Научная статья на тему 'Человеческий фактор и безопасность производства'

Человеческий фактор и безопасность производства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
846
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ТРАВМАТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Форсюк А. А., Кобылкин С. С.

Представлены исследования социологических факторов влияющих на безопасность труда в угольных шахтах. Приведен анализ структуры работ, при которых горнорабочие чаще всего совершают неадекватные действия, приводящие к травмированию и причин неадекватных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий фактор и безопасность производства»

------------------------------------ © А.А. Форсюк, С.С. Кобылкин,

2009

УДК 622.8

А.А. Форсюк, С.С. Кобылкин

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

Представлены исследования социологических факторов влияющих на безопасность труда в угольных шахтах. Приведен анализ структуры работ, при которых горнорабочие чаще всего совершают неадекватные действия, приводящие к травмированию и причин неадекватных действий.

Ключевые слова: безопасность, человеческий фактор, травматизм.

ш И еред кадрами управления сегодня встают принципиаль-

-Ж.Л. но новые задачи, не имеющие аналога в прошлом, требующие нового подхода к их решению. На первый план выдвигается проблема перестройки самой психологии трудящихся, формирование нового типа хозяйственного мышления.

Новые задачи хозяйствования требуют изменения стереотипов решения вопросов улучшения подбора и выдвижения руководящих кадров, исключающих возможность кадровых просчетов, новых поисков и подходов к изучению управленческой деятельностью. Вопрос о расширении демократизации управления имеет принципиальные решения для дальнейшего развития и повышения эффективности угольной промышленности со специфическим характером ее производства.

Одним из направлений повышения безопасности труда является широкое привлечение трудящихся к само- и взаимоконтролю за соблюдением норм и требовании техники безопасности. В условиях горного производства часто возникает необходимость выполнения работ в условиях, характеризующихся опасными и вредными факторами, воздействие которых может привести к травмированию или профессиональному заболеванию; социальными, угрожающими потерей престижа, авторитета; факторами, вызывающими переживание по поводу совершения ошибок. «Цена» ошибочно принятого решения в процессе управления значительно возросла. Правильно подобранный надежный работник должен быть способным осваивать большой объем информации, уметь анализировать сложную производственную обстановку, прогнозировать события и бы-

стро принимать решения. Для выполнения таких функций необходимо подбирать людей надежных, обладающих соответствующей суммой знаний и навыков, а также способных выполнять свои функции с долей разумного риска в экстремальных ситуациях.

Готовность к риску порождается ситуацией и базируется на индивидуальных качествах работников. Так, у менее опытных она ниже, чем у опытных: в условиях коллектива (бригады, звена) готовность к риску сильнее, чем при деятельности в одиночку. Адекватность отражения человеком опасных ситуаций зависит от индивидуальных качеств. Лица, отличающиеся нервозностью, обычно завышают степень опасности и возможности ее реализации. Люди, торопящиеся к достижению цели, наоборот, занижают уровень опасности.

Итак, готовность к риску непосредственно связана с осознанием личностью путей достижения цели, избежания неудачи.

Именно эти мотивы наиболее связаны с несчастными случаями.

В результате исследования неадекватных действий рабочих, приведших к несчастным случаям, установлено, что их наибольшее число происходит в дневное время с 10 до 17 часов. За семь часов дневной смены допускается свыше 40 % неадекватных действий, что более чем в 2 раза превышает аналогичные показатели за семь часов ночного времени. Максимальное число травм по данному фактору приходится на период с 11 до 14 ч. Такая концентрация объясняется возрастанием интенсивности работ на шахте в дневное время, нахождение в подземных выработках большего, по сравнению с ночным временем, числа рабочих и должностных лиц.

Чаще травмируются опытные рабочие, что можно объяснить привыканием их к опасности. Их также подводит биологически оправданная стереотипизация двигательной активности, которая в обычных условиях позволяет человеку выполнять движения автоматически. Данная закономерность обусловлена известным в физиологии туда феноменом автоматизации деятельности.

При автоматизации ограничивается участие второй сигнальной системы в воспроизведении каждого движения, то есть рабочие движения производятся неосознанно. Двигательное соответствие многократно повторяющимися производственными операциями, независимо от человека, всегда сопровождается периодическим отключением контроля сознания, что вызывает отвлечение внимания.

Это приводит к несвоевременному реагированию или пропуску стохастически возникающего возмущения и, как результат, к травме. По-видимому, этим и объясняется пик травматизма на третьем часу работы. Последующее снижение уровня травматизма можно объяснить нарастанием утомления и включением сознания, что сопровождается концентрацией внимания, корректировкой рабочих движений с последующим переходом снова на уровень автоматизации деятельности.

Распределения по часам смены неадекватных действий у рабочих, имеющих стаж работы менее года, то есть не имеющих навыков автоматизации рабочих движений резко отличается от такового у опытных рабочих и может быть объяснено снижением работоспособности и нарастанием утомления во второй половине смены.

Для дальнейшего уточнения выдвинутой гипотезы необходима организация углубленных психофизических и психологических исследований.

В распределении несчастных случаев по месяцам года и дням недели какой-либо закономерности не наблюдается.

Особый интерес представляет структура выполняемых работ, при которых горнорабочие чаще всего совершают неадекватные действия, приводящие к травмированию. Для горнорабочих различных профессий естественным является и различная структура таких работ. Так, горнорабочие очистного забоя больше всего неадекватных действий совершают при установке крепи и пешем передвижении, проходчики - при погрузке и доставке крепежных и других материалов, при пешем передвижении и погрузке крепи; электрослесари - при ремонте и обслуживании машин и механизмов и защитного электрооборудования; машинисты электровозов -при управлении электровозом и при сцепке и расцепке вагонов; машинисты горных выемочных машин - при управлении комбайном; горнорабочие подземные - при сцепке и расцепке транспортных средств и при пешем передвижении.

В общей структуре выполняемых работ наибольший удельный вес имеют: пешее передвижение по выработкам (10,5 %), ремонт и обслуживание машин и механизмов (5,8 %), установка постоянной крепи (5,6 %), управление транспортными машинами (5,6 %), подготовка к работе транспортных машин и механизмов (4,9 %).

Изучение структуры неадекватных действий травмированных горнорабочих показало, что 31,6 % случаев травматизма обуслов-

лены такими группами неадекватных действий, как беспечное отношение к выполнению работ при явных опасностях и преднамеренное несоблюдение требований ТБ; 17,7% - несерьезным отношением к мерам личной предосторожности; 9,4 % -неосторожным выполнением рабочих движений и принятием опасных поз. Зависимость структуры неадекватных действий от профессии травмированных горнорабочих незначительна, что позволяет разрабатывать профилактические мероприятия одного порядка для устранения большинства неадекватных действий.

Анализ личностных причин неадекватных действий горнорабочих показал, что в 58,4 % несчастных случаев личностной причиной явилась недооценка опасности, в 35,4 % - недисциплинированность. Только в 3 % случаев причиной неадекватных действий явились психофизические особенности травмированных. Однако это не отражает истинную картину, так как из материалов расследования несчастных случаев такую причину выделить очень трудно. Это еще раз подтверждает необходимость участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев врачей и психологов.

Такая же структура неадекватных действий наблюдается и при анализе распределения личностных причин по основным профессиям, то есть профессия пострадавшего, как правило, не влияет на структуру личностных причин неадекватных действий.

С целью изучения эффективности подготовки горнорабочих к безопасному труду был проведен анализ распределения травмированных рабочих по срокам, прошедшим со дня проведения вводного инструктажа, обучения для работ с повышенной опасностью и инструктажа на рабочем месте. Распределение травмированных рабочих по срокам, прошедшим со дня проведения вводного инструктажа и обучения для работ с повышенной опасностью, аналогично распределению по стажу работы на данном предприятии.

Распределение травмированных рабочих по срокам, прошедшим со дня получения текущего инструктажа на рабочем месте, имеет иной характер. Так, около 60% травмированных были проинструктированы перед началом работы (при получении наряда), что говорит о формальном отношении к этому виду подготовки рабочих к безопасному труду или о неумении должностных лиц эффективно его использовать. Около 40% травмированных не

получили инструктаж перед началом работы, из них половина рабочих не проходила текущего инструктажа по выполняемой работе более месяца. Это свидетельствует о халатном отношении должностных лиц к выполнению своих обязанностей, нарушении требований безопасности, \£Ш

Forsjuk A.A., Kobylkin S.S.

THE HUMAN FACTOR AND SAFETY IN OPERATION

In the article the researches of sociological factors influencing on safety in operation on coal mines are presented. The analysis of works structure at which miners particularly make the inadequate actions leading to injuries and the reasons of inadequate actions is resulted.

Key words: safety, human factor, traumatism.

— Коротко об авторах -------------------------------------------

Форсюк А.А. - доктор технических наук, профессор каф. АОТ, Кобылкин С.С. - инженер, аспирант каф. АОТ,

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.