Научная статья на тему 'Человеческий капитал и инновационная экономика'

Человеческий капитал и инновационная экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаев Михаил Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал и инновационная экономика»

РОССИЯ И МИР В ХХ1 ВЕКЕ

М.Е. Николаев

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Николаев Михаил Ефимович - заместитель

председателя Совета Федерации

Федерального Собрания РФ.

Мировая тенденция формирования общества знаний

Сегодняшний динамично развивающийся мир движется к формированию общества знаний, инновационной экономики, рынка товаров интеллектуальной деятельности. В таком обществе развитие науки и фундаментальное образование представляют выгодное вложение средств в особое производство, которое создает знание как товар, имеющий определенную стоимость. Мировая экономика характеризуется востребованностью инноваций не отдельными предпринимателями, а национальными экономиками. Экономика знаний -новый этап развития экономики, в которой знания играют решающую роль, а их производство является источником роста.

В науке появилась особая категория - «человеческий капитал», включающая знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, культуру труда. Накапливая и используя его, экономические субъекты получают ренту, идентичную доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования.

Обращает на себя внимание то, что в настоящее время инвестиции в знания в развитых странах растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды. Из всего объема знаний, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов к новой экономической модели, в которой образование и наука, исследование и внедрение их результатов играют ведущую роль. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно-развитых странах приходится до 80%

прироста ВВП. Капитал в традиционном смысле слова перестает быть единственной основой оценки стоимости товара. В роли инструментов развития выступают интеллектуальные ресурсы, при помощи которых решаются различные финансово-экономические задачи: повышение рыночной стоимости, привлечение инвестиций, экономический рост. Следует отметить, что за последние 15 лет капитализация российских компаний увеличилась в 30 раз. Это говорит о колоссальном значении интеллектуального капитала.

В мировом сообществе по сути дела началась интенсивная гонка за производством знаний, эффективным использованием интеллектуальных ресурсов, наращиванием интеллектуальной собственности. Научиться создавать стоимость из нематериальных активов, овладеть искусством управления ими - эти задачи выходят на первый план во всей деятельности по обеспечению устойчивого экономического роста.

В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» В.В. Путин указал на «фрагментарность» модернизации российской экономики, что чревато превращением страны в сырьевой придаток мировой экономики. Выход из подобного положения - в инновационном развитии. Президент отметил также наше главное конкурентное преимущество - человеческий потенциал.

Ученому сообществу России вместе с государственными структурами надо создавать систему развития интеллектуальных ресурсов для формирования экономики знаний.

Большое внимание следует уделить мониторингу интеллектуальных ресурсов. А это не только кадры, это - научная лицензионная деятельность, патенты, ноу-хау во всех секторах экономики на основе целенаправленного развития. К сожалению, наше «невидимое богатство» - интеллектуальная собственность не имеет точных методов оценки. В России отсутствует единая биржевая система оценки национального богатства. В мире ежегодно на 1214% растет число патентов, у нас за последние десять лет оно упало на 50%.

Вот на этом поле сегодня разворачивается борьба за умы, за высокопрофессиональные кадры для сохранения и развития научного творческого потенциала.

Подготовка кадров ± необходимое условие

развития инновационной среды

Важнейшая задача российской науки и образования - подготовить конкурентоспособных работников, способных ответить на вызовы времени. Для этого необходимо увязать тот перечень знаний, которые дает наша вузовская система со стремительными изменениями мира. Выпускники вузов должны

опережать тех, кто функционирует в своей профессиональной сфере десятилетиями.

В последние годы родились новейшие дисциплины - управление знаниями, логистика, экономика знаний, геоэкономика. Но специалистов такого профиля наши вузы в масштабе государства не готовят. В государственных общеобразовательных стандартах, включающих сумму требований к преподаванию предмета и уровню знаний учащихся, отсутствуют новейшие дисциплины. Чтобы новые науки прижились в вузовской системе, нужны соответствующие стандарты. Отсутствие их грозит глобальным отставанием от окружающего мира.

Для полноценной подготовки специалистов целесообразно практиковать стажировку студентов на крупных предприятиях и организациях, как отечественных, так и зарубежных. Сейчас просматривается такая форма взаимодействия, как создание корпоративных университетов, в которых фундаментальная подготовка ведется вузом, а профилирующая - совместно вузом и предприятием. Такая подготовка осуществляется, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова, в МГТУ им. Н.Э. Баумана, Архангельском государственном техническом университете.

К сожалению, молодые специалисты предпочитают работать за рубежом ввиду того, что не находят на родине сферы применения своему труду. Для работы молодых специалистов нужны такие условия, чтобы они могли найти применение полученным знаниям после окончания вузов, а также облегчить процесс внедрения созданных ими инновационных разработок в производство.

Интеллигенция или «креативный класс»?

Само понятие «инновация» означает превращение творческой идеи в полезный продукт или услугу. Инновационное общество делает каждого работника творческой личностью. Такой личности свойственны оригинальность взглядов, любознательность, восприимчивость к новым идеям. И речь идет не только о специалистах высокой квалификации. Это те специалисты, мастера, профессии которых мы называем массовыми: портные, парикмахеры, повара, деревообработчики и т.д. Каждое рабочее место приобретает новое дыхание. В идеале, в своей законченности, работа становится высшим профессиональным пилотажем. Уместно вспомнить народную пословицу: «Не то пахарь, который хорошо пашет, а то пахарь, который любуется на свою пашню».

Сегодня Россия нуждается в квалифицированных инженерных и рабочих кадрах. Допустим, у нас имеется достаточное количество талантливых инженеров. Но непосредственно у станка трудится рабочий, который в новых условиях создает новую высокотехнологичную продукцию. Сама специализа-

ция рабочего в наукоемких областях кардинально меняется, как и само содержание рабочей профессии. Нельзя к суперсовременному станку поставить человека без высшего образования.

В выступлении Президента России 8 февраля 2008 г. четко сказано: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к совершенствованию и использованию своих навыков и талантов». Поэтому в самой стратегии инновационного развития должна быть заложена мотивация к инновационному поведению.

Общество знаний формирует новый социальный слой, класс творцов, созидателей - креативный класс. Глобализация вносит свои коррективы в самое понятие «интеллигенция» с точки зрения содержания и роли интеллектуальной функции в общественной системе. Привычное толкование меняется, ибо утрачивается интеллектуальная монополия, меняется сам характер и состав категории лиц умственного труда. Вместе с тем традиционно свойственные русской интеллигенции качества высокой образованности, человеческой порядочности, гражданской смелости и ответственности, готовность воспринять чужую боль как свою, хотелось бы надеяться, останутся в природе новых российских интеллектуалов-созидателей.

Организация российского инновационного пространства

Как должно быть организовано российское инновационное пространство?

На мой взгляд, прежде всего, - это инновационные школы и инновационные университеты. Известно, что в развитых странах научные исследования ведутся в университетских центрах и проектных лабораториях, специально созданных для решения задач технологического прорыва. И здесь успешно партнерствуют наука и образование, закладывается база для научной деятельности. Талантливой молодежи надо помогать интегрироваться в инновационную среду. В конечном счете, необходимо создать сетевую структуру по инновациям с использованием научной базы передовых российских институтов и университетов.

Далее в российской инновационной цепочке я бы назвал технопарки. Это форма сотрудничества научно-технического центра (вуза), инновационных предприятий и бизнеса (коммерческой организации) для производства высокотехнологичной продукции.

У нас наука, образование и промышленность в значительной степени развиваются неконсолидированно. Имеет место разрыв единого инновационного цикла - от подготовки кадров для исследовательской деятельности до внедрения в производство новых технологий. И такая отчужденность ведет к размыванию конкурентного потенциала каждой из этих сфер. Необходим

тесный контакт между высшими учебными заведениями как источниками инновационных идей и коммерческими организациями, задействованными в производстве, как источниками финансирования.

Создание в России сети технопарков предоставляет возможности для такого перспективного творческого союза.

Следующее звено в структуре российского инновационного пространства - наукограды - научно-производственные комплексы, представляющие собой совокупность организаций, осуществляющих научно-техническую, инновационную деятельность, эспериментальные разработки и т.п. в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Следующим звеном структуры становится Российская корпорация нано-технологий. Основная задача, стоящая перед ней - создание конкурентоспособной национальной инновационной модели, соответствующей самым высоким мировым стандартам.

На мой взгляд, Российская корпорация нанотехнологий не является завершающим звеном инновационной структуры. В формировании инновационной политики страны должны быть задействованы все организации, осуществляющие деятельность в области высоких технологий.

В соседней Финляндии, например, разработана национальная политика в области нанонауки и нанотехнологий, в которой основная роль принадлежит Совету по научно-технической политике страны, возглавляемого премьер-министром, Министерству просвещения, Министерству труда и экономики, Академии наук Финляндии, Национальному агентству по финансированию технологий и инноваций (ТЕКЕС), университетам, наноцентрам и другим организациям, создающим экономику знаний.

Именно такой мне представляется структура российской инновационной системы, т. е. весь комплекс учреждений и организаций по разработке и внедрению инноваций, куда войдут научно-образовательные учреждения (где собственно и создаются знания), инновационные предприятия и сети предприятий, коммуникационная инфраструктура.

Опыт Финляндии

В последние годы регулярно посещая Финляндскую Республику, отмечаю, что в этой стране большое внимание уделяется созданию инновационно-ориентированной экономики.

Одна из ведущих ролей в реализации инновационной политики принадлежит Национальному агентству по финансированию технологий и инноваций (ТЕКЕС). Это агентство (сродни недавно созданной у нас Российской корпорации нанотехнологий) действует при Министерстве труда и экономики с 1983 г. Агентство реализует государственное финансирование при-

кладных НИОКР по приоритетным направлениям научно-технического развития страны. Оно обеспечивает финансирование и экспертные оценки НИОКР, технологических инновационных проектов не только предприятий и исследовательских институтов, но и университетов Финляндии, крупных и мелких компаний, деятельность которых направлена на инновационное развитие.

Основными направлениями НИОКР, получающими государственное финансирования через ТЕКЕС являются: информационные технологии и связь; биомедицинские технологии и химия; энергетика и защита окружающей среды; машиностроение и логистика; технология строительства; нанотехнологии. Каждый проект на 10-20% финансируется промышленными партнерами, а ТЕКЕС компенсирует остальную часть. В 2007 г. через Национальное агентство по финансированию технологий и инноваций было профинансировано 2120 проектов общей стоимостью 469 млн. евро.

Финляндия представляет классический пример деятельности технологических центров (технопарков), которые появились здесь в середине 80-х годов прошлого века. Ныне при каждом из 20 университетов Финляндии действует технопарк, функционально связанный с вузом. Надо отметить, что компании, действующие в рамках технопарков не имеют налоговых льгот. Но они могут покупать услуги университетов, консультации в области бизнес-планирования, защиты интеллектуальной собственности, трансфера технологий, создавать свои производства. В данной системе занято 2 тыс. человек. В подобных техцентрах осуществляется конструктивное сотрудничество между образованием и наукой, государством и бизнесом.

Хочу поделиться впечатлениями от посещения крупнейшего в Финляндии биомедицинского исследовательского центра - Биомедикума Хельсинки. Он функционирует на базе кооперации специалистов Хельсинкского университета, Национального института здоровья, исследовательских подразделений ряда частных компаний.

Работы в Биомедикуме Хельсинки связаны с молекулярной генетикой, клеточной биологией, изучением раковых, сосудистых и эндокринных заболеваний. Основной упор в научной и практической деятельности делается на развитие функциональной геномики, исследующей изменения и функционирование генов. Современный подход к генетическим исследованиям стал возможен в процессе работ по расшифровке генома человека, что открывает новые возможности для биотехнологических исследований и создания действенных лекарственных препаратов.

В Центре трудятся около 1400 исследователей. Руководство Биомедику-ма задалось целью вернуть молодых ученых и талантливых специалистов, работающих в других странах, в Финляндию, создав здесь комфортные условия для жизни и научной деятельности. Ученые Биомедикума своей сверхза-

дачей считают создание на базе финского Центра биомедицинских исследований совершенно новой промышленности Финляндии.

Я спросил специалистов Центра, насколько такое сложное и необходимое направление под силу одной стране. Научные исследования, проводимые одной группой ученых, могут осуществляться в неверном направлении, и для человечества это может обернуться страшной бедой. Молекулярно-гене-тические исследования целесообразно сосредоточить в определенных местах. Почему бы ученому сообществу не подумать о создании Международного центра по изучению генома человека?

Какой быть российской инновационной модели

Возможна ли единая инновационная модель развития экономики России, или эффективнее будут работать региональные модели, как при стратегическом планировании учитывается уровень развития регионов?

Без государства нет экономики знаний, и его задача в современном обществе состоит не в стимулировании отдельных инноваций, а в формировании организационных, экономических и правовых условий для осуществления инновационного процесса в рамках национальной инновационной системы. Основой формирования национальной инновационной системы могут выступать регионы, обладающие развитыми хозяйственными комплексами и научным потенциалом. В сегодняшней России регионы различаются по уровню инновационного потенциала, и единые для них принципы региональной инновационной политики вряд ли приемлемы.

Наилучшим вариантом развития инновационной среды в Российской Федерации является установление тесного контакта между государством, непосредственно заинтересованном в росте инноваций, образованием в лице высших учебных заведений, выступающих в качестве источника инновационных идей, и бизнесом, способным осуществить финансирование инновационных разработок. Чтобы мотивировать бизнес к инновациям, надо создавать адекватные экономические механизмы, совершенствовать налоговое законодательство, инициировать законопроекты, позволяющие создать оптимальные условия инновационного развития России.

Инновационная экономика - это тот путь, который в итоге приведет к качественному изменению жизни, ее реальному улучшению, укреплению государственности и национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.