Научная статья на тему 'Челночная торговля России с Китаем как экономический и социальный феномен 1990-х –2000-х годов'

Челночная торговля России с Китаем как экономический и социальный феномен 1990-х –2000-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
челночная торговля / трансграничное сотрудничество / экономика / иностранные товары / путь развития / внешняя политика / shuttle trade / cross-border cooperation / economy / foreign products / development path / foreign policy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виктория Михайловна Сотникова, Юрий Григорьевич Смертин

Актуальность статьи обусловлена фундаментальными вопросами, возникшими в период перестройки в российском обществе и их решением, которое привнесло ряд значительных социальных изменений. Одним из таких изменений стало зарождение явления «челночного бизнеса». В статье описываются предпосылки зарождения челночной торговли в России, прослеживается эволюция формирования нового социального класса – бизнесменов. Данный опыт ярко охарактеризовал действительность России в 1990-е годы и положил начало международному приграничному сотрудничеству с рядом стран, особенно отчетливо это иллюстрируют торгово-экономические отношения с Китаем. Опыт «челночного бизнеса» стал инновационным и прецедентным для России, он создал актуальные в то время предпосылки для новых путей развития экономики страны. Челночество стало той движущей силой, что связало государство с приграничными странами на новом витке развития международных отношений. Автор показывает динамику внешней политики и социального устройства через призму развития «челночного бизнеса» в России 1990–2000 годах на примере Приморского края России и Северо-Восточных провинций Китая. Отражено развитие регионального и приграничного сотрудничества России и Китая. Обоснованы конструктивность и обоюдная выгода транснационального взаимодействия между Россией и Китаем на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shuttle Trading Between Russia and China as an Economic and Social Phenomenon of the 1990s –2000s

The relevance of this research is due to the fundamental issues that arose during the period of perestroika in Russian society and their solution, which introduced a number of significant social changes. One of these changes was the emergence of the phenomenon of the “shuttle business”. The article describes the prerequisites for the emergence of shuttle trade in Russia, traces the evolution of the formation of a new social class – businessmen. This experience vividly characterized the reality of Russia in the 1990s and marked the beginning of international cross-border cooperation with a number of countries, especially clearly illustrated by trade and economic relations with China. The experience of the shuttle business became innovative and precedent-setting for Russia, it created the prerequisites relevant at that time for new ways of developing the country’s economy. The shuttle became the driving force that connected the state with the border countries at a new stage in the development of international relations. The author shows the dynamics of foreign policy and social structure through the prism of the development of the “shuttle business” in Russia in 1990-2000 on the example of the Primorsky Territory of Russia and the Northeastern provinces of China. The development of regional and cross-border cooperation between Russia and China is reflected. The constructiveness and mutual benefit of transnational cooperation between Russia and China at the present stage are substantiated.

Текст научной работы на тему «Челночная торговля России с Китаем как экономический и социальный феномен 1990-х –2000-х годов»

УДК 94(510)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-8-95

Дата поступления (Submitted) Дата принятия к печати (Accepted)

-99

26.07.2024 08.08.2024

ЮРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СМЕРТИН

Челночная торговля России с Китаем как экономический и социальный феномен 1990-х -2000-х годов

ВИКТОРИЯ МИХАЙЛОВНА СОТНИКОВА

аспирант кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», преподаватель китайского языка 350089, МАОУ СОШ № 101 г. Краснодар, пр. Чекистов, 18, Краснодар,

e-mail.ckryon@mail.ru

заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и востоковедения ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350040, ул. Ставропольская, 149, г. Краснодар, e-mail: _usmer@hotmail. com

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена фундаментальными вопросами, возникшими в период перестройки в российском обществе и их решением, которое привнесло ряд значительных социальных изменений. Одним из таких изменений стало зарождение явления «челночного бизнеса». В статье описываются предпосылки зарождения челночной торговли в России, прослеживается эволюция формирования нового социального класса - бизнесменов. Данный опыт ярко охарактеризовал действительность России в 1990-е годы и положил начало международному приграничному сотрудничеству с рядом стран, особенно отчетливо это иллюстрируют торгово-экономические отношения с Китаем. Опыт «челночного бизнеса» стал инновационным и прецедентным для России, он создал актуальные в то время предпосылки для новых путей развития экономики страны. Челночество стало той движущей силой, что связало государство с приграничными странами на новом витке развития международных отношений. Автор показывает динамику внешней политики и социального устройства через призму развития «челночного бизнеса» в России 1990-2000 годах на примере Приморского края России и Северо-Восточных провинций Китая. Отражено развитие регионального и приграничного сотрудничества России и Китая. Обоснованы конструктивность и обоюдная выгода транснационального взаимодействия между Россией и Китаем на современном этапе.

Ключевые слова: челночная торговля, трансграничное сотрудничество, экономика, иностранные товары, путь развития, внешняя политика

Shuttle Trading Between Russia and China as an Economic and Social Phenomenon of the 1990s -2000s

VICTORIA MIKHAILOVNA SOTNIKOVA

Postgraduate student of the Department of Universal History Kuban State

University, teacher of Chinese language 350089, MAOU SECONDARY school No. 101 350089, Krasnodar, Chekistov Ave, 18, e-mail: ckryon@mail.ru

YURI GRIGORYEVICH SMERTIN

Head of the Department of Foreign Regional Studies and Oriental Studies,

Kuban State University, Doctor of Historical Sciences, Professor Kuban State University, 350040, Stavroposkaya str., 149, Krasnodar, e-mail: usmer@hotmail.com

Abstract. The relevance of this research is due to the fundamental issues that arose during the period of perestroika in Russian society and their solution, which introduced a number of significant social changes. One of these changes was the emergence of the phenomenon of the "shuttle business". The article describes the prerequisites for the emergence of shuttle trade in Russia, traces the evolution of the formation of a new social class - businessmen. This experience vividly characterized the reality of Russia in the 1990s and marked the beginning of international cross-border cooperation with a number of countries, especially clearly illustrated by trade and economic relations with China. The experience of the shuttle business became innovative and precedent-setting for Russia, it created the prerequisites relevant at that time for new ways of developing the country's economy. The shuttle became the driving force that connected the state with the border countries at a new stage in the development of international relations. The author shows the dynamics of foreign policy and social structure through the prism of the development of the "shuttle business" in Russia in 1990-2000 on the example of the Primorsky Territory of Russia and the Northeastern provinces of China. The development of regional and cross-border cooperation between Russia and China is reflected. The con-structiveness and mutual benefit of transnational cooperation between Russia and China at the present stage are substantiated.

Keywords: shuttle trade, cross-border cooperation, economy, foreign products, development path, foreign policy

После распада СССР челночество как социально-экономическое явление постсоветского пространства представляет собой одну из важнейших вех в истории России. Целью статьи является челночества в качестве социально-экономического сотрудничества приграничных регионов России и КНР.

Задачи, необходимые для раскрытия целей статьи:

Раскрытие этимологии термина «челнок». Анализ предпосылок возникновения челноче-ства как социального явления.

Условия развития челночного бизнеса в Приморском крае.

Влияние челночного бизнеса на обстановку внутри социума в 1990-е годы и эволюция международных связей России и Китая.

В исследовании применялись такие научные методы как:

- сравнительно-исторический - исследование информации за рассматриваемый промежуток времени.

- аналитический - комплектование важнейшей информации по данной теме.

- аналогия и синтез для систематизации найденной информации и получение сформулированных выводов.

В начале 1990-х годов после распада СССР в России начался глобальный период социально-экономического кризиса. Это явилось причиной и стимулирующим фактором, погрузившим в вынужденное предпринимательство основные слои населения. Началось формирование нового социального класса - «челночества» в середине 90-х годов. Значительное количество людей осталось без работы и средств к существованию. Массово закрывались предприятия, а оставшиеся рабочие места ощутимо сокращались. Те учреждения, которые смогли сохранить урезанные рабочие ставки, остались без основного источника финансирования и не выплачивали заработную плату сотрудникам по нескольку месяцев. Сотни тысяч людей были

вынуждены искать новые источники дохода. Во многом, это были представители интеллигенции

- преподаватели, врачи, работники культурной сферы. Часто люди с высшим образованием и научными степенями, вчерашние студенты, не имеющие перспектив трудоустройства и пенсионеры, чьих пособий не хватало для комфортного проживания, оказались вынужденными предпринимателями, «челноками», «помогайками», и «кэмэлами» [1, с. 131-134]. Так уничижительно в то время именовали псевдотуристов, приезжавших из России в Китай; фактически же цель была иная - покупка товаров широкого потребления с их последующей перепродажей.

Китай стал основным источником доступных товаров широкого потребления для Приморья и соседних, а иногда и удалённых регионов России. Приграничные территории, такие как Амурская, Забайкальская и Читинская области и особенно Хабаровский и Приморский края оказались главным поставщиками отечественных и потребителями импортированных товаров народного потребления.

Если упомянуть об этимологии понятия «челнок» для вынужденного предпринимателя, то возникает сразу несколько ассоциаций. Это и небольшая лодка, и элемент ткацкого станка, перемещающийся вдоль полотна во время изготовления ткани. Но есть и еще один термин, означающий слово «челнок», или космический корабль многоразового использования (англ.

- space shuttle). Шаттл имеет облик крупногабаритного самолета, предназначенный для осуществления транспортных перевозок людей и грузов между Землей и земной орбитой. Соответственно возникает прямая связь между «космическим» значением данного термина и рыночных торговцев с огромными пластиковыми сумками, так называемыми «баулами», возивших товары из Польши, Турции и, преимущественно, Китая. Данная параллель раскрывает понятие «челнок» в историческом и экономическом контексте.

В социокультурном плане «челноками» называли людей, вынужденных заниматься полулегальным заработком, осуществляемым путем транспортировки небольших и крупных партий товаров широкого спектра потребления из приграничных стран. Маршруты следования таких граждан в обе стороны были регулярными и приносили стабильный доход. «Челноки» были вынуждены заниматься и реализацией привезенных товаров и изделий. Возникновение «челноков» как социального феномена, по мнению специалистов, вполне объяснимо [2, с. 400-406].

Распад СССР повлек за собой цепь негативных событий, таких, как изменение быта и привычного уклада советского человека, развал экономики страны, страх и неизвестность перед будущим - все это отягощающие и травмирующие каждого человека факторы. Инновации «челноков» как нового рабочего и социального класса в 90-е годы определенно вносили вклад в макро-трансформационные экономические и социальные процессы, что позволило гражданам и государству в целом преодолеть это кризисное время. «Челноки» привозили товары широкого потребления, которые были в то время дефицитными, на время взяв на себя эти обязательства. Они одни из первых реализовали практики предпринимательства, считающимися до этого времени в СССР нелегальными и даже юридически запрещенными. То есть стали первооткрывателями нового трудового стиля.

Руководство СССР В 1980-х годах предоставило условия для выезда граждан из страны, так как были открыты границы, и появились условия проведения свободной торговли. В работах Е. В. Костылевой подробно описан «челночный бизнес» как социальное явление. Автор проводит анализ основных экономических маркеров развития России в период с 1991 по 2009 гг. Повсеместный дефицит товаров, высокий спрос на товары повседневного пользования, отсутствие рыночной экономики - все эти факторы стимулировали челночный бизнес. Е. В. Костылева приходит к выводу, что «политика укрепления курса рубля делает выгодным импорт потребительских товаров» [1, с. 131-134]. Совокупность приведенных обстоятельств мешала развитию внешней и внутренней экономики России, и негативно сказывалась на повседневной жизни российского населения, вынужденного искать новые варианты заработка.

Для многих людей, потерявших работу, чел-ночество стало возможностью реализации себя в новом социальном статусе. Граждане России в качестве основного занятия занималось импортом заграничных товаров к себе в страну. Такой импорт пользовался широким спросом среди населения, так как экономика характеризовалась дефицитом во всех сферах потребления. Челночный бизнес стал коммерчески привлекательным как для самих бизнесменов,

так и для их целевой аудитории. Благодаря челнокам был создан новый экономический и социальный пласт, ставший в то время беспрецедентным. Международное сотрудничество России 1990-х-2000-х с другими странами ярко иллюстрировало обстановку внутри страны [2, с. 400-406].

Россия и Китай стали одной из первых крупнейших международных торговых площадок на Дальнем Востоке. Приморье стало оптимизированным каналом экспорта с Китаем, что укрепляло и развивало российско-китайские торговые отношения. «Челнокам» из России удалось установить экономически выгодные отношения с китайцами. Однако, выстроить торговые взаимоотношения двум нашим странам оказалось очень непросто. Языковой барьер, разные условия социальной жизни обеих стран, политика и экономика, ряд различий в культуре и идеологии, все это осложняло процесс налаживания контактов

В дальнейшем, во многом благодаря географическому соседству регионов, китайские бизнесмены сделали россиян приоритетными потребителями своей продукции. Дальневосточникам, и, особенно жителям Приморского края, развитие коммерческих отношений с Китаем стало особенно выгодным, так как позволило выстроить такую логистическую сеть, которая стала при подсчете потраченных средств мало затратной, экономичной при прохождении растаможевания и доставки продукции до места реализации.

Отдельно стоит отметить влияние челночного бизнеса на экономику страны. По официальной статистике, доля прибыли, получаемой от продажи импортной продукции, достигала порядка 13% от всего розничного товарооборота России в 90-е годы [3, С. 176-184].

Эти проценты были очень весомыми для развития взаимовыгодной торговли между Россией и Китаем. Благодаря неофициальной рыночной экономике и усилиям челноков, в данный промежуток времени поддерживалась некоторая экономическая определенность в условиях кризиса. В процессе челночного бизнеса стали проявляться ключевые черты экономики России как участника многосторонних международных отношений. Были сформированы отличительные особенности, ставшие частью экономического облика нашей страны.

Данный феномен стал прецедентом, так как в отечественной истории впервые нечто неконтролируемое, даже стихийное, смогло изменить вектор постсоветской экономической политики. Стало стремительно расти количество организаций, занимающихся транспортировкой товаров. Оказывающие подобные услуги компании часто размещались в приграничных населенных пунктах обоих государств, где предполагалась приобрести товар. Не имея опыта прежде, «челноки» с нуля организовали сферу интернацио-

нальных услуг - международных экспорта и импорта. Туристические компании, вдохновленные этим примером, включили в спектр своих услуг ввоз в страну иностранных товаров, несмотря на то, что изначально они были созданы с целью организацию туристических пассажирских перевозок. [4, с. 126-139].

Исследователь экономических закономерностей челночного бизнеса, Н. Л. Капралова, в своей статье «Челночный бизнес в российской экономике: роль и оценка масштабов» [2, с. 400-406] подробно анализирует данные пункты развития челночного бизнеса в России и приграничных государствах. В качестве ключевого направления развития российского челночного бизнеса автор отмечает так называемые шоп-туры. Данные туристические поездки с целью посещения не достопримечательностей, а первых международных торговых площадок, быстро стали популярными у людей самых разных социальных слоев, несмотря на то, что целью путешествий такого рода было покупка товаров за рубежом

Что же представлял из себя в то время шоп-туризм? Как правило, это была поездка в две стороны, регламентированные перевозчиком часы для выезда на рынок и отбора товара для последующей реализации в России. Организаторы туров осуществляли поездки на заводы, фабрики и крупные склады для оптовых покупателей по привлекательным ценам. Размещение в гостиницах, где покупатели вместо отдыха и сна занимались сортировкой и упаковыванием товара, тоже входили в стоимость шоп-тура, хотя условия проживания и сервис там были минимальными [5, с. 103-121].

Для социально-культурного обмена России и Китая челночный бизнес как социальный эксперимент, стал беспрецедентным. Появление приморских челноков в Китае в 1990-х гг. открыто новый этап русско-китайских отношений, зарубежная культура начала свое постепенное интегрирование в России. Северо-восточные провинции Китая одни из первых оценили ряд товаров российского производства во многом благодаря челночному бизнеса. Часть, товаров, востребованных Китаем, Россия производила по более высокой себестоимости. Тем не менее, российские товары отличались от китайских долговечностью и более высоким качеством. Следовательно, они быстро стали востребованы китайскими потребителями [6, с. 17-18].

Вследствие данных событий Россия включилась в международное информационное поле. У наших соотечественников в 90-е годы появились вещи, соответствующие последним модным зарубежным веяниям, появился повышенный интерес и спрос на зарубежный кинематограф, музыку, кухню, новые для России виды спорта, а также совершенно новые услуги в сфере красоты и медицины. Все вышеперечисленное сделало нашу страну открытой к междуна-

родной многосторонней коммуникации, которая активно способствует развитию двустороннего диалога во всех основных аспектах между Россией и Китаем [7, с. 239-241].

В настоящее время наша страна является связующим звеном в огромной цепи разнонаправленных международных связей с большинством государств. Совершенно естественно, что зародившийся стихийно, для выживания людей, российский челночный бизнес вырос до масштабов международного сотрудничества и закономерно стал одним из ключевых моментов в развитии России в качестве стратегического партнера иностранных государств практически во всех социальных сферах [8, с. 12-16].

К значительному неудовольствию многих бизнесменов, челночная торговля между странами очень скоро перестала соответствовать актуальным тенденциям экономического развития начала 2000-х годов. Различные страны, связанные с челноками, пересмотрели и ужесточили своё таможенное законодательство. Изменилось нормативные нормы объемов и наименований грузов, разрешаемых к провозу на борту международных авиакомпаний и железнодорожных перевозчиков. Руководство местных небольших населенных пунктов приоритетным делало урегулирование свободной торговли и стали снижать объемы оборота товаров, привезенной бизнесменами из-за рубежа. Кроме того, многие наименования иностранной продукции перестали быть дефицитными, и острая необходимость в товарах широкого потребления стала угасать. Российский челночный бизнес перестал быть зависимым от подобного товарооборота. Как следствие, число бизнесменов-челночников стало быстро сокращаться. Однако значительная часть этих продавцов впоследствии стала настоящими предпринимателями новой России, они продолжили вести международную торговлю уже имея опыт общения с иностранными поставщиками, наладив надежные пути транспортировки товаров. Также широко распространено мнение, что «челноки» во многом оказали влияние на возникновение цифровизации в России [7, с. 12-16].

Исследователи связывают данный факт с тем, что новый предпринимательский опыт стал для широких масс населения возможностью приобретать и внедрять в повседневное использование различные гаджеты, альтернативы которым в нашей стране еще не было [8, с. 148-172].

Например, в отдаленных от центра районах Приморского края, таких как Хасанский, Оль-гинский, Кавалеровский, Тернейский и других, появились первые компьютеры и ноутбуки, видеоплееры и аудиоплееры, диски с фильмами, компьютерными играми и музыкой, кухонные приборы, цифровые калькуляторы, первые игровые консоли и огромное количество иных приборов домашнего и рабочего использования. Вся

эта техника имела и развлекательную направленность, и была направлена на оптимизацию процесса домашнего хозяйства. «Челночество» положило начало сотрудничеству России и Китая в новом технологическом ключе. Речь идет о повсеместной цифровизации социальных сфер жизни населения. Этот опыт между нашими странами стал весьма продуктивным и положил начало передовому сотрудничеству с другими государствами в техногенной, цифровой и научной сферах жизни общества.

Выводы:

Челночный бизнес, несмотря на свою непродолжительную историю, сумел стать масштабным событием в истории современной России. В переменное и разрушительное для экономики страны время, челночество вывело из кризиса экономику и социальный быт многих тысяч жителей бывшего СССР, и, в прямом смысле слова, не дало умереть смертью от голода подавляющему большинству жителей Приморского края. Россия предстала совершенно иным, не похожим на СССР новым государством, которое только зарождалось. Челночный бизнес привлек в

Литература и источники

это молодое государство реалии иностранной культуры, и представил его мировому экономическому и политическому коллективу, что ознаменовало собой новую веху трансграничного сотрудничества. Все это привело к тому, что в повседневной жизни всех социальных масс населения появилась возможность выбора товаров, и как следствие, услуг. Экономический кризис снизил масштабы повсеместного товарного дефицита, у населения появились возможности накопить и приумножить денежные средства для сохранения своей финансовой независимости. Опыт «челночного бизнеса» в России открыл новые пути развития экономики страны. Мы постепенно подготовились к многостороннему сотрудничеству, теперь наша страна имеет возможность взаимодействовать на равных с иностранными государствами в самых разных сферах. Несмотря критическое и неоднозначное отношению к российскому «челночному бизнесу» некоторых зарубежных и отечественных исследователей, отрицать его вклад в эволюцию внутренней и внешней политики страны в 1990-е - 2000-е годы невозможно.

1. Костылева Е.В. Развитие челночного бизнеса в Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - № 5 (21). - С. 131-134.

2. Капралова Н.Л. Челночный бизнес в российской экономике: роль и оценка масштабов // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2020. - № 3. - С. 400-406.

3. Порецкина Е.А. Челночный бизнес. Краткая история вопроса и его особенности в Санкт-Петербурге // Телескоп. - 2019. - № 1 (7). - С. 176-184.

4. Ильина М., Ильин В. Российский базар: социальная организация и маркетинг. Сыктывкар: изд. Сыктывкарского государственного университета, 2001 г. - С. 126-139.

5. Ильина М., Ильин В. Торговцы городского рынка: штрихи к социальному портрету. //ЭКО. 1998. N° 5 - С. 103-121.

6. Меликов И. М. Культура как олицетворение содержания общественной жизни // Ученые записки РГСУ. -2010 - № 3 (79). - С. 17-18.

7. Розов Н. С. Феномен трансграничья в исторической и геополитической перспективе. // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия: материалы международной научно-практической конференции / редколлегия: Гомбоева М. И., Бернюкевич Т. В., Сергеев Д. В. - Чита: Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, 2006. - С. 239-241.

8. Яковлев А.Л. «Челночная» торговля в новых условиях: возможные подходы к оценке масштабов // Вопросы статистики. 2001 г. N° 4 - С. 12-16.

9. Яковлев А.Л. Алимова Т., Карасева Л. Проблемы измерения «челночной торговли» / Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений / Под ред. А. Суринова. М.: Финетатинформ, 2003. С. 148-172.

References

1. Kostyleva E.V. Razvitie chelnochnogo biznesa v Rossiiskoi Federatcii [Development of shuttle business in the Russian Federation]. Izvestiia Baikalskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 5 (21). Pp. 131-134.

2. Kapralova N.L. Chelnochnyi biznes v rossiiskoi ekonomike: rol i otcenka masshtabov [Shuttle business in the Russian economy: the role and assessment of the scale]. Ekonomicheskii zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2020. No. 3. Pp. 400-406.

3. Poretckina E.A. Chelnochnyi biznes. Kratkaia istoriia voprosa i ego osobennosti v Sankt-Peterburge [Shuttle business. A brief history of the issue and its features in St. Petersburg]. Teleskop. 2019. No. 1 (7). Pp. 176-184.

4. Ilina M., Ilin V. Rossiiskii bazar: sotcialnaia organizatciia i marketing [Russian market: social organization and marketing]. Syktyvkar: izd. Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2001. Pp. 126-139.

5. Ilina M., Ilin V. Torgovtcy gorodskogo rynka: shtrikhi k sotcialnomu portretu [Culture as the personification of the content of public life]. EKO. 1998. No. 5 Pp. 103-121.

6. Melikov I. M. Kultura kak olitcetvorenie soderzhaniia obshchestvennoi zhizni [Culture as the personification of the content of public life]. Uchenye zapiski RGSU. 2010. No. 3 (79). Pp. 17-18.

7. Rozov N. S. Fenomen transgranichia v istoricheskoi i geopoliticheskoi perspective [The phenomenon of cross-border in historical and geopolitical perspective]. Transgraniche v izmeniaiushchemsia mire: Rossiia - Kitai - Mongoliia: materialy mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentcii [Transborder in a changing world: Russia - China - Mongolia: materials of the international scientific and practical conference]. Chita: Zabaikalskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet im. N. G. Chernyshevskogo Publ., 2006. Pp. 239-241.

8. Iakovlev A.L. «Chelnochnaia» torgovlia v novykh usloviiakh: vozmozhnye podkhody k otcenke masshtabov [«Shuttle trade» in new conditions: possible approaches to scale assessment]. Voprosy statistiki. 2001. No. 4. Pp. 12-16.

9. Iakovlev A.L. Alimova T., Karaseva L. Problemy izmereniia «chelnochnoi torgovli» [Problems of measuring «shuttle trade»]. Nenabliu-daemaia ekonomika: popytka kolichestvennykh izmerenii / ed. A. Surinov. Moscow, Finetatinform Publ., 2003. Pp. 148-172.

© «Клио», 2024 © Сотникова В.М., Смертин Ю.Г., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.