DOI: 10.24412/1994-3776-2023-1-57-61 УДК: 316.4
А.В.Резаев, Н.Д.Трегубова
CHATGPT И ПЯТЬ УРОКОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ «ИСКУССТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ»
A. Rezaev, N. Tregubova. ChatGPT and five lessons for higher education in the
era of "artificial sociality"
Аннотация. В статье рассматривается проблема изменений в сфере высшего образования, связанных с распространением цифровых технологий в целом и технологий искусственного интеллекта (ИИ) в частности. Пандемия COVID-19 ускорила процессы цифровой трансформации университетов, которые делают возможным более активное и разноплановое использование технологий ИИ студентами, преподавателями и управленцами. Новые технологии ИИ, такие как ChatGPT, ставят серьезные вопросы о формах, содержании и целях высшего образования в современном мире. Размышляя об этих вопросах, авторы формулируют пять уроков для высшей школы в условиях развития «искусственной социальности».
Ключевые слова: искусственный интеллект, искусственная социальность, высшее образование, удаленное образование, цифровая трансформация, ChatGPT.
Контактная информация: Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9, тел.: (812) 710 00 77, e-mail: [email protected]; [email protected].
Abstract. The paper addresses the problem of changes in higher education that come with the spread of digital technologies and the advancement of artificial intelligence (AI) in people's everyday life. The COVID-19 pandemic has sped up digital transformation in universities, enabling students, faculty members, and administrators to use more active and diverse AI technologies. New AI instruments and models such as ChatGPT raise severe questions about higher education's forms, content, and purposes. Reflecting on these issues, the authors formulate five lessons for higher education in the "artificial sociality" era.
Keywords: artificial intelligence, artificial sociality, higher education, distance learning, digital transformation, ChatGPT.
Contact information: Universitetskaya Emb.7/9, St Petersburg 199034, phone: 8 812 710 00 77, e-mail: [email protected]; [email protected].
Для написания этой статьи есть, минимум, два повода, которые можно свести к одной проблеме.
В последние годы администраторы, преподаватели, студенты обсуждают преимущества и недостатки «удаленного обучения» (distance learning). Пандемия COVID-19 не начала, но усилила и ускорила процессы перехода образования, в том числе, высшего, на удаленный и «смешанный» форматы. Последствия пандемии для образования, реакции людей (управленцев, студентов, преподавателей) на новые правила и практики сегодня активно обсуждаются в специальной литературе.2
Резаев Андрей Владимирович - доктор философских наук, профессор, руководитель Международной исследовательской лаборатории ТАНДЕМ Санкт-Петербургского государственного университета. Трегубова Наталья Дамировна - кандидат социологических наук, доцент кафедры сравнительной социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
A.Rezaev - prof. Dr. habil., Professor, Director of International Research Laboratory TANDEM, St. Petersburg State University.
N. Tregubova -PhD in Sociology, Associate Professor of Comparative Sociology Chair, St. Petersburg State ©Резаев А.В., Трегубова Н.Д.,
2 См., например, специальный выпуск журнала «Мониторинг общественного мнения» о высшем образовании в условиях пандемии [3].
Спустя два с небольшим года после того, как университеты полностью перешли на «удаленное», точнее - интернет-обучение и виртуальные системы, а затем установили своеобразные «гибридные» отношения с Интернетом, университеты сталкиваются с новыми проблемами, которые обусловливаются распространением в повседневной жизни инструментов искусственного интеллекта (ИИ). То, что было неявным, становится явным/очевидным.
Особенно активно эти проблемы обсуждаются в связи с появлением ЗД а10РТ - чат-бота, который способен создавать тексты почти любого жанра, от школьных сочинений до программного кода1
Приходит время осознать, насколько наивными были академические работники относительно возможностей всемирных сетей, самообучающихся компьютерных моделей. Пандемия и новые инструменты искусственного интеллекта изменят университеты навсегда2. Без сомнения. На наших глазах происходит трансформация всей системы образования: начальное, среднее, высшее. Но принципиальные изменения, как нам представляется, в первую очередь затронут высшее образование.
Здесь мы бы хотели поразмышлять о том, какие уроки для высшей школы можно извлечь из повсеместного распространения технологий ИИ в структурах и процессах высшего образования.
«Искусственная социальность» в высшей школе
Между распространением удаленного образования и использованием технологий ИИ, на первый взгляд, мало общего.
Удаленное образование3 - инициатива «сверху», организованная администрацией университетов или (иногда) самими преподавателями. Использование ChatGPT -инициатива «снизу», в первую очередь - от самих студентов.
Удаленное обучение регламентируется юридическими документами и подстраивается под существующие этические нормы. Практики обращения к ChatGPT находятся - скажем мягко - в «серой зоне» этического и юридического регулирования.
Наконец, организация удаленного обучения - процесс поэтапный и вряд ли неожиданный. А возможности ChatGPT стали новостью для многих, даже технически грамотных людей.
Вместе с тем, обе инновации имеют нечто общее: они уменьшают долю «человеческого» в образовательном процессе. При удаленном обучении между студентом и преподавателем, встают компьютерные системы и алгоритмы. Эти системы меняют не только форму, но и содержание того, что участники процесса могут сообщить друг другу. А технологии, подобные ChatGPT, уже самих людей делают посредниками в коммуникации между алгоритмами: студент создает работу с помощью чат-бота, преподаватель проверяет ее на антиплагиат с помощью специальных алгоритмов.
Эти тенденции соотносятся с тем, что мы выделяем как два фактора развития искусственной социальности: становление онлайн-культуры и развитие искусственного
1 ChatGPT был создан компанией OpenAI и «открыт» для публичного использования 30 ноября 2022 года. Обзор возможностей и ограничений чат-бота см. в [2]. Обсуждение технических особенностей чат-бота можно найти здесь: [6].
2 В 2020 году на Всемирном Экономическом Форуме (ВЭФ) в Давосе было объявлено о «Великой перезагрузке» капитализма. Клаус Шваб, основатель и исполнительный директор ВЭФ заявил, что «каждая страна, от США до Китая, должна принять участие, и каждая отрасль, от нефти и газа до технологий, должна быть преобразована. Короче говоря, нам нужна «Великая перезагрузка» капитализма». Просто «перезагрузить» университеты, которые пришли в капитализм из феодализма, уже не получится.
3 Мы используем здесь термин, который является переводом английского «distance learning»; по сути, данный термин означает приобретение знаний в ситуации, когда существует дистанция между тем, кто знания предоставляет, и тем, кто их получает. Наверное, более точно говорить об интернет -образовании.
интеллекта [4]. Сама искусственная социальность понимается нами как эмпирический факт участия агентов ИИ в социальных взаимодействиях в качестве активных посредников или участников этих взаимодействий.
Взаимосвязь между развитием ИИ и онлайн-среды трудно не заметить:
• чем больше взаимодействий происходит онлайн, тем больше появляется данных для обучения новых технологий ИИ;
• чем больше взаимодействий проходит онлайн, тем больше люди привыкают общаться в том формате, который удобно воспроизвести с помощью ИИ;
• чем чаще и больше человек находится он-лайн, тем больше он привыкает к мысли, что его собеседник - возможно, не человек;
• чем больше создается технологий ИИ, тем легче организовать и контролировать он-лайн-среду;
• чем более удобными и выгодными становятся онлайн-взаимодействия, тем труднее в них не вступать - даже тем, кто предпочел бы этого не делать.
Кажется, что все логично, разумно и идет на пользу каждому участнику процесса (включая алгоритмы).
Но для высшей школы здесь возникает проблема. Личное общение - лицом к лицу: студентов с преподавателями, студентов со студентами, преподавателей с руководством, вспомогательного и технического персонала со студентами, преподавателями и руководителями, является отличительной чертой работы в университете. По крайней мере, так было раньше. И переход к новым техническим средствам общения ставит под вопрос уже само образование.
Приведем простой пример: письменный экзамен. В последние годы во многих университетах наблюдалась отчетливая тенденция замены устных ответов письменными работами. Приводились разные, часто - вполне убедительные доводы - о повышении объективности оценок, об облегчении апелляции студентам, и т.д.
В период пандемии письменные работы стали едва ли не единственным способом проверки знаний студентов. При этом оригинальность работы определялась уже не в беседе со студентом, а с помощью проверки работы на антиплагиат. Здесь проверяются не знания студента, а качество самой работы - кто бы ни был ее реальным создателем.
А сейчас GhatGPT создает тексты, которые, при небольшой доработке, удовлетворяют существующим в высшей школе критериям оценки. Это оригинальные (с точки зрения формальной проверки) тексты, которые не были созданы кем-то другим - они были созданы компьютерной программой.
Вот доведенное до логического конца развитие искусственной социальности. Вопрос в том, что здесь остается от образовательного процесса? Кто, кого и чему учит?
Между тем, устный экзамен, при всей его интер-субъективности, все еще способен проверить знания студента - в аргументации, в критике, в знакомстве с важными для предметной области фактами.
Еще один примечательный пример - поиск информации. За последние десятилетия практики поиска информации поменялись радикально [5]. Прошли времена, когда главным местом исследовательской работы была библиотека. Сегодня и преподаватели, и студенты ищут информацию преимущественно в сети Интернет - как на специализированных сайтах, так и в универсальных поисковиках.
Между тем, ChatGPT меняет саму идею поиска. Раньше человек искал информацию с помощью технических средств (библиотечные каталоги) и социальных рекомендаций (советы научного руководителя). Сейчас к ним добавились поисковые системы типа Google, которые выстраивают свои алгоритмы на основе обобщения социальных рекомендаций (прошлый выбор других пользователей). Эти системы облегчают (иногда -
усложняют), но не упраздняют задачу поиска. Технологии типа ChatGPT заменяют идею поиска информации идеей получения ответа.
'Bing', поисковик Microsoft, после появления ChatGPT становится совершенно другим не только по возможностям, но собственно говоря, приведет к переосмыслению того, что значит термин «поиск» с использованием инструментов ИИ. «Поиск» — это значит стать более информированным? это получение нового (?) знания? это проведение исследования?
Очевидно, что сегодня все существующие «поисковики» в той или иной степени предоставляют тому, кто запрашивает, не ту информацию, которую от «поисковиков» ожидают. Понятно, что задачи для поисковиков должны быть четкими и ориентированными на логику, присущую разработчикам компьютерных программ. Но в любом случае с появлением ChatGPT, очевидно, что наступает новый интересный этап конкуренции Google and Microsoft в «погоне» за клиентами, - представителями Homo Sapiens.
Итак, в условиях искусственной социальности появляются новые технологические возможности для реализации людьми (преподавателями, студентами, администраторами) своих целей [7]. Само появление новых технологий не является проблемой - проблемой становится то, как и с какими последствиями их используют люди. Любую технологию начиная с гвоздя или английской булавки можно использовать как во благо, так и во вред. Виноваты не технологии, но люди, или отношения между людьми.
И здесь мы бы хотели сформулировать пять уроков, которые можно извлечь из того, что мы уже наблюдаем в высшей школе по мере становления искусственной социальности.
Пять уроков для высшей школы
Первый урок, который следует выучить преподавателям высшей школы: со студентами можно и надо будет встречаться там, где они находятся в данный момент, виртуально и реально (физически). Надо сказать, что в целом преподавательский корпус в той или иной степени сумел адаптироваться к цифровым коммуникациям. Понятно, что кто-то лучше, кто-то хуже. Но тенденция зафиксирована. Некоторые преподаватели инициативно стали снимать видео и публиковать их в своих учетных записях YouTube, Facebook, TikTok, Instagram. Изменить данную тенденцию не получится.
Второй урок для университетов заключается в том, что в организации и проведении учебного процесса огромное значение имеют технические возможности данного университета. До, условно говоря, 2019 года организация интернет-коммуникации и инструментов для удаленного обмена сообщениями были скорее случайными и бессистемными в большинстве университетов. Теперь, когда преподаватели возвращаются к личному общению в зданиях университетов со студентами, именно они настаивают на том, чтобы интернет и электронные сети университета работали на «высшем уровне». Университет не сможет существовать без собственной «общинной» сети и современной виртуальной библиотеки электронных ресурсов.
Третий урок, который, может быть, является самым важным для осознания путей дальнейшего развития университетов: интернет-возможности и инструменты искусственного интеллекта расширяют и углубляют реалии искусственной социальности, взаимозависимости «человек-машина». Но это не означает отказа от базовых принципов образования. Образование перестает быть образованием, когда полностью отсутствует взаимодействие, общение между участниками процесса образования. Нет и не может быть образования вне общения студентов друг с другом, преподавателей друг с другом, студентов и научных руководителей.
Четвертый урок заключается в том, что преподавателям нужно будет учить новому и по-новому. Технологии, подобные ChapGPT и родственной ей Dall-E1 пишут сочинения и стихи, создают компьютерные программы и рекламные постеры, реферируют учебники и решают задачи. По сути, они делают то, что раньше делал студент-середнячок. Результат их работы нельзя назвать блестящим, но он вполне приемлем. Можно ожидать, что некоторые студенты - несмотря на любые запреты - станут пользоваться подобными технологиями. За ними, возможно, подтянутся и остальные. Следовательно, нужно учить студентов как ими пользоваться: как формулировать запрос, проверять информацию, дорабатывать результаты.
Наконец, пятый урок можно сформулировать так: университет готовит к жизни, а жизнь - это не только работа. Более того, есть предположение, что в условиях развития искусственной социальности работы для людей будет все меньше [1]. Как распорядиться освободившимся временем? Как найти занятие по душе? Как понять, где твой труд может быть востребован? И как грамотно использовать для этого инструменты искусственного интеллекта? Вот на какие вопросы должен быть способен ответить выпускник университета.
Литература
1. Ли К.-Ф. Сверхдержавы искусственного интеллекта: Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
2. Обзор ChatGPT с примерами использования в различных задачах // Хабр. 2022. 31 декабря. URL: https://habr.com/ru/post/708646/ (дата обращения: 17.02.2023).
3. Обухов А. С. Исследование образования в ситуации глобальных социальных трансформаций и «шоковых инноваций», вызванных пандемией COVID-19 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 4—10.
4. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35—47.
5. Утехин И. Поиск и его интерфейсы // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2019. Т. 11. № 1. С. 152-165.
6. ChatGPT with Rob Miles // Computerphile. URL: https://www.youtube.com/watch?v=viJt_DXTfwA (дата обращения: 17.02.2023).
7. Chu H.-Ch., Hwang G.-H., Tu Y.-F., Yang K.-H. Roles and research trends of artificial intelligence in higher education: A systematic review of the top 50 most-cited articles // Australasian Journal of Educational Technology. 2022. Vol. 38. No. 3. P. 22-42.
1 Dall-E - генератор изображений, созданный той же корпорацией, что и ChatGPT.