Научная статья на тему 'Человеческий капитал в системе вторичной занятости'

Человеческий капитал в системе вторичной занятости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / SECONDARY EDUCATION / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монако Татьяна Петровна

В статье изучены проблемы формирования человеческого капитала в современном образовательном процессе на примере вторичной занятости студентов факультета математики и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL IN THE SYSTEM SECONDARY EMPLOYMENT

The article studies the problems of formation of human capital in the modern educational process on the example of secondary employment of students of the faculty of mathematics and information technologies.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал в системе вторичной занятости»

УДК 378

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Монако Т.П.

В статье изучены проблемы формирования человеческого капитала в современном образовательном процессе на примере вторичного занятости студентов факультета математики н информационных технологий.

Ключевые слова: человеческий капитал; образование; вторичная занятость; профессия.

HUMAN CAPITAL IN THE SYSTEM SECONDARY EMPLOYMENT

Monako T.P.

The article studies the problems of formation of human capital in the modern educational process on the example of secondary employment of students of the faculty of mathematics and information technologies.

Keywords: human capital; education; secondary education; profession.

Изменения, происходящие в российской экономике, актуализируют проблему подготовки специалистов на всех уровнях обучения. Значимость проблемы определятся как внешними условиями с акцентом на санкции, так и внутренними, существенно изменившимися под воздействием внешних. Именно специалисты нового качества определяют эффективный уровень развития и деятельности как отдельного хозяйствующего субъекта, так и всей экономики в целом. Значимость деятельности специалистов определяется качеством человеческого капитала. Следует отметить, что иннова-

ционный этап развития общества, связанный с переходом на новую технологическую платформу порождает противоречие между объективными потребностями общества и образовательным потенциалом специалистов. Влияние образования на формирование личности специалиста нашло отражение в понятии человеческого капитала.

У истоков теория человеческого капитала, начиная с 1950 года, стояли Г. Беккер и Дж. Минцер. Обращение к теории человеческого капитала в экономических исследованиях связано со стремлением осмыслить роль образования на современном рынке труда и оценить влияние научно-технической революции, выразившееся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства [4]. Современный человеческий капитал - это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, который неразрывно связан с человеком, с его интеллектом и менталитетом. Он формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательские способности, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство [5]. Уровень человеческого капитала изменяет значение образования и качество труда, как факторов позволяющих молодому поколению быть востребованными, успешными, мобильными и получать соответствующее материальное вознаграждение.

Подготовка студентов в вузе выступает как один главных факторов формирования человеческого капитала. На его качество, как показывает проведенное автором исследование, влияет и вторичная занятость студентов. В рамках рассматриваемой проблемы был изучен вопрос о вторичной занятости студентов факультета математики и информационных технологий Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Исследования показали, что в среднем 15% студентов второго курса, 35% студентов третьего курса и 50% студентов четвертого курса совмещают учебу с работой. 4% из всех работающих студентов работают в школе учителями математики и информатики. Фактически все работающие студенты

трудятся в сфере близкой к области будущей профессиональной деятельности. Исследование мотивов вторичной занятости показало, что в отличие от исследований Гуровой И.Г., с учетом причин, названных в [2], на первое место выходит интерес попробовать себя в профессии, утвердиться в правильности сделанного профессионального выбора и использовать появившиеся возможности трудоустройства в фирмы и компании. Такой подход позволяет студентам сформировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции, приобрести необходимые практические навыки и умения, попробовать себя в профессиональной деятельности, что делает их более конкурентоспособными и востребованными на современном рынке труда. Мы согласны с мнением Б.Б. Константиновой о том, что роль вторичной занятости студентов в процессе их жизненного проектирования может быть описана следующими параметрами: сокращение периода профессионального старта; формирование конкурентоспособности на рынке труда; возможность профессионального общения; обретение социально-профессионального статуса [3, с. 17-18].

По данным наших исследований 20% работающих студентов независимо от курса обучения отдают предпочтение смены вида трудовой деятельности после окончания вуза. Приобретение практических навыков поднимает значимость для студентов вузовского образования на существенно иной уровень, позволяет им быть востребованными, мобильными и конкурентоспособными. На рынок труда выходят специалиста более высокого качества человеческого капитала, что способствует успешному экономическому развитию страны.

Автор выражает благодарность всем студентам за активное участие в анкетировании и плодотворный обмен мнениями.

Список литературы 1. Бестаева Э.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей

в системе современного образования // Education & Scince - 2017.

Материалы IV Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. Красноярск, 2017. С. 22-24.

2. Бестаева Э.Ш. Проблема идентичности человека в постиндустриальном обществе // Современный научный потенциал и перспективные направления теоретических и практически аспектов. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. СПб, 2017. С. 104-106.

3. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. №3-1,2011. С. 174-181.

4. Константинова Е.Б. Вторичная занятость студентов как фактор формирования жизненных стратегий: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Екатеринбург, 2006. 22 с.

5. Монако Т.П. Человеческий капитал как инновационный фактор развития экономики // Актуальные проблемы современной экономики: международные, внутринациональные и региональные аспекты. Сборник научных трудов IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Нальчик, 2016. С.424-426.

6. Нестеров A.A., Форрестер C.B. Проблемы человеческого капитала в современной экономике. Самар. гос. техн. ун-т. 2010. С. 24-25.

References

1. Bestaeva Je. Sh. Formirovanie duhovno-nravstvennyh ceimostej v sisteme sovremennogo obrazovanija [Formation of spiritual and moral values in the system of modem education] Education & Scince - 2017. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii dljarabotnikov nauki i obrazovanija. Krasnojarsk, 2017. S. 22-24.

2. Gurova I.G. Vtorichnaja zanjatost' studentov kak sposob ih sociaFnoj adaptacii v uslovijah transfonnacii rossijskogo obshhestva [Secondary employment of students as a way of their social adaptation in the conditions of transformation of the Russian society]. IzvestijaTuFskogo gosu-darstvennogouniversiteta. Gumanitarnye nauki. №3-1,2011. S. 174-181.

3. KonstantinovaE.B. Vtorichnaja /anjatosf studcntov как faktor fonniro-vaiiija zliiziieimyh strategij [Secondary employment of students as a factor in the formation of life strategies] avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk: 22.00.06. Ekaterinburg, 2006. 22s.

4. Monako T.P. Chelovecheskij kapital как innovacionnyj faktor razvitija jekonomiki [Human capital as an innovative factor of economic development]. Aktual'nye problemy sovremennoj jekonomiki: mezhdunarodnye, vnutrinacionarnye i regionarnye aspekty. Sbomik nauchnyh trudov IX Mezlivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezlidunarodnym uchastiem. NaFchik, 2016. S. 424-426.

5. Nesterov A.A., Forrester S.V. Problemy chelovecheskogo kapitala v sovremennoj jekonomike [Problems of human capital in the modem economy], Samar. gos. tehn. un-t. 2010. S. 24-25.

6. BestaevaE.S. Problemaidenticlmostichelovekavpostindustriarnom ob-sliliestve [The problem of human identity in postindustrial society] Sovre-meimyj nauclmyj potentsial i perspektivnye napravleniyateoreticheskikli i prakticheski aspektov. Sbomik nauchnykh statej po itogam mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferentsii. SPb, 2017. S. 104-106.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Монако Татьяна Петровна, доцент, кандидат физико-математических наук

Ceeepo-OcemimcKiift государственны!^ университет им. КЛ. Хе-тагурова

ул. Ватутина, 44-46, г. Владикавказ, 362025, Россия monako _tatyana(a)bk. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Monako Tat'yana Petrovna, associate professor, candidate of physical and mathematical sciences

North Ossetian State University of a name ofK.L. Khetagurov Vatutina Street, 44-46, Vladikavkaz, 362025, Russia monako _tatyana(a),bk. ru ORCID: 0000-0002-9688-7245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.