Об итогах VI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»
В статье изложены основные итоги работы VI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», прошедшего в конце прошлого года. Рассмотрены обсуждаемые на форуме проблемы развития различных сфер арктической зоны Российской Федерации: энергетический сектор, поисково-разведочные работы на шельфе, создание опорных зон в регионах, импортоза-мещение, функционирование Северного морского пути, поддержка коренных малочисленных народов Севера, образование. Приведены наиболее значимые выводы и рекомендации по рассмотренным вопросам.
Ключевые слова: форум, Арктика, энергетические системы, опорные зоны, импортозамещение, Северный морской путь, коренные малочисленные народы Севера.
Л. В. Ларченко,
д. э. н., профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург
VI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел на новой площадке — в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум». Его организатором стала Межрегиональная общественная организация «Ассоциация полярников». В Экспофоруме собрались представители профильных федеральных министерств и ведомств, российского парламента, региональных органов власти, российских и зарубежных коммерческих компаний, и научно-исследовательских организаций, средств массовой информации. Работа проходила в рамках более чем 30 сессий и круглых столов и была организована по 9 тематическим направлениям:
Блок 1. Транспортная система. Блок 2. Энергетические системы. Блок 3. Системы связи. Блок 4. Промышленные технологии. Блок 5. Экономические механизмы. Блок 6. Кадровый потенциал. Блок 7. Ответственное природопользование. Блок 8. Народы Севера. Блок 9. Международное сотрудничество.
Участники форума обсудили необходимость совершенствования арктического законодательства и развития взаимодействия между регионами, ведомствами и отраслями экономики. Также среди ключевых вопросов программы можно отметить планы арктических регионов по развитию опорных зон, механизмы государственной поддержки и практические аспекты деятельности в Арктике.
Развитию энергетического сектора было посвящено ряд мероприятий, из которых можно выделить панельную сессию «Перспективные направления
реализации нефтегазовых проектов» и круглый стол «Вопросы оптимизации поисково-разведочных работ на шельфе Арктики».
В обсуждениях, посвященных реализации нефтегазовых проектов, приняли участие представители профильных федеральных министерств и ведомств, российских и зарубежных коммерческих компаний и научно-исследовательских организаций, среди которых: директор группы оказания услуг нефтегазовым компаниям KPMG П. С. Кондуков, начальник департамента по развитию бизнеса и государственному регулированию на шельфе ПАО «Газпром нефть» С. А. Матросов, генеральный директор НАО «Сиб-НАЦ» А. М. Брехунцов, заместитель генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпром нефть шельф» Р. Л. Романенков и др.
Проекты добычи нефти и газа в Арктике являются ключевым условием и драйвером развития макрорегиона. На форуме было отмечено, что неблагоприятная конъюнктура цен на углеводороды на мировом рынке притормозила реализацию некоторых нефтегазовых проектов в арктических регионах. Это в свою очередь повлекло возникновение дефицита финансирования крупнейших инфраструктурных проектов, строительства транспортных судов, разведки месторождений на континентальном шельфе. В условиях санкций по-прежнему актуальной является проблема нехватки отечественных технологий и оборудования для освоения нефтегазовых месторождений в Арктической зоне РФ. В рамках панельной сессии были подняты вопросы стимулирования нефтегазовых проектов в арктических регионах, развития инфраструктуры,
о си
сч си си
< Ш
о
о о?
<
со
о
локализации необходимых для освоения Арктики технологий, поиска новых партнеров за рубежом.
Дискуссия оказалась весьма продуктивной и привлекла большое количество желающих присутствовать на этих мероприятиях. На повестке дня были обсуждены ряд интересующих и волнующих многих вопросы, среди которых можно выделить следующие:
• Формирование привлекательных налоговых и инфраструктурных условий для стимулирования освоения новых месторождений нефтегазовыми компаниями.
• Международная кооперация при реализации крупных проектов в условиях санкций.
• Перспективные направления импортозамещения для обеспечения нефтегазовых проектов. Особое внимание было уделено основным правовым проблемам и необходимым законодательным изменениям при освоении арктического шельфа. Законодательство по освоению арктического шельфа последнее время активно развивается, особенно в той части, которая касается пересечения госграницы в целях пользования недрами шельфа, обеспечения безопасности объектов на шельфе. Установлены значительные требования по соблюдению транспортной безопасности, административная и уголовная ответственность за невыполнение этих требований; введен запрет на вход в зоны безопасности, установленные вокруг объектов на шельфе, а также осуществление высадки (посадки) людей, грузов и товаров на эти объекты; предусмотрена административная ответственность за несоблюдение мер по обеспечению безопасности судоходства.
Введена новая налоговая система разработки морских месторождений, которая включает следующие основные положения:
• при расчете НДПИ на нефть, газ и конденсат учитывается цена углеводородов, а не только объем их добычи;
• все моря разделены на четыре степени сложности. Ставки НДПИ, освобождение от таможенных пошлин и срок действия этих ставок и льгот зависят от места нахождения месторождения;
• установлена ставка налога на прибыль — 20% и введены преференции по этому налогу;
• расширены возможности применения ставки НДС в размере 0%, введены льготы по налогу на имущество и транспортному налогу.
В то же время, по мнению докладчиков, необходимы поправки в налоговое законодательство, а именно:
• продлить или частично отменить предельный срок применения специальных ставок по НДПИ и освобождения от вывозной таможенной пошлины;
• дополнить перечень разработок в НИОКР для применения повышающего коэффициента 1,5 к расходам или его увеличение;
• освободить от таможенных платежей товары, ввозимые для строительства и функционирования объектов береговой инфраструктуры.
Для стимулирования геологоразведочных работ Министерством природных ресурсов РФ было предложено ввести повышающий коэффициент для расходов,
связанных с их выполнением, и установить его дифференциацию в зависимости от категории сложности морского месторождения; ввести налог на финансовый результат (НФР) и (или) налог на дополнительный доход (НДД).
В дискуссии на круглом столе, посвященном проблемам оптимизации поисково-разведочных работ на шельфе Арктики, приняли участие генеральный директор ООО «Группа Альнс» В. П. Кеонджян, генеральный директор ВНИГРИ О. М. Прищепа, заместитель генерального директора КГНЦ О. Я. Тимофеев, генеральный директор ООО «Арктические морские технологии» В. В. Чугунов и др. Выступавшие подчеркнули, что поисково-разведочные работы являются важным элементом в процессе освоения нефтегазовых месторождений российского арктического шельфа. Их выполнение невозможно без полноценного обеспечения надежной морской техникой, эффективных систем морской логистики, управления ледовой обстановкой, пожаротушения и спасательных операций. Большая удаленность многих лицензионных участков от береговых баз снабжения и сложная ледовая обстановка на них требуют новых, нетрадиционных подходов как к организации поисково-разведочных работ, так и составу флота, обеспечивающего эти работы. Были также обсуждены вопросы, связанные с оценкой эффективности новой схемы обеспечения поисково-разведочных работ на арктическом шельфе c использованием автономных буровых комплексов, и создание отечественной системы управления ледовой обстановкой, как важнейшего элемента обеспечения поисково-разведочных работ на арктическом шельфе.
Центральным мероприятием форума стало пленарное заседание «Региональные модели развития опорных зон». В стране все больше приходят к пониманию необходимости проектного подхода к развитию Арктической зоны РФ, который должен реализовываться через создание опорных зон. В связи с этим в рамках пленарного заседания были озвучены планы арктических регионов по развитию опорных зон, определены текущие задачи роста, потребности регулирования, а также механизмы государственной поддержки в реализации проектов. Участники заседания единодушно подчеркивали, что комплексное развитие Арктической зоны РФ невозможно без грамотной законодательной базы, которая позволит закрепить роль всех заинтересованных участников, определить полномочия, организовать их эффективное взаимодействие. Ожидаемый эффект от арктических опорных зон — создание новых рынков, перспективных для компаний со всей страны и самых различных отраслей, начиная от продовольствия, образования, ЖКХ, строительства, и заканчивая современными технологиями.
На пленарном заседании были заслушаны и обсуждены доклады представителей всех регионов, где планируется создание опорных зон: заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа А. В. Мажарова, первого заместителя губернатора Мурманской области А. М. Тюкавина, первого заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А. А. Стручкова, заместителя председателя Прави-
тельства Красноярского края Ю. Н. Захаринского, заместителя губернатора Ненецкого автономного округа С. Ю. Сурокова и др.
Особый интерес собравшихся вызвал доклад первого заместителя губернатора Мурманской области А. М. Тюкавина, который подробно рассказал о перспективах развития Кольской опорной зоны. Областное руководство постаралось максимально полно учесть мнение и позиции всех заинтересованных участников процесса: местных органов власти, представителей бизнеса, науки и общественных организаций. В результате было отобрано 35 приоритетных инвестиционных проектов на сумму более 500 млрд руб. Стержнем опорной зоны А. М. Тюкавин назвал Мурманский транспортный узел, вошедший в перечень 17 наиболее перспективных проектов по развитию Арктики. Также был разработан ряд мер, способствующих как реализации этих проектов, так и в целом повышению инвестиционной привлекательности и опережающему развитию приоритетных и для региона, и для Арктической зоны видов экономической деятельности.
Ряд предложений по развитию опорных зоны, разработанных в Мурманске, по мнению А. М. Тюкавина следует внести в законопроект «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Эти предложения можно свести к следующему: участие арктических субъектов в формировании и управлении опорными зонами; закрепление в законе особых подходов к осуществлению бюджетной, налоговой, тарифной политики государства; возможность применения режима территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), установление особых условий ценообразования на энергоресурсы. Как подчеркнул А. М. Тюкавин, поскольку отличительной особенностью Арктической зоны является низкая устойчивость экологических систем, то в законе должны найти отражение особые (повышенные) требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в Арктике. Сегодня они представлены в законопроекте слабо. Кроме того, в законе должен найти отражение особый подход и к осуществлению социальной политики государства в Арктической зоне. Прежде всего, это касается обеспечения качественной, доступной и своевременной медицинской помощью населения, проживающего в экстремальных климатических условиях, удаленных и труднодоступных районах. В законе должны найти отражение и особенности государственного регулирования в области образования.
Отдельная секция была посвящена сохранению уникальной культуры и традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера. Традиционный образ жизни позволяет сохранить национальную культуру и быт малочисленных народов Севера. В настоящее время интеграция в российское общество через систему образования, городскую культуру, участие в промышленной деятельности приводят к существенным изменениям, которые могут оказать воздействие не только на образ жизни, но и на идентичность народов Севера. Существующие механизмы государственной поддержки традиционных форм
хозяйствования далеко не всегда обеспечивают полноценную защиту. В этой связи на сессии был рассмотрен весь комплекс инструментов защиты традиционного образа жизни и ведения хозяйственной деятельности в Арктике.
На форуме не обошли вниманием и проблему государственной поддержки проектов импортозамещения. В результате санкций для российских компаний был закрыт доступ к ряду западных технологий и оборудованию, что не могло не сказаться на темпах освоения Арктической зоны Российской Федерации. Российские компании испытывают потребность в высокотехнологичном оборудовании, без которого невозможна реализация крупных инфраструктурных проектов, развитие шельфовой добычи нефти и газа, освоение Северного морского пути. По мнению собравшихся, важнейшей задачей в данном направлении является установление соответствия между возможностями отечественной промышленности и потребностями крупных компаний, которые работают в Арктической зоне РФ. На сессии были рассмотрены перспективные направления и механизмы импортозамещения для реализации арктических проектов.
Большое внимание было уделено развитию Северного морского пути (СМП), как главной морской магистрали Арктики. За последние два десятилетия СМП пришел в упадок. Наибольшие грузопотоки по СМП приходятся на Западную часть Северного Ледовитого океана, но при этом существующие порты недостаточно оснащены механизмами приема и перегрузки грузов. Недостаточная развитость инфраструктуры и проблемы в управлении грузопотоками приводят к снижению коммерческой привлекательности перевозки грузов по трассам Севморпути. На сессии обсудили вопросы повышения привлекательности Северного морского пути за счет создания единого логистического оператора, строительства новых терминалов, а также обновления вспомогательного флота.
Главным итоговым документом форума стала резолюция — свод общественных предложений и инициатив по развитию российской Арктической зоны, который ежегодно направляется в органы государственной власти.
Results of the VI International Forum «The Arctic: Present and Future»
L. V. Larchenko, Doctor of Science, Economics, Professor of National Research University - Higher School of Economics, Saint-Petersburg.
The article presents the main results of the VI International Forum «The Arctic: Present and Future», held in 2016. Discussed at the forum considered issues of development of different areas of the Arctic zone of the Russian Federation: the energy sector, exploration on the continental shelf, the creation of support zones in the regions, import substitution, the operation of the Northern Sea Route, the support of indigenous peoples, and education. Presents the most important conclusions and recommendations on the issues discussed.
Keywords: forum, the Arctic, the energy system, support zones, import substitution, the Northern Sea Route, indigenous peoples of the North.
ho
CN
cJ
CN CN
J <
CQ О