Научная статья на тему 'Основные травмоопасные факторы локомотивного транспорта шахт'

Основные травмоопасные факторы локомотивного транспорта шахт Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Форсюк А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные травмоопасные факторы локомотивного транспорта шахт»

A.A. Форсюк

Московский государственный горный университет

ОСНОВНЫЕ ТРАВМООПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ЛОКОМОТИВНОГО ТРАНСПОРТА ШАХТ

Состояние травматизма на шахтах показывает, что довольно большое количество несчастных случаев приходится на внутришахтный транспорт. Так, из общего количества смертельных случаев, происшедших на внугришахтном транспорте в 1996 году, свыше 70 % травм имело место на рельсовом транспорте, около 20 % травм - на конвейерном и около 5 % травм - на подъемных установках.

На локомотивном транспорте ежегодно происходит от 37 до 44 % смертельных травм от общего их количества на внутришахтном транспорте.

Из года в год растет протяженность горных выработок на 1000 тонн годовой добычи; медленно увеличивается площадь поперечного сечения проводимых горных выработок; ухудшается состояние рельсовых путей (пути заилены, стрелочные переводы изношены, болтовые соединения стыков нарушены или отсутствуют); ухудшается оснащение главных откаточных выработок аппаратурой дистанционного управления стрелочными переводами; зачастую отсутствуют средства “малой механизации” (пневматические шпалоподбойщики, гидравлические рихтовщики и подбивщики пути); шахты не обеспечены путеочисти-тельными машинами и путеремонтными поездами в требуемом количестве.

Анализ травматизма показывает, что наиболее травмоопасным фактором на локомотивном транспорте являются вагонетки, удель-

ный вес которых в формировании травм составляет 40-45 % от общего количества происшедших на локомотивном транспорте.

Травмирование людей электровозами занимает второе место и составляет 27-31 % от общего количества травм на локомотивном транспорте.

Данная ситуация объясняется тем, что на многих шахтах не соблюдается периодичность, объем осмотра и ремонта транспортных средств, предусмотренные правилами безопасности и соответствующими инструкциями. Подвижной состав часто осматривается поверхностно, вследствие чего на линию выпускаются электровозы и вагонетки в неисправном состоянии; транспортные средства используются с отработанными сроками амортизации (свыше 50 % - у электровозов, 60 % - у грузовых и 80 % - у пассажирских вагонеток). Медленно заменяется вагонный парк с крюковыми сцепками на автоматические (отрезки цепей или канатные петли часто используются вместо стандартных сцепок); грузовые вагонетки эксплуатируются с деформированными кузовами, поврежденными колесными парами; вагонеточный парк оснащен вагонетками с жестким креплением колесных пар, что является причиной частого схода вагонеток с рельс.

До настоящего времени основными локомотивами на шахтах остаются электровозы АМ-8Д и 2АМ-8Д с уровнем безопасности труда не превышающим 0,47. Медленно внедрятся двухкабинные аккумуляторные электровозы АРП-10 и

АРП-14 с уровнем безопасности труда доходящим до 0,52.

Травмоопасный фактор “предметы, загромождающие габариты горной выработки” занимает третье место и является источником 11-15 % травм.

Разбросанный по выработкам крепежный материал, стоящая без необходимости на рельсовом пути или вне его вагонетка, опрокинутая на сторону подстанция, плохо подвешенный вентиляционный трубопровод являются постоянными источниками аварий.

Травмоопасный фактор “предметы, захламляющие пути” стал источником 8-9 % травм от общего их количества на локомотивном транспорте.

Наличие захламленности, большой сырости и воды в выработках изменяет

физико-механические свойства почвы и приводит к разрыву балласта, опусканию шпал, прогибанию рельсов, выскакиванию костылей, отслоению шпал и, как следствие, к изменению ширины колеи. Вода, грязь, куски породы особенно опасны на стрелочных переводах. Они вызывают резкое снижение коэффициента сцепления колес локомотива с рельсами и увеличение тормозного пути поезда, что часто приводит к авариям.

С целью снижения травматизма на локомотивном транспорте в шахтах необходимо уделить особое внимание таким травмоопасным факторам как: вагонетки; электровозы;

предметы, загромождающие габариты горной выработки; предметы, захламляющие пути и состояние путей.

© A.A. Форсюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.