Научная статья на тему 'Человеческий капитал и образовательное пространство'

Человеческий капитал и образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЕТЕНЦИИ / КУЛЬТУРА / HUMAN CAPITAL / EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / COMPETENCIES / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монако Т. П.

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с понятием человеческого капитала, с осмыслением его роли и значимости в современных условиях. Успешное формирование человеческого капитала возможно в современном образовательном пространстве. Главным является образовательное пространство вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL AND EDUCATIONAL SPACE

The article considers the main problems associated with the concept of human capital, with the comprehension of its role and importance in the modern world. Successful human capital formation is possible in modern educational space. The main one is the educational space of the university.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал и образовательное пространство»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Монако Т.П.

Северо-Осетинский государственный университет

им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Российская Федерация

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с понятием человеческого капитала, с осмыслением его роли и значимости в современных условиях. Успешное формирование человеческого капитала возможно в современном образовательном пространстве. Главным является образовательное пространство вуза.

Ключевые слова: человеческий капитал; образование; образовательное пространство; компетенции; культура.

HUMAN CAPITAL AND EDUCATIONAL SPACE Monako T.P.

North Osetian State University of a name of K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation

The article considers the main problems associated with the concept of human capital, with the comprehension of its role and importance in the modern world. Successful human capital formation is possible in modern educational space. The main one is the educational space of the university.

Keywords: human capital; education; educational space; competencies; culture.

Появление понятия человеческого капитала связано с переходом общества на новый этап развития, с существенно иными

социально-экономическими условиями. Ключевыми в этих условиях становятся информационно-коммуникационные технологии. Основную роль в современном обществе играют знания, которые становятся капиталом, носителем которых выступает человек.

Теория человеческого капитала, которую активно развивают ученые-экономисты начиная с 50-х годов XX столетия (Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц, А.И. Добрынина, С.А. Дятлов и другие), позволяет осмыслить роль образования на современном рынке труда. «В конце XX века экономисты отметили, что решающим фактором конкурентоспособности экономики является человеческий капитал, а не материальные и финансовые ресурсы. Важнейшими характеристиками развитого человеческого капитала в современном обществе выступает не только высокий уровень профессионализма, но и мотивированность на успех, умение быстро реагировать на изменения экономической конъюнктуры, возможность производить новое конкурентное знание, генерировать идеи, умение находить и эффективно применять информацию, рационально использовать уникальные способности, эксклюзивные навыки и компетенции личности» [7]. Информация и знания выполняют основную роль в любом производственном процессе. Главной характеристикой становится человеческий капитал, как наиболее ценный ресурс общества.

По данным Всемирного Экономического форума согласно «Отчета о человеческом капитале 2015» Россия по развитию человеческого капитала занимает 26 место среди 124 стран. Такого разительного скачка (51-ое место в 2013 году из 122 стран) нашей стране удалось совершить в силу изменения методологии исследования. Основной акцент стал делаться на доступность образования. Но при этом следует отметить, что Россия отстает от основных конкурентов по таким показателям рейтинга как качество рабочих мест, продолжительность жизни и качество здравоохранения, возможности развития на рабочем месте, доступ к повышению квалификации и, главное, качество образования.

«Если для школьного образования доступность - ключевой показатель, то для профессионального и высшего - адекватность современным экономическим вызовам и качество. И тут Россия существенно проигрывает странам с сопоставимым уровнем экономического развития» [10].

Теория человеческого капитала существенно меняет роль системы образования в становлении профессиональных кадров. В настоящий момент учеными не выработано классическое определение человеческого капитала. При этом следует отменить, что все исследователи едины в том, что определяют человеческий капитал через образование. Общественный спрос на человеческий капитал порождает новые задачи в образовании.

Для формирования человеческого капитала значимым становится понятие образовательного пространства, которое в последние десятилетия формируется в педагогической науке [8]. Введение понятия человеческого капитала позволило изменить представление об образовательном процессе как некоторой траектории или маршруте, по которому происходит формирование личности обучаемого. Понятие «образовательное пространство» появилось в педагогике в 90-х годах XX века как результат осмысления наличия множества связей и отношений в процессе развития личности и ее социализации. Образовательное пространство - это место встречи человека и культуры, место совместного бытия и взаимодействия всех компонентов образовательной системы, место реальной деятельности субъектов педагогического процесса, совокупность условий для развития и формирования личности. От структуры образовательного пространства, его «наполненности» и взаимодействия компонентов зависит результативность педагогического процесса, качество решения образовательных задач [1].

В последнее время в педагогике высшего образования значимым становится компетентностный подход, который является отражением некоторых сторон образовательного пространства. Компетенции выступают как показатели социализации студен— 155 —

та. Но при этом они сужают задачу формирования и развития человеческого капитала. Это вполне согласуется с мнением Курганского С.А. [5] о том, что человеческий капитал является многомерным экономическим явлением. Обобщенная структура человеческого капитала формализована им в виде матрицы. Предложенная матрица позволяет анализировать направления и формы инвестирования в различные активы человеческого капитала. Компетенции отнесены к активу - капитал подготовки на производстве. При этом остаются не отраженными в образовательном пространстве вузе другие активы человеческого капитала. Возникает педагогическая проблема: каким образом должно бать организованно образовательное пространство вуза?

Образовательное пространство вуза Бондырева С.К. рассматривает с позиций культуры. Его основными компонентами она считает пространство знаний и пространство культуры отношений. Культура отношений между профессорско-преподавательским составом, преподаватель - студент, студент - студент являются главными факторами в решении главной задачи вузовского образования. Для успешного достижения предельного значения образовательного пространства - повышение уровня человеческого капитала, необходима инновационная система повышения квалификации преподавателей [4]. Разработка в соответствие с этим новых педагогических технологий обучения и социализации [6], основанных на практико-ориентированном подходе, решением сквозных задач.

Список литературы

1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. № 12 (16), 2009. С. 132-140.

2. Бестаева Э.Ш. Проблемы идентификации личности в этнокульту-ре: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук - Ростов-на-Дону, 2009. 32 с.

3. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства - Воронеж, 2003. 352 с.

4. Каргиева З.К., Монако Т.П. Специфика системы повышения квалификации для преподавателей экономических дисциплин в условиях регионального университета // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. №1, 2010. С. 175-182.

5. Курганский С.А. Структура человеческого капитала и его оценка на макроуровне // Известия ИГЭА. 2011. №6. С. 15-22.

6. Монако Т.П. Профессионализм и человеческий капитал // В мире научных открытий. №7.10(67), 2015. С. 3688-3693.

7. Моргунов В.П. Развитие человеческого капитала в экономике, основанной на знаниях: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.01. Оренбург, 2015. 135 с.

8. Якушина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Академический вестник Института педагогического образования взрослых РАО «Человек и образование», № 2 (35), 2013. С. 66-69.

9. Урумова Ф.М. Основы институционального подхода в экономическом анализе. Владикавказ, 2002. 141 с.

10. http://www.lin.ru/news_item.htm?id=6143450006600309692

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.