономические и иные особенности, что, естественно, осложняет создание единых механизмов правовой регламентации. Вместе с тем разработка та-

ких механизмов необходима прежде всего для обеспечения баланса между региональной спецификой и единообразным решением ключевых общегосударственных задач. Стратегиро-вание и администрирование должны основываться на учете региональной специфики при разграничении полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее арктических и приарктических субъектов. По мнению выступающей, поиск и нормативное закрепление новых технологий управления, альтернативных традиционному перераспределению полномочий по вертикали, установление преференциальных правовых режимов в отношении экономической деятельности, осуществляемой в Арктике, позволят создать условия для развития межрегионального взаимодействия, для минимизации административных процедур и расширения договорного регулирования с участием бизнес-сообщества.

Т. Я. Хабриева подчеркнула, что освоение арктических пространств для нас — неотъемлемая составляющая задачи укрепления российской государственности, решение которой немыслимо без полноценного современного национального законодательства, регулирующего все многообразие общественных отношений в российской Арктике.

Вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа И. Б. Соколова особое внимание акцентировала на существующих пробелах в законодательстве, из-за которых в полном объеме не обеспечивается защита прав коренных малочисленных народов Севера. Выступающая подчеркнула, что существующие правовые неопределенности необходимо устранять не точечным регулированием, а разработкой комплексной программы развития «арктического» законодательства.

Член Международно-правового совета при МИД России, член Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате России, международный арбитр ООН

по морскому праву, доктор юридических наук В. С. Котляр отметил, что современный международно-правовой режим арктических морских пространств ясно определяет права и прибрежных арктических, и других государств. Это касается в том числе доступа как к освоению минеральных ресурсов, месторождений нефти и газа, так и к управлению морскими биологическими запасами. Международное право регламентирует и возможности расширения внешних границ континентального шельфа прибрежных стран. Сегодняшняя непростая международная ситуация не вносит каких-либо кардинальных перемен в установившийся порядок. И в связи с этим можно констатировать, что Россия нацелена на дальнейшее развитие арктического сотрудничества в рамках Арктического совета, Совета Ба-ренцева/Евроарктического региона и программ приграничного сотрудничества Россия — ЕС.

О некоторых направлениях деятельности Русского географического общества в Арктическом регионе рассказал советник президента Русского географического общества по международным вопросам С. А. Катиков. В частности, он поделился опытом работы ледового лагеря Барнео, который ежегодно строится вблизи Северного полюса, а также остановился на ключевых мероприятиях проекта «Очистка Арктики», реализуемого при поддержке Русского географического общества.

Особую роль общественно-государственного партнерства в Арктической зоне РФ подчеркнул президент Арктической общественной академии наук доктор технических наук, профессор В. Б. Митько. Среди основных форм взаимодействия были названы: участие общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в подготовке общественно значимых решений органов государственной власти региона; осуществление некоммерческими организациями мониторинга процесса и результатов реализации общественно

значимых государственных решений; общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов; участие негосударственных некоммерческих организаций в реализации социальной политики и государственная поддержка их деятельности.

Работу Форума продолжили секционные заседания.

Предваряя заседание секции «Общество и право в высоких широтах», первый заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин подчеркнул, что развитие человеческого потенциала в Арктическом регионе является важнейшим условием его экономического движения вперед.

Выступающий отметил, что на территории Арктической зоны РФ проживает около 1,5% населения, но именно здесь обеспечивается 12% ВВП страны. Поэтому наряду с деятельностью государства важную роль в рассматриваемом регионе играет бизнес, интересы которого с каждым годом только расширяются: создаются новые производства и модернизируется инфраструктура, что способствует появлению новых рабочих мест. В связи с этим государство должно стимулировать бизнес к участию в экономическом развитии Арктического региона для повышения благосостояния местного населения.

Доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета кандидат исторических наук Н. К. Харлампьева акцентировала внимание на правовых проблемах формирования региональной инновационной системы управления водными ресурсами в Арктической зоне РФ. По мнению выступающей, управление водными ресурсами Арктики необходимо считать: 1) основой эффективного сотрудничества четырех секторов взаимодействия между государством, общественными объединениями, хозяйствующими субъектами и независимыми акторами в Арктической зоне РФ; 2) одним из приоритетных направлений между-

народного арктического регионального сотрудничества. Она также высказала мнение о том, что необходима рабочая группа по обеспечению правовых условий создания региональной инновационной системы управления водными ресурсами в Арктической зоне РФ.

Как отметил руководитель группы «Шельфовые проекты и СРП» ООО «Пепеляев Групп» П. С. Кондуков, особенно полезными результаты сотрудничества в Арктике могут стать для тех российских компаний, которые ставят далеко идущие стратегические задачи продвижения в высокие широты, например задачи освоения арктического шельфа России. Возникающие при этом правовые проблемы требуют серьезных законодательных изменений в части создания условий применения специальных таможенных процедур, установления особенностей проведения таможенного контроля, а также в части упрощения таможенных процедур и снижения таможенных платежей на иностранные товары, ввозимые для строительства сооружений, обеспечивающих реализацию проектов на континентальном шельфе.

Еще одно направление деятельности в Арктике осветил член секции молодых ученых Севера Арктической общественной академии наук Э. В. Сальцберг. Он провел анализ нормативных правовых актов об обеспечении информационной безопасности арктического судоходства, в том числе направленных на развитие и использование единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане как базового межотраслевого информационно-технологического комплекса.

О правовых проблемах совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны РФ говорили директор Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил, председатель российской секции Европейской ассоциации региональной науки и предсе-

датель социально-экономической секции Экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ А. Н. Пилясов и декан юридического факультета Петрозаводского государственного университета доктор юридических наук, профессор С. Н. Чернов. В частности, А. Н. Пиля-сов отметил, что принятие специального закона об Арктике не должно привести к разрыву единого экономического и правового пространства страны. Ядром такого закона должен стать комплексный (промышленно-транс-портный) арктический инвестиционный мегапроект, который развертывается на пространстве территории опережающего развития на условиях государственно-частного партнерства и проектного финансирования.

С учетом необходимости комплексного решения социально-экономических проблем Арктической зоны РФ развернулась дискуссия о путях создания современных правовых и иных социальных механизмов, позволяющих повысить привлекательность трудовой деятельности в Арктической зоне РФ, направить миграционные потоки в северные регионы государства, обеспечить восполнение дополнительных трудозатрат, обусловленных экстремальными природно-климатическими условиями данного региона.

Особый вклад коренного населения в дискурс об устойчивости Арктики отметила представитель Арктического центра Лапландского университета (Финляндия) Леена Хейнемаки.

Помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ М. А. Тодышев заметил, что в связи с отсутствием в законодательстве единых правовых механизмов, регулирующих взаимоотношения субъектов традиционного и промышленного природопользования, сложившаяся практика отношений в указанной сфере неоднородна, существенно различается в регионах и зачастую сводится к благотворительным акциям. В позитивном ключе был отмечен опыт Ханты-Мансийского автономно-

го округа — Югры (ХМАО), в котором образовано 475 территорий традиционного природопользования регионального значения. Правительство ХМАО обеспечивает включение соответствующих требований в лицензионные соглашения на право пользования недрами в границах территорий традиционного природопользования, неисполнение которых может быть квалифицировано как нарушение лицензионных условий и может повлечь за собой отзыв лицензии.

Об актуальности решения правовых проблем реализации права на усыновление коренными малочисленными народа Севера говорил директор Государственно-правового департамента Ямало-Ненецкого автономного округа кандидат юридических наук Д. В. Погорелый. Он, в частности, отметил, что действующие нормативные правовые установления создают необоснованные препятствия для усыновления (удочерения), опеки (попечительства) лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, и предложил конкретные пути их устранения.

В выступлении старшего научного сотрудника Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН кандидата юридических наук А. В. Ко-доловой было показано значение коллективных исков в защиту права на благоприятную окружающую среду в обеспечении баланса экономических и экологических интересов населения Арктического региона России.

По мнению руководителя секции молодых ученых Севера Арктической общественной академии наук кандидата технических наук А. В. Мить-ко, серьезным препятствием в освоении Арктики может стать кадровый дефицит. Выступающий отметил, что экономическая составляющая «арктического мегапроекта» предполагает разработку сложных месторождений и создание для этого необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры. Однако специалистов, способных принять эффектив-

ные управленческие решения в данных сферах, не хватает или нет вообще.

Интересный научный проект изучения природы Арктики — «Арктический дом БИН» предложила заместитель директора Фонда развития Ботанического сада Петра Великого С. М. Цуненко. «Арктический дом БИН» включает в себя научные лаборатории, экспертный центр, конгресс-но-выставочный центр, низкотемпературные оранжереи, инновационную площадку и межрегиональный центр обмена опытом.

Работа секции «Ресурсный потенциал Арктики: правовые аспекты освоения» была направлена на поиск оптимальных механизмов правового регулирования освоения Арктики, ориентированных на выверенный баланс в триаде государственно-публичных интересов, интересов коренных малочисленных народов Севера и природопользователей.

Ключевой темой развернувшейся на секции дискуссии стало правовое регулирование доступа к ресурсам Арктики, которое в нашей стране осуществляется в рамках многоотраслевого подхода — регламентируется нормами гражданского, административного, природоохранного, природоресурс-ного и иных отраслей законодательства. При этом правоприменительная практика показывает разобщенность элементов механизма правового регулирования освоения и развития Арктики из-за пробелов и несогласо-ванностей между правовыми предписаниями различной отраслевой принадлежности.

Важнейшим правовым проблемам и путям их решения были посвящены выступления начальника юридического управления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Я. Ю. Соколова и заместителя генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпром нефть шельф» Р. Л. Романенкова.

Участники дискуссии отметили, что все большее значение для арктических территорий приобретает развитие предпринимательского потенциала, т. е. способности населения к организации производства в условиях Арктики. Расширение сферы экономической деятельности в Арктике предопределяет необходимость конструирования актуального правового регулирования, модель которого представила ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Е. А. Галиновская.

На секции также велась дискуссия о современных реалиях и приоритетах международного сотрудничества в освоении ресурсов Арктики, о создании паритетных гарантий обеспечения интересов государства и бизнеса в реализации новых стратегий освоения природных ресурсов Арктики, о социальных обязательствах работодателей как ключевого условия для сохранения квалифицированных кадров в Арктическом регионе, были намечены векторы развития законодательства о защите конкуренции с учетом специфики осуществления экономичекой деятельности в Арктическом регионе.

В качестве смежных тем были обсуждены проблемы правового регулирования транзитного потенциала Арктического региона России, правовые основы работы Северного морского пути, развитие малой авиации и железнодорожной сети.

Заместитель директора ИЗиСП кандидат юридических наук В. П. Емель-янцев отметил, что, учитывая много-слойность пространственного развития Арктической зоны РФ, построение стратегии использования ресурсного потенциала Арктики и ее правовое обеспечение должны опираться на преимущества методологии пространственного анализа: исследование взаимосвязей и взаимозависимостей между пространственными элементами и структурами на основе построения моделей различной природы. Это обеспечит сохранение и устойчи-

вость арктической экосистемы. Он, в частности, отметил, что требуются и новые законодательные и организационные инициативы, в том числе: новая стратегия для государства и бизнеса в освоении природных ресурсов Арктики; либерализация доступа к арктическому шельфу России; развитие международного сотрудничества в освоении ресурсов Арктики в условиях изменения арктического климата; создание принципиально новых механизмов территориального развития для Арктической зоны РФ с учетом изменения законодательства о территориальном планировании и градостроительном регулировании.

Ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и при-родоресурсного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н. И. Хлуденева говорила о законотворческих подходах к регламентации природопользования в Арктической зоне РФ. В выступлении были обозначены факторы, обусловливающие необходимость специального нормативного правового регулирования природопользования в Арктической зоне РФ (экономическая значимость Арктического региона для России; высокий природоресурсный потенциал; неэффективность традиционных подходов к организации природопользования в Арктическом регионе; уязвимость природной среды; повышенные издержки хозяйственной деятельности и др.), представлена общая характеристика требований, образующих правовой режим природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне РФ (требования об эколого-экономическом районировании территорий (акваторий) Арктической зоны РФ; о проведении стратегической экологической оценки документов планирования, предусматривающих реализацию хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне РФ; о проведении экологической экспертизы документации объектов, оказывающих значительное, умеренное и незначительное воздействие на окружающую среду, о создании Фон-

да развития Арктической зоны РФ; о расширении мер экономического стимулирования хозяйственной деятельности, осуществляемой в целях рационального использования и охраны окружающей среды Арктической зоны РФ, и др.).

Участие Российской Федерации в интеграционных процессах и мировой специализации труда создает новые форматы взаимоотношений с транснациональными корпорациями и целыми государствами. Арктическая территория становится предметом диалога, где удается выстраивать взаимоотношения с мировыми державами. Традиционные методы управления, основанные на централизации и прямом поручении, уже не отвечают современной обстановке. В связи с этим большое значение приобретает изучение опыта других приарктических государств.

На исследовании соотношения конституционных позиций в области природопользования и других социально-экономических отношений в Арктической зоне РФ и штате Аляска построила свое выступление в рамках данной тематики Ученый секретарь Арктической общественной академии наук кандидат технических наук, доцент М. В. Минина.

Участниками дискуссии неоднократно отмечалось, что перед отечественной юридической наукой стоит сложная задача по разработке новых правовых конструкций, обеспечивающих, с одной стороны, либерализацию доступа к ресурсам Арктики, а с другой — гарантию национальных интересов и безопасность. Развитие Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности — неразрывно связанные между собой задачи, что определено Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.

Как отметил заместитель директора по развитию и перспективному планированию Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН В. Я. Куль-гавий, создание специальной научно-

экспериментальной инновационной площадки послужит выработке государственных решений и проведению на должном уровне экологических экспертиз в процессе освоения Арктики. В продолжение обсуждения заведующая отделом тендеров ВНИИ Океан-геология им. И. С. Грамберга Ю. В. Иванова говорила об актуальных проблемах совершенствования нормативно-правового регулирования системы морских научных и ресурсных исследований для целей недропользования.

Особое внимание участники секционного заседания уделили вопросам правового регулирования развития территорий традиционного природопользования коренных народов Арктики. Так, заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству доктор экономических наук, доцент С. А. Липски обозначил задачи и особенности землеустройства территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Арктической зоны РФ.

Проблемам правового регулирования в области природопользования на примере Ямало-Ненецкого автономного округа было посвящено выступление директора Департамента природно-ре-сурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Ю. П. Чеботаревой. Ее выступление поддержали специалист по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствования Администрации Та-зовского района М. А. Веникова и младший научный сотрудник лаборатории экономических проблем экологической безопасности НИЦЭБ РАН А. В. Боча-рикова, подчеркнувшие необходимость участия коренных малочисленных народов Севера в управлении традиционным природопользованием.

Тон дискуссии на секции «Арктика в свете международного права» задал заведующий отделом научного обеспечения деятельности секретариата делегации Российской Федерации на Европейской комиссии за

демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Р. А. Курбанов. Он отметил, что в ближайшие десятилетия Арктика должна приобрести особую важность, так как изменение климата делает природные ресурсы и транспортные маршруты этого региона доступнее. Вопросы международного сотрудничества в Арктике, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды, правовых инструментов конструктивного взаимодействия с международными природоохранными организациями, — вот основные направления для диалога.

Особенность правового режима Арктики проявляется в его биполяр-ности: с одной стороны — международные договоры, применимые к регулированию отдельных вопросов правового режима Арктического региона, а с другой — национальное законодательство государств, расположенных в высоких широтах.

Продолжая дискуссию, начальник Центра информационных ресурсов и технологий Государственной полярной академии Д. И. Баталов отметил, что угрозу устойчивому развитию Арктики несет новая неоколониальная политика отдельных государств.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. среди приоритетных направлений развития этой территории называет международное сотрудничество в Арктике и обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике. О путях развития системы национальной безопасности в Арктике говорили профессор кафедры государственных, муниципальных и правовых основ управления Государственной полярной академии доктор экономических наук (военно-экономическая безопасность) Ю. А. Никитин, заведующая кафедрой государственных, муниципальных и правовых основ управления

Государственной полярной академии кандидат юридических наук, профессор Е. Н. Никифорова.

Доцент кафедры уголовного, экологического права и криминологии юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского С. В. Шошин отметил, что международное сотрудничество государств имеет особое значение для сохранения Арктического региона как региона мира и безопасности. Государства в Арктическом регионе должны взаимодействовать на стабильной международно-правовой основе в атмосфере полного взаимопонимания и взаимоуважения.

В последние годы отмечается значительное таяние арктических льдов, которое облегчает добычу природных ресурсов на Крайнем Севере. Кроме того, отступающие и истончающиеся льды открывают новые торговые пути. Выгоду из повысившейся доступности Крайнего Севера рассчитывают извлечь не только страны, расположенные вблизи Полярного круга. Европа крайне заинтересована в альтернативных морских маршрутах в Азию, которые позволили бы обходить множество «узких мест», таких как Суэцкий канал, и расширить доступ на растущие азиатские потребительские рынки. Китай также проявляет крайнюю заинтересованность в Арктике. Недаром он добился от Скандинавских стран поддержки для своей заявки на статус наблюдателя в Арктическом совете.

Использование Северного морского пути, который примерно на 20% короче пути через Средиземное море и Суэцкий канал, сокращает маршрут от Роттердама до Шанхая и обеспечивает значительную экономию транспортных затрат. Однако, несмотря на таяние льдов, экономическую рентабельность арктического маршрута будут продолжать уменьшать трудности навигации, сезонные ограничения, высокая стоимость страховки и неразвитая инфраструктура. Наиболее важное значение в этих условиях приобретает организация и ведение аварий-

но-спасательных работ в Арктической зоне РФ, чему и было посвящено выступление заведующего отделением подготовки спасателей Учебно-спасательного центра «Вытегра» МЧС России ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» А. С. Крючихина.

В рамках секции были рассмотрены отдельные вопросы унификации норм современного международно-правового режима Арктики. В частности, вопросы обеспечения безопасности на арктических территориях, проведения межгосударственных спасательных операций и работ, международно-правового регулирования морского судоходства по трассам Северного морского пути, правовые аспекты использования современных геоинформационных технологий. О применении в условиях Арктики современных гражданских технологий ГЛОНАСС/GPS говорил, в частности, генеральный директор ООО «3Д спутниковая навигация» С. Ю. Дорошенко. Его поддержал аспирант кафедры государственных, муниципальных и правовых основ управления Государственной полярной академии А. Ю. Герасимов, проанализировавший возможность развития технологий двойного назначения для использования в Арктическом регионе.

Важной частью обсуждения стали правовые проблемы регулирования инвестирования арктических проектов в Российской Федерации. Их значение обусловлено тем, что в связи с санкциями, которые США, Канада, Австралия и Европейский Союз применяют против Российской Федерации, многие иностранные компании приостановили свое участие в реализации арктических проектов Российской Федерации. Выход западных партнеров из участия в российских программах по освоению Севера негативно сказывается на развитии российской экономики, что актуализирует вопросы о привлечении новых инвесторов, а также о правовых последствиях приостановления ранее инициированных проектов, а значит,

поиска регуляторов, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат. Перспективы демилитаризации центральной части Северного Ледовитого океана между Россией, Данией и Канадой рассмотрел старший преподаватель кафедры международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Д. С. Тулупов.

Неподдельный интерес участников Форума вызвала состоявшаяся презентация научных изданий ИЗиСП.

По итогам Форума были приняты рекомендации, содержащие предложения по решению ключевых проблем освоения и развития Арктического региона с учетом интересов проживающего на этой территории населения.

ХЛУДЕНЕВА Н. И., ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук

ШУПЛЕЦОВА Ю. И., ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.