Научная статья на тему 'Человеческий капитал, как фактор экономического роста'

Человеческий капитал, как фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононова И. В.

Анализ реальных процессов экономического развития в современных условиях и глубокое понимание роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности, на темпы и качество развития общества и экономики привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал, как фактор экономического роста»

Экологический анализ региона, по нашему мнению, должен начинаться с характеристики природно-климатических условий. К этой группе факторов относятся: географическое местоположение; климатическая и орографическая характеристика; данные о метеорологическом потенциале; ветровой и водный режимы; характеристика почвенного покрова; гидрогеологические и инженерно-геологические условия.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

© Кононова И.В.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Анализ реальных процессов экономического развития в современных условиях и глубокое понимание роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности, на темпы и качество развития общества и экономики привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества.

В ходе научно-технической революции возникает экономика постиндустриальная, ведущим элементом которой является не земля, как в аграрной экономике, не капитал и промышленность периода экономики индустриальной, а наука. Информация, накопленные знания и умения становятся стратегическим ресурсом. Последние десятилетия характеризуются стремительным ростом и распространением программ инвестиций в человека.

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90 % всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90 % общего числа ученых-инже-неров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. А это явные признаки перехода экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний [8, с. 61].

По мнению доктора экономических наук профессора P.M. Нуреева, наметившаяся в последние десятилетия тенденция, свидетельствует не только о сохранении, но и об углублении аграрно -сырьевой специализации России. В структуре экспорта Российской Федерации минеральные продукты составляли в 2005 году до 64,6 %, Если к минеральным продуктам добавить древесину, металлы и драгоценные камни, то доля этих изделий в товарной структуре экспорта превысит 80 %. Тогда как доля машин и оборудования

* Соискатель.

5,6 %. Развитие человеческого капитала становится единственной реальной альтернативой сырьевой специализации [3, с. 118].

Отцом концепции человеческого капитала можно считать основоположника английской политической экономии Уильяма Петти (1623-1687). Он оценивал человеческий капитал выше вещественного. В «Политической арифметике», изданной в 1676 году, впервые подсчитывается человеческий капитал. Стоимость населения Англии Петти оценил в 417 млн. фунтов стерлингов, а всё вещественное - в 250 млн., Как отмечает К. Маркс, фактически он открывает, что «Население - богатство» [4, ч. 1, с. 357].

Дальнейшее развитие идей Петти мы находим у автора «Теории нравственных чувств» (1759) и «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Адама Смита (1723-1790). Адам Смит развивает идею неуравнительного равенства. Согласно А. Смиту, люди имеют различия, данные от природы, что является, с точки зрения автора, их достоинством. Воспитание и образование способствуют развитию особенностей каждого индивидуума. Правильно определив свое предназначение, он начинает специализироваться в той области, которая приносит ему наибольший доход, так как обладает в ней сравнительными преимуществами. Благодаря вложениям в человека он совершенствует и развивает свои сравнительные преимущества.

Карл Маркс (1818-1883) не рассматривал человека как капитал. Однако в «Экономико-философских рукописях» 1844 года и в первоначальном наброске «Капитала» - «Экономических рукописях 1857-1859 гг.» развивает идею трех ступеней развития человеческого общества. Интеллектуальный прогресс мировой цивилизации предполагает, что личность выступает как самоцель общечеловеческого развития, являясь одновременно главным орудием прогресса.

Американский экономист, доктор наук, в 1979 г. удостоенный Нобелевской премии Теодор Уильям Шульц (1902-1998) пропагандировал идею образовательного капитала - ответвление концепции человеческого капитала -в области инвестиций в образование. В монографиях «Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и научных исследований (1971) и «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981) широко раскрывает категорию «человеческий капитал». К инвестициям в человеческий капитал он относит не только прямые затраты на образование, но и на самообразование дома, повышение опыта на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки. Вложения в человеческий капитал, рост ценности человеческого труда он видит важнейшими факторами преобразования экономики, модернизации экономических и юридических институтов.

Шульц исследовал причины невероятно быстрого восстановления из руин послевоенных ФРГ и Японии и связывал это со здоровым и образованным

населением. Одна из главных работ Шульца - Теория человеческого капитала в 1980-х годах инициировала активную деятельность по мотивации инвестиций в профессиональное со стороны Международных финансовых системных институтов Бретонн Вудса, таких как МВФ и Всемирный банк.

В трудах лаурята Нобелевской премии по экономике (присуждена в 1992 году) Гэрри Беккера (р. 1930) была сформулирована современная теория человеческого капитала. В своём исследовании «Человеческий капитал», (1964 г. 1-е изд. и в 1975 г. 2-е изд.) Г. Беккер выделяет в человеческом капитале индивидуума знания, производственные навыки и мотивацию. Экономический подход, по мнению Беккера, даёт целостное понимание человеческого поведения. Он считает, что увеличение вложений в подготовку будущих специалистов и обучение квалифицированных работников, могут приносить в будущем не меньше прибыли, чем расходы на машинную технику. Согласно подсчётам Беккера, инвестиции в человеческий капитал в США приносят более высокую норму процента, чем инвестиции в ценные бумаги.

Дальнейшее развитие концепция человеческого капитала получила в работах Й. Бен-Пората, М. Блауга, У Боуэна, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Ф. Махлупа, Г. Псахаропулоса, Л. Туроу, Б. Чизвика, Э. Фромма и др. Среди российских исследователей следует, прежде всего, отметить: В. Басова, В. Гойло, И. Ильинского, Р. Капелюшникова, С. Костаняна, В. Марцинкеви-ча, М. Сонина, С. Струмилина, Л. Тульчинского и др.

В развивающихся странах главным фактором подъёма производительности труда является ликвидация неграмотности. Развитие образования способствует быстрому преодолению экономической отсталости и зависимости. По расчётам академика С.Г. Струмилина, произведённым в СССР в начале 30-х годов грамотность повышает производительность труда на 24 %, а среднее образование на 67 % [5, с. 598].

Суммарные расходы в образование, здравоохранение и социальное обеспечение уже в 1990 г. в США превышали производственные капиталовложения более чем в 3 раза [2, с. 47].

В середине 70-х годов Е. Дюфло предложил экономическую модель, позволяющую оценить вклад образования в производительность труда и прирост заработной платы. А в 80-90-е годы ряд экономистов (Р. Лукас, Р. Барро и др.) изучали влияние человеческого капитала и его вклад в процесс роста ВВП.

Был разработан индекс развития человека ООН, основанный на трёх показателях:

- ожидаемая продолжительность жизни;

- интегральный показатель уровня образования;

- уровень жизни, измеряемый реальным ВВП на душу населения.

С 1990 г. расчёты по этому индексу ежегодно публикуется ООН. Россия в 2004 г. по индексу человеческого развития находилась на 65 месте, (он

составлял 0,797). В различных регионах России индекс развития человека существенно отличается. В финансовых центрах и богатых нефтедобывающих районах он является более высоким. По показателю грамотности Россия на 10 месте (0,994), уступив Казахстану и Таджикистану! По показателю доступности начального, среднего и высшего образования наша страна занимала 33-е место, по показателю уровня жизни - 59-е место. Разрыв с Люксембургом, занимающим 1 место, превышал 7 раз. По продолжительности жизни в 2004 году (составляла 65 лет) мы занимали 115 место из 177 стран, по которым имелись данные. Ситуация меняется, но незначительно. К 2007 г. Россия вышла на уровень стран Карибского бассейна и Латинской Америки [6].

На сегодняшний день Россия занимает 129 место по продолжительности жизни 58 лет. Для сравнения в Японии 82 года. Рост численности населения в год составляет минус 0,09 %, это - 127 734 человека в год [9]. Общий рейтинг России в рейтинге стран мира - 63 место, между Морокко и Филиппинами. В европейском рейтинге рядом с Россией находятся Белоруссия и Украина. Это немного лучше, чем в рейтинге 2010 (69 место). По экономическим показателям Россия опустилась в мировом рейтинге с 39-ого места на 64-е. Рейтинг России по качеству образования - 38 место (было 28) [10].

Марцинкевич В.И. и Соболева И.В., подводя итоги более чем 200-летних поисков, выделяют два аспекта в понятии человеческого капитала:

1. Человеческий капитал как имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов.

2. Человеческий капитал как поток доходов. Вложения в человеческий капитал становятся важным активом, обеспечивающим более высокий поток доходов на протяжении всей жизни человека [2, с. 47].

Человеческий капитал в последние годы рос более быстрыми темпами, чем физический. Много внимания в России уделялось вопросам подготовки переподготовки и повышения квалификации кадров. Исследовались проблемы внутрифирменного обучения и формирования системы непрерывного образования в организации, обеспечивающих ей высокую эффективность работы, конкурентную способность и устойчивость положения на рынке. Ряд работ отечественных авторов заслуживает внимательного изучения. Среди них, работы Ю.Г. Одегова, П.В. Журавлева, А.Я. Кибанова, А.П. Егоршина, В.И. Маслова, Т.Ю. Базарова, С.И. Сотниковой, А.А. Крылова, Е.Г. Молл, А.А. Сарабского и др.

В настоящее время успешная парадигма развития ведущих европейских стран формируется и совершенствуется именно на базе теории и практики человеческого капитала. На основе этой теории, отставшая было, Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х годах лидерские пози-

ции в мировой экономике. Финляндия сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной за исторически короткий период времени. Создала свои собственные конкурентоспособные высокие технологии и вышла на первое место в мире в рейтинге по конкурентоспособности экономики в целом.

Страны с накопленным качественным человеческим капиталом имеют огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

На современном этапе развития экономики нашей страны возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций. Поэтому концепция модернизации российского образования определена необходимостью опережающего развития профессионального образования. Исследования в данной области сегодня особенно актуальны.

Список литературы:

1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - М.: Норма, Инфра-М, 2000.

2. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. - М.: Аспект пресс, 1995.

3. Нуреев Р.М. Развитие человеческого капитала как реальная альтернатива сырьевой специализации страны // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5, № 3. - С. 111-129.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26.

5. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. - М., 1957.

6. United Nations Development Programmes Human Development Report 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/ United_Nations_Development_Programme.

7. Колядин А.П. Структурные элементы человеческого капитала // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. -Т. 4, № 2. - С. 61-65.

8. Агабеков С.И. Проблемы спроса на инновационный человеческий капитал // Социологические исследования. - 2001. - № 11. - С. 136-141.

9. Географический справочник «О странах» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ostranah.ru/adv.php.

10. Рейтинг стран мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.7 sekretov.ru/world-ranking-2011 .html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.