Научная статья на тему 'Чайковский М. О старших братьях по вере'

Чайковский М. О старших братьях по вере Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Чайковский М. О старших братьях по вере// Новая Польша. Варшава, 2000. №4. С.54-62. Автор реферата К.В. Душенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чайковский М. О старших братьях по вере»

ЧАЙКОВСКИЙ М.* О СТАРШИХ БРАТЬЯХ ПО ВЕРЕ

Михаил Чайковский - профессор Академии католической теологии (Варшава), заведующий кафедрой экуменического богословия. Его статья посвящена проблемам иудео-христианского диалога. В основе диалога лежат опасения, что катастрофа еврейского народа может повториться. "С христианской стороны - это еще и попытка исправить зло, за которое мы отвечаем. Но важнее всего мотивы положительные: мы открываем общность веры" (с.61).

Как известно, вся раннехристианская церковь была еврейской. Пути Церкви и Синагоги начали расходиться после разрушения Иерусалима (70 г. н.э.). Чем больше язычников вступало в Церковь, тем сильнее было искушение отмежеваться от иудеев, показывать их новым христианам в черных красках. "Это была борьба за души, которая велась за счет народа Иисуса Христа" (с.60).

Антисемитизм и антииудаизм изобрели не христиане. То и другое было весьма распространено среди греческой и египетской интеллигенции. "Горько, что христиане заимствовали антииудейские аргументы из арсенала язычников, тем более что впоследствии язычники пустили в ход те же аргументы против христиан" (с.59).

Усваивая греческую, эллинистическую культуру, христианство отходило от своих иудейских корней. Оно начало присваивать себе всю Библию, толковать ее христологически и отдаляться от иудеев. Евреи стали для христиан чужими. Более того - людьми, проклятыми Богом,

* Чайковский М. О старших братьях по вере// Новая Польша. - Варшава, 2000. -№4. - С.54-62.

теми, кто в ослеплении и злоумышленно не принял Мессии, а своим рассеянием дал миру живое доказательство тяготеющего над ними проклятия (с.55).

Во II в. уже распространялось первое антииудейское сочинение -"Послание Варнавы". В том же веке епископ Сардийский Мелитон впервые употребил по отношению к народу Израиля термин "деицид" (deicidum) - богоубийство. И лишь II Ватиканский собор в декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям («Nostra aetate») отмежевался от обвинения в богоубийстве (с. 59).

А для приверженцев иудаизма евреи, ставшие учениками Иисуса, были отступниками, предателями, которые во времена гонений перешли на сторону врага, не проявили солидарности со своим гонимым народом. Еврей, принявший крещение, автоматически переставал быть евреем, хотя еврея, обратившегося в мусульманство, необязательно исключали из общины. Ведь мусульманин не исповедует, как христианин, воплощение Сына. До сих пор многие евреи крайне отрицательно смотрят на тех, кто утверждает, что, отойдя от иудаизма и став христианами, они пришли к полному сознанию своей иудейской религии или же что, будучи христианами, они по-прежнему остаются евреями - как, например, кардинал Люстиже, архиепископ Парижа (с.55).

Вначале, в силу того что иудаизм был весьма плюралистическим, христианство вмещалось в богатство его вариантов. Потом на него стали смотреть как на некую ересь, особенно когда оно подверглось эллинизации и попыталось христианизировать Ветхий Завет. "Но на протяжении веков не оставалась незамеченной и положительная роль христианства. Евреи сознавали и сознают, что христианство внесло в языческие народы веру в единство Бога Израиля" (с.56). Были великие иудейские богословы, например Маймонид, рассматривавшие христианство как подготовку к пришествию Мессии (с.55).

Христианство обладает иудейскими корнями и без иудаизма ему не обойтись. Иудаизм же - религия автономная, она в принципе не нуждается в христианстве. "Тем больше я восхищаюсь теми иудейскими богословам, которые... продолжают вести с нами богословский диалог, и оказывается, что нам есть о чем друг с другом поговорить" (с.61).

В христианской догматике Иисус - не только человек, но и сын Божий. В церковном вероучительстве настолько подчеркивали его божественную природу, что она поглотила человеческую. Если он и оставался человеком, то в этой человеческой природе его иудейство становилось малозначащим. Теперь же отношение к Иисусу меняется.

"Евреи говорят, что Иисус возвращается к себе на родину. С тех пор как мы начали признавать иудейство Иисуса, евреи начали видеть в Нем брата" (с.57).

Почему евреи не узнали Мессию? В известном смысле - "по вине" самого Бога. "Он так щедро одарил их - избранничеством, любовью, заветом, - что им казалось, будто они уже не нуждаются в новом Откровении. Ведь народ Израиля - не языческий народ... которому только предстоит искать Бога; это народ твердого завета, заключенного с Богом истинным, завета, который и по сей день не отменен. Откуда взялся термин "Новый Завет»? Из книги Иеремии, который отнюдь не имел в виду, будто прежний завет будет перечеркнут и заменен новым. Речь шла о новом качестве, о законе Божием, высеченном в человеческих сердцах" (с.56).

Есть евреи, даже раввины, которые считают, что Иисус был Мессией, но безуспешным, и ждут следующего. Ведь некоторые пророчества ясно говорят, что с пришествием Мессии на земле наступит мир, мечи будут перекованы на орала, что наш мир станет миром человеческой гармонии. "Мы одухотворили наши мессианские чаяния. Евреи же подходят к этому практически: Мессия должен изменить облик мира сего" (с.58). "Еврей выглядывает в окошко и говорит: «Мир не изменился - значит Мессия еще не пришел»" (с.58).

А с другой стороны, мессианские чаяния соединяют евреев и христиан. "Мы, христиане, веруем, что в лице Иисуса из Назарета Мессия уже пришел, но лишь положил начало Царствию, которое во всей полноте еще не наступило. Наш мир еще не представляет собой обетованного Царствия Небесного - в этом мы согласны с евреями" (с.58). Многие мессианские обетования еще не исполнились. "Мы вместе чаем их исполнения в День Господень" (с.56).

«Церковь заняла место Израиля в истории спасения" - до недавнего времени это был общепринятый тезис. Но сегодня он противоречит вероучению католической церкви. "Церковь не заняла место Израиля, не заменила его. Церковь, христианство, все мы вступили в единый народ Божий. Вместе с иудейством мы составляем расширенный Израиль - не новый, а только расширенный. Граница между истинным Израилем Божиим и ложным проходит не между иудеями и христианами, а сквозь иудаизм и христианство" (с.59).

Для христианина Израиль есть знамение верности Бога единожды данному слову. "Мы тоже нуждаемся в этом знамении, потому что временами нам угрожает идолопоклонство. Израиль - это неустанное

подтверждение" (с.59). Согласно апостолу Павлу, "полнота времен" должна исполниться, когда Израиль уверует. Но обращение иудеев в христианство не есть цель христианско-иудейского диалога. "Не будем пробовать заглянуть Богу в карты" (с.62). Самое главное в пророчестве апостола Павла - слова "весь Израиль спасается».

К. В. Душенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.