Терзи Н. В.
19.2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Терзи Н. В., к.э.н., доцент.
Место работы: Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Приднестровье
naterz@yandex.com
Аннотация: В современных условиях актуальным является изучение проблем создания качественно новой рабочей силы. В статье исследуется концепция человеческого капитала для использования ее положений в современных условиях перехода экономики на инновационный путь развития.
Ключевые слова: теория человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал, система профессионального образования.
HUMAN CAPITAL AS A CHARACTERISTIC OF THE LABOUR FORCE IN MODERN CONDITIONS
Terzi Nataly, Cand.Econ.Sci., docent
Place of employment: Shevchenko State Universaty of Pridnestrovye
naterz@yandex. com
Annotation: In modern conditions the study of the problems of creating a qualitatively new workforce is actual. The concept of human capital and the use of its provisions in the modern conditions of transition economy to the innovative way of development is investigated in the paper.
Keywords: theory of human capital, investments in human capital, system of professional education.
В настоящее время повышена актуальность изучения истории формирования человеческого капитала в инновационной экономике. На агрегированном уровне в странах ОЭСР в целом инвестиции в знания, подсчитанные как сумма всех расходов на НИОКР, высшее образование и программное обеспечение, составляли в конце 1990-х гг. 4,7% ВВП (если включать расходы на все уровни образования, то чуть более 10%), тогда как инвестиции в основной капитал составляли 21% ВВП стран ОЭСР. Процессы развития человеческого капитала и инновационной экономики составляют единый процесс формирования и развития
инновационно-информационного общества и его экономики. Инновационная экономика создавалась, создается и развивается совместно и параллельно с
ростом качества и стоимости накопленного
человеческого капитала.
Разработка концепции человеческого капитала позволила сформулировать важное положение, что рабочая сила является главным движущим фактором процесса производства. На каждом этапе развития концепции формировался подход, отражающий систему взглядов, характерных для существовавших в то время научных экономических школ. Одна из первых формулировок человеческого капитала
обнаруживается в «Политической арифметике» У. Петти, который обосновал категорию как «живые
действующие силы человека» и предлагал считать их составной частью национального богатства. А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал»\Он считал, что основной капитал состоит из машин и иных орудий труда, из построек, из земли и «из приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Он отмечал, что «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует
действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит. Большую ловкость или умение рабочего можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд, которые хотя и требуют известных расходов, но возвращают эти расходы вместе с прибылью»2. А. Смит высоко ценил образование и рассматривал его как фактор,
способствующий увеличению богатства страны. Д. Рикардо подтвердил эту мысль, объясняя отставание стран в экономическом развитии недостатком образования во всех слоях народа. Он отождествлял воспроизводство рабочей силы с воспроизводством населения и отмечал важность качества рабочей силы для эффективности производства.
К. Маркс рассматривал производство человека -потребительное производство - как второй вид общественного производства. В этом процессе потребительного производства рабочая сила не
только воспроизводится, но и совершенствуется, развивается. Происходит своего рода «накопление» производительной силы труда, созидательных способностей человека, причем в большей степени именно умственных способностей. Так, анализируя взгляды пролетарского критика буржуазной политической экономии Томаса Годскина, К. Маркс пишет: «Что по Годскину действительно
«накапливается», но не как мертвая масса, а как нечто живое, это - искусство рабочего, степень развития труда».
К. Маркс писал: «Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которого требует большего рабочего времени и которое имеет, поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях». Расширенное общественное воспроизводство может осуществляться только при наличии прибавочного продукта. Это общее положение для всех формаций:
1Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. - СибУПК, 1999.
2Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.
Бизнес в законе
5’2013
«избыток продукта труда над издержками поддержания труда и образования и накопление из этого избытка общественного, производственного и резервного фонда - все это было и остается основой всякого общественного, политического и умственного прогресса».
Процессы развития личности человека и его способностей к труду изучаются представителями различных наук - медиками, психологами, социологами, экономистами, но до сих пор эти исследования не носят достаточно комплексного, системного характера. До недавнего времени значительная часть экономистов недооценивала влияние потребления населением материальных благ и услуг на развитие способностей человека к труду.
В условиях научно-технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и в 50-е годы центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причинами возникновения и развития теории человеческого капитала. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», - лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и другие .Эта теория развивается в рамках неоклассического направления западной политэкономии и используется в исследовании таких сфер, как образование, здравоохранение, семья и другие сферы внерыночной деятельности. «Человеческий капитал» - как определяют его большинство западных экономистов - состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг.
Концепция «чикагской школы» предполагает, что вложения средств в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности производятся на рациональной основе - ради получения больших доходов в будущем. Эти затраты, или инвестиции, на производство человеческого капитала являются исключительно важными для семьи и для всего общества. К ожидаемой отдаче от инвестиций в человеческий капитал относятся более высокий уровень заработков, большее удовлетворение от избранной работы в течение жизни, а также более высокая оценка нерыночных видов деятельности.
К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся:
1) прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы;
2) упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение
3Беккер Г. Теория распределения времени / США: Экономика, политика, идеология. 1996. № 1,2.
образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов;
3) моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.
Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от инвестора: «Студенты учатся, что представляет собой работу... Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью». В своих трудах «Формирование капитала образования» (1960 г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961 г.) Т. Шульц отмечал: поскольку «одной из форм капитала является образование, человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». Т. Шульц впервые выделил образование в качестве фактора, обеспечивающего экономический рост. Процесс улучшения качества рабочей силы ученый рассматривал как закономерный итог дополнительных вложений средств в образование. Такие вложения трактуются как инвестиции и сравниваются со стимулирующими техническими ассигнованиями на совершенствование производительности средств производства.
Человеческий капитал (т.е. запас знаний и способностей, накопленных работником) может реализоваться только в труде своего обладателя. Напротив, возрастание стоимости капитала не требует от собственника каких-либо затрат труда с его стороны.
Формирование физического капитала и формирование человеческого капитала (рабочей силы) имеют определенное технико-экономическое сходство: и то, и другое требует отвлечения
значительных средств в ущерб текущему потреблению, от обоих зависит уровень развития экономики в будущем, оба типа вложений дают длительный по своему характеру производительный эффект.
В XX столетии К. Шмалензи и И. Фишер включают в понятие «человеческий капитал» не только знания и умения людей, способности к труду, но и физические, психологические, мировоззренческие, культурные свойства человека - физическую силу, внешнюю привлекательность, умение принимать решения, брать на себя ответственность, коммуникабельность, организаторские способности, т.е.
предпринимательские способности, утверждая, что наличие образования является лишь предпосылкой, а не гарантией жизненного успеха. Данная трактовка является актуальной в современном обществе.
Подтверждением этому являются современные публикации Международной организации труда, в которых уделяется большое внимание необходимости прогнозирования перспективного спроса на профессиональные навыки работников, к которым относятся такие аналитические навыки как креативность, нацеленность на решении проблем, коммуникативность, способность к командной работе, предпринимательские навыки. Это поможет
Терзи Н. В.
работникам сохранить свою востребованность, а работодателям - оперативно регулировать на изменяющиеся условия. Было установлено, что на протяжении XX в. накопление человеческого капитала опережало темпы накопления физического капитала. По расчетам Э. Денисона, прирост душевого дохода в США в течение послевоенного периода был на 15-30% обусловлен повышением образовательного уровня рабочей силы. Наибольший вклад в теорию человеческого капитала внес Гарри Беккер5.Г. Беккер рассматривал понятие «человеческий капитал» шире. Он считает, что «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, здравоохранение, миграцию, поиски информации о ценах и доходах». Помимо расходов на общее и профессиональное образование, г. Беккер включил в состав инвестиций в человека расходы на воспитание детей, здравоохранение, поиск информации, смену работы и другие вложения, так или иначе способствующие развитию производительной силы человека и содействующие его культурному и интеллектуальному росту.
Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства, произошла переориентация социальной политики. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
Список литературы:
1. Becker, G. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. 2 ed. N.Y., 1975.
2. Беккер Г. Теория распределения времени / США: Экономика, политика, идеология. 1996. № 1,2.
3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. -СПб.: СПбУЭФ, 1994.
4. Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и стабильного экономического роста. Материалы Международной организации труда. Женева, 2010.
5. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. Учебное пособие. - СибУПК, 1999.
Reference list:
1. Becker, G. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. 2 ed. N.Y. 1975 .
2. Becker G. Theory of distribution of the times / the USA: Economy, policy, ideology. 1996. No. 1,2.
3. S.A.Osnovy's woodpeckers of the theory of the human capital. - SPb. : СПбУЭФ, 1994.
4. The qualified labor - a basis of intensive, steady and stable economic growth. International Labour Organization materials. Geneva, 2010.
5. Koritsky A.V.Vvedeniye in the theory of the human capital. Manual. - СибУПК, 1999.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Терзи Н.В. «Человеческий капитал как характеристика рабочей силы в современных условиях»
В статье на основе обобщения теоретических положений теории человеческого капитала обосновывается ее значение в условиях перехода экономики на инновационный путь развития. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала способны оказать серьезное воздействие на экономическую политику государства, произвести переориентацию социальной политики. Автором представлена оценка результатов исследования в этой области с целью применения для развития производительной силы человека в современных условиях.
Научный консультант д.э.н., профессор
Д. Г. Щипанова
4 Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и стабильного экономического роста. Материалы Международной организации труда. Женева, 2010.
5Becker, G. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special referenceto education. 2 ed. N.Y., 1975.