Научная статья на тему 'Человеческим капитал как фактор устойчивого развития'

Человеческим капитал как фактор устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1601
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / КАПИТАЛ УСТОЙЧИВОСТИ / SUSTAINABILITY CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марыганова Елена Александровна, Дмитриевская Наталия Алексеевна

Статья посвящена концепции устойчивого развития и факторам его достижения. Проанализирован капитал устойчивости, включающий разнообразные виды капитала: финансового; производственного, природного, социального. Особое внимание уделено человеческому капиталу, как важнейшему фактору устойчивого развития, накоплению и использованию человеческого капитала в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Article focuses on the concept of sustainable development and the factors to achieve it. The article analyzes the sustainability capital, including a variety of types of capital: financial, produced, natural and social. Particular attention is paid to human capital as the most important factor for sustainable development, accumulation and use of human capital in Russia.

Текст научной работы на тему «Человеческим капитал как фактор устойчивого развития»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛ

КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

УДК 330.341, 331. 101.3.

Елена Александровна Марыганова,

к.э.н., профессор кафедры Экономической теории и инвестирования, МЭСИ Тел.: 8 (916) 592-20-73 Эл. почта: [email protected]

Наталия Алексеевна Дмитриевская,

к.э.н., директор Института экономики и

статистики, МЭСИ

Тел.: 8 (495) 442-72-33

Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена концепции устойчивого развития и факторам его достижения. Проанализирован капитал устойчивости, включающий разнообразные виды капитала: финансового; производственного, природного, социального. Особое внимание уделено человеческому капиталу, как важнейшему фактору устойчивого развития, накоплению и использованию человеческого капитала в России.

Ключевые слова: человеческий капитал, устойчивое развитие, капитал устойчивости.

Elena A. Maryganova,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Economic theory and investing, Moscow state university of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel.: 8 (916) 592-20-73 E-mail: [email protected]

Natalia A. Dmitrievskaya,

PhD in Economics, Director of the Institute of Economics and Statistic Moscow state university of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel.: 8 (495) 442-72-33 E-mail: [email protected]

HUMAN CAPITAL AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Article focuses on the concept of sustainable development and the factors to achieve it. The article analyzes the sustainability capital, including a variety of types of capital: financial, produced, natural and social. Particular attention is paid to human capital as the most important factor for sustainable development, accumulation and use of human capital in Russia.

Keywords: human capital, sustainable development, sustainability capital.

1. Введение

Становление и развитие инновационной экономики, основанной на новейших технологиях, создании и распространении информации, сохранении окружающей среды предполагает реализацию концепции устойчивого развития. Под устойчивым или, точнее, непрерывно-поддерживаемым развитием (sustainable development - SD) понимают развитие, которое удовлетворяет потребностям текущего момента, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1]. Главной целью такого типа хозяйства становится устойчивое развитие всех элементов социально-экономической структуры общества, в том числе, человеческих ресурсов.

На всемирной конференции под эгидой ООН по управлению окружающей средой и развитию, прошедшей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, была принята декларация, содержащая 27 принципов устойчивого развития.

Первостепенным принципом была провозглашена забота о людях, обеспечение их прав на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Необходимость достижения устойчивости развития в Российской Федерации не вызывает сомнения. Решение о необходимости перехода страны на модель устойчивого развития было принято еще в 90-е годы. В России устойчивое развитие рассматривается, прежде всего, в контексте решения экономических и экологических проблем. Так, в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной Указом Президента Российской Федерации №440 от 01.04.1996 г., дается следующее определение: «Устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающей своей природной основы» [2].

2. Элементы капитала устойчивости

Достижение устойчивого развития предполагает формирование капитала устойчивости, который слагается из суммы капиталов. Специалисты по проблемам устойчивого развития рассматриваются разные виды капитала. Обобщая исследования можно выделить пять типов капитала, которые обеспечивают устойчивое развитие: финансовый, природный, производственный, социальный и человеческий [1; 3]. Финансовый капитал обеспечивает производство, хотя сам не является производительным. Природный капитал включает природные ресурсы и мировую экосистему. [5, 12-13]. Производительный капитал обеспечивает производство товаров и услуг. Социальный, наиболее трудноизмеримый вид капитала, включает элементы доверия и взаимопонимания, общие ценности и социально значимые знания [3, 1].

Человеческий капитал, в современном понимании, - это то, что обычно называют человеческим потенциалом или человеческими ресурсами. Он может быть также определен как присущая индивидууму совокупность человеческих ресурсов, включающая индивидуальные способности, знания, квалификацию, время и энергию. Теория человеческого капитала исходит, прежде всего, из получения индивидуумами частной экономической выгоды от его использования. Более образованные люди проявляют большую экономическую активность и могут получать более высокие заработки. С другой стороны, как показывают исследования, посвященные анализу влияния образования на экономический рост, человеческий капитал, в целом, и образование, в частности, оказывают серьезное влияние на рост экономического благосостояния в обществе. [1, 1162]. Исследования OECD показывают, что увеличение человеческого капитала на 10% приводить к росту отдачи от капитала на 4-7%. Человеческий капитал включает производственные способности людей, приобретенные ими посредством получения образования и трудовых навыков.

Андрей Шарп, исполнительный директор Центра изучения уровня жизни (Канада), трактует человеческий капитал как совокупные инвестиции в такие сферы, как образование, здоровье, обучение в процессе производства, миграцию, кото-

* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.0508

рая увеличивает производительность индивидуума как на рынке труда, так и во внерыночной деятельности. [5, 3] Устойчивое развитие предполагает увеличение производственного и природного капитала, но развитие человеческого и социального капитала имеет не меньшую значимость. Так, исследования Всемирного банка в 90-е годы показали, что во многих бедных странах наибольшую отдачу приносят инвестиции в образование женщин, значительно увеличивая человеческий капитал в этих странах. Есть множество доказательств, что увеличение продолжительности обучения девочек и женщин снижет показатели заболеваемости детей. Общество выигрывает, когда женщины образованны и могут самостоятельно зарабатывать деньги. Повышается не только потенциал получения дохода женщинами, но они получают возможность регулировать размеры семьи, улучшать питание и здоровье ее членов. [3, 6]

Дж. К. Атила Хагес в своем исследовании отмечает, что многие авторы рассматривают человеческий капитал как важнейший фактор роста благосостояния в будущем, и считают, что накопление человеческого капитала оказывает долговременные положительные последствия. Частные решения об инвестициях в человеческий капитал и их отдачу являются зеркальным отражением гораздо более широкой проблемы обеспечения устойчивого развития. Как общество должно соотносить последствия сегодняшнего развития с потенциальными затратами на него завтра, так и индивидуумы должны соотносить отдачу от инвестиций в человеческий капитал сегодня с доходами от него в будущем. [4, 2]

Диалектика развития человеческого капитала в условиях современной инновационной экономики такова, что необходимо рассматривать его как важнейший фактор реализации концепции устойчивого развития, с одной стороны, а с другой, выяснить условия и показатели устойчивого развития самого человеческого капитала, как структурного элемента капитала устойчивости.

Рассматривая человеческий капитал как фактор устойчивого развития, его накопление определяется как основное условие продолжения технического прогресса, как средство снижения экономического дефицита, как предпосылка более оптимального преобразования природных запасов

в производственный капитал [14, 5]. С другой стороны с точки зрения устойчивости важна роль миграции человеческого капитала. Так, отток высокообразованных кадров может оказать негативную роль в модели устойчивого развития экономики страны

[5, 14].

Исследование устойчивости человеческого капитал предполагает выявления взаимосвязей с другими видами капиталов, такими как природный и экономический [5, 12-13]. Существуют сложные двусторонние связи между природным капиталом, определяемым как природные ресурсы и мировая экосистемы, и человеческим капиталом, формируемом в системе образования и здравоохранения. Рассмотрим некоторые позитивные и негативные воздействия человеческого капитала на природный капитал:

• население с высоким уровнем знаний и навыков, может также расширить спектр видов природного капитала путем изыскания дополнительных ресурсов, более эффективного использования имеющейся ресурсной базы с новыми технологиями, а также разработки заменителей дефицитных ресурсов .

• население с высоким уровнем знаний и навыков имеет возможность разрабатывать технологии для решения экологических проблем, угрожающих экосистемам мира.

• косвенно, накопление человеческого капитала увеличивает национальный доход, который предоставляет ресурсы для решения экологических проблем, во многих случаях даже при нынешних технологиях.

• население, особенно если он растет в размерах, будет потреблять больше невозобновляемых природных ресурсов, что, в результате, приведет к истощению существующих запасов. Также возможно усиление давления на окружающую среду, в результате загрязнения воздуха, воды и земли и за счет уничтожения видов растений и животных .

Природный капитал является непременным условием для воспроизводства человеческого капитала. Так, например,

• природные ресурсы необходимы для жизнеобеспечения и жильем населения;

• экосистемы имеют важное значение для сохранения жизни на планете и, следовательно, важное значение для здоровья человека.

Основные показатели человеческого капитала: здравоохранение и образование, - хорошо иллюстрируют связь между природным и человеческим капиталом. Например, накопление образовательного капитала в области солнечной энергии может сделать этого источника энергии более экономически эффективным и уменьшить использование ископаемого топлива, что способствует сокращению выбросов С02 и, следовательно, снижение рисков глобального потепления.

Между человеческим капиталом и экономическим капиталом, определяемым как физические активы (машины и оборудование, сооружения, жилье, потребительские товары длительного пользования), также существует тесная взаимозависимость. Рассмотрим воздействие человеческого капитала на физический капитал:

• население с высоким уровнем знаний и навыков имеет возможность разрабатывать технологии для повышения качества товаров капитала;

• накопление человеческого капитала увеличивает национальный доход , что увеличивает спрос на инвестиционные товары;

• здоровое население, особенно если он растет, может производить больше товаров капитала;

• физический капитал имеет очень положительный эффект на человеческий капитал в сферах образования и здравоохранения;

• новые технологии, например, воплощенные в товарах медицинского назначения - нового медицинского оборудования (например, магнитно-резонансная томография) может улучшить состояние здоровья и повысить продолжительность жизни;

• образование и обучение происходит не в вакууме, требует здания и оборудования, которые также являются частью физического капитала.

Здравоохранение и образование, как показатели человеческого капитала, наглядно иллюстрируют связь между экономическим и человеческим капиталами. Например, накопление образовательного капитала в области компьютерных наук может способствовать производству большего объема экономического капитала, так как компьютеры стали более мощными и способствуют росту производительности.

3. Развитие человеческого капитала России

Рассматривая экономическую систему России с позиций теории устойчивого развития, можно констатировать, что такой тип развития страны еще не достигнут, однако делаются шаги по увеличению капитала устойчивости.

О развитии человеческого капитала России можно судить по следующим показателям:

• Численность населения страны сократилась со 145, 6 млн. чел. На 01.01.2002 до 143, 3 млн. чел на 01.2013, однако начиная с 2009 г. тенденция снижения численности населения в РФ преодолена. [ 7, 90 ].

• Хотя имеет место снижение численности населения в трудоспособном возрасте, однако за последние годы наблюдался рост уровня занятости и снижение уровня безработицы. Так численность населения в трудоспособном возрасте (16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин) в 2002 г. составляла 88, 9 млн. человек, в 2012 г. -87,0 млн. человек. Коэффициент экономической активности населения в 2000 г. составил 65,5%, в 2011 г. 68,3%, в 2012 г. 68,8%. Показатели занятости составили, соответственно, 58,5%,

63,9%, 649%. Показатели безработицы - 10,6%, 6,5%, 5,5%. В 2012 г., по данным Росстата, 30,4% занятых в экономике имели высшее профессиональное образование, 26,2% - среднее профессиональное образование, 19,5% начальное профессиональное образование 19,9% - среднее (полное) образование. В 2004 г. эти показатели соответственно составляли 24,9%, 26,1%, 17,6%, 226%.

• Как на негативную тенденцию можно указать на «утечку мозгов» из регионов в Москву и другие наиболее крупные города, конкуренцию за квалифицированные кадры с московским рынком труда.

• Недостаточно высокое качество и доступность социальных услуг, особенно в сферах здравоохранения и образования, серьезная дифференциация по развитию этой сферы услуг по регионам. Так, в

1993 г. насчитывалось 4272 учреждений начального профессионального образования, в которых обучалось 1742 тыс. человек. Эти образовательные учреждения выполняли важную социальную функцию поддержки и обучения молодежи из низкодоходных семей. В 2012 г. число таких образовательных учреждений снизилось до

1719, а число обучающихся в них -до 838 тыс. (со 117 до 58 человек на 10000 населения). Принятие новой редакции «Закона об образовании» грозит полной ликвидацией этой ступени образования. Между тем, специалисты указывают на необходимость подготовки квалифицированных рабочих, сохраняется настоятельная необходимость поддержки социально-уязвимых слоев населения России. Число образовательных учреждений среднего профессионального образования повысилось с 2607 на начало 1993/1994 учебного года до 2981 на начало 2012/2013 учебного года.

Численность обучающихся в них студентов повысилась со 1994 до 2087 тыс. человек (со 134 до 146 человек на 10000 населения). Однако, средние специальные учреждения в настоящее время готовят специалистов преимущественно для сферы услуг. Между тем, для развития инновационной экономики нужны специалисты и техники производственной сферы. Высшее образование в России за последние десятилетия развивалось быстрыми темпами. Если на начало 1993/1994 учебного года в РФ насчитывалось 626 ВУЗов, то в 2008/2009 году их число достигло 1134, понизившись

Таблица 1

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ КЛАССАМ БОЛЕЗНЕЙ в 2000-2011 гг.

(зарегистрировано пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни) [7,168-169 ]

2000 2005 2008 2009 2010 2011

На 1000 человек населения1'

Все болезни 730,5 743,7 767,7 797,5 780,0 796,9

из них:

некоторые инфекционные и паразитарные болезни 44,3 37,3 36,3 34,4 32,8 32,4

новообразования 8,4 9,5 10,1 10,7 10,8 11,1

болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 3,8 4,5 5,3 5,1 4,9 4,7

болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ 8,5 9,6 11,4 10,4 10,2 10,3

болезни нервной системы 15,3 15,3 16,9 16,6 16,4 16,5

болезни глаза и его придаточного аппарата 31,9 33,6 34,0 33,5 33,0 33,3

болезни уха и сосцевидного отростка 21,9 24,1 24,7 26,1 27,1 27,8

болезни системы кровообращения 17,1 23,0 26,5 26,3 26,1 26,6

болезни органов дыхания 317,2 294,4 302,8 337,2 324,0 338,8

болезни органов пищеварения 32,3 35,4 34,4 34,3 33,4 33,3

болезни кожи и подкожной клетчатки 44,0 49,7 49,4 49,0 48,2 47,5

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 30,6 33,3 35,1 34,7 33,5 33,6

болезни мочеполовой системы 37,6 46,1 48,4 47,9 47,9 49,3

осложнения беременности, родов и послеродового периода2) 52,9 63,0 71,2 76,0 77,2 76,4

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 1,5 1,7 2,1 2,1 2,1 2,1

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 86,2 90,0 91,2 90,0 91,7 92,8

11 За 2005-2010 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учетом итогов ВПН-2010. 2) На 1000 женщин в возрасте 15-49 лет.

до 1046 на начало 1012/2013 учебного года. Численность студентов за этот период возрастала соответственно со 2613 тыс. учащихся (1993/94 уч.год) до 7513 тыс. (2008/09 уч.год), снизившись к 2012/2013 уч.году до 6074 тыс. (соответственно 176, 526, 424 чел. на 10000 населения). Проблемой высшего образования является недостаточно высокий его уровень в значительной части учебных заведений, трудности для выпускников в получении работы по полученным специальностям. [7, 153-157]

• Проблемы здоровья и здравоохранения в Российской Федерации заключаются в том, что при увеличении числа врачей, больничных коек, наблюдается рост заболеваемости по многим видам болезней, в целом здоровье российского населения не улучшается.

Как видно из Таблицы 1, снижение заболеваемости наблюдается только по некоторым инфекционным и паразитарным заболеваниям. Между тем здоровье населения - это важнейшая характеристика и составная часть человеческого капитала, повышающая его производительность. Это важный критерий качества жизни, фактор увеличения ее продолжительности.

В Правительственных документах отмечена важность человеческого капитала для обеспечения устойчивого развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года усиление роли человеческого капитала выступает как основной ф актор экономиче ского развития: «Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности» [8]. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года указано, что «решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий: создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку; по-

вышение восприимчивости населения к инновациям-инновационным продуктам и технологиям» [9, 18].

Задача создание человеческого капитала, готового к инновациям, к стремительно обновляющимся технологиям выдвигается на первый план. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации дан перечень компетенций, которыми должен обладать «инновационный человек»:

• способностью и готовностью к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

• способностью к критическому мышлению;

• способностью и готовностью к разумному риску, креативностью и предприимчивостью, умением работать самостоятельно и готовностью к работе в команде, готовностью к работе в высококонкурентной среде;

• широким владением иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.

В указанных документах намечен прорыв в повышении эффективности человеческого капитала. Предполагается создание комфортных социальных условий, подчеркивается необходимость либерализации экономических институтов, усиление конкурентности бизнес-среды. В совокупности эти меры должны обеспечить ускоренное распространение новейших технологий, развитие высокотехнологичных производств, улучшение положения российского производителя на мировом рынке. В конечном итоге должно быть созданы условия для долгосрочного устойчивого экономического роста со средним темпом около 6,4-6,5% в год.

Важной проблемой для России является не только накопление и повышение качества человеческого капитала, но и его эффективное использование. В масштабном исследовании человеческого капитала, осуществленном на базе Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, был сделан вывод: «... значение накопления человеческого капитала для экономического развития страны непрерывно усиливается. В то же время человеческий капитал,

которым располагает российская экономика, используется ею недостаточно эффективно, в России существует огромный разрыв между потенциальной и наблюдаемой эффективностью использования людских ресурсов. Хотя экономическая отдача на человеческий капитал в нашей стране достаточно высока, значительная часть инвестиций в него остается невостребованной, а потому малоэффективной. Как следствие, общественные и личные ресурсы, пошедшие на его формирование, оказываются во многом обесцененными. Существенная часть человеческого капитала остается без реального применения и в этом смысле является скорее вычетом из благосостояния общества, нежели источником его увеличения» [10, 92-93]. В России накопление человеческого капитала может не выполнять свою важную роль фактора перехода к экономике, основанной на знаниях: «в итоге вместо высокопродуктивной экономики знаний в России может сформироваться экономика невостребованных знаний (или даже псевдо-знаний). Чтобы избежать этой опасности, нужны серьезные институциональные изменения, способные обеспечить перенастройку существующей искаженной системы стимулов, которая сложилась и действует как в области образования, так и на рынке труда» [10, 94].

Возникает вопрос: каковы пути повышения эффективности использования человеческого капитала в России, усиления его устойчивости. Ответить на этот вопрос помогает исследование, проведенное Лабораторией проблем развития человеческого потенциала и воспроизводства трудовых ресурсов региона Института проблем региональной экономики РАН в 2011 году [11]. Объектом этого исследования стала институциональная среда, предметом исследования - характер влияния различных сегментов институциональной среды (экономические отношения, культурные нормы, семейные ценности и пр.) на развитие человеческого капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование проводилось в 11 субъектах Российской Федерации: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Красноярском крае, Владивостоке, а также в Псковской, Смоленской и Ярославской областях.

Было опрошено 135 экспертов. В том числе: работников системы про-

фессионального образования и подготовки кадров - 51 человек, представителей реального сектора экономики -43 человека, представителей органов власти и управления - 11 человек, работников научно-инновационной сферы - 26 человек, других - 4 человека.

В выборку опроса были включены ОАО «Алмаз-Антей» (РИРВ), ЗАО «ЛионТех», ОАО «Лесинвест», ОАО «Юит» и др. Выборка по высшим учебным заведениям включала Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, Санкт-Петербургский торгово-экономический университет, Петрозаводский государственный университет, Псковский политехнический институт и др.

Исследование показало, что на развитие человеческого капитала в процессе экономической деятельности наиболее сильное влияние оказывают

производственная среда, виртуальное пространство (Интернет, социальные сети), образовательное пространство, а также культурная среда. Вместе с тем, как показывают результаты исследования, социальная среда оказывает явно недостаточное воздействие на развитие человеческого капитала, формирование инновационных свойств. Это касается даже наиболее действенного элемента социальной среды - системы экономических отношений. Сегментом социальной среды, оказывающим наиболее слабое воздействие на формирование инновационного человеческого капитала, а по мнению преобладающей части экспертов, скорее препятствующих его развитию, являются национальные ценности, доминирующие сегодня в социальной среде.

В исследовании сделан вывод, что для совершенствования и расширения механизмов управления человеческим потенциалом, необходимо рассмотре-

Рис. 1. Факторы, влияющие на развитие человеческого капитала [12, 248]

ние индивида как владельца капитала, от которого зависит принятие решения об инвестировании в его развитие собственных финансовых и временных ресурсов. Чтобы закрепить позиции индивида как инвестора в экономическое развитие региона, необходим переход к управлению, основанному на соблюдении баланса интересов хозяйствующих субъектов и индивидов, учете финансовых результатов их вложений.

В качестве механизма реализации данного положения в исследовании предложена разработка и внедрение комплексных региональных программ развития профессионального образования, включающих использование института «технологических платформ», развитие малого инновационного предпринимательства, развитие инновационной инфраструктуры создание хозяйственных обществ при вузах и научных организациях.

Процесс развития человеческого капитала, формирования его инновационных качеств активно идет в СевероЗападном федеральном округе. [12, 251]

Так, в Новгородской области весьма успешно функционируют такие инновационные предприятия как: ООО «Грумант» - разработка и производство фармацевтических субстанций; ООО «Мэйпик» - разработка технологии и изготовление слоистых структур на основе подложек из лейкосапфиро-вых пластин; ООО «Энигрон» - разработка маскирующих компиляторов для практически любого программного продукта и другие.

Вузы активно развивают частно-государственное партнерство по подготовке инженерно-технических кадров на основе заключаемых договоров с профильными предприятиями. Показательным примером в этом плане может служить совместная работа Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики с физико-математическим лицеем № 239 и ОАО «Концерном «ЦНИИ «Электроприбор».

В качестве еще одного примера целенаправленного развития нового качества человеческого капитала можно привести проект «Организации серийного производства нового поколения солнечных электрических установок с использованием нано-технологий», осуществляемую по инициативе Физико-технического института им. Иоффе РАН в рамках со-

глашения между Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Чувашским государственным университетом, Роснано и ЗАО «Новый солнечный поток». По этой программе в течение 2011-2013 гг. будет подготовлено примерно 1300 специалистов, включая инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, инженеров-метрологов, обладающих способностями вести инновационную деятельность, мотивированных на поиск нового качества в приоритетных для экономики страны видах экономической деятельности.

Заключение

Сбалансированный рынок труда, эффективные механизмы стимулирования населения к получению образования, востребованного экономикой страны, будут иметь существенное значение для обеспечения устойчивого развития экономики в контексте перехода к инновационному социально ориентированному развитию.

В целом, можно сделать вывод, что важнейшими факторами, обеспечивающими устойчивое развитие человеческого капитала, а также эффективное его использование выступают, прежде всего:

• признание ведущей роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии общества;

• устойчивое социально-экономическое развитие страны, ее регионов с учетом цикличности развития экономических и социальных процессов;

• создание условий равной доступности всех и каждого к знаниям, образованию, культуре, медицине, спорту, национальным и мировым духовным ценностям [13, с. 362];

• согласование государственной политики развития человеческого капитала с прочими направлениями государственного регулирования экономического и социального развития;

• совершенствование институциональной среды, способствующей системному развитию человека, формированию инновационных свойств человеческого капитала;

• смягчения последствий перехода в сфере государственной социальной политики от крайнего патернализма к крайнему индивидуализму, повышения показателей уровня и качества жизни населения РФ;

• обеспечение экологической безопасности, улучшение санитарного состояния мест проживания человека.

Литература

1. Sustainable Development indicators: Human Capital and accounting. The Academy of Economic Studies Bucharst.

2. Указ Президента Российской Федерации №440 от 01.04.1996 г.

3. N.R. Goodwin. Five Kinds of Capital: Useful Concepts for Sustainable Development. G.DAE Working Paper No. 0307

4. J.K. Anttila-Hughes. Essays on Sustainable Development and Human Capital. Columbia University, 2012

5. A.Sharp. The development of Indicators for Human Capital Sustainability. McGill University, Montreal, 2001.

6. М.А. Фоменко /Об устойчивом развитии Ярославской области - Электронный ресурс - www.sustainabledevelopment. ru/index.php?id=32

7. Россия в цифрах. 2013.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] URL:

http://www. economy. gov.ru/minec/ activity/sections/strategicplanning/ concept/doc20081117_01

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/files/ materials/4432/11.12.08-2227r.pdf

10. Капелюшников Р. И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова. - М.: Фонд «Либеральная миссия», - 2010 г.

11. Человеческий потенциал для инновационной экономики: Колл. монография / Под. ред. С.А. Иванова. -ИПРЭ РАН. - СПб.: ГУАП, 2011.

12. Леонтьева А.Н. Человеческий капитала в условиях развития экономики региона \\ Проблемы современной экономики, №3 (43), 2012, см. 247-251.

13. Иохин В.Я. Национальная модель устойчивого развития России // Экономическая теория в XXI веке -4(11): Институты экономики / Под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. М.: "Экономистъ", 2006.

14. Tisdell C. Sustainable development of human resource capital. The University of Queensland, Brisbane, Australia

References

1. Sustainable Development indicators: Human Capital and accounting. The Academy of Economic Studies Bucharst.

2. Edict of the President of the Russian Federation .№.№440 ot 01.04.1996 r.

3. N.R. Goodwin. Five Kinds of Capital: Useful Concepts for Sustainable Development. G.DAE Working Paper No. 0307

4. J.K. Anttila-Hughes. Essays on Sustainable Development and Human Capital. Columbia University, 2012

5. A. Sharp. The development of Indicators for Human Capital Sustainability. McGill University, Montreal, 2001

6. M.A. Fomenko On sustainable development of Yaroslavl area. Elektronnyj resurs - www.sustainabledevelopment.ru/ index.php?id=32

7. Russia in figures. 2013.

8. Order of the government of the Russian Federation №1662-r 17.11.2008 On longterm concept of the Russian Federation development on the period until 2020. URL:

http: //www. economy. gov. ru/minec/ activity/sections/strategicplanning/con-cept/doc20081117_01

9. Order of the government of the Russian Federation №2227-r 08.12.2011 On approval of Strategy of innovative development of Russian Federation on the period until 2020. URL: http://mon. gov. ru/files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf

10. Kapelushnikov R.I. Human capital transformation in Russian society (na baze «Rossijskogo monitoringa eko-nomicheskogo polozheniya i zdorovya naseleniya»)/R. I. Kapelyushnikov, A. L. Lukyanova. - M.: Fond «Leeberalnaya missiya», - 2010 g.

11. Human potential for innovative economy. Koll. monografiya / Pod. red. S.A. Ivanova. - IPRE RAN. - SPb.: GUAP, 2011.

12. Leonteva A.N. Human capital under the circumstances of developing region's economy. \\ Problemy sovremennoj ekonomiki, №»3 (43), 2012, sm.247-251.

13. Iohin V.Ya. National model of sustainable development in Russia. // Ekonomicheskaya teoriya v XXI veke - 4(11): Instituty ekonomiki / Pod red. Yu.M. Osipova, V.S. Sizova, E.S. Zo-tovoj. M.: "Ekonomist", 2006.

14. Tisdell C. Sustainable development of human resource capital. The University of Queensland, Brisbane, Australia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.