Научная статья на тему 'Человеческий капитал: реалии настоящего и необходимость развития в будущем'

Человеческий капитал: реалии настоящего и необходимость развития в будущем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных С. А.

Различные компании, пытаясь найти пути повышения рентабельности своего бизнеса, стали осознавать, что следует обращать особое внимание на нематериальные активы и, прежде всего, на человеческий капитал. Необходимость изучать его состояние связана со стремлением проводить в жизнь принципы стратегического менеджмента для реализации поставленных задач. В связи с этим формируется цель: исследовать свойства человеческого капитала, причины и возможности его формирования, планомерного развития, сохранения и увеличения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал: реалии настоящего и необходимость развития в будущем»

а деньги... в уме

человеческий капитал:

реалии настоящего

и необходимость развития в будущем

Черных СЛ.

магистр кафедры менеджмента Ростовского государственного экономического университета

Различные компании, пытаясь найти пути повышения рентабельности своего бизнеса, стали осознавать, что следует обращать особое внимание на нематериальные активы и, прежде всего, на человеческий капитал. Необходимость изучать его состояние связана со стремлением проводить в жизнь принципы стратегического менеджмента для реализации поставленных задач.

В связи с этим формируется цель: исследовать свойства человеческого капитала, причины и возможности его формирования, планомерного развития, сохранения и увеличения.

Современное развитие человечества показывает, что перспективы развития общества будет определять фактор знаний и техники.

Знания можно разделить на два типа:

1. декларативные (знать, чтобы знать);

2. процедурные (знать, чтобы уметь, превращение знаний в результат).

В современных условиях срок, в течение которого устаревает половина знаний рабочего, по западным оценкам, сократился до 3-5 лет. Объем интеллектуального капитала за прошедшее столетие значительно вырос и составил 1015-1016 степени [1]. Оценивая роль и значительность знаний в ХХ веке, можно отметить, что именно они обеспечили темп роста выработки национального дохода на планете с 0,25% в 1900 г. до 0,75% в 2001 г. Экстраполируя объем сегодняшних

ивная экономика, 2008, № 5

знаний к их показателям в 2025 г., можно получить свидетельства, что современные знания в соотношении с приобретенными в будущий период составят лишь 1%. Причем из-за неравномерности развития областей жизни человечества 95% интеллектуального капитала будет приходиться на технологические и естественные науки, и лишь 5% - на гуманитарные науки.

Значительное место в ряду концепций, определяющих отношение к человеку в сфере производства, занимает теория человеческого капитала. В развитых странах бизнес высоко оценивает знания. Так, в США ежегодно вкладывается около 1,4 трлн. долл. в развитие человеческого капитала, что обеспечивает непрерывный экономический рост. Наиболее ценен в этой структуре творческий потенциал. Как показывает статистика, 6% активного населения страны умеют зарабатывать деньги, 1% - врожденные предприниматели, но лишь 0,1% - генераторы новых идей, двигатели прогресса [2]. В настоящее время мы являемся свидетелями нового расслоения общества, в основу которого положен уровень знаний и образования, появляется высокообразованная «элита» и малообразованный «низший класс». Одно из важных положений теории человеческого капитала (ЧК) заключается в том, что увеличение ЧК находится среди главных причин экономического развития, поскольку он составляет большую часть благосостояния общества. Таким образом, следовало бы возвести в ранг государственной задачи подготовку, сохранение и использование человеческого капитала. Например, в Японии и Китае, которые только в XX веке взяли курс на модернизацию, огромную роль играет психологический настрой нации, искусно поддерживаемый государством. По опросам менеджеров передовых корпораций Японии, которые имеют в настоящее время наилучшее управление персоналом фирм и прокладывают путь к передовым организационным технологиям XXI века, заметна следующая

в США ежегодно

вкладывается

около

1,4 трлн. долл.

в развитие

человеческого

капитала,

что обеспечивает

непрерывный

экономический

рост

Структура распределения национального богатства

Таблица 1

Страна Общий объем национального богатства, трлн. долл. Богатство на душу населения, тыс. долл./ чел Относительный объем вида нац. богатства в %

Человеческий капитал Природные ресурсы Материальные ресурсы

Россия 59 400 50 40 10

США 124 460 77 4 19

Япония 54 420 68 1 31

Франция 21 360 56 7 37

Китай 35 28 27 7 66

_как показывает

_статистика,

_6% активного

_населения умеют

_зарабатывать

_деньги,

1% - врожденные предприниматели,

_но лишь

0,1% - генераторы

_новых идей,

_двигатели

_прогресса

последовательность в системе ценностей современного менеджмента:

1. Развитие человеческих ресурсов (отметили 85,3% из 1200 опрошенных);

2. Развитие рынков сбыта (72,8%).

3. Создание новых продуктов и услуг (63,8%);

4. Укрепление финансовой структуры (59%);

5. Опора на новые продукты (45%);

6. Интенсификация НИОКР (43,1%);

7. Стабилизация трудовых отношений (36,2%);

8. Поддержка дружественных кампаний (32,9%) [3].

Исследователи указывают, что большие социальные и экономические достижения являются результатом вложений капитала в образование, обучение, здравоохранение и питание, а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого капитала. Поэтому инвестирование в ЧК является абсолютно необходимым для любой национальной экономики, особенно в развивающихся странах. Об этом говорят данные ООН последних лет. Общие национальные богатства сейчас оцениваются в 539 трлн. долл. Россия имеет 11% общего их объема, США - 21%, Япония - 10%, Франция - 9%,

_якреативная экономика, 2008, № 5

-Ь-

Китай - 7%. В сумме эти пять стран обладают 58% общего национального богатства планеты. Но по структуре эти богатства распределены по-разному (табл. 1). Как видно из таблицы, соотношение интеллектуальных ресурсов к материальным изменяется в сторону первых, то есть знания преобразуются в активы и становятся наиболее важным экономическим ресурсом. Таким образом, важность человеческого капитала как стратегического ресурса развития очевидна. Этот ресурс работает эффективно тогда, когда знания преобразуют в результаты, в дело, в активы. То есть ценность человеческого капитала будет расти как при повышении накопленных знаний или их уровня, так и при увеличении уровня использования знаний, то есть умении применять их для решения практических задач. Пример такого подхода — малые европейские государства, которые, не обладая ни военной мощью, ни бездонными недрами, процветают, благодаря развитым технологиям, продуманной инновационной политике и, что немаловажно, действенным человеческим капиталом.

инвестирование

в человеческий

капитал является

абсолютно

необходимым

для любой

национальной

экономики,

особенно

в развивающихся

странах

Литература

1. Долятовский В.А., Касаков А.И., Гамалей Я.В. Фильтрация, усвоение и использование знаний в управлении социальными и экономическими системами. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ; РГЭУ; ОГИ, 2003.

2. Долятовский В.А., Мазур О.А., Мелешко Е.Н. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Монография. - Ростов-на-Дону, Невинномысск: СКНЦ ВШ; РГЭУ; НИЭУП, 2003.

3. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред Р. Марра и Г. Шмидта. - М: МГУ, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.