Научная статья на тему 'Человеческая память норма и аномалии'

Человеческая память норма и аномалии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4211
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческая память норма и аномалии»

Человеческая память: норма и аномалии

А.В. Мартынова,

студентка группы ДКк(бак) 2-1

1. Память — понятие и структура

Память - это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись информации осуществляется посредством акта запоминания, а ее извлечение - посредством акта вспоминания. Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Противоположным акту запоминания является забывание. Забывание служит важным условием запоминания, поскольку оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей.

Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь - это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. Разновидности памяти по характеру взаимодействия с органами чувств: визуальная (зрительная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятельная, осязательная и др. В биологическом мире важную роль играет генетическая память.

Человеческая память представляет собой бесконечно более сложный механизм - это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют на непосредственную (печатание на машинке), кратковременную (набор номера телефона), долговременную (память дня рождения ребенка), скользящую (память авиадиспетчеров).

2. Нормы памяти

Если задуманное человеком к высказыванию принять за 100 процентов, то в словесные формы (предложения) облекается и высказывается окружающим только 8О процентов. Выслушивается из задуманного 70 процентов, воспринимается и понимается 60 процентов, а в долговременной памяти остается от 10 до 24 процентов.

В среднем человек запоминает 1/5 части того, что услышит, и 3/5 того, что увидит. Из того, что человеку покажут и объяснят, он запоминает 4/5. В опытах ученого Эббингауза было показано, что при заучивании в памяти остается только 44% этого материала, а через двое суток - лишь 28%. В последующие дни снижение «кривой забывания» происходило очень медленно. Большая часть материала, заучивавшегося в опытах Эббингауза, сохранялась лишь в кратковременной памяти.

Объем материала, который может запомнить человек, находится в прямой зависимости от степени связи друг с другом отдельных частей, подлежащих запоминанию. Если человек должен запомнить не связанные друг с другом части материала, то говорят о механическом запоминании. Как показали результаты ряда экспериментально-психологических исследований, здоровый взрослый человек может запомнить при однократном предъявлении 7 ± 2, т. е. от пяти до 9 несвязанных «кусков» материала. Так, при однократном предъявлении десяти и более слов человек запоминает в среднем не менее пяти и не более девяти слов.

Однако что такое норма памяти, определить ее уровень очень сложно. В прошлом, в отсутствии нынешнего технологического разнообразия (компьютеров, калькуляторов и других машин), память человека имела постоянную тренировку. Изучение иностранных языков, заучивание стихотворений и литературных текстов, прочая работа над собственным интеллектуальным развитием - способствовали укреплению памяти.

Пример: пятая глава поэмы «Евгений Онегин» была утеряна и восстановлена полностью только благодаря великолепной памяти брата Пушкина.

3. Нарушения работы памяти

1. Амнезия - частичная или полная ее потеря. Бывает прогрессивная и регрессирующая, ретроградная (из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию), антиретроградная (отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания), фиксационная (проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации).

2. Обострение воспоминаний - гипермнезия - приводит к снижению процесса запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти.

3. Качественные расстройства памяти - парамнезии - представляют собой ошибочные, ложные воспоминания: псевдоремисцен-ции (заполнение пробелов памяти событиями, совершившимися ранее), конфабуляции (провалы в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями).

4. Аномалии памяти

- Синдром одаренности (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Моцарт, Ким Пик).

- Синдром Шерешевского - память в образах (Римский-Корсаков, Скрябин).

- Синдром забвения - забывание части своей жизни (биографическая амнезия).

- Синдром абсолютной памяти - помнят все (3 человека на земле, Бред Вильямс).

- Феноменальные случаи памяти в истории.

5. Развитие и укрепление памяти

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных клеток -нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому передают так называемые нейромедиаторы - особые вещества (например, ацетилхолин), которые в большом количестве содержатся в гиппокампе.

Экспериментально доказано, что в процессе запоминания однородного материала (например, стихотворения) легче всего усваиваются начало и конец, а наиболее трудно - средняя часть. Запоминание улучшается, если постепенно повышать сложность усваиваемого материала.

Повторять изучаемый материал очень важно с интервалами. Непрерывное повторение, заучивание вплоть до полного запоминания наиболее нецелесообразно и неэкономично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.