Научная статья на тему 'ChatGPT и традиционные СМИ: сравнение и интерпретация представлений о национальном имидже Китая в 2020 году'

ChatGPT и традиционные СМИ: сравнение и интерпретация представлений о национальном имидже Китая в 2020 году Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ChatGPT / СМИ / национальный имидж / "Жэньминь жибао" / PRC / ChatGPT / media / national image / People's Daily

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжан Ваньи

Традиционные средства массовой информации (СМИ) всегда играли важную роль в формировании имиджа страны. ChatGPT — это языковая модель с высокой способностью к самообучению. ChatGPT основана на большом количестве данных, собранных из Интернета, включая информацию с веб-страниц, книг, новостных сообщений и т.д., и обучается и применяется по принципу пары "вопрос-ответ" или диалога. В конечном итоге ChatGPT способен генерировать человекоподобные текстовые ответы путем масштабного обучения и настройки. Сравнивая восприятие национального имиджа Китая в 2020 г. по данным ChatGPT и электронной версии ";Жэньминь жибао", данное исследование ставит своей целью изучить влияние различных СМИ на формирование имиджа страны и причины этого влияния. Представлен контекст представления технологии ChatGPT и ее влияния на восприятие национального имиджа. В данной статье первоначально излагается алгоритм и способы представления данных в ChatGPT. Далее описываются результаты работы ChatGPT и представление газетой ";Жэньминь жибао" национального имиджа Китая в 2020 году. В итоге, на основе сравнительного анализа имиджа Китая, сформированного ChatGPT и ";Жэньминь жибао", объясняются причины различий между формированием имиджа Китая ChatGPT и ";Жэньминь жибао" с точки зрения источников данных, алгоритмических моделей и позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ChatGPT and traditional media: comparing and interpreting perceptions of China's national image in 2020

Traditional media have always played an important role in shaping the image of a country. ChatGPT is a highly selflearning language model. ChatGPT is based on a large amount of data collected from the Internet, including information from web pages, books, news reports, etc., and is trained and applied using the principle of questionanswer pairs or dialogue. Ultimately, ChatGPT is capable of generating human-like text responses through extensive training and tuning. By comparing the perception of China's national image in 2020 according to ChatGPT and the electronic version of People's Daily, this study aims to explore the influence of different media on the formation of the country's image and the reasons for this influence. The context of the presentation of ChatGPT technology and its influence on the perception of national image is presented. This paper initially outlines the algorithm and ways of presenting data in ChatGPT. Then, the results of ChatGPT and the representation of China's national image in 2020 by People's Daily newspaper are described. In the end, based on the comparative analysis of China's image formed by ChatGPT and People's Daily, the reasons for the differences between ChatGPT and People's Daily formation of China's image in terms of data sources, algorithmic models and positions are explained.

Текст научной работы на тему «ChatGPT и традиционные СМИ: сравнение и интерпретация представлений о национальном имидже Китая в 2020 году»

ChatGPT и традиционные СМИ: сравнение и интерпретация представлений о национальном имидже Китая в 2020 году

Чжан Ваньи

аспирант, кафедра востоковедения, направление «международные отношения», Национальный исследовательский Томский государственный университет, doudoutang1222@sina.com;

Традиционные средства массовой информации (СМИ) всегда играли важную роль в формировании имиджа страны. ChatGPT — это языковая модель с высокой способностью к самообучению. ChatGPT основана на большом количестве данных, собранных из Интернета, включая информацию с веб-страниц, книг, новостных сообщений и т.д., и обучается и применяется по принципу пары "вопрос-ответ" или диалога. В конечном итоге ChatGPT способен генерировать человекоподобные текстовые ответы путем масштабного обучения и настройки.

Сравнивая восприятие национального имиджа Китая в 2020 г. по данным ChatGPT и электронной версии "Жэньминь жибао", данное исследование ставит своей целью изучить влияние различных СМИ на формирование имиджа страны и причины этого влияния. Представлен контекст представления технологии ChatGPT и ее влияния на восприятие национального имиджа. В данной статье первоначально излагается алгоритм и способы представления данных в ChatGPT. Далее описываются результаты работы ChatGPT и представление газетой "Жэньминь жибао" национального имиджа Китая в 2020 году. В итоге, на основе сравнительного анализа имиджа Китая, сформированного ChatGPT и "Жэньминь жибао", объясняются причины различий между формированием имиджа Китая ChatGPT и "Жэньминь жибао" с точки зрения источников данных, алгоритмических моделей и позиций. Ключевые слова: КНР, ChatGPT, СМИ, национальный имидж, "Жэньминь жибао"

сч о сч

in

1. Введение

1.1 История исследования

Традиционные средства массовой информации (СМИ) всегда играли важную роль в формировании имиджа страны. Освещая и комментируя такие события, как внутренняя и внешняя политика страны, текущие общественные события, СМИ способны донести до внешнего мира те ценности и политические позиции, которые государство формулирует внутри, кроме того, важной составляющей является улучшение внешнего имиджа и углубление представления международного сообщества о своей стране.

В то время как традиционные СМИ формируют имидж страны, новые технологии стремительно меняют процесс его формирования. Например, появление ChatGPT (чат-бота с искусственным интеллектом) поставило новые задачи в формировании имиджа страны. Технология ChatGPT — это технология искусственного интеллекта, основанная на языковой модели, которая обучается на больших объемах текстовых данных для генерирования информации, доступной для человека. Хотя возможности ChatGPT в области интеллекта и обработки языка существенны уже в том, что он способен дать общее представление о той или иной стране в политической, экономической и культурной сферах с точки зрения имиджа государства. Однако стоит отметить, что представления ChatGPT о стране формируются на основе введенных в него данных, а дезинформация и недостаток фоновых знаний о стране могут привести к непониманию и негативным последствиям в международном сообществе относительно поведения страны в дипломатической сфере, и такие неверные представления очень легко распространяются в виде стереотипов, что еще больше способствует политической поляризации.

Введя ключевое слово "ChatGPT" в Китайской национальной базе данных (Chinese National Knowledge Infrastructure, CNKI), в результате выборки мы получили в общей сложности 1688 статей. Большинство из них посвящено влиянию ChatGPT на различные отрасли,

например, изучению проблем, связанных с использованием ChatGPT в сфере образования, и влиянию ChatGPT на бухгалтерскую отчетность. Кроме того, в некоторых статьях анализируются характеристики и технические основы ChatGPT. Однако при вводе двух ключевых слов "ChatGPT" и "национальный имидж" в рамках представленной базы данных CNKI было обнаружено всего две статьи.

1.2 Значимость исследования

Исследовательская значимость данной статьи заключается в следующем:

Во-первых, в работе представлено применение технологии ChatGPT в восприятии имиджа страны. С развитием и применением технологии ChatGPT все больше и больше людей начинают использовать контент, генерируемый технологией ChatGPT, для получения нужных им знаний, к которым относится и имидж страны. В данной статье представлено применение технологии ChatGPT в области формирования имиджа страны, что сравнивается с имиджем страны, формируемым традиционными СМИ, для выявления сходств и различий между ними.

Во-вторых, в данной работе исследуется национальный имидж Китая в 2020 году. 2020 год выбран в качестве объекта исследования потому, что это критическое время для вспышки коронавируса, и действия китайского правительства на ранней и поздней стадиях эпидемии привлекают большое внимание. На примере 2020 года в данной статье будет проведено сравнение различий между ChatGPT и традиционными СМИ в формировании национального имиджа Китая с особым акцентом на имидже Китая в период эпидемии.

В-третьих, в данной статье будет проанализирован ряд положительных и отрицательных воздействий, которые ChatGPT может оказывать на дипломатов и сотрудников традиционных СМИ. Изучение технологии ChatGPT позволит лучше понять, как она влияет на восприятие международным сообществом национального имиджа страны и интерпретацию ее внешней политики, что послужит справочным материалом для правительств, дипломатов и практиков СМИ.

2. Восприятие ChatGPT национального имиджа Китая в 2020 году

2.1 Алгоритм ChatGPT

ChatGPT — это языковая модель с высокой способностью к самообучению. ChatGPT основана на большом количестве данных, собранных из Интернета, включая информацию с веб-

страниц, книг, новостных сообщений и т.д., и обучается и применяется по принципу пары "вопрос-ответ" или диалога. В конечном итоге ChatGPT способен генерировать человекоподобные текстовые ответы путем масштабного обучения и настройки.

2.2 Восприятие ChatGPT национального имиджа Китая в 2020 году

С точки зрения ChatGPT, имидж страны можно оценить по следующим аспектам: экономическая мощь, политическая стабильность, культурное влияние, научно-технический инновационный потенциал, уровень социального благосостояния, международное сотрудничество и внешняя политика[2, с.19-21].

Отвечая на вопрос "Каким США видят национальный имидж Китая в 2020 году", ChatGPT придерживается следующих взглядов:

Во-первых, экономическая конкуренция. Некоторые считают, что быстрое экономическое развитие Китая угрожает экономическим интересам США, особенно по таким вопросам, как дефицит торгового баланса и защита интеллектуальной собственности.

Во-вторых, политические институты. Некоторые обеспокоены тем, что политическая система Китая может создавать проблемы для демократии и прав человека, а также озабочены подходом Китая к внешней политике и внутреннему управлению.

В-третьих, управление эпидемиями. Вспышка COVID-19, источником которого, по мнению США, является Китай, вызвала озабоченность в США и во всем мире, а также различные мнения о том, как Китай справился с этой вспышкой и насколько прозрачна была информация.

В-четвертых, устойчивое развитие. Некоторые думают, что Китай должен взять на себя большую ответственность за охрану окружающей среды и устойчивое развитие и предпринимать более активные действия по снижению выбросов углекислого газа и загрязнения окружающей среды.

В-пятых, региональное лидерство. ChatGPT считает, что Китай играет важную роль в азиатском регионе, а некоторые, возможно, полагают, что участие и позиция Китая в региональных делах затрагивает интересы США и региональную стабильность.

Отвечая на вопрос "Каково восприятие Россией национального имиджа Китая в 2020 году", ChatGPT считает:

Что касается экономического сотрудничества, то Россия и Китай имеют тесные экономические связи, особенно в сфере торговли и

(0

и *

о

X

а

а

и о т

V

сч о сч

ю

энергетики. В результате некоторые могут рассматривать Китай как важного экономического партнера, играющего положительную роль в экономическом развитии России.

Что касается политических союзов, то Россия и Китай занимают схожие политические позиции по ряду международных вопросов, таких как неприятие вмешательства во внутренние дела, суверенитет и принцип многополярности. В результате некоторые могут рассматривать присутствие Китая как важного союзника России на международной арене.

В геополитическом плане рост и расширение влияния Китая в Азии также может рассматриваться как часть интересов России. Для России развитие хороших отношений с Китаем может способствовать укреплению ее геополитических позиций в азиатском регионе.

Что касается способности Китая справляться со вспышками болезней, то, по мнению ChatGPT, успех Китая в борьбе со вспышкой COVID-19 в 2020 году был признан многими странами на мировом уровне. Россия также взаимодействует с Китаем в области разработки вакцин и сотрудничества. В результате некоторые могут считать, что Китай принял эффективные меры по борьбе с коронавирусом.

3. Формирование национального имиджа Китая под влиянием газеты "Жэньминь жи-бао"

3.1 Влияние газеты "Жэньминь жибао" на общество

Во-первых, газета "Жэньминь жибао" является одним из основных пропагандистских средств массовой информации Коммунистической партии Китая (КПК) и занимает очень важное место в общественно-политической жизни страны. В силу официального характера "Жэньминь жибао" и большой читательской аудитории публикуемые в ней новости и актуальные политические комментарии часто становятся важными темами общественно-политической жизни Китая и оказывают сильное влияние на общественное мнение.

Во-вторых, "Жэньминь жибао" располагает группой высококлассных и профессиональных редакторов, репортеров и экспертов, чьи репортажи и комментарии позволяют лучше удовлетворять потребности читателей в знаниях.

В-третьих, "Жэньминь жибао" демонстрирует точку зрения Китая и рассказывает о нем через новости, что способствует лучшему пониманию Китая международным сообществом и укреплению китайского дискурса и международного влияния.

В-четвертых, "Жэньминь жибао" еще издается в электронном виде на нескольких языках. В ней публикуется большое количество культурных репортажей, комментариев и тематических статей, что способствует взаимообмену между представителями разных культур и взаимопониманию между народами разных стран. Кроме того, с тех пор как 1 июля 1985 года газета "Жэньминь жибао" открыла свое зарубежное издание. В 2007 году зарубежное издание "Жэньминь жибао" совместно с зарубежными китайскоязычными СМИ были выпущены Британский еженедельник, Итальянский еженедельник, Канадский еженедельник и т.д.. Это способствовало более широкому распространению новостей Китая, привлечению иностранных читателей и расширению его международного влияния.

Одним словом, являясь одним из важнейших органов выражения общественного мнения правительства Китая и Коммунистической партии Китая (КПК), "Жэньминь жибао" играла важную роль во все исторические периоды революции, строительства и реформ в Китае. В то же время, будучи одним из самых влиятельных СМИ в Китае, "Жэньминь жибао" предоставляет международному сообществу возможность видеть Китай, способствует обмену и взаимопониманию в области политики, экономики, культуры и дипломатии, а также более широко распространяет голос Китая по всему миру.

3.2 Национальный имидж Китая, сформированный газетой "Жэньминь жибао" в 2020 году

В период с 1 января по 31 декабря 2020 года газета "Жэньминь жибао" опубликовала в общей сложности 11 426 новостных сообщений, охватывающих широкий спектр тем, включая политику, экономику, культуру, науку и технику, партийное строительство, правовое государство, науку и технику, образование, жизнеобеспечение населения, научную деятельность и т.д., из которых около 4 000 сообщений были опубликованы в разделе "Основные события".

Основываясь на новостях в области экономики, политики, культуры, науки и техники, социального обеспечения, экологии, международного сотрудничества и обменов, которые "Жэньминь жибао" будет публиковать в разделе "Основные события" в течение всего 2020 года, "Жэньминь жибао" подчеркивает следующие аспекты формирования национального имиджа Китая в 2020 году:

Во-первых, ответственный Китай и сплоченный китайский народ. "Жэньминь жибао" подчеркивает быстрое реагирование Китая в

борьбе с эпидемией COVID-19 и позитивные меры, принятые для достижения жесткого контроля над распространением эпидемии. Кроме того, Китай делится своим успешным опытом и технологиями в области профилактики и борьбы с эпидемиями, оказывает медицинскую и материальную помощь и поддержку другим странам, что отражает китайский дух глобального сотрудничества и получило высокую оценку международного сообщества. Так, в первой половине 2020 г. в газете "Жэньминь жибао" последовательно публиковались отчеты о встречах министра иностранных дел Ван И с министрами иностранных дел Новой Зеландии, Пакистана, России, Германии, Турции, Малайзии, Ирана и других стран, в которых упоминались комментарии Всемирной организации здравоохранения о работе Китая во время вспышки эпидемии и высказывалось мнение, что политика Китая в области профилактики и контроля значительно превысила требования Международных медико-санитарных правил, а ряд министров иностранных дел выразил готовность оказать Китаю материальную медицинскую помощь, считая, что Китай способен обеспечить здоровье иностранных граждан в Китае, а также защитить своих собственных граждан, и твердо веря в то, что Китай одержит окончательную победу над эпидемией.

Во время эпидемии китайские медицинские работники всегда были на переднем крае борьбы с эпидемией: в самый сложный период эпидемии в провинции Хубэй из разных провинций Китая были направлены медицинские бригады для оказания индивидуальной помощи городам и поселкам провинции Хубэй, широкая общественность страны понимала и сотрудничала с политикой профилактики и борьбы с эпидемией, а зарубежные хуацяо также пытались найти способы закупки медицинских товаров за рубежом для поддержки больниц в Китае. В 2020 году газета "Жэньминь жибао" опубликовала ряд трогательных историй, демонстрирующих высокий профессионализм и чувство ответственности медицинских работников, а также взаимопомощь простых людей, таких как доктор Мин Цзунцзюань, хуацяо У Ган, полицейский Сюй Куй и т.д..

Во-вторых, имидж Китая как страны с быстрым восстановлением экономики и большим потенциалом экономического развития. После стабилизации эпидемии первая и главная проблема, стоящая перед Китаем, — это поэтапное возобновление работы и производства в различных отраслях.

Сначала, газета "Жэньминь жибао" обратила внимание на то, что экономика Китая быстро восстанавливается после коронави-руса. В новостях отмечаются решительные меры и политика макроконтроля, принятые партией и правительством Китая в ходе борьбы с эпидемией, такие как ряд мер поддержки традиционных трудоемких малых и средних предприятий, сильно пострадавших от эпидемии, например, снижение ставку по кредитам, облегчение регистрации самозанятых предпринимателей, снижение арендной платы и др.

Потом, "Жэньминь жибао" подчеркивает потенциал развития Китая в экономической сфере. Создание Хайнаньского порта свободной торговли в качестве новых ворот для выхода во внешний мир, а также инвестиции в размере 13,9 млрд. юаней в расширение нового района Биньхай в Тяньцзине свидетельствуют о стремлении ЦК КПК и правительства Китая к экономическому развитию. В то же время Китай продолжает поддерживать дружеские отношения с Россией и активно расширяет сотрудничество с европейскими и африканскими странами, что свидетельствует о решимости постэпидемического Китая решать внутренние и международные проблемы, а также о жизнестойкости и способности китайской экономики противостоять рискам.

В-последних, ЦК КПК и китайское правительство реально заботятся о благосостоянии людей.

Газета "Жэньминь жибао" за 2020 год рассказывает о политике и инициативах в ряде областей, таких как борьба с бедностью и содействие занятости, что свидетельствует об усилиях партии и правительства, направленных на обеспечение благосостояния народа. Кроме того, "Жэньминь жибао" всегда демонстрировала заботу партии и правительства о благе народа, неоднократно предлагала рассматривать благосостояние народа как важнейшее политическое достижение, что в полной мере свидетельствует о том, что партия и правительство всегда придерживались первоначального намерения и миссии служения народу и воплощали в политическую жизнь концепцию развития, ориентированную на интересы народа.

Например, 2020 год — завершающий год полного построения среднезажиточного общества в Китае, а также ключевой год борьбы за ликвидацию нищеты, в связи с чем китайское правительство всех уровней выпустило ряд документов, подчеркивающих важность точной борьбы с бедностью, и активно продвигают процесс индивидуальной помощи отсталым деревням и поселкам со стороны экономически

(0

и *

о

X

а

а

и о т

V

2 0

сч ю

развитых городов и регионов. В то же время правительство продолжает уделять внимание деревням, вырвавшимся из нищеты, чтобы не допустить их возвращения в нищету и повторного обнищания.

В январе 2020 г. газета "Жэньминь жибао" опубликовала "Мнения о содействии развитию коммерческого страхования в сфере социальных услуг", в котором обращается внимание на большое количество ограничений, высокое страховое покрытие и малое количество страховых продуктов для пожилых людей при покупке коммерческого страхования. С апреля 2020 г. Министерство образования Китая делает все возможное, чтобы помочь выпускникам расширить каналы трудоустройства и получения образования, в том числе информирует государственные предприятия и центральные предприятия о предоставлении дополнительных рабочих мест в период эпидемии, субсидирует прием на работу выпускников малыми и средними предприятиями, предоставляет выпускникам больше информации о вакансиях, чтобы эффективно решить проблемы трудоустройства выпускников.

Таким образом, "Жэньминь жибао" создает имидж страны, где партия и правительство заботятся о благополучии народа и ориентированы на него.

В-третьих, имидж Китая с самобытной культурой. "Жэньминь жибао" делает акцент на передаче и распространении китайской культуры. Например, газета "Жэньминь жибао" подчеркнула разнообразие традиционной китайской культуры и очарование китайского языка, сообщив, что в университете Ломе в Того (западноафриканская страна) открыт первый факультет китайского языка, число студентов, обучающихся китайскому языку в зарубежных Институтах Конфуция, достигло нового рекордного уровня, а Египет организовал участие студентов, изучающих китайский язык, в конкурсах, посвященных китайскому языку или китайской культуре.

Помимо того, в ответ на вмешательство США во внутренние дела Китая и вмешательство в дела Специального административного района Гонконг газета "Жэньминь жибао" не раз использовала несколько страниц в разделе "Основные события" для публикации резкого осуждения действий США со стороны Канцелярии по делам Гонконга и Макао Госсовета КНР, пресс-секретарей Канцелярии по связям с Гонконгом Центрального народного правительства КНР, а также документа, подписанный миллионами жителей Гонконга против вмешательства США в дела Гонконга, демонстрируя имидж

страны, решительно отстаивающей суверенитет.

3.3 Сравнительный анализ национального имиджа Китая, сформированного ChatGPT и "Жэньминь жибао"

Между национальным имиджем Китая, формируемым ChatGpt и "Жэньминь жибао", существуют различия, особенно в восприятии имиджа Китая в 2020 году Соединенными Штатами.

Во-первых, в вопросе экономического развития США делают акцент только на угрозе экономического развития Китая для своего собственного развития, игнорируя факт о том, что Китай на собственные силы выстроил богатую и сильную страну, а также внес вклад в дело борьбы с бедностью в мире. Имидж Китая, созданный газетой "Жэньминь жибао", — это образ страны, активно возобновляющей производство и работу после эпидемии, инвестирующей и строящей инфраструктуру, активно расширяющей внутренний спрос, осваивающей внешнюю торговлю и сотрудничество и в то же время не боящейся внутренних и внешних экономических вызовов.

Во-вторых, что касается вопроса о политической системе, то США рассматривают Китай как страну, не придающую значения правам человека и демократическому поведению. Газета "Жэньминь жибао", напротив, утверждает, что Китай — развивающаяся страна и что построение прав человека и демократии — это длительный и сложный процесс. В то же время можно подчеркнуть, что китайское правительство всегда стремилось к повышению уровня жизни населения, защите его прав и интересов и добилось в этом больших успехов. В Китае постоянно создается и совершенствуется ряд законов, нормативных актов и механизмов, обеспечивающих основные права людей.

Что касается усилий по предотвращению эпидемий и борьбе с ними, то, как видно из ответа ChatGpt, США считают, что политика и меры по предотвращению эпидемий в Китае не соответствуют действительности, а в новостях об эпидемии не хватает прозрачности. Напротив, газета "Жэньминь жибао" перепечатала оценку Всемирной организацией здравоохранения китайских мер по предотвращению эпидемий, поскольку инициативы Китая вышли далеко за рамки требований Международных медико-санитарных правил. Кроме того, почти половина раздела "Основные события" газеты "Жэньминь жибао" 2020 была посвящена материалам, связанным с профилактикой и борьбой с эпидемией, об этом не упомянул ChatGpt.

В конце концов, по вопросу об устойчивом развитии. ChatGPT дал ответ, что, по мнению США, Китай должен взять на себя большую ответственность за охрану окружающей среды и устойчивое развитие, предпринимать более активные действия по сокращению выбросов углерода и загрязнения. Газета "Жэньминь жи-бао", напротив, высказала мнение, что «зеленое» развитие Китая вносит важный вклад в глобальное экологическое управление.

Ответы ChatGPT на вопрос "Как США и Россия воспринимают национальный имидж Китая в 2020 году?" имеют как сходства, так и различия.

Сходство точек зрения заключается в том, что и США, и Россия очень тесно сотрудничают с Китаем в области энергетики, торговли и инвестиций. Согласно данным ежегодной ситуации с импортом и экспортом в 2020 году, опубликованным Информационным управлением Госсовета КНР в январе 2021 года, общий объем двусторонней торговли товарами между Китаем и США в 2020 году составил около 4 трлн. юаней, что составляет 12,6% от общего объема импорта и экспорта Китая за тот же пе-риод[4]. По данным Федеральной таможенной службы РФ, за 10 месяцев 2020 года объем торговли России с Китаем составил 18,4% от общего объема внешнеторгового импорта и экспорта, достигнув рекордного уровня. Китай по-прежнему остается самым крупным торговым партнером России. Поэтому обе стороны признают экономические успехи Китая в 2020 году[1].

Причины расхождения во взглядах между США и Россией заключаются в следующем: Во-первых, США и Россия по-разному смотрят на экономическое развитие Китая. США больше беспокоит влияние экономического развития Китая на их собственные интересы, особенно по таким вопросам, как дефицит торгового баланса и защита интеллектуальной собственности. Россия, напротив, рассматривает Китай как важного экономического партнера и положительно относится к его экономическому развитию. Во-вторых, США и Россия занимают отличные от Китая политические позиции в некоторых международных делах. США более осторожно и осмотрительно относятся к политической системе и внешней политике Китая, озабочены вопросами демократии и прав человека. Россия же рассматривает Китай как важного союзника на международной арене, уважает суверенитет и целостность КНР, принцип многополярности и не вмешивается во внутренние дела Китая. В-третьих, по вопросу об устойчи-

вом развитии. ChatGPT дал ответ, что, по мнению США, Китай должен взять на себя большую ответственность за охрану окружающей среды и устойчивое развитие, предпринимать более активные действия по сокращению выбросов углерода и загрязнения. Газета "Жэнь-минь жибао", напротив, высказала мнение, что «зеленое» развитие Китая вносит важный вклад в глобальное экологическое управление.

4. Причины различий между ChatGPT и "Жэньминь жибао" в формировании национального имиджа Китая

4.1 Различия в источниках данных

Источниками данных для ChatGPT в основном служат многочисленные веб-страницы, социальные сети, новостные сообщения и другая текстовая информация. Эти источники информации весьма обширны и включают в себя множество точек зрения с различными позициями, некоторые из которых даже содержат предвзятость. ChatGPT проходит масштабное обучение на этих данных и, таким образом, испытывает влияние этой информации при формировании ответов.

В отличие от этого, "Жэньминь жибао", являясь официальным китайским СМИ, черпает свои данные в основном из пресс-релизов и отчетов китайских чиновников, которыми руководствуется правительство. "Жэньминь жибао" в целом публикует больше сообщений, в которых подчеркивается позитивное содержание, например, о политике правительства, крупных национальных достижениях, мотивированности трудящихся, что создает положительный имидж страны.

Таким образом, различия в источниках данных ChatGPT и "Жэньминь жибао" приводят к различиям в их восприятии национального имиджа Китая: ChatGPT в большей степени отражает представление различных точек зрения в Интернете, в то время как "Жэньминь жибао" делает больший акцент на положительном имидже правительства. А когда об одном и том же событии сообщают разные СМИ, представляющие разные национальные интересы, это может привести к формированию разных национальных образов стран, участвующих в этом событии, и вызвать разные мнения и восприятие общественностью образа той или иной страны.

4.2 Различия в алгоритмических моделях

ChatGPT использует методы глубокого автономного обучения для изучения лингвистических правил и закономерностей путем обра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(0

и *

о

X

а

а

а) о т

V

3 2

о

сч

ю

ботки больших объемов текстовой информации. Он не обладает способностью проводить интервью и начинать расследования и уязвим перед ограничениями, связанными с вводом в него ошибочных данных. Это может привести к тому, что ChatGPT будет неверно понимать контекст или распространять предвзятость при освещении дипломатической деятельности, что может негативно сказаться на имидже Китая.

Алгоритмическая модель, используемая газетой "Жэньминь жибао", — это прежде всего мышление и суждения редакторов и журналистов. Хотя алгоритмы могут использоваться для некоторого автоматизированного набора и редактирования, написание и принятие решений по выпуску новостей осуществляется в основном персоналом. Редакторы и репортеры "Жэньминь жибао" будут профессионально подготовлены, они будут выбирать темы, интервью, суждения и высказывания, исходя из ценностей новостей, направлений государственной политики и позитивного имиджа, который необходимо передать. Такая человеческая субъективность делает информацию, передаваемую СМИ, более достоверной, а их политическую позицию — более устойчивой.

Таким образом, различия в алгоритмических моделях ChatGPT и "Жэньминь жибао" приводят к различиям в том, как они представляют национальный образ Китая. Национальный образ, воспринимаемый ChatGPT, более открыт и разнообразен, в то время как сообщения "Жэньминь жибао" являются продуктом и суждением профессиональных редакторов и репортеров после отбора, оценки и рационального мышления, и поэтому национальный образ, представляемый "Жэньминь жибао", является более рациональным.

4.3 Разница в позициях

Разработчиком и сопровождающим ChatGPT является компания OpenAI, которая занимается разработкой передовых технологий обработки естественного языка для улучшения взаимодействия человека и компьютера и содействия человеческому общению. Основной интерес OpenAI заключается в обеспечении превосходных технических характеристик и коммерческого продвижения, что будет способствовать постоянному улучшению сферы применения и пользовательского опыта.

Как одно из важнейших официальных средств массовой информации Китая, "Жэнь-минь жибао" ориентируется в основном на Центральный комитет Коммунистической партии

Китая и правительство страны. Являясь официальным представителем национального имиджа Китая, "Жэньминь жибао" призвана пропагандировать политику и намерения партии и правительства, чтобы донести до мировой общественности идею развития, прогресса и стабильности Китая. Поэтому, формируя национальный имидж Китая, "Жэньминь жибао" отдает предпочтение позитивной рекламе и официальной позиции, которая создает образ позитивности, уверенности в себе и сильного лидерства.

Таким образом, различия между ChatGPT и "Жэньминь жибао" в формировании национального имиджа Китая обусловлены их позицией и интересами: ChatGPT не свойственно отстаивать определенную политическую позицию при автоматической генерации контента, вместо этого он уделяет больше внимания технической оптимизации и удобству использования. С другой стороны, газета "Жэньминь жи-бао", как правило, придерживается определенной политической позиции в своих материалах, уделяя больше внимания поддержанию стабильности политики правительства и имиджа страны. Таким образом, они демонстрируют разные установки и тенденции в обработке, отборе и выражении информации. Это может привести к тому, что когнитивные результаты ChatGPT будут отличаться от традиционных СМИ, представляя собой потенциальную угрозу для дипломатии.

5. Влияние ChatGPT на международных дипломатов, сотрудников традиционных СМИ

ChatGPT оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на международных дипломатов и сотрудников традиционных СМИ.

Положительное влияние ChatGPT на международных дипломатов и сотрудников традиционных СМИ проявляется в следующих аспектах:

Во-первых, ChatGPT эффективно способствует межкультурной коммуникации дипломатов и сотрудников традиционных СМИ. ChatGPT может выступать в качестве инструмента перевода, помогая дипломатам и сотрудникам СМИ с разных стран общаться друг с другом. Он помогает устранить языковые барьеры и облегчить общение между участниками внешнеполитической деятельности, способствуя тем самым сотрудничеству и взаимопониманию.

Во-вторых, ChatGPT позволяет оперативно предоставлять дипломатам и представителям

традиционных СМИ необходимую информацию. ChatGPT может оказывать помощь во время встреч и переговоров. Он может быстро предоставлять информацию и справочные данные, помогая дипломатам принимать компромиссы и решения, а сотрудникам традиционных СМИ — узнавать больше о справочных данных.

В-третьих, ChatGPT позволяет повысить эффективность работы дипломатов и медиа-практиков. ChatGPT может анализировать и интегрировать данные, быстро написать репортажи, что позволяет дипломатам и медиа-практикам экономить время на выполнении простых задач. В результате специалисты могут направить больше сил на решение ключевых вопросов и продвижение иностранных дел.

Негативное влияние ChatGPT на международных дипломатов и сотрудников традиционных СМИ проявляется в недостоверности информации, отсутствии эмоциональной вовлеченности и рационального мышления, а также в угрозе личной жизни и национальной информационной безопасности.

Во-первых, недостоверность информации. В ChatGPT отсутствует возможность проверки и подтверждения информации, поэтому предоставляемые сведения могут быть неправильными. Это может привести к принятию неверных решений дипломатами, неточным сообщениям СМИ, основанным на неверной информации, недопониманию читателей, распространению и расширению такого недопонимания и предвзятости с неизмеримой скоростью и масштабами.

Во-вторых, отсутствие эмоций и рационального мышления. ChatGPT — это инструмент, который не может обладать человеческими эмоциями и рациональным мышлением. В дипломатии важно использовать эмоции и интуицию, чтобы понять и разобраться в сложных межличностных отношениях, но ChatGPT не может предоставить такие человеческие качества и опыт. При подготовке новостей, хотя ChatGPT может быстро и механически написать простые репортажи, описывающие новостные события, когда речь идет о текущих политических комментариях и отзывах, ChatGPT не способен давать идеальные ответы, как профессиональные специалисты в области СМИ.

В-третьих, ChatGPT ставит под угрозу неприкосновенность частной жизни и национальную информационную безопасность. ChatGPT будет учиться на информации, вводимой отдельными пользователями, но это может повлечь за собой обмен и хранение конфиден-

циальной информации. Кроме того, иностранные дела обычно связаны с информацией уровня национальной безопасности, поэтому использование ChatGPT может нести двойной риск для личной жизни и информационной безопасности страны.

Заключение

Сравнивая и интерпретируя репрезентации национального имиджа Китая в ChatGPT и традиционных СМИ, автор данного исследования выявляет различия между ними и их влияние на национальный имидж. Исследование показало, что различия в источниках данных, алгоритмических моделях, установках и других факторах обусловливают различия в репрезентации национального имиджа Китая в ChatGPT и "Жэньминь жибао". Эти различия оказывают существенное влияние на восприятие национального имиджа Китая, и к ним следует отнестись со всей серьезностью. В эпоху развития интернет-технологий мы должны в полной мере осознавать, какое влияние на дипломатию и СМИ страны оказывает бесконтрольное распространение фейк-ньюса и закрепление поступающей дезинформации с помощью цифровых технологий.

Решение проблемы негативного влияния фейк-ньюса на имидж страны в международном сообществе — сложная задача, требующая многоуровневых стратегий и сотрудничества, эффективного государственного регулирования и введения законов и нормативных актов для борьбы с бесконтрольным распространением фальшивых новостей, соблюдения профессиональной этики работниками СМИ, бойкота фейк-ньюса и проверки подлинности новостных событий, а также укрепления способности общества к анализу, независимого мышления и повышения новостной грамотности.

С точки зрения предотвращения распространения и закрепления ложной информации в ChatGPT предполагается, что соответствующие технические специалисты разработают алгоритмы выявления фейковых новостей или создадут систему мониторинга в режиме реального времени для быстрого выявления потенциальных фейковых новостей.

В общем, совместные усилия правительства, СМИ, технологических компаний и общественности, а также активный обмен мнениями и сотрудничество со стороны международного сообщества необходимы как для решения проблемы фальшивых новостей, так и для предотвращения распространения и закрепления ложной информации со стороны ChatGPT.

и

и *

о

X

а

а

а) о т

V

Литература

1. Товарооборот между Китаем и Россией // Информационно-аналитическое агентство. 2021-01-15.

2. Фань Хун, Хэ Цзяюй. Национальный имидж Китая с точки зрения ChatGPT: Анализ и размышления // Международная коммуникация. №4 2023.с.19-21.

3. Чжан Хунчжун, Хуан Минли и др. Техническая логика, социальное влияние и коммуникационное будущее ChatGPT // Газета Цзянсий-ского педагогического университета, №56(2) 2023.с.24-31.

4. Чжао Лимэй. Объем двусторонней торговли товарами между Китаем и США в 2020 году составит 4,06 трлн. юаней, увеличившись на 8,8% // Китайская молодежная газета. 202101-14.

5. Чжу Гуаньхуэй, Ван Сивэнь. Режим работы, ключевые технологии и будущее ChatGPT // Газета Синьцзянского педагогического университета. №4(44) 2023.с.113-121.

6. Lian Manor. Opinion - ChatGPT and the Threat to Diplomacy https://www.e-ir.info/2023/04/07/opinion-chatgpt-and-the-threat-to-diplomacy/

ChatGPT and traditional media: comparing and interpreting perceptions of China's national image in 2020

Zhang Wanyi

Tomsk State University

Traditional media have always played an important role in shaping the image of a country. ChatGPT is a highly self-learning language model. ChatGPT is based on a large amount of data collected from the Internet, including information from web pages, books, news reports, etc., and is trained and applied using the principle of question-answer pairs or dialogue. Ultimately, ChatGPT is capable of generating human-like text responses through extensive training and tuning.

By comparing the perception of China's national image in 2020 according to ChatGPT and the electronic version of People's Daily, this study aims to explore the influence of different media on the formation of the country's image and the reasons for this influence. The context of the presentation of ChatGPT technology and its influence on the perception of national image is presented. This paper initially outlines the algorithm and ways of presenting data in ChatGPT. Then, the results of ChatGPT and the representation of China's national image in 2020 by People's Daily newspaper are described. In the end, based on the comparative analysis of China's image formed by ChatGPT and People's Daily, the reasons for the differences between ChatGPT and People's Daily formation of China's image in terms of data sources, algorithmic models and positions are explained.

Keywords: PRC, ChatGPT, media, national image, People's Daily

References

1. Trade turnover between China and Russia // Information

and Analytical Agency. 2021-01-15.

2. Fan Hong, He Jiayu. National image of China from the point

of view of ChatGPT: Analysis and reflections // International Communication. No. 4 2023.p.19-21.

3. Zhang Hongzhong, Huang Minli and others. Technical logic,

social influence and communication future of ChatGPT // Newspaper of Jiangxi Normal University, No. 56(2) 2023.p.24-31.

4. Zhao Limei. The volume of bilateral trade in goods between

China and the United States in 2020 will be 4.06 trillion. yuan, increasing by 8.8% // Chinese youth newspaper. 2021-01-14.

5. Zhu Guanhui, Wang Xiwen. Mode of operation, key technologies and the future of ChatGPT // Newspaper of Xinjiang Normal University. No. 4(44) 2023.p.113-121.

6. Lian Manor. Opinion - ChatGPT and the Threat to Diplomacy https://www.e-ir.info/2023/04/07/opinion-chatgpt-and-the-threat-to-diplomacy/

(0 СЧ

о

СЧ

in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.