Научная статья на тему 'Человеческая телесность: исторический контекст и Актуальные проблемы современности'

Человеческая телесность: исторический контекст и Актуальные проблемы современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
843
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ТЕЛЕСНОСТЬ / ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ / ТЕЛО / ALTERNATIVE CULTURE / A CORPORALITY / A CORPORAL IMAGE / A BODY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зорина Л. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы человеческой телесности и телесного образа, раскрытые в перспективе исторического опыта. Наиболее важным представляется телесный аспект в сфере современной альтернативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human corporeality: the historical context and current issues of contemporary

The article deals with actual issues of human physicality and body image, revealed in the long term historical experience. The most important is the physical aspect in contemporary alternative culture.

Текст научной работы на тему «Человеческая телесность: исторический контекст и Актуальные проблемы современности»

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций

Л. В. Зорина, соискатель,

кафедра культурологии и дизайна,

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

svetonius@yandex.ru

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Обращение к проблеме телесности обусловлено многими факторами, характерными для развития европейской культуры начиная с Нового времени. Это развитие позитивизма, отказ философии от «метафизики», поворот ее к сугубо научным принципам познания, которые направлены на изучение и улучшение качества жизни человека. В наше время возникают новые аспекты проблемы, связанные с бытованием молодежных субкультур альтернативного толка, которые стоят на позиции жесткой критики «буржуазных» ценностей позитивистской и прагматической цивилизации. В данной статье тело рассматривается в статусе маргинального, то есть ускользающего от стереотипов телесности, навязываемых официальной культурой.

Прежде всего, следует поставить вопрос: как человеческое тело обретает смысл? Что задает горизонт интерпретаций тела, благодаря которым оно становится «телесностью», т. е. «телесным двойником», который надстраивается над биологическим организмом в процессе социализации и индивидуализации субъекта? Горизонт этот задается картиной мира, где запечатлено ми-роотношение человека данной эпохи.

Например, в Античной культуре прообразом человеческого тела выступает тело Космоса, актуализирующее силы мироздания. Тело представляется здесь как часть материального мира: оно одушевлено, но

главное в том, что оно осмыслено, поэтому трактуется как микрокосмическая сущность в отличие от тел животных. «Разумение», свойственное человеку, указывает на соединение в нем двух начал: животного и божественного. Человеческое тело должно сообразовываться с идеей высшего идеального «существа», так как только оно способно открыть эту идею в себе. Представление о человеческом теле как сокрытом образе Божества окажется фундаментальным для европейской культуры.

Развитие платоновских идей дуализма и идеализма на протяжении последующих веков приведет к асимметричным трактовкам физического и духовного компонента человеческого существа. Здесь содержались корни тоталитарных воззрений на человеческую природу, стремление привести ее к идеалу обезличенному, лишенному настоящей целостности. Идея целостности должна включать в себя перверсию — способность отклоняться, иногда и радикально, от жестких рамок идеала, установленного человеческим разумением.

В христианской системе ценностей перверсия — это воля, подчиняясь которой, человек отвращается от воли Божественной, следует чувственной стороне своего существа, «привычкам плоти», как говорится у Августина Блаженного1. Допустимое желание — постигать красоту Бога. Тело необходимо подчинить духовному-разумному на-

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

чалу. Но таким образом, вместе с чувственностью отвергается и индивидуальность, собственное Я, которое коренится в телесном основании человеческого существа. Идеалом становится тоталитарный габитус, направляющий все силы человеческого существа на путь слияния с Абсолютом. Августин ясно говорит о противоречивости, изменчивости чувственной стороны человеческой природы, которая только и может затемнить в человеке образ Божий.

Однако именно христианская идеология способствовала глубинному осмыслению тела в физическом плане, в той его данности, которая предшествует путям преобразования. Прежде всего, плоть, плотская красота делаются объектами пристального внимания — человек, пропитанный христианской идеологией, становится чрезвычайно чувствительным и восприимчивым ко всем аспектам жизни, связанным с телесностью, как своей, так и чужой. Еще более важной в контексте интерпретации тела и осознания телесности оказывается сама идея Личного Бога. Не столько идея греха, сколько идея личностного контакта с Богом, актуализированная необходимостью покаяния. Собственно «греховность» человеческой природы будет задавать горизонт интерпретаций тела значительно позднее, в Новое время. В средневековой же, христианской системе ценностей кардинальным будет главенствующее представление о Боге как Личности, общение с которым способствует выявлению собственного личностного начала, потому что неизбежно приводит к практике самонастраивания и самоконструирования субъекта в целом, включая телесную самость.

Внимание к эмпирике индивидуального бытия, характерное для культуры зрелого Средневековья, воплотилось в учении И. Дунса Скота об Это- -

вости2, очень важном в контексте данного исследования. Из актуальной бесконечности Божественной природы вытекает идея о бесконечности Божественной воли, которая превос- =

ходит разумность Бога, и, следовательно, большое значение приобретает категория

Человек, пропитанный христианской идеологией, становится чрезвычайно чувствительным и восприимчивым ко всем аспектам жизни, связанным с телесностью, как своей, так и чужой.

случайности. Поэтому каждое индивидуальное бытие (вещь) неповторимо, оно представляет собой особую целостность — Это-вость (Иаессейа8), т. е. не совпадает полностью с вещами или существами, принадлежащими к тому же множеству. Человека роднит с другими людьми только «единство по природе», суть же его в том, что он является носителем единичных, уникальных свойств. Из уникальности же следует и право на перверсию. Идеи Дунса Скота направили мысль на постижение сущности индивидуального бытия, основание которого коренится в телесной природе. Из мыслей Скота следует и то, что Космос — Бог превращается из целостности безличной в целостность живую, множественную, непредсказуемую, обладающую рядом скрытых возможностей. Это уже есть личный Бог, понимаемый «по подобию целостного человеческого существа».

Тело перверсивное утверждается в картине мира, занимает в ней свое «законное» место постольку, поскольку осознано уже как узел противоречий, ведь именно оно указывает человеку на Иное (Нечеловеческое), доступ к которому может быть открыт только избранным или изгоям. Здесь возникают особые социальные пространства, как бы «тайные», где осуществление телесных практик стоит на грани допустимого и греховного. Выход на новую ступень познания Божественной сущности — мистическое слияние — может явиться опасным соблазном для слабых и непосвященных. Еще одной особенностью данной культуры является то, что в сознании большинства средневековых людей вполне уживается глубокое противоречие между представлением об идеальном теле Богочеловека, которое выступает как недостижимый образец, и собственно человеческим телом, например, крестьянским - или рыцарским: разнузданным либо агрессивным.

Представление о человеке как существе слабом и непоправимо греховном по-особому актуализируется и раскрывается в эпоху Нового времени, в культуре не религиозной, а позитивистской. Именно в этот пери-

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций ^

од происходит «медикализация власти» (М. Фуко)3, вызванная идеями о необходимости построения «правильного» общества. Можно сделать вывод, что в позитивистской культуре, утвердившей свое господство после эпохи Возрождения, человеческое тело воспроизводится как «ущербное». Это происходит постольку, поскольку утрачивается идея его соотнесенности с телом Богочеловека. Наступает период жесткой дефиниции между культурой интеллектуальной (научной) и духовной, в сферу которой выводится все воображаемое, не постижимое чувственным путем, а именно чувственный опыт является теперь единственным оплотом «достоверности».

Проблема тела открывается как медицинская проблема, и усилия науки направлены на то, что бы оградить человека от его «гибельной» природы. Слишком развитое воображение вызывает опаску, так как способно открыть путь к «ненормальности». Из всего этого следует, что человеческое тело априори «ущербно» — не взятое вовремя под контроль, воспроизводит отклонение от нормы, заложенное в человеческой природе. «Преображение» не реально, человеку доступно только «формирование» при помощи воспитательных практик, отданных под контроль государства. Впоследствии именно такая политика постановки тела на службу «социальности» приведет к кодированию потоков желания и производству типов удовольствия.

Проблема имеет также другой полюс: идея ущербности ведет к форсированию этой «человеческой животности» в образной сфере: например, герои Де Сада своими действиями бесконечно эксплуатируют и воспроизводят концепт «жестокой необузданной природы», детищем которой является и человек. В результате возникает прагматика, согласно которой человек берет то, что близко — раскрывается в области физического удовольствия. Позитивистская ори-

ентация в культуре действительно утверждает человека как неполноценное существо, так как даже на индивидуальном пространстве, где, казалось бы, человек предоставлен самому себе, дух все более «отрезается» от плоти.

Говоря о человеческой телесности, уместно затронуть понятие «габитус», подробно раскрытое П. Бурдье4. Габитус (привычный образ действий и реакций) выявляет ин-корпорированность истории в человеческое тело, благодаря чему исторический опыт продолжает «жить» и постоянно актуализируется в новых социальных условиях. При этом понятие габитуса можно отнести как к телесности индивидуальной («этовость»), так и к групповой («чтойность»), т. е. выявить социальную принадлежность субъекта.

«Дискурс нормализации» (М. Фуко)5 задает общественную политику в отношении тела на протяжении Х1Х-ХХ вв. Но параллельно, как и в предшествующие эпохи, существуют альтернативные социальные группы, обладающие соответствующим габитусом, противостоящим официозу. Можно сказать, что в Средние века в роли «альтернативы» выступали мистики, противопоставленные спиритуальному монашеству, ваганты и в целом студенческая среда, вносившая в общество элемент хаоса. Характерные их черты особенно ярко выявляются в среде раннекапиталистических городов, где происходило формирование буржуазного сословия. Позднее появились романтики, символисты, модернисты, «битники» и, со второй половины XX в., собственно «альтер-нативщики».

В это время, после «сексуальной революции» наступает период реабилитации «подавленной» телесности, тело интерпретируется как источник наслаждения. Однако здесь неуместно говорить о стремлении к грубым удовольствиям. Идея раскрепощенного тела воплощает стремление к телу истинному, природному в положительном

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

смысле слова, избавленному от «животности», навязываемой социально. Поэтому тело выступает здесь как инструмент расширения познания, в чем виделось основное противодействие «альтернативщиков» культуре буржуазной. Одним из главных принципов существования в альтернативной системе ценностей является необходимость пребывания на грани человеческого и Иного. В данном случае совершенно не важно, что понимается под Иным — Божественная Личность, безличный Абсолют или система мистической партиципации. Если сознание допускает существование других реальностей, помимо обычной чувственной, то и тело актуализируется в ином модусе: оно «расчеловечивается», обретает иной способ восприятия. А если говорить еще точнее, тело возвращает габитус, освоенный когда-то представителями примитивных культур, строившими свою жизнь исходя из необходимости постоянного контакта с Сакральным. Альтернатива возвращает подлинность бытия в обществе, где человеческие взаимодействия в основном обрели вид «пустой формы».

Когда телесность перестает быть человеческой, выходя в экстазе и слиянии на путь иного бытия, возникает сопутствующее этому явлению «расчеловечивание» телесного образа, характерное для сценической сферы альтернативной культуры. Источники подобной образности — древнейшие ритуальные праздники: Сатурналии, карнавалы и т. д. С точки зрения психоанализа карнавальная или смеховая культура трактуется как снятие страха за реализацию инстинктов Оно. Само содержание таких представлений — Секс и Смерть — совпадает с содержанием Оно. В наше время возможности выйти за рамки официальной культуры значительно расширились и не обладают четкими временными ограничениями. Яркий пример тому — шоу видеоклипы разных групп и исполнителей, цель которых — взбудоражить воображение поклонников, создавая образы жуткие, а иногда

и мерзкие. Такие действия, как неприличные жесты, обнажение запретных частей тела, стали уже привычными. Здесь демонстрируется желание стереть границы между запретным и дозволенным в сфере секса, всегда подвергавшейся наиболее жесткой регламентации.

Но в последние десять-пятнадцать лет это становится недостаточным. Теперь необходимо показать истинное лицо человека, скрытое за лицемерной благообразной маской. Страсти, разрушительные желания — все это естественные свойства человека, его Иное, скрытое глубоко внутри. Мэрлин Менсон, Дэни Филт и многие другие стремятся показать, насколько тонкой и ненадежной является на самом деле грань, отделяющая «человеческое» и «животное», Свое и Иное. Навязываемое веками представление о Божественном порядке оказывается ложным. Божественное совершенство содержит свою Тень, отторгнуть которую невозможно. Здесь происходит бессознательное возрождение образа Трикстера, призванного напоминать современному человеку о том, что культуре предшествовала изначальная аморальность и непосредственность целостного живого существа.

Исчезновение образа человеческого тела как именно «человеческого» является следствием кризиса культуры, разразившегося после 1940-х гг. на Западе. Критика цивилизации выявила основные итоги просветительской программы, в которой основное место занимали рационализм и технократизм. Результатом этих цивилизаторских установок стала гибель человеческого образа, включавшего в себя элемент божественного — Богочеловеческого. Все достижения науки человек ставит на службу либо рационализированному уничтожению себе подобных, либо безудержному потреблению. Иначе говоря — война или комфорт. «Звериное» в человеческом образе сделало актуальной проблему: человек вовсе не «венец творения» если он делает себя и свое тело придатком машины.

ДИСКУССИЯ (ÎR)

журнал научных публикаций ^

Современные формулировки, указывающие на якобы развитие «культуры тела», дают, по сути, искаженную картину и затемняют истинную проблему. На самом деле тело также утрачено, поскольку тело — это не кусок материального мира, которому требуются удобства, физическое здоровье и сохранение молодости. Тело — энергийно-деятельностная сущность, «продолженная душа». В альтернативной культуре тело разворачивает свой потенциал, исходя из другой иерархии ценностей, нежели культура массовая. Телесная энергийность направляется скорее в интро-вертный план, и целью деятельности здесь служит уход от тела как социально полезного, поставленного на службу идеологии потребления. Тело «альтернативное» выступает сейчас как образ, концентрирующий идеи протеста против программы цивилизации и социальных защит. Он подчеркивает право на отказ от прав и преимуществ, даруемых современным миром. Одним из ранних фактов, подтверждающих данную концепцию, может служить поворот Дж. Мор-рисона, еще в самом начале зарождения альтернативной культуры, к «нечеловеческой» культуре индейцев и полный разрыв с благополучным родительским семейством.

Создание в европейском сознании идеи «ущербного тела», что ясно выводится из работ М. Фуко, привело к необходимости в XX в. доказывать «права тела», освобождать его от предписанной ему греховности и «низменности». Диалектика образа тела как животного, низменного и прочно вошедшего в европейскую культуру образа «тела идеального», породила образ тела-оболочки, «глянцевого» человека, симулякр идеальной телесности, лишенный глубинного содержания, поскольку само тело обратилось в придаток современных технологий. Право на жизнь и здоровье обратились бесправием, пленом у ложного образа, в котором нет «тела» как такового, нет его динамики и пластичности.

Преимущества, даруемые современной цивилизацией, навязывают любому члену общества телесную программу, которая мо-

Преимущества, даруемые современной цивилизацией, навязывают любому члену общества телесную программу, которая может абсолютно противоречить его индивидуальным интересам и способу жить.

жет абсолютно противоречить его индивидуальным интересам и способу жить, так же как сама «цивилизация» в лице миссионеров навязывается народам, никогда не испытывавшим потребности в подобных преимуществах. К элементам такой программы можно отнести корпоративную культуру, фитнес-клубы, бассейны и т. п. Иначе говоря, набор телесных действий, не оставляющих человеку выбора в соответствии его индивидуальным складом и продуцирующих запрограммированный антиэстетический человеческий образ. С одной стороны, такой подход к человеческому телу выявляет отношение к нему как к телу животного, которое следует подвергнуть соответствующей дрессировке. С другой стороны, человеческое тело опять же производится здесь как тело животное, биологическое, поскольку отправной точкой служат животные качества: физическая сила, выносливость, здоровье.

Современная культурная ситуация требует от субъекта формирования способности к преодолению актуальных условий бытия в пользу возможности создания новой реальности и обретения нового единства, укоренению индивидуальности, «этовости». Отделению себя от мира с целью заново утвердиться в нем. Воплотить эти цели поможет обращение к таким традиционным телесным практикам, как йога и медитация, а также развитие способности к воображению, которая позволяет субъекту становиться на позицию Другого и видеть в новом ракурсе стереотипы, характерные для совре-

менного общества. ^

1. Августин Аврелий. Исповедь. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008.

2. Новейший философский словарь: 3-е изд., ис-правл. Мн.: Книжный Дом, 2003.

3. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004.

4. Бурдье П. Начала. Socio-Logos, 1994.

5. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.