Экономическая история
V______________
И.А. Соколов
Чай и чайная торговля в России в XIX - начале XX веков
Чайная торговля в России — малоисследованная тема, несмотря на немалое экономическое и культурное значение этой торговли в истории России. Дореволюционные исследования в этой области представлены, в основном, брошюрами с общими сведениями о чае [8; 13 и др.]. Ключевой интерес среди дореволюционных исследований представляет лишь работа известного экономиста А.П. Субботина [37]. Главной целью автор явно ставил создание экономической картины мирового чайного рынка. Он дал полное описание различных чаёв, цикла их производства, химического состава чая, процессов ферментации. История чая прописана у Субботина слабо, но даже при этом она освещена лучше, чем в других исследованиях.
В дальнейшем на материалах, собранных А.П. Субботиным (иногда в несколько переработанном виде, но, несомненно, заимствованных именно из этой книги), базировались работы Н.П. Коломийцова [21], В.Н. Любимен-ко [27]. Ранняя история чаеторговли в России (до 1863 г.) неплохо представлена в работе Н. Крита [24]. Информацию о чае в быту можно почерпнуть из воспоминаний современников [6; 11; 12; 23 и др.].
В свою очередь, из книг указанных авторов вырывались большие фрагменты материала, на которых строилось повествование разного рода «популяризаторов» чая. Позднее на основе уже этих брошюр основывались публикации в прессе. До конечного потребителя информация доходила, пройдя много рук. Разумеется, нет смысла комментировать качество такого рода материалов.
Определенный интерес для исследователей представляют прейскуранты и иной рекламный материал чайных фирм, существовавших в России до 1917 г. Так, например, один из прейскурантов фирмы «Караван» содержит информацию о торговых марках чая, ценах и видах упаковки [31: с. 1-36]. Имеются также пособия для работников пищевой промышленности и торговли; типич-
ный пример — книга К.В. Катца [20]. Вопросы истории чая в таких изданиях, понятно, не рассматриваются.
Современные исторические исследования построены, в основном, на поверхностном обзоре изданий, выпущенных чайными фирмами к своим юбилеям, а также на рекламе, откуда копируется материал [10]. Работы, посвящённые ярмарочной торговле, вскользь упоминают о месте чая [2: с. 136-139]. В то же время некоторые отечественные [29: с. 344-345, 351-352, 357; 39: с. 10-30; и др.] и даже некоторые зарубежные авторы указывают на значительную роль чайной торговли на ярмарках [28: гл. 8; 25: с. 285-291].
Однако в генеалогических изысканиях вопросы, связанные с чайной торговлей, не находят полного отражения, поскольку в России купеческие семьи, в том числе торговавшие чаем, были неустойчивы: они то входили в купеческое сословие, то выходили из него [1: с. 7, 11-17]. Основные капиталы чаеторговые кланы сформировали лишь в XIX веке, поэтому дореволюционные специалисты по генеалогии просто не успели в должной мере описать родословные новых богачей. На сегодняшний день существует одно отличное исследование о роде московских чаеторговцев Боткиных, проведённое Б.Ф. Егоровым [16]. Правда, в центре внимания ученого находится культурологическая проблематика, а не собственно торговля чаем.
В ряде современных исследований авторы проводят небольшие генеалогические изыскания по отдельным регионам [15; 22 и др.]. Но эти исследования, порой, неполны и поверхностны [9; 17 и др.], материал из них приходится извлекать по крупицам. Автор статьи частично заполнил имеющийся пробел [34].
Архивный материал по чаеторговле (в первую очередь — по городу Москве), обнаружен нами в ряде архивов. В ЦИАМ уже удалось обнаружить информацию о десяти фирмах, торговавших чаем в России. Основной массив фондов ЦИАМ — бухгалтерская документация чаеторговых фирм, редко встречаются материалы личного характера (ЦИАМ. фф. 173, 199, 759, 766, 768, 943, 948, 1219, 1393, 1397, 2209, 2232). Материал, связанный с историей чайной торговли, хранится также в ряде других архивов (РГВИА. фф. 423, 424, 447; РГАЛИ. фф. 54, 2571; ИРЛИ РАН. фф. 365, 9029; ОПИ ГИМ. ф. 122; ГАРФ. фф. 14, 58, 102). Таким образом, современные научные исследования, посвящённые истории чая и чаеторговли, отсутствуют. Однако архивный материал позволяет проводить исследования по истории чая.
Чай появляется в России при царе Михаиле Фёдоровиче, но поначалу его использовали как лекарство [37: с. 140-165]. Чай считается традиционным русским напитком, и уже с конца XIX века он лишь немного уступал по своей популярности водке [35: с. 70-76].
В XVII веке чай не играл никакой роли в русской внешней и внутренней торговле. О начале коммерческих поставок в Россию чая из Китая, можно говорить только начиная с 1697 г. В XVIII веке чай в Россию завозили и из Китая и с европейских ярмарок; указания на это можно найти у исследователей истории купечества [29: с. 404-405].
В конце XVIII - начале XIX веков чай был очень редким и элитным напитком. Вспомним поговорку, записанную Далем: «Кяхтинский чай, да Муромский калач, — полдничает богач». Впечатляюще звучит фраза той эпохи, означавшая удачно проведённое время: «чайку покушать, да органчика послушать». Простым людям оставалось в то время, вероятно, утешать себя выражением «чай, кофей — не по нутру; была бы водка по утру» [14: т. 2. с. 233, 241, 260].
Фольклор представляет особый интерес для исследователей, так как он отражает эволюцию отношения народа к этому напитку от неприятия до включения в обыденную жизнь [14; 18 и др.]. В то же время, в ряде специализированных научных исследований содержатся ошибки [32]. Культуролог М.С. Симакова ошибочно утверждает, что лишь с конца 80-х - начала 90-х гг. XIX века «чай стал пользоваться спросом в среде рабочих и крестьян» [32: с. 24].
Широко распространённым, по её мнению, чай становится в народе лишь в середине ХХ века [32: с. 24-25]. Это не соответствует действительности. Автор делает такое безапелляционное заключение на основе научно-популярных книг по кулинарии В.В. Похлёбкина и опросе трех сельских жительниц Тульской области, родившихся, соответственно, в 1919, 1925 и 1927 гг., то есть после революции 1917 г., в период Гражданской войны, когда хозяйство страны было разрушено.
На протяжении XVII—XVIII веков Россия знала только Китайский чай. Это был чай лучших сортов, качественно более высокий, чем употреблявшийся в Европе. Только с конца XIX века на мировые рынки начинает поступать чай из Индии и Цейлона, тогда же он приходит в Российскую империю [37: с. 405-412 и др.].
К концу XIX века существовало не менее 12 ключевых маршрутов, по которым чай попадал в Россию, о чем уже приходилось писать [33: с. 53-55]. Транспортировка осуществлялась в «цибиках» (оплетённых камышом и обшитых кожей ящиках). Чай поступал в Россию из Китая напрямую, как караванами по суше, так и, позднее, по морю до дальневосточных портов. Среди караванных путей было несколько маршрутов, Кяхта (город в Бурятии) была наиболее крупным центром.
В XVIII веке чай поступал в Россию и с европейских ярмарок. Со второй половины XIX века чай начали активно доставлять в Одессу морем. Периодически действовали пути доставки чая из Великобритании и кругосветными экспедициями. Сухопутный караванный путь из внутреннего Китая через пустыни, степи и горы был крайне сложен. Это был один из «старых» путей, действовавших с начала XVIII века. Климатические условия в ряде областей Монголии, через который везли чай, были экстремальные [33: с. 53-55].
До 1917 г. выбор сортов чая у жителя Российской империи был несравнимо шире, чем у европейца. Известный хулитель России маркиз Адольф де Кюстин отмечал: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи... деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нём пьют» [26: т. 1. с. 317].
Заметим, что крестьяне пьют чай из самовара. Самовар — исключительно русское изобретение. В Китае чай традиционно подогревали в котелках, а в Японии долгое время использовали специальные горелки, которые подогревали чай ровно до 60°С. Самовар разогревает воду сильнее, но, как и в Японии, не позволяет ей перекипать. Мало кто знает, что самовар изначально использовали для приготовления традиционного русского напитка — сбитня (напиток на основе мёда с добавлением пряностей). Только много позже самовар стал прочно ассоциироваться с чаем.
Качество подаваемого в России чая поразило даже предвзято настроенного Адольфа де Кюстина: «На столе сверкает медный самовар и заварочный чайник. Чай и здесь такой же хороший, умело заваренный, а если вам не хочется пить его просто так, везде найдется хорошее молоко. Когда столь изящное питьё подают в чулане, обставленном, словно гумно — «гумно» я говорю из вежливости, — мне сразу вспоминается испанский шоколад» [26: т. 1. с. 365].
Почти сразу за распространением чая начался бум сопутствующих товаров: специальные «чайные» печенья, конфеты, пряники. Этому немало способствовала и дороговизна сахара, который к началу XIX века в России был только тростниковый и завозился из-за границы.
Кстати говоря, пить чай с солёным огурцом придумали также в России (не позднее середины XIX века). До сих пор такая закуска к чаю вызывает даже у многих россиян состояние, близкое к культурному шоку. Поддержку чай нашёл в Москве, так как Петербург, следуя европейской моде, «пробавлялся кофеем». Первыми массовыми потребителями чая, уже к началу XIX века стали купцы, быстро смекнув, что за чашкой чая можно вести свои дела.
С начала XIX века чай пили, в основном, в трактирах, закусывая его калачом и, в свободное от переговоров время, чай порой чередовали с водкой. Так называемые «чайные» появились в России позже, когда свою деятельность активно разворачивали Общества Трезвости.
Появление чайных стимулировалось низкими налогами, а продажа в них алкоголя запрещалась. Запрет этот, однако, повсеместно нарушался. Подходя к чайным, москвичи часто видели нетрезвых сограждан и пьяные драки: почти во всех чайных из-под полы торговали водкой.
Чайные порождали вокруг себя определённый центр силы, сформировали особую городскую субкультуру. Если вокруг кабаков и других злачных заведений постоянно крутилась полиция, то чайные вызывали меньший интерес властей, и это позволяло владельцам чайных «крышевать» игорный бизнес, проституцию и торговлю спиртными напитками (ГАРФ: ф. 102. дд. 52-53).
С конца XIX века библиотеки, которые Общества Трезвости организовывали при чайных, стали центрами революционной пропаганды. Так чай становится частью новой культуры — революционной.
Ближе к 1860-м гг. у москвичей появилась мода — устраивать летом гуляния в парках, на которые ездили компаниями и захватывали самовары. Эта мода на гуляния затем быстро распространилась на всю Россию.
Авторы воспоминаний о второй половине XIX века довольно часто пишут о летних гуляниях в парках Москвы и о самоварщицах, продающих чай гуляющим. Позднее, в конце XIX в., на улицах Москвы, прямо под открытым небом или под небольшим навесом, стали разворачивать столовые, где подавали чай [23: с. 153 и др.].
В ряде регионов империи (Сибирь и Средняя Азия) чай прижился, во многом, из-за климатических условий. В Средней Азии в жару горячий чай утолял жажду. В Сибири путешественникам и торговцам без чая практически невозможно было сохранять свою работоспособность. Например, в Забайкалье в 1850-х гг., когда морозы достигали минус 35°С чай был практически незаменим: «Для ночлега разгребают в снегу яму, расстилают медвежьи шубы, дохи и кладут на них постели. Отужинав, раздеваются до рубашки, бросаются в постель, укрываются шубами, одеялами и в ногах разводят большой огонь. К утру же, когда пора вставать, путешественник быстро выскакивает из постели, одевается с неимоверной поспешностью и бросается к пылающему огню и кипящему чайнику! Так ездят в Сибири в Удьское, Колыму, Туруханск; так ездили из Горбицы в Стрелку!» [38: с. 149].
Во второй половине XIX века чай появляется как важный элемент довольствия в войсках. Чай стали выдавать солдатам, проходившим службу в сложных условиях (пример — Сибирь) и во время военных действий тем, кто находился в дозорах. Но употребление чая не стало массовым.
Сложности с чайным довольствием в войсках продолжали сохраняться вплоть до конца 1905 г.: об этом свидетельствует брошюра П. Кочергина «Нужды русского солдата». Автор призывал ввести чайное довольствие для «нижних чинов», выдавая солдатам по три фунта чая в год, на что потребовалось бы всего лишь 4 рубля 40 копеек в год на одного солдата [7: с. 361-362]. Автор считал, что у солдата, привыкшего на гражданке к чаю, от его отсутствия падает боевой дух [7: с. 340-341, 358].
Доходы казны от одной лишь пошлины на ввозимый в страну чай к концу
XIX века составляли до 200 миллионов кредитных рублей в год! Приведём усреднённый график суммы пошлины за ввозимый в Россию чай по пятилетиям (за 50 лет) [37: с. 709-710]:
• при мерная сумм а пошлины с официально ввозимого в Россию чая (в млн. рубл. кредити.)
200 150 100 50 0
Кроме пошлины государство и местные власти получали дополнительные налоги: от розничной продажи, сборы за торговлю на ярмарках, и т.д.
1841-
1845
1S4&
1850
18511855
1896-
1800
13Є1
1865
18ЄЄ-
1870
1871-
1875
187Є-
1880
1881-
1885
1888-
1890
Динамика развития русского чайного рынка была просто фантастическая. Ценность только официально ввезённого в Российскую империю и легально растаможенного чая переваливала к концу XIX века за 300 миллионов кредитных рублей в год [37: с. 709-710]:
■^^“примерная це нност ь офици апьн о ввозимого в Россию чая (в млн. руб л. кредити.)
■ ■ ■ ■—
1841- 1846- 1851- 1868- 1861- 1866- 1871- 1876- 1881- 18861845 1850 1855 1860 1865 1 870 1875 1880 1885 1 880
Обращает на себя внимание, что большой период времени (вплоть до конца XIX века) значительная часть средств от торговли чаем уходила государству в виде пошлины, различных налогов и сборов.
Необходимо добавить, что около 30% чая ввозилось в Российскую империю нелегально: 1) напрямую из Китая; 2) через Среднюю Азию; 3) по пути
из Великобритании (через Финляндию). И по ряду других контрабандных ка-
налов [33: с. 53-55].
По самым скромным подсчётам в период 1881-1885 гг. реальная стоимость всего чая («белый» легальный + «серый» некорректно растаможенный + «чёрный» контрабандный), по нашим оценкам, могла достигать 480-500 кредитных млн. руб.
Цены на чай в течение всего XIX века падали, и к концу столетия у крупных фирм имелся самый разнообразный ассортимент марок чаёв: от полутора копеек (!) в бумажном мешочке, до десятков рублей за различные «царские» и «императорские» чаи в стеклянных, жестяных и даже хрустальных чайницах. Солидные фирмы отпускали чай потребителю, по его запросу, даже от нескольких грамм (ЦИАМ: оп. 1. д. 10 и др.)!
Реклама чаеторговых фирм очень разнообразна. Особенный интерес представляет газетная реклама (как с точки зрения оформления, так и с точки зрения марок чая, и публикуемых цен) [3; 19]. Но в имеющихся исследованиях чайная тематика рассмотрена крайне слабо [4; 5; 40].
К концу XIX века, когда конкуренция на чайном рынке сильно выросла, многим фирмам пришлось активно применять и нестандартные ходы для продвижения своей продукции. К интересным рекламным ходам можно отнести появление, например, встроенной в рекламный плакат системы с отображением маршрутов: поворот колёсика открывал номера маршрутов в одном окошечке и список остановок на этом маршруте в другом. Так выглядела одна из реклам фирмы «Сергей Васильевич Перлов». Человек сразу понимал, с каким номером ему нужен трамвай [35: с. 29, илл. - с. 77].
Другой действенный рекламный ход — развлечения, конструктивно встроенные в жестяные банки — примеры такой рекламы имеются в активе Товарищества «Караван». Реклама была рассчитана на детей, дабы они с малолетства, привязывались к продукции фирмы [35: с. 32].
Чаем в Москве начинали торговать выходцы из Франции, чьи магазины были расположены на Кузнецком мосту, русские же были на вторых ролях. Несколько лавок русских купцов до 1812 г. имелось на Красной площади [41: с. 80-83, 226-231 и др.].
После 1812 г., французы уходят в тень, а их место в теперь уже сверх-прибыльном деле занимают немцы и евреи. Много было в Москве и русских купцов-чаеторговцев, в том числе бывших сибиряков, перебравшихся сюда на старости лет.
Уже с XVIII века фиксировалось большое количество подделок чая, когда его подкрашивали различными веществами, смешивали разные сорта и урожаи разных сезонов и сборов (чай первого сбора всегда был более качественным и дорогим), спитой чай перерабатывали в «новый» и т.д. В Москве жители целого этнического квартала промышляли сбором спитого чая и переработкой его в «новый» [37: с. 86-138 и др.].
Капиталы чаеторговцев, сколоченные на чайной торговле, часто инвестировались в промышленность. Для примера можно привести клан Вогау-Марк-Банза-Шумахеры [36; 42]. Этот клан сколотил свои капиталы на торговле чаем и красками для тканей. Изначально чаем торговал сам «Торговый дом Вогау и Ко», а затем чайные активы были выделены в отдельное Товарищество «Караван». Все акции «Каравана» находились в руках клана Вогау. Вогау инвестировали свои капиталы в тяжёлую промышленность, банковскую сферу, производство сахара. Торговлю автомобилями вела семья Марк, входящая в этот клан.
Чаеторговцы или их потомки становились известными медиками, коллекционерами, художниками и специалистами в области живописи, даже революционерами [16: с. 14-15, 17-20; 34: с. 21-58].
Чайная торговля в России в XIX веке была настолько доходной, что ею занималась и знаменитая Российско-Американская компания (РАК) [30: с. 18-78, 146-148 и др.].
Подводя итог сказанному, можно указать на крайне низкую проработанность данной темы современными исследователями, на наличие ошибок и неточностей в отдельных работах. Имеющиеся источники, однако, позволяют достаточно полно описать эту исключительно интересную тему. Чай, придя в Россию, стал неотъемлемой частью культуры и превратился в национальный напиток, история которого оказалась забытой.
Литература
1. Аксёнов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в.: Из истории формирования русской буржуазии / А.И. Аксёнов. - М.: Наука, 1988. - 189 с.
2. Архангельская И. Д. Из истории ярмарок в России / И.Д. Архангельская // Вопросы истории. - 2001. - № 11-12. - С. 136-139.
3. Асс А. Россия в картинках: Художественный и промышленный альбом / А. Асс. - Одесса: б/и, 1902-1903. - 56 с.
4. БабуринаН. И. Русский плакат (конец XIX - начало ХХ века). - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 193 с.
5. БриленковаА. В. Коммерческая реклама в России: 1861-1917 гг.: Дис. ... к.и.н. / А.В. Бриленкова. - СПб.: СПГУ, 2007. - 208 с.
6. Бурышкин П. А. Москва купеческая: Мемуары / П.А. Бурышкин. - М.: Высшая школа, 1991. - 352 с.
7. Быт русской армии XVШ - начала XX века / Автор-сост.: С.В. Карпущенко. -М.: Военное издательство, 1999. - 366 с.
8. Владимиров А. П. Чай и вред его для телесного здоровья, умственный, нравственный и экономический / А.П. Владимиров. - Вильно: Б/и, 1874. - 203 с.
9. ВорожбитоваМ. В. Повседневный уклад жизни московского населения середины XVIII века (по материалам канцелярии конфискации): Дис. ... к.и.н. / М.В. Ворожбитова. - М.: МГУ, 2004. - 378 с.
10. Выпей чайку, забудешь тоску: Москва чайная / Е.А. Тончу. - М.: ИД ТОНЧУ, 2006. - 176 с.
11. Гиляровский В. А. Мои скитания / В.А. Гиляровский. - Архангельск; Вологда: Наука и техника, 1987. - 477 с.
12. Гиляровский В. А. Москва и москвичи / В.А. Гиляровский. - М.: Правда, 1985. - 528 с.
13. Григорьев Я. И. Чай: [Очерк] / Я.И. Григорьев. - Б/м.: Б/и, 1855. - 120 с.
14. Даль В. И. Пословицы русского народа: Сборник: В 2-х тт. / В.И. Даль. -Т. 1-2. - М.: Художественная литература, 1984. - Т. 1. - 383 с.; Т. 2. - 383 с.
15. Деловая элита старой Сибири: исторические очерки. - Новосибирск: Сова, 2005. - 264 с.
16. Егоров Б. Ф. Боткины / Б.Ф. Егоров. - СПб.: Наука, 2004. - 320 с.
17. Есиева И. В. Купеческая династия Ушковых: Первая половина XIX в. -1918 г.: Дис. ... к.и.н. / И.В. Есиева. - Казань: КГУ, 2004. - 226 с.
18. Иванов Е. П. Меткое московское слово / Е.П. Иванов. - М.: Московский рабочий, 1982. - 320 с.
19. Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни «Нива», издаваемый А.Ф. Марксом. - 1896-1909 гг.
20. Катц К. В. Чаетовары (чай, кофе, какао и суррогаты) и сахар. - М.: Центросоюз, 1927. - 140 с.
21. Коломийцов Н. П. Чай. Мировая торговля чаем и вопрос о казённой чайной монополии в России / Н.П. Коломийцов. - М.: Типография Т-ва Рябушинских, 1916. - 164 с.
22. Комлева Е. В. Енисейское и купечество (последняя четверть XVIII - первая половина XIX века) / Е.В. Комлева. - М.: Академия, 2006. - 384 с. + 16 с. вклейка.
23. Константин Коровин вспоминает. / Авторы-сост.: И.С. Зильберштейн, В.А. Сам-ков. - 2-е изд., доп. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 608 с.
24. Крит Н. Материалы для обсуждения вопросов о чайной торговле / Н. Крит. -СПб.: б/и, 1864. - 375 с.
25. Кюстин А. де. Николаевская Россия / А. де. Кюстин. - М.: Терра, 1990. - 288 с.
26. Кюстин А. де. Россия в 1839 году: В 2-х тт. / А. де. Кюстин. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 528 с.
27. Любименко В. Н. Чай и его культура в России / В.Н. Любименко. - Петроград: 1-ая государственная типография, 1919. - 82 с.
28. ПайпсРичард. Россия при старом режиме / Ричард Пайпс. - М.: Независимая газета, 1993. - 424 с.
29. Перхавко В. Б. История русского купечества / В.Б. Перхавко. - М.: Вече, 2008. - 512 с.
30. Петров А. Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867) / А.Ю. Петров. - М.: Наука, 2006. - 316 с.
31. Прейскурант Товарищества «Караван», Москва. - М.: б/и, б/г. [начало ХХ века]. - 36 с.
32. Симакова М. С. Традиционная поэтическая образность (чай, сласти) в любовных частушках: Дис. ... канд. филолог, наук / М.С. Симакова. - М.: МГУ, 2006. -222 с.
33. Соколов И. А. Пути транспортировки чая в Российскую империю и внутри неё: конец XVIII - начало ХХ веков // Соколов И. А. Чай и водка в русской рекламе
XIX - начала ХХ веков / И.А. Соколов, А.А. Назукина. - Приложение. - М.: Спут-ник+, 2008. - 104 с.
34. Соколов И. А. Чаеторговцы Москвы, члены их семей, некоторые предки и отдельные потомки: 1700-1990-е годы: биографический справочник / И.А. Соколов. -М.: Спутник+, 2008. - 180 с.
35. Соколов И. А. Чай и водка в русском быту второй половины XIX - начала
XX века / И.А. Соколов, А.А. Назукина. - М.: Спутник+, 2008. - 89 с.
36. СоловьёваЮ. Н. Российский бизнес семейства Вогау. - М.: б/и, 2006. - 76 с.
37. Субботин А. П. Чай и чайная торговля в России и других государствах: производство, потребление и распределение чая. - СПб.: Типография Северного телеграфного агентства, 1892. - 708 с.
38. Туманик Е. Н. Сведенья о Восточной Сибири и её Приморской области в «Живописном альбоме» Гектора Бильдзукевича / Е.Н. Туманик // Сибирский плавильный котёл: социально-демографические процессы в Северной Азии XVI - начала XX века: Сборник научных статей. - Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2004. - 234 с.
39. Тярин Николай. Записки о поездке на Нижегородскую ярмарку Московской практической академии воспитанника Николая Тярина / Николай Тярин. - М.: б/и, 1827. - 38 с.
40. Увлекательный мир московской рекламы XIX - начала XX века / Автор-сост.: Н.М. Карась. - М.: Музей истории города Москвы, 1996. - 74 с.
41. Французские первопоселенцы в Москве и некоторые потомки: Сборник. -М.: Волслав, 2005. - 376 с.
42. Marc Walter. Erinnerungen eines Unternehmers im Moskauer Wogau-Konzern / Walter Marc. - St. Petersburg: Olearius Press, 2004. - 159 s.
Literatura
1. Aksyonov A. I. Genealogiya moskovskogo kupechestva XVIII v.: Iz istorii formirovaniya russkoy burzhuazii / A.I. Aksyonov. - M.: Nauka, 1988. - 189 s.
2. Arhangelskaya I. D. Iz istorii yarmarok v Rossii / I.D. Arhangel'skaya // Voprosy istorii. - 2001. - № 11-12. - S. 136-139.
3. Ass A. Rossiya v kartinkah: Hudozhestvennyy i promyshlennyy al’bom / A. Ass. -Odessa: b/i, 1902-1903. - 56 s.
4. Baburina N. I. Russkiy plakat (konets XIX - nachalo HH veka). - L.: Hudozhnik RSFSR, 1988. - 193 s.
5. Brilenkova A. V. Kommercheskaya reklama v Rossii: 1861-1917 gg.: Dis. ... k. i. n. / A.V. Brilenkova. - SPb.: SPGU, 2007. - 208 s.
6. Buryshkin P A. Moskva kupecheskaya: Memuary / P.A. Buryshkin. - M.: Vys-shaya shkola, 1991. - 352 s.
7. Byt russkoy armii XVIII - nachala XX veka / Avtor-sost.: S.V. Karpuschenko. -M.: Voennoe izdatel’stvo, 1999. - 366 s.
8. Vladimirov A. P. Chay i vred ego dlya telesnogo zdorov’ya, umstvennyy, nravst-vennyy i ekonomicheskiy / A.P. Vladimirov. - Vil’no: B/i, 1874. - 203 s.
9. Vorozhbitova M. V. Povsednevnyy uklad zhizni moskovskogo naseleniya serediny XVIII veka (po materialam kantselyarii konfiskatsii): Dis. ... k.i.n. / M.V. Vorozhbitova. -M.: MGU, 2004. - 378 s.
10. Vypey chayku, zabudesh’ tosku: Moskva chaynaya / E.A. Tonchu. - M.: ID TON-ChU, 2006. - 176 s.
11. Gilyarovskiy V. A. Moi skitaniya / V.A. Gilyarovskiy. - Arhangel’sk; Vologda: Nauka i tehnika, 1987. - 477 s.
12. Gilyarovskiy V. A. Moskva i moskvichi / V.A. Gilyarovskiy. - M.: Pravda, 1985. -528 s.
13. Grigor’ev Ya. I. Chay: [Ocherk] / Ya.I. Grigor’ev. - B/m.: B/i, 1855. - 120 s.
14. Dal’V. I. Poslovitsy russkogo naroda: Sbornik. V 2-h tt. / V.I. Dal’. - T. 1-2. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1984. - T. 1. - 383 s.; T. 2. - 383 s.
15. Delovaya elita staroy Sibiri: istoricheskie ocherki. - Novosibirsk: Sova, 2005. -264 s.
16. Egorov B. F. Botkiny / B.F. Egorov. - SPb.: Nauka, 2004. - 320 s.
17. EsievaI. V. Kupecheskaya dinastiya Ushkovyh: Pervaya polovina XIX v. - 1918 g.: Dis. ... k.i.n. / I V. Esieva. - Kazan’: KGU, 2004. - 226 s.
18. IvanovE. P. Metkoe moskovskoe slovo / E.P. Ivanov. - M.: Moskovskiy rabochiy, 1982. - 320 s.
19. Illyustrirovannyy zhurnal literatury i sovremennoy zhizni «Niva», izdavaemyy A.F. Marksom. - 1896-1909 gg.
20. Katts K. V. Chaetovary (chay, kofe, kakao i surrogaty) i sahar. - M.: Tsentrosoyuz, 1927. - 140 s.
21. Kolomiytsov N. P. Chay. Mirovaya torgovlya chaem i vopros o kazyonnoy chaynoy monopolii v Rossii / N.P. Kolomiytsov. - M.: Tipografiya T-va Ryabushinskih, 1916. -164 s.
22. Komleva E. V. Eniseyskoe i kupechestvo (poslednyaya chetvert’ XVIII - pervaya polovina XIX veka) / E.V. Komleva. - M.: Akademiya, 2006. - 384 s. + 16 s. vkleyka.
23. Konstantin Korovin vspominaet. / Avtory-sost.: I.S. Zil’bershteyn, V.A. Sam-kov. - 2-e izd., dop. - M.: Izobrazitel’noe iskusstvo, 1990. - 608 s.
24. Krit N. Materialy dlya obsuzhdeniya voprosov o chaynoy torgovle / N. Krit. -SPb.: b/i, 1864. - 375 s.
25. Kyustin A. de. Nikolaevskaya Rossiya / A. de. Kyustin. - M.: Terra, 1990. - 288 s.
26. Kyustin A. de. Rossiya v 1839 godu: V 2-h tt. / A. de. Kyustin. - M.: Izd-vo im. Sa-bashnikovyh, 1996. - 528 s.
27. Lyubimenko V. N. Chay i ego kul’tura v Rossii / V.N. Lyubimenko. - Petrograd: 1-aya gosudarstvennaya tipografiya, 1919. - 82 s.
28. Payps Richard. Rossiya pri starom rezhime / Richard Payps. - M.: Nezavisimaya gazeta, 1993. - 424 s.
29. Perhavko V. B. Istoriya russkogo kupechestva / V.B. Perhavko. - M.: Veche, 2008. -512 s.
30. Petrov A. Yu. Rossiysko-amerikanskaya kompaniya: deyatel’nost’ na otechestven-nom i zarubezhnom rynkah (1799-1867) / A.Yu. Petrov. - M.: Nauka, 2006. - 316 s.
31. Preyskurant Tovarischestva «Karavan», Moskva. - M.: b/i, b/g. [nachalo XX veka]. - 36 s.
32. SimakovaM. S. Traditsionnaya poeticheskaya obraznost’ (chay, slasti) v lyubovnyh chastushkah: Dis. . kand. filolog. nauk / M.S. Simakova. - M.: MGU, 2006. - 222 s.
33. Sokolov I. A. Puti transportirovki chaya v Rossiyskuyu imperiyu i vnutri neyo: konets XVIII - nachalo XX vekov // Sokolov I. A. Chay i vodka v russkoy reklame XIX - nachala
XX vekov / I.A. Sokolov, A.A. Nazukina. - Prilozhenie. - M.: Sputnik+, 2008. - 104 s.
34. Sokolov I. A. Chaetorgovtsy Moskvy, chleny ih semey, nekotorye predki i otdel’nye potomki: 1700-1990-e gody: biograficheskiy spravochnik / I.A. Sokolov. - M.: Sputnik+, 2008. - 180 s.
35. Sokolov I. A. Chay i vodka v russkom bytu vtoroy poloviny XIX - nachala
ХХ veka / I.A. Sokolov, A.A. Nazukina. - M.: Sputnik+, 2008. - 89 s.
36. Solov’yova Yu. N. Rossiyskiy biznes semeystva Vogau. - M.: b/i, 2006. - 76 s.
37. Subbotin A. P. Chay i chaynaya torgovlya v Rossii i drugih gosudarstvah: proiz-vodstvo, potreblenie i raspredelenie chaya. - SPb.: Tipografiya Severnogo telegrafnogo agentstva, 1892. - 708 s.
38. Tumanik E. N.Sveden'ya o Vostochnoy Sibiri i eyo Primorskoy oblasti v «Zhivopisnom al'bome» Gektora Bil'dzukevicha / E.N. Tumanik // Sibirskiy plavil'nyy kotyol: sotsial'no-demograficheskie protsessy v Severnoy Azii XVI - nachala XX veka: Sbornik nauchnyh statey. - Novosibirsk: Sibirskiy Hronograf, 2004. - 234 s.
39. Tyarin Nikolay. Zapiski o poezdke na Nizhegorodskuyu yarmarku Moskovskoy prakticheskoy akademii vospitannika Nikolaya Tyarina / Nikolay Tyarin. - M.: b/i, 1827. -38 s.
40. Uvlekatel'nyy mir moskovskoy reklamy XIX - nachala XX veka / Avtor-sost.: N.M. Karas'. - M.: Muzey istorii goroda Moskvy, 1996. - 74 s.
41. Frantsuzskie pervoposelentsy v Moskve i nekotorye potomki: Sbornik. - M.: Volslav, 2005. - 376 s.
42. Marc Walter. Erinnerungen eines Unternehmers im Moskauer Wogau-Konzern / Walter Marc. - St. Petersburg: Olearius Press, 2004. - 159 s.