УДК 332.1 ББК 65.050
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
Е. В. Масленникова
Челябинский государственный университете, Челябинск, Россия
Рассматриваются характеристики экономической турбулентности, приводятся направления ее изучения, дается характеристика различных подходов к исследованию способностей человека к труду, обосновывается применения термина «человеческие ресурсы» к изучению человека труда в условиях турбулентной экономики, описываются предъявляемые требования и возникающие в связи с этим проблемы в сфере человеческих ресурсов.
Ключевые слова: рабочая сила, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал, экономическая турбулентность, общество риска.
HUMAN RESOURCES IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC TURBULENCE
Ye. V. Maslennikova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
In the article discusses the characteristics of economic turbulence, gives directions for studying it, description of the various approaches to the study of human abilities to work, justifies the application of the term "human resources" to the study of labor in a turbulent economy, describes the requirements and the problems, which arising in connection with this in sphere of human resources.
Keywords: labor, human resources, labor potential, human capital, economic turbulence, a risk society.
В последние время исследователями все чаще для описания текущей экономической ситуации используется технический термин «турбулентность». Он употребляется наряду с такими терминами, как «постиндустриальное общество», «экономика знаний», «инновационная экономика», «новая реальность», «экономика быстрых изменений»
«Глобализация и усиление взаимосвязи между странами, научно-технический прогресс и новая технологическая база превращают экономическую систему в диверсифицированную и конкурентоспособную, с ростом инновационной активности, увеличением доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей. Это— особая, новая, наукоемкая экономика, в которой знания играют ключевую роль. Они являются основной производительной силой». [4. С. 12]
«Экономика, основанная на знаниях — это экономика, позволяющая превращать знания в доход, причем не только в отраслях, связанных с высокими технологиями. Характеристикой экономики, основанной на знаниях, является то, что знания стали самостоятельным мощным факто-
ром производства, который нельзя заменить другими факторами». [5, с. 101]
О. А. Латуха, Е. А. Пушкарева отмечают, что «экономика, основанная на знаниях, характеризуется более высоким уровнем рисков, с которыми сталкиваются субъекты этой экономики. Увеличивающийся темп изменений в современной экономике приводит к тому, что появление нового знания не только все быстрее обесценивает материальные элементы и факторы производства, но и делает бесполезными многие нематериальные факторы производства, вложения в которые могут окупиться не полностью или привести к убыткам. Риски, связанные с высоким темпом технологических и управленческих изменений, становятся таким образом, выше» [5. С. 102].
Е. В. Тараканова отмечает, что «риск в современном обществе становится всеохватывающим явлением также вследствие нарастания иннова-ционности, поставленной в качестве цели развития, поскольку инновации могут быть использованы в травмогенных для общества и человека действиях» [9. С. 59]. О. Н. Яницкий [12. С. 155]
называет современное общество «обществом всеобщего риска».
Таким образом, по нашему мнению, смена технологических укладов развитие инноваций и экономики, основанной на знаниях, порождает большое количество новых рисков, подвижность и мобильность экономических процессов, нарастающую их неопределенность и непредсказуемость, противоречивость возникающих тенденций. Совокупность этих характеристик экономики можно назвать «турбулентностью» («турбулентность» — от латинского — «бурный», «беспорядочный»).
В экономической литературе под турбулентностью понимается ситуация в экономике, которая характеризуется следующими чертами:
— неопределенность и невозможность четкого описания, предсказания событий;
— сложность, взаимосвязанность и разнородность факторов, влияющих на экономику изменчивость силы их воздействия;
— непредсказуемость последствий и рисков технологических достижений человечества;
— высокая скорость происходящих измене -ний и др.
Исследование турбулентности происходит в разных аспектах:
1) применительно к глобальным экономическим системам, например [12], где рассматривается ее влияние на экономику страны и общество в целом (макроуровень);
2) на микроуровне, например, [8; 9], как определенная характеристика внешней среды, в которой действуют предприятия и организации. Здесь акцент сделан на классификацию факторов внешней среды, измерение уровня турбулентности, выработку страте -гий поведения организаций в зависимости от уровня турбулентности, адаптивности организаций и ее подсистем к всевозрастающей турбулентности.
Практически все авторы придерживаются мнения, что нарастание турбулентных явлений в экономке является тенденцией и обусловлено множеством факторов. Так смена технологических укладов, развитие экономики знаний и инновационного сектора продуцируют массу рисков, что влияет на состояние всех экономических систем.
Так, например, М. С. Старикова, Т. Н. Пономарева, Ю. Л. Растопчина [6. С. 187], изучая внешнюю среду предприятий, отмечают, что «на основе обобщения таких свойств организационной среды, как подвижность, скорость, сложность, неопределенность, внутренняя взаимосвязанность, направленность изменений, сделан вывод о необходимости их объединения в комплексную
характеристику — турбулентность, под которой понимается нерегулярная по времени хаотичность флуктуации параметров внешней среды предприятия».
Таким образом, по нашему мнению, турбулентность становится неотъемлемой характеристикой окружающего пространства, которая трансформирует и меняет привычный ход вещей, требует от общества адекватных ситуации изменений. Все это определяет актуальность исследования различного рода систем в условиях турбулентности экономики.
Происходящие изменения напрямую выдвигают ряд требований к качеству человеческих ресурсов. Прежде всего, это свойство адаптивности и способности быстро меняться с учетом динамики окружающей среды. Все это требует уточнения и определения основных категорий, которые позволяет наиболее адекватно ситуации описать развитие человеческих ресурсов и инструменты управления им.
В настоящее время под человеческими ресурсами понимают «часть населения государства, обладающая необходимым физическим развитием, умственными, трудовыми, творческими способностями и обеспечивающая социально-экономическое развитие общества» [2. С. 5]. Именно эта категория появилась в результате требований хозяйственной практики и эволюции представлений о роли человека в экономике.
Начало исследования способностей человека к труду и соответствующий этому категориальный аппарат начали формироваться в начале XIX в., тогда для этих целей применялась категория «рабочая сила», означавшая «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует каждый раз, когда производит какие-либо материальные блага» [7. С. 31].
В современной западной литературе под рабочей силой понимается население в трудоспособном возрасте, предлагающее свой труд на рынке труда. В отечественной науке этому соответствует термин «трудовые ресурсы», под которыми обычно понимают «совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг на рынке труда» [1. С. 23]. Этот подход, рассматривающий преимущественно количественный, планово-учетный измеритель способностей человека к труду, представляется достаточно узкими и не затрагивает качественный аспект, что является наиболее важным в условиях развития инновационной экономики и экономики знаний.
Потенциальные, резервные, еще не проявившие себя способности человека к труду, возмож-
ности и механизмы их использования описываются категорией «трудовой потенциал», под которым понимается ресурсная категория, отражающая возможное количество и качество труда, которым располагает общество при данном уровне развития науки и техники» [11]. Такой подход был актуален в конце ХХ в., когда остро стоял вопрос поиска и реализации неиспользованных резервов повышения эффективности, прежде всего, производственной деятельности. С нашей точки зрения, в условиях современной действительности, с учетом требований турбулентности, актуальное значение имеют не все потенциальные характеристики человека, а только определенный их набор, который позволяет обеспечить работнику его конкурентоспособность, предприятию высокую эффективность деятельности, что остается за рамками рассмотрения данного подхода.
Наиболее актуальным и широко применяемым является подход к исследованию таких способностей человека к труду, которые могут принять форму капитала и стать источником будущих доходов. Центральной категорией здесь является категория «человеческий капитал», под которым понимается «сформированный в результате соответствующих инвестиций и накопленный индивидом определенный потенциал здоровья, знаний, умений и навыков, а также социальных характеристик (духовных, нравственных качеств, ценностных ориента-ций), которые используются в условиях рыночной экономической системы в различных сферах общественного производства, обеспечивает повышение производительности труда, эффективности производства, национальной конкурентоспособности и оказывает влияние на величину доходов данного индивида» [10. С. 18]. Такой подход имеет большое прикладное значение, позволяет рассматривать расходы на образование как инвестиции и осознанно управлять ими. Однако с позиции исследования турбулентности экономики мы можем сделать вывод, что такой подход не учитывает количественную сторону и делает упор преимущественно на формирование качественных характеристик человека, которые в перспективе могут принести ему доход в будущем, которые в условиях неопределенности предсказать затруднительно. Кроме того, по нашему мнению, так как современная ситуация характеризуется постоянными изменениями, то повышаются риски, когда вложенные средства не успеют окупиться в полной мере.
В настоящее время наиболее часто используемой категории является «человеческие ресурсы», которая интегрирует в какой-то степени предыдущие подходы и позволяет исследовать
способности человека к труду с позиции количественного и качественного подхода, а также на макро-, микроуровне и уровне индивида. Как отмечает С. С. Жук, «человеческие ресурсы» как экономическая категория опирается на категорию «народонаселение», отражающую, по большей мере, количественные показатели человеческих ресурсов страны, региона и т. д.; на категорию «трудовые ресурсы», всесторонне анализирующую количественные и качественные характеристики рассматриваемого ресурса в трудовой период деятельности; а также включающую в себя проанализированные нами понятия человеческого капитала и человеческого потенциала» [3. С. 26].
Таким образом, с течением времени содержание терминов, используемых для описания способностей человека к труду, изменялись, расширялись, актуальными становились те или иные аспекты в зависимости от актуальности происходящих в экономике изменений и требований хозяйственной практики. Полагаем, что в условиях турбулентности экономики для исследования и описания роли человеческого фактора в экономике, определения требований к ним с позиции социальных систем разного уровня, изучения качественных и количественных параметров наиболее адекватной категорией является категория «человеческие ресурсы». Следует подчеркнуть, что «человеческие ресурсы представляют собой интегральный социально-экономический ресурс, характеризуемый количественными показателями народонаселения и качественными параметрами развития человеческого капитала и человеческого потенциала системы определенного уровня» [Там же].
Турбулентность как свойство экономической динамики накладывает определенные требования к качеству человеческих ресурсов. Они связаны, прежде всего, с гибкостью и адаптивностью качественных характеристик рабочей силы, способностью к быстрой перестройке в соответствии с требованиями внешней среды.
Следует отметить, что подобные требования являются дополнением к требованиям, которые налагаются на качество человеческих ресурсов развитием постиндустриального общества с преобладанием экономики инновационного типа и развитием экономики знаний. Эти требования достаточно противоречивы: с одной стороны, востребованы работники с высокими качественными характеристиками, а с другой стороны, потребности в рабочей силе постоянно снижаются.
Так, Е. В. Михалкина, О. С. Белокрылова, Е. В. Фурса при характеристике влияния постиндустриальных тенденций на развитие трудовой функции отмечают следующее: «Усиление влия-
ния информационных технологий и тенденций развития постиндустриального общества ведет к исчезновению труда и снижению потребности в рабочей силе. Доля трудовых затрат постоянно снижается. За последние 150 лет ВВП развитых стран вырос почти в 10 раз, а количество часов труда в расчете на одного работника сократилось наполовину. Трудосберегающие технологии высвобождают работников, занятых в сельскохозяйственной и промышленных отраслях. Телекоммуникационные и компьютерные технологии позволяют эффективно координировать производственный процесс, высвобождая менеджеров среднего звена. Таким образом, современный экономический рост, основанный на техническом прогрессе, трактуется как рост без рабочих мест (jobless growth). Программы профессиональной подготовки не решают проблемы занятости работников, высвобожденных высокотехнологичным производством» [6. С. 20].
Исходя из этого, востребованность человеческих ресурсов в целом будет сокращаться, при одновременном росте спроса на высококвалифицированную рабочую силу, обладающую рядом таких характеристик, как нестандартность мышления, гибкость, мобильность, творческий подход, умение работать в команде. Кроме того, «бурное развитие нестандартных, комбинированных форм занятости, ориенти-
рованных на снижение обязательств работодателя по отношению к работнику, господство свободы выбора ведут к постепенной смене стабильного общества труда обществом риска свободных агентов» [Там же]. Рост рисков в сфере занятости является неотъемлемой характеристикой турбулентности в экономике, и это, на наш взгляд, наиболее остро поднимет проблемы формирования человеческих ресурсов, сбалансированности рынка труда, проблемы занятости. Важнейшее требование, которое выдвигает нарастающие процессы турбулентности в экономике, адаптивность, должно быть рассмотрено, по нашему мнению, на разных уровнях экономических систем: на уровне индивида, уровне предприятия, уровне государства. На уровне индивида для обеспечения его конкурентоспособности и способности жить и обеспечивать себе доход в условиях постоянной нестабильности. На уровне предприятий закрывать потребности в человеческих ресурсах необходимого количества и качества, стоить эффективную корпоративную систему обучения. На уровне государства обеспечить адаптивность институтов профессионального образования, при одновременном сохранении их значимости, функционального назначения, что в условиях равного доступа к информации становится особенно актуальным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухалков, М. И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала : учеб. пособие / М. И. Бухалков — М. : Инфра-М, 2016. — 192 с. — URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=534704 (дата обращения: 05.02.2018).
2. Еремин, В.И. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / В. И. Еремин, Ю. Н. Шумаков, C. В. Жариков — М. : Инфра-М, 2016. — 272 с. — URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=445081 (дата обращения: 05.02.2018).
3. Жук. C. С. Институционально-инструментальные аспекты управления качеством человеческих ресурсов / С. С. Жук — М. : Дашков и Ко, 2015. — 239 с. — URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=558309 (дата обращения: 05.02.2018).
4. Кудина, М. В. Инновационная экономика: науч.-метод. пособие [Электронный ресурс] / М. В. Кудина ; под ред. М. В. Кудиной, М. А. Сажиной. — М. : Форум : Инфра-М, 2014. — 304 с. — URL: http://znanium.com/catalog. php?item=bookinfo&book=460469 (дата обращения: 15.02.2018).
5. Латуха, О. А. Экономика общества знания: научно-образовательные приоритеты развития (обзор проблемы) / О. А. Латуха, Е. А. Пушкарева // Вестн. Новосибир. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 5 (21). — С. 99—110. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22410888 (дата обращения: 15.02.2018).
6. Михалкина, Е. В. Экономика труда : учебник / Е. В. Михалкина, О. С. Белокрылова, Е. В. Фурса. — М. : Риор : Инфра-М, 2017. — 273 с. — URL: http://znanium.com/catalog.php?item=author&code=67455 (дата обращения: 05.02.2018).
7. Остапенко, Ю. М. Экономика труда : учеб. пособие / Ю. М. Остапенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Инфра-М, 2015. — 272 с. — URL: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=484520 (дата обращения: 05.02.2018).
8. Старикова, М. С. Инструментарий оценки турбулентности внешней среды предприятия / М. С. Старикова, Т. Н. Пономарева, Ю. Л. Растопчина // Вестн. Белгород. гос. технолог. ун-та им. В. Г. Шухова. — 2017. — № 7. — C. 187—193. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29845809 (дата обращения: 05.02.2018).
9. Тараканова, Е. В. Трудовые ресурсы постиндустриального общества в контексте компетентностного подхода / Е.В. Тараканова // Вестн. Саратов. гос. соц.-экон. ун-та. — 2013. — № 2 (46). — С. 126—129. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20419714 (дата обращения: 05.02.2018).
10. Экономика труда : учеб. пособие / А. М. Асалиев, Г. Г. Вукович, Л. И. Сланченко и др. — М. : Инфра-М, 2018. — 171 с. — URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=770292 (дата обращения: 05.02.2018).
11. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. — М. : Экзамен, 2002. — 736 с.
12. Яницкий, О. Н. «Турбулентные времена» как проблема общества риска / О. Н. Яницкий // Общественные науки и современность. — 2011. — № 6. — С. 155—164. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17051918 (дата обращения: 05.02.2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Масленникова Елена Васильевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета. evm26@ mail.ru
REFERENCES
1. Buhalkov M.I. Upravlenie personalom: razvitie trudovogo potencíala [Personnel management: labour potential development]. Moscow, Infra-M Publ., 2016. 192 p. Avialable at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=534704, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
2. Eremin V.I., Shumakov Yu.N., Zharikov S.V Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resource management]. Moscow, Infra-M Publ., 2016. 272 p. Avialable at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=445081 (In Russ.).
3. Zhuk S.S. Institucional'no-instrumental'nye aspekty upravleniya kachestvom chelovecheskih resursov [Institutional and instrumental aspects of human resources quality management]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2015. 239 p. Avialable at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=558309, accessed 05.02.2018, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
4. Kudina M. V. Innovacionnaya ehkonomika [Innovative economy] Moscow, Forum Publ., Infra-M Publ., 2014. 304 p. Avialable at: znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=460469, accessed 15.02.2018. (In Russ.).
5. Latuha O.A., Pushkareva E.A. Ekonomika obshchestva znaniya: nauchno-obrazovatel'nye prioritety razvitiya (obzor problemy) [Economics of knowledge society: scientific and educational development priorities (review of the problem)] Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Novosibirsk State Pedagogical University], 2014, no. 5 (21). pp. 99-110. Avialable at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22410888, accessed 15.02.2018. (In Russ.).
6. Mihalkina E.V., Belokrylova O.S., Fursa Ye.V. Ekonomika truda [Labor Economics]. Moscow, Rior Publ., Infra-M Publ., 2017. 273 p. Avialable at: http://znanium.com/catalog.php?item=author&code=67455, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
7. Ostapenko Yu. M. Ehkonomika truda [Labour Economics]. Moscow, Infra-M Publ., 2015. 272 p. Avialable at: http:// znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=484520, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
8. Starikova, M.S., Ponomareva T.N., Rastopchina Yu.L. Instrumentarij ocenki turbulentnosti vneshnej sredy predpriyatiya [The tools for evaluating the turbulence of the external environment of the enterprise]. Vestnik Belgorodskogogosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shuhova [Vestnik of Belgorod state technological University named after V. G. Shukhov], 2017, no. 7. pp. 187-193. Avialable at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29845809, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
9. Tarakanova E.V. Trudovye resursy postindustrial'nogo obshchestva v kontekste kompetentnostnogo podhoda [Labor resources of post-industrial society in the context of competence approach] Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ehkonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov state socio-economic University], 2013, no. 2 (46) pp. 126129. Avialable at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20419714, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
10. Asaliev A.M., Vukovich G.G., Slanchenko L.I. et al. Ekonomika truda [Labor economics]. Moscow, 2018. 171 p. Avialable at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=770292, accessed 05.02.2018. (In Russ.).
11. Volgina N.A., Odegova Yu.G. (ed.) Ekonomika truda: (social'no-trudovye otnosheniya) [Labor economics: (social and labor relations)]. Moscow, Ekzamen Publ., 2002. 736 p. (In Russ.).
12. Yanickij O.N. «Turbulentnye vremena» kak problema obshchestva riska ["Turbulent times" as a problem of risk society]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Modernity], 2011, no. 6. pp. 155-164. Avialable at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17051918, accessed 05.02.2018. (In Russ.).