Научная статья на тему 'ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ'

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ALL-RUSSIAN CIVILIZATION / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERNATIONAL COMMUNICATION / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / INTERNATIONAL TERRORISM / СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЧНИ / CHECHNYA / NATION-BUILDING / THE RECONSTRUCTION OF CHECHNYA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ибрагимов Мовсур Муслиевич

В статье предложены историософские размышления о процессе развития Чечни в составе Российской Федерации, дается краткая характеристика основных этапов эволюции чеченского народа в советский и постсоветский период. Автор показал, что история и культура чеченского народа является органической составной частью кавказской и общероссийской цивилизации. Воссоздавая трудные, порой трагические страницы истории, он подчеркивает, что единственно прочной основой устойчивого развития является сохранение и укрепление межнационального мира и согласия, нарушение которых имело самые негативные последствия в период высылки чеченского народа, а затем - в 1990-е - начале 2000-х годов. И лишь совместными усилиями населения, республиканских властей, при активной поддержке и понимании высшего руководства России, Чечне удалось добиться политической стабильности, без которой возвращение к миру и правопорядку было бы невозможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHECHEN REPUBLIC AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORIOSOPHICAL REFLECTIONS

In the article historiosophical reflections on the development of Chechnya within the Russian Federation, provides a brief description of the main stages in the evolution of the Chechen people in the Soviet and post-Soviet period. The author has shown that the history and culture of the Chechen people is an organic part of the Caucasus and all-Russian civilization. Recreating difficult, sometimes tragic pages of history, it emphasizes that the only solid basis for sustainable development is the preservation and strengthening of interethnic peace and accord, the violation of which had the most negative effects during the deportation of the Chechen people, and then - in the 1990s - early 2000s. It is only through joint efforts of the population, national authorities, the active support and understanding of the senior management of Russia, Chechnya achieved political stability, without which the return to peace and the rule of law would be impossible.

Текст научной работы на тему «ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»

20. Филатов Г. История фашизма в Западной Европе // http://www.katyn-books.ru/library/istoriya-fashizma-v-zapadnoy-evrope.html

21. Ржешевский О.А. Вторая мировая война // Мир в XX веке. - М.: Наука, 2001. -С.225.

22. Мак-Клейн Д.Л. Япония. От сегуната Токугавы - в XXI век. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - С. 629.

23. Фрай Н. Государство Фюрера. Национал-социалисты у власти. Германия, 1933-1945. - М.: РОССПЭН, - С. 160.

24. См. напр.: Турицын И.В. Гитлеровцы и возникновение Украинской повстанческой армии: исторические реалии 1941-1943 гг. // Современная научная мысль. 2014. №3. С.45-82; Турицын И.В. Идеология и практика бандеровского нацизма (по материалам допросов в НКВД 1944-1945 гг.) // Современная научная мысль. 2015. №2. С.5-37.

25. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. - М.: Международные отношения, 2005. - С.268.

26. Дранг нах остен. Хронос. Редактор Вячеслав Румянцев // http: //www. hrono. ru/organ/ukazatel/drang_nach. html

БАКЛАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Института театрального искусства им. П.М. Ершова (ИТИ). Россия, Москва (slava.home2010@mail.ru)

BAKLANOV, VYACHESLAV I. - Ph.D. in History, Associate Professor of humanities Institute of Theatrical Arts P.M. Yershov (ITI). Russia, Moscow

УДК 94(470.66).084

ИБРАГИМОВ М.М. ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Ключевые слова: общероссийская цивилизация, Чеченская Республика, Северный Кавказ, государственное строительство, межнациональное общение, международный терроризм, сепаратизм, восстановление Чечни.

В статье предложены историософские размышления о процессе развития Чечни в составе Российской Федерации, дается краткая характеристика основных этапов эволюции чеченского народа в советский и постсоветский период. Автор показал, что история и культура чеченского народа является органической составной частью кавказской и общероссийской цивилизации. Воссоздавая трудные, порой

трагические страницы истории, он подчеркивает, что единственно прочной основой устойчивого развития является сохранение и укрепление межнационального мира и согласия, нарушение которых имело самые негативные последствия в период высылки чеченского народа, а затем - в 1990-е - начале 2000-х годов. И лишь совместными усилиями населения, республиканских властей, при активной поддержке и понимании высшего руководства России, Чечне удалось добиться политической стабильности, без которой возвращение к миру и правопорядку было бы невозможным.

IBRAGIMOV, M.M.

CHECHEN REPUBLIC AS A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION:

HISTORIOSOPHICAL REFLECTIONS

Keywords: All-Russian civilization, Chechnya, the North Caucasus, nation-building, international communication, international terrorism, separatism, the reconstruction of Chechnya.

In the article historiosophical reflections on the development of Chechnya within the Russian Federation, provides a brief description of the main stages in the evolution of the Chechen people in the Soviet and post-Soviet period. The author has shown that the history and culture of the Chechen people is an organic part of the Caucasus and all-Russian civilization. Recreating difficult, sometimes tragic pages of history, it emphasizes that the only solid basis for sustainable development is the preservation and strengthening of interethnic peace and accord, the violation of which had the most negative effects during the deportation of the Chechen people, and then - in the 1990s -early 2000s. It is only through joint efforts of the population, national authorities, the active support and understanding of the senior management of Russia, Chechnya achieved political stability, without which the return to peace and the rule of law would be impossible.

История и культура чеченского народа является составной частью кавказской и общероссийской цивилизации. Чеченская Республика - это неотъемлемая часть Российской Федерации, имеющая, вместе с тем, внутреннее государственное самоопределение. Тесно взаимодействуя с культурами народов России, чеченский этнос через века пронес свои этнокультурные особенности: язык, обряды, обычаи, традиции, общественное устройство, духовно-нравственные ценности.

Российско-чеченские взаимоотношения имеют многовековую сложную и противоречивую историю. Не всегда они складывались просто.

В период царизма они во многом определялись имперской политикой завоевания и колонизации, с одной стороны, и ответным сопротивлением чеченского народа - с другой. Как следствие, в гражданскую войну чеченцы, в подавляющем большинстве, оказались по одну сторону баррикад с большевиками. Однако, как показало последующее развитие событий, это не спасло их от охвативших страну в 20-30 гг. XX века массовых репрессий [1].

В годы советской власти чеченский народ, вместе с другими народами СССР, был вовлечен в интенсивное экономическое, политическое и культурное, развитие, в благотворный процесс широкого межнационального общения и сотрудничества. При этом среди чеченцев была ликвидирована безграмотность, сформирована национальная интеллигенция, достигнуты значительные успехи в национальной культуре. Чеченская государственность развивалась сначала в составе Горской Советской республики, затем отдельно, как Чеченской автономной области, а с 1934 г. - в составе объединенной Чечено-Ингушской автономной области (с 1936 г. - Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР).

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. чеченцы внесли существенный вклад в победу над фашистской Германией, как в тылу, так и на фронтах. Более 12 тысяч чеченцев отправились на фронт добровольцами. Согласно последним данным исследователей, число чеченских красноармейцев, сражавшихся против гитлеровцев на фронтах Великой Отечественной войны, составляло около 40 тысяч человек [2]. Только в знаменитой героической защите Брестской крепости участвовало около 300 чеченских бойцов. Более 50 участников войны из нашей республики были представлены к званию Героя Советского Союза (по словам бывшего секретаря Совета безопасности РФ И.Рыбкина, их было 156 человек). Тысячи сынов и дочерей Чечни были награждены боевыми орденами и медалями [3].

Тем не менее, по абсурдному обвинению в объективно невозможном массовом сотрудничестве с немцами (между тем, как известно, Чечня не была оккупирована) чеченцы, как и некоторые другие народы СССР, подверглись преступной депортации с ликвидацией их государственности.

Как и у других советских народов, среди чеченцев и ингушей были и герои и предатели. Но если несправедливо «наказанные» карачаевцы, калмыки и балкарцы хотя бы были под оккупацией, то обвинить в прямом предательстве весь народ, и в глаза не видевший немцев, было еще абсурднее, а потому - сложнее. Поэтому официальным обвинительным мотивом и поводом для выселения в этом случае стало: «...активное и почти поголовное участие в террористическом движении, направленном против Советов и Красной Армии » [4].

В жестоких условиях депортации чеченцы внесли существенный вклад в развитие экономики и социальной сферы районов их поселения в Казахстане и Средней Азии. За свой труд многие были награждены правительственными

наградами (к примеру, Абуханов Шарани был награжден орденом «Трудового Красного Знамени»).

После 13-летней сталинско-бериевской ссылки состоялось возвращение народа на историческую родину, началось восстановление его государственности. На этом этапе чеченцы совместно с другими народами, добились заметных достижений в экономике, развитии образования, науки, здравоохранения и культуры. Вместе с тем, чеченцы сталкивались с весьма острыми проблемами, связанными с невозвращением жилья, запретом селиться в местах прежнего проживания, дискриминацией по национальному признаку в кадровых и других вопросах, массовой безработицей сельского населения, состоявшего преимущественно из чеченцев.

Отсутствие работы в селе и блокирование их трудоустройства в г. Грозный -промышленном центре республики - принуждали значительную часть чеченцев к миграции на сезонные работы за пределы республики, отчуждая их от образования, деформируя менталитет, духовно-нравственный климат.

Распад СССР нанес тяжелый удар межнациональным отношениям.

Дезинтеграционные процессы, начавшиеся в СССР, наиболее опасное развитие получили в Чечено-Ингушетии. Государственный переворот, совершенный в 1991 г. в этой российской автономной республике с помощью ряда зарубежных центров и при прямой поддержке части высшего руководства РСФСР, явился начальным звеном в цепи последующих трагических событий.

В силу стечения ряда трагических обстоятельств, многонациональный народ Чеченской Республики был насильно выведен из экономического, политико-правового, информационного поля России и ввергнут в абсурдную братоубийственную войну. Он стал жертвой широкомасштабных военных действий, унесших тысячи жизней. По некоторым оценкам, за эти годы в Чечне погибло 150-200 тысяч человек, стали сиротами и полусиротами около 20 тыс. детей. В результате военных действий лишились жилья (по официальным данным) около 300 тысяч человек. Столица республики г. Грозный и многие другие населенные пункты были превращены в руины. Стерты с лица земли корпуса заводов, высших учебных заведений, здания библиотек, музеев, архивов, театров, больниц, школ, разрушен и разорен агропромышленный комплекс. В целом, в период двух военных компаний (1994-1996 гг. и 1999-2005 гг.) в Чеченской Республике было уничтожено более 80% инфраструктуры.

В период между «наведением конституционного порядка» и «контртеррористической операцией» в 1996-1999 гг. власть в Чечне находилась в руках сепаратистов. Республика де-факто стала независимой. Однако этот «мирный» период ни стал не временем передышки, ни временем созидания. Нарастание внутренних противоречий, крупные теракты и вторжение в Дагестан вооруженных отрядов Хаттаба и Басаева перечеркнули все иллюзии относительно

«свободы» Чечни, усилиями зарубежных центров попавшей под контроль международных террористических структур.

С конца 1999 г. началась масштабная вторая «чеченская кампания», которая привела к огромным людским потерям. Подчеркнем, что и она сопровождалась системным третированием в федеральных и региональных СМИ едва ли не всех чеченцев, как бандитов и террористов, целенаправленной фальсификацией их истории, глобализацией пресловутого «чеченского следа» [5].

Такая практика, к сожалению, отчасти продолжается и сегодня, провоцируя открытую дискриминацию чеченцев по национальному признаку в различных регионах России, превращение их в изгоев в собственном Отечестве [6]. Полагаем, что это не только трагедия чеченского народа, но и трагедия всей Российской Федерации, ибо такое положение дестабилизирует, и подтачивает фундамент федеративного государства - единство составляющих ее субъектов и их народов.

После сентябрьской трагедии 2004 г. в г. Беслан, Президент РФ В.В. Путин прямо предостерег политиков и журналистов от попыток поиска какого-либо «национального» (то бишь, чеченского) следа в данном преступлении. Однако и на сегодняшний день, многие российские СМИ своими необъективными, а порой, и провокационными материалами льют воду на мельницу тех сил, которые противятся процессам стабилизации и упрочения мира в Чечне, как и во всей многонациональной России. В частности, как верно отметил И.В. Турицын: «Совершенно очевидно, что распространенные ныне понятия «исламский терроризм», «исламисты» и др. являются не только не научными, но и предельно некорректными. Терроризм по определению не может быть исламским или христианским. Подобное освещение темы (особенно в СМИ) - это прямая помощь боевикам, террористам, усиление общественной нестабильности и противоречий на почве неосознанного разжигания исламофобии. ... Между тем, они, прежде всего, - уголовники, преступники, убийцы. Удачно и применяемое Р. Кадыровым понятие «шайтаны»» [7].

В непростых условиях Чеченская Республика сегодня пытается подняться, выйти из кризиса и встать на ноги. Пусть медленно, пусть болезненно и трудно, но республика возвращается к мирной жизни. Многое уже сделано на этом пути.

Самое главное, усилиями республиканских властей, при активной поддержке и понимании высшего руководства России, Чечне удалось добиться политической стабильности, без которой возвращение к миру и правопорядку было бы невозможным.

23 марта 2003 г. был проведен референдум по принятию Конституции Чеченской Республики и законов о выборах президента и парламента ЧР. В этом важном политическом мероприятии приняло участие подавляющее большинство жителей республики. Это явилось судьбоносным событием для народа Чечни. Референдум проводился в непростой общественно-политической обстановке в

республике. Однако, несмотря на сложную обстановку, провокационные слухи, дающие о себе знать в определенных кругах, скептицизм и неверие в возможность и целесообразность этого мероприятия, референдум удалось провести организованно, без особых инцидентов. Население проявило исключительно высокую активность и проголосовало за вынесенные на референдум документы, сделав тем самым свой исторический политический выбор: Чеченская Республика должна быть субъектом Российской Федерации, а чеченцы - ее полноправными гражданами. Главную роль в этом выборе сыграла уверенность нашего народа в том, что именно в составе Российской Федерации и в сообществе ее народов он не потеряет своего языка, культуры, самобытности и исторической перспективы.

В августе 2003 г. был избран президент Чеченской Республики - Ахмат Абдулхамидович Кадыров, с именем которого во многом связано спасение чеченского народа от полного национального краха. После этого были избраны депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Парламент ЧР, сформированы Правительство республики, исполнительные органы, муниципальные образования, созданы нормативные основы для их деятельности, воссозданы судебные и правоохранительные органы. Системными, планомерными усилиями упорядочена работа различных министерств, управлений, комитетов Правительства Чеченской Республики, усилен контроль за деятельностью администраций районов и городов. В Чеченской Республике улучшилось взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Достижения в нормализации общественно-политической обстановки позволили добиться существенного продвижения в социально-экономическом возрождении Чеченской Республики. Восстанавливаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, транспорт, связь, жилье, больницы и поликлиники, работают высшее и профессиональные средние учебные заведения, общеобразовательные школы. Решаются вопросы создания рабочих мест и трудоустройства людей. В срок выдается зарплата бюджетникам и пенсии пенсионерам, выплачиваются детские пособии и пособия безработным. Много сделано и делается для возвращения беженцев и их обустройства. Выплачиваются компенсации гражданам за утраченное жилье и имущество.

Федеральные и республиканские власти и общественность должны и дальше приложить максимум усилий для того, чтобы Чеченская Республика стала равноправным субъектом страны.

Литература и источники

1. Концепция государственной национальной политики в Чеченской Республике. (Проект). - Грозный, 2004. - С.4.

2. Ошаев Х.Д. Слово о полку чечено-ингушском. - Нальчик, 2004. - С.27.

3. Ибрагимов М.М. Власть и общество в годы Великой Отечественной войны. - М., 1998. - С.104.

4. Вайнахи и имперская власть: проблемы Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР. - М.: РОССПЭН, 2011. - С.643.

5. Вести Республики. - 2004. - 12 октября.

6. Музаев М. Айсберги лжи и клеветы // Вайнах. - 2004. - №2. - С.34.

7. Турицын И.В. Власть, общество и терроризм: размышления о российской исторической традиции // Современная научная мысль. - 2014. - №1. - С.32.

ИБРАГИМОВ МОВСУР МУСЛИЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Чеченского государственного университета (mmibragimov@mail.ru)

IBRAGIMOV, MOVSUR M. - Doctor of History, Professor, head of the history of Russian Chechen State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.