ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ
А.Д. Левин, специалист
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-129-133
Аннотация. В данной статье рассматривается человеческий фактор в системе мер обеспечения безопасности полётов. Приводится краткая характеристика состава авиационной транспортной системы. Внимание уделяется аспектам человеческого фактора при управлении воздушным движением, техническом обслуживании, в рамках управленческой и организационной деятельности. Отмечается сложность и многогранность проявления человеческого фактора в процессе функционирования авиационной транспортной системы, а также важность его учёта для обеспечения безопасности полётов.
Ключевые слова: авиация, человеческий фактор, авиационная транспортная система, безопасность полётов.
Современная гражданская авиация является сложной иерархической структурой, представляющей собой совокупность звеньев, или же подсистем, совместная деятельность которых направлена на достижение экономической эффективности, регулярности и, что самое главное, безопасности выполнения полётов. Говоря о безопасности полётов, важно заметить, что в настоящее время среди причин авиационных инцидентов и происшествий на первом месте находится негативное влияние человеческого фактора [1]. В связи с этим в данной статье уделяется внимание чело-
веческому фактору в системе мер обеспечения безопасности полётов.
Для начала обратимся к краткой характеристике авиационной транспортной системы (АТС). Как было сказано ранее, АТС представлена как совокупность совместно действующих подсистем, каждая из которых, в свою очередь, может быть рассмотрена как самостоятельная система, имеющая свои особенности функционирования и включающая в себя также ряд элементов. Один из возможных вариантов представления структуры авиационной транспортной системы изображён на рисунке 1.
Внесистемные факторы
Система «Экипаж - Воздушное судно»
-х-
Система «Управление воздушным движением»
Система «Обеспечение полёта&
J
Система «Управление лётной деятельностью»
Рис. 1. Авиационная транспортная система [2]
Как видно из рисунка, авиационная транспортная система включает в себя следующие подсистемы:
1. Система «Экипаж - Воздушное судно» («Э - ВС»);
2. Система «Управление воздушным движением» («УВД»);
3. Система «Обеспечение полёта»;
4. Система «Управление лётной деятельностью».
Также важно заметить, что функционирование указанных систем непрерывно сопряжено с воздействием на них внешней среды, к факторам которой относятся как в более простом понимании параметры внешней среды, так и более неочевидные социально-психологические факторы, факторы менеджмента и т. д.
Так, деятельность авиационной транспортной системы связана с рядом факторов, способных оказать влияние на безопасность полётов. К ним относятся системные, т. е. связанные с внутренними свойствами АТС, и внесистемные, зависящие от свойств внешней среды [2]. Центральный элемент данной статьи, которым является человеческий фактор, в свою очередь, относится к системным факторам,
и будет рассмотрен далее в ключе своего проявления на уровне звеньев АТС.
Говоря о сопряжённости деятельности той или иной системы с возможностью проявления негативного влияния человеческого фактора в процессе функционирования АТС, наибольшая вероятность присутствует в системах «Экипаж - Воздушное судно» и «Управление воздушным движение», которые также тесно связаны в процессе выполнения полёта. Связанные с человеческим фактором недостатки в функционировании указанных систем могут проявиться особенно скоротечно и иметь серьёзные последствия. В таких системах, как «Обеспечение полёта» и «Управление лётной деятельностью» проявление «несовершенств» их функционирования, обусловленных человеческим фактором, носит более инертный, отложенный характер, но несмотря на это также заслуживает особого внимания, т. к. данные «несовершенства» могут выступить первопричиной для сбоев в функционировании систем «Э - ВС» и «УВД» и также привести к возникновению авиационных инцидентов и происшествий.
Рассматривая понятие человеческого фактора, стоит обратиться к модели
SHEL(L), иллюстрирующей взаимосвязи элементов авиационной системы и осо-
бенности их взаимодействия (рис. 2).
Рис. 2. Модель SHEL(L) [3]
Модель SHEL(L) описывает взаимодействие человека с такими элементами, как процедуры, документы, информация (S -Software); техника, или же объект (H -Hardware); окружающая среда (E - Environment); другие люди, а также сам человек, или же субъект (L - Liveware). Среди существующих на текущий момент публикаций различных авторов внимание в большей степени уделяется роли человеческого фактора при рассмотрении системы «Экипаж - Воздушное судно». В данной же статье хочется обратить внимание аспектам человеческого фактора при управлении воздушным движением, техническом обслуживании, а также в рамках управленческой и организационной деятельности.
Негативное проявление человеческого фактора в процессе управления воздушным движением возможно по причине наличия «несовершенств» в согласовании элементов, составляющих модель SHEL(L). К ним можно отнести недостатки процедур, с которыми взаимодействует диспетчерский состав (связь субъект-процедуры), оборудования на рабочем месте (связь субъект-объект), условий труда (например, отсутствие надлежащего кондиционирования воздуха) (связь субъект-окружающая среда), а также несовершен-
ства взаимодействия субъект-субъект (коммуникация) [4]. Так, для уменьшения негативного влияния человеческого фактора при управлении воздушным движением такие документы ИКАО, как руководства рекомендуют вести работу по следующим аспектам: согласование возможностей «машины» и человека, изменения в управлении воздушным движением, особенности передачи информации, рабочее место диспетчера, средства связи, автоматизация управления воздушным движением [4].
Функционирование гражданской авиации также сложно представить без мероприятий, связанных с техническим обслуживанием воздушных судов. Ошибки человека, допущенные при обслуживании авиационной техники, могут нести под собой серьёзную угрозу для безопасности полётов. Особое значение при техническом обслуживании воздушных судов имеет информация в виде технической документации (связь субъект-процедуры). Крайне важна понятность используемой информации кругу лиц, для которых она предназначена. Причём это касается не только информации, например, выпущенной производителем воздушного судна, но и различной «оперативной» информации: новые руководства, бюллетени техниче-
ского обслуживания, наряды на выполнение работ и другие информационные документы. Также важно обратить внимание на связь «субъект-субъект» в процессе технического обслуживания. В данном случае человеческий фактор может выражаться в недостатках передачи информации о предпринятых действиях или о действиях, которые необходимо было предпринять. В связи с этим необходимо отслеживать и контролировать налаженность связи внутри организации, выполняющей техническое обслуживание воздушных судов. В рамках взаимосвязи «субъект-среда» необходимо контролировать условия, в которых ведутся работы по обслуживанию авиационной техники, например, уровень освещенности. Техническое обслуживание также сопряжено и с опасностью для персонала (например, уровень шума, работа с токсичными материалами, работы на высоте). Негативное проявление человеческого фактора с точки зрения взаимодействия «субъект-объект» может возникнуть в результате их неточного сопряжения (например, недостаточная проработанность обслуживания отдельных агрегатов с учётом физических возможностей человека). Так, для уменьшения негативного влияния человеческого фактора при техническом обслуживании руководства ИКАО рекомендуют вести работу по следующим аспектам: информационный обмен и коммуникация, подготовка кадров,
характеристики производственных помещений и условий работы [4].
Безопасное функционирование авиационной транспортной системы с точки зрения человеческого фактора также связано с аспектами управленческой и организационной деятельности. В рамках современных представлений о безопасности предполагается более широкий подход, согласно которому основное внимание уделяется недостаткам в организации, а не только ошибкам в индивидуальных действиях. Так, к указанным аспектам можно отнести, например, корпоративную культуру организаций, их структуру, соблюдение нормативных положений. К деятельности управленческого персонала с точки зрения вклада в безопасность полётов можно отнести: выделение ресурсов, разработку программ и систем обратной связи в области безопасности, стандартных эксплуатационных процедур, создание внутренней обратной связи и системы отслеживания тенденций, регулирование риска и др. [4].
Таким образом, по итогам проведённого анализа можно отметить сложность и многогранность проявления человеческого фактора в процессе функционирования авиационной транспортной системы. Для обеспечения безопасности полётов крайне важно учитывать возможности его негативного проявления в рассмотренных в данной статье аспектах.
Библиографический список
1. Bureau of Aircraft Accidents Archives: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.baaa-acro.com (дата обращения: 05.09.2024).
2. Зубков Б.В. Безопасность полётов: учебник / Б.В. Зубков, С.Е. Прозоров; под ред. Б.В. Зубкова. - Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2012. - 451 с.
3. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). Doc. 9859-AN/474. -Издание второе. - Канада, Монреаль: ИКАО, 2009. - 318 с.
4. Руководство по обучению в области человеческого фактора. Doc. 9683-AN/950. - Издание первое. - Канада, Монреаль: ИКАО, 1998. - 370 с.
THE HUMAN FACTOR IN THE SYSTEM OF FLIGHT SAFETY MEASURES A.D. Levin, Specialist's degree
Saint Petersburg State University of Civil Aviation named after Chief Marshal of Aviation
A.A. Novikov
(Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. This article analyzes the human factor in the system of flight safety measures. A brief description of the structure of the aviation transport system is given. Attention is paid to the aspects of the human factor in air traffic control, maintenance, and management and organizational activities. The complexity and versatility of the occurrence of the human factor in the functioning of the aviation transport system, the importance of its consideration for flight safety is noted.
Keywords: aviation, human factor, aviation transport system, flight safety.