Научная статья на тему '«CHATEAU DE L'AME» КАЙИ СААРИАХО: ПОЭТИКА ВОКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ'

«CHATEAU DE L'AME» КАЙИ СААРИАХО: ПОЭТИКА ВОКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЙА СААРИАХО / «CHâTEAU DE L’âME» ТЕМБР / ГОЛОС / СОПРАНО / КОМПОЗИТОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Схаплок Галина Андреевна

Данная работа посвящена творчеству выдающегося композитора из Финляндии Кайи Саариахо. В статье рассматривается вокальный цикл «Château de l’âme» (Замок души, 1995-96 гг.) для сопрано, восьми женских голосов и оркестра, раскрывающий различные формы любви, которые способна испытывать женщина. Необычайно выразительные художественные образы, изысканная вокальная партия сопрано и тонкая оркестровка в полной мере определяют эстетические и художественные установки композитора и делают это произведение одним из самых красивых и необычных среди лирических вокальных опусов последних десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««CHATEAU DE L'AME» КАЙИ СААРИАХО: ПОЭТИКА ВОКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

Военный университет, г. Москва

E-mail: galundik@yandex.ru

Аннотация. Данная работа посвящена творчеству выдающегося композитора из Финляндии Кайи Саариахо. В статье рассматривается вокальный цикл «Château de l'âme» (Замок души, 1995-96 гг.) для сопрано, восьми женских голосов и оркестра, раскрывающий различные формы любви, которые способна испытывать женщина. Необычайно выразительные художественные образы, изысканная вокальная партия сопрано и тонкая оркестровка в полной мере определяют эстетические и художественные установки композитора и делают это произведение одним из самых красивых и необычных среди лирических вокальных опусов последних десятилетий.

Ключевые слова: Кайа Саариахо, «Château de l'âme» тембр, голос, сопрано, композитор.

Самый именитый и востребованный на сегодняшний день финский композитор Кайа Саариахо известна, по большей части, своими завораживающими оперными сочинениями. Саариахо пишет музыку для голоса на протяжении всей творческой жизни. У нее около пятидесяти вокальных опусов, включающих пьесы для голоса, вокальные циклы, сочинения для вокальных ансамблей, произведения для детского хора и смешанного хора, оперы, ораторию.

Примечательно, что начинает Саариахо свою карьеру именно в качестве вокального композитора. Ее первое сочинение, представленное публично -Bruden (Невеста, 1977) на слова Эдит Седерган для сопрано, двух флейт и ударных. С детства очарованная способностями человеческого голоса к речи, пению и выразительному дыханию, Саариахо стремится передать всю непосредственность вокального выражения, используя все возможные для этого средства. Отношение к голосу у нее трепетное, почти интимное. В вокальном письме композитор часто прибегает к шепоту и речи, - возможно для того, чтоб лучше прислушаться к собственному «внутреннему» голосу.

Вокальный язык Кайи Саариахо претерпел определенную эволюцию. Так, в композициях 80-х и начала 90-х годов, несомненно, ощущается влияние

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

постсериальной техники сочинения; произведения написаны в авангардной манере, в них доминируют атональные мелодические линии, контрапунктические приемы письма, нестандартное использование певческого голоса, обогащенного речью, шепотом, криком или вздохами. Со второй половины 1990-х годов мелодия - один из наиболее уязвимых аспектов современной композиции - становится важнейшим компонентом музыки Саариахо. Те мелодии, которые композитор создавала на раннем этапе творчества, повторно вошли в ее последующие сочинения в новой форме и с новым смыслом.

Вокальный цикл «Château de l'âme» (Замок души, 1995-1996) для сопрано, восьми женских голосов и оркестра знаменует собой переход к лирическому письму композитора. Сочинение было написано по заказу Бетти Фриман и Жерара Мортье для Зальцбургского фестиваля и посвящено дочери Саариахо Алисе и певице Дон Апшоу.

В этом произведении уже в зародыше проявляются те мотивы, на которых построена самая известная опера финки «Далекая любовь» (2000 г). Замысел «Замка души» - раскрыть различные формы любви, которые способна испытывать женщина. Тема женственности, размышления о предназначении женщины, ее отношениях с возлюбленным и, конечно, тема материнства глубоко волнуют Саариахо. Отчасти в силу ее принадлежности к женскому полу, отчасти в силу ожидания собственного ребенка во время работы над сочинением. Так или иначе, эволюция женского любовного чувства вписывается в общий контур всего произведения.

Название композиции заимствовано из мистического трактата святой Терезы Авильской «Внутренний замок». Пять песен цикла были написаны на древние индуистские и египетские тексты: La liane (Лиана I), A la terre (На земле), La liane (Лиана II), Pour repousser l'esprit (Прогоняя дух), Les formules (Формулы) [1].

Использование композитором древних текстов продиктовано ее желанием обратиться к чему-то незыблемому, вечному. Тексты, пришедшие из глубины веков, всегда кажутся значительными, обладают повышенным эмоциональным воздействием. В примечаниях к партитуре Саариахо приводит эти тексты в переводе на французский язык и дает некоторые пояснения по поводу их использования. Так, в первых трех частях сочинения тексты взяты из Атхарваведы («Веды заклинаний»), одной из четырех Вед — древних священных текстов индуизма на санскрите. Текст первой части «Лиана» (он также используется и в третьей части) переведен из Веды Луисом Рену и повествует о любви между мужчиной и женщиной. Это рождение любви, ее продолжение и постоянное обновление: «Comme la liane tient l'arbre embrasse de part en part, ainsi m'embrasse, sois mon amante et ne t'ecarte pas de moi!» (Как лиана обхватывает дерево часть за частью, так и ты обнимай меня, будь моим любовником и не отдаляйся от меня). Вторая часть «На земле» представляет собой текстовый коллаж, сделанный Саариахо на основе текста из книги «На

6

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

земле», переведенной также Л. Рену. Название дано в соответствии с ведическими молитвами. Эта часть описывает величие Земли: «La terre sa large plaine elle porte les herbes elle possede l'ocean et le fleuve sur elle s'anime ce qui respire et vibre» (Земля, ее широкая равнина, она носит травы, она обладает океанами и реками, на ней оживает то, что дышит и движется). Третья песня «Лиана» представляет собой вариант первого стиха, с изложением куплетов в обратном порядке.

Последние две части - «Прогоняя дух» и «Формулы» - это отрывки из египетских магических заклинаний, используемых для лечения детей. Тексты обеих частей взяты из книги «Магия в древнем Египте» в переводе Франсуа Лекса. Четвертая часть раскрывает тему материнства: «Es-tu venu embrasser cet enfant? - Je ne permettrai pas que tu l'embrasses!» (Ты пришел обнять этого ребенка? - Я не позволю тебе обнимать его!). Заключительная часть «Формулы» буквально обожествляет дитя. В ней два куплета. Первый куплет звучит в исполнении хора: «Ta protection est la protection du ciel, ta protection est la protection de la terre...» (Твоя защита - это защита неба, твоя защита - это защита земли...). Второй куплет исполняет сопрано: «Ton sommet est le sommet de Re, enfant sain.tes yeux sont les yeux du maitre de l'univers, ton nez est le nez de l'educateur des dieux.» (Твоя вершина - это вершина Ра, здоровый ребенок. твои глаза - это глаза хозяина вселенной, твой нос - это нос учителя богов.) [2].

Цикл длится около 24-х минут. Продолжительность каждой части обозначена композитором в эскизе.

Рис. 1 Эскиз «Замка души» с приблизительным обозначением продолжительности частей и некоторыми характеристиками на французском, английском и финском языках

«Замок души» - первое сочинение саариахо для голоса в сочетании с оркестром. Задачей автора было донести до слушателя вокальный текст, который органично вписался бы в оркестровую фактуру.

Состав оркестра традиционен (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 2 тромбона и туба, арфа, фортепиано, струнная группа). В

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

дополнение Саариахо использует 8 женских голосов (4 сопрано и 4 меццо-сопрано), а также внушительную группу ударных инструментов, распределенных между четырьмя исполнителями: кротали (старинный ударный инструмент в древней Греции и древнем Египте), ксилофон, маримба, треугольник, большие подвесные тарелки, большой и средний тамтам, рамочный барабан, маракас, вибрафон, гуиро (латиноамериканский музыкальный инструмент, сделанный из плодов горлянкового дерева, с нанесением на поверхность засечками), том-том, китайский том-том, большой басовый барабан, литавры.

Расшифровка нотации в примечаниях к партитуре касается как голоса, так и отдельных групп инструментов (струнных, деревянных и медных духовых, ударных, арфы). Общие комментарии для всех музыкантов содержат указания об исполнении полутоновых трелей, тремоло, глиссандо и вибрато, динамических способов игры. В отношении группы струнных используются обозначения позиций смычка и силы давления смычка на струны (до искажения звука в шум и обратно). Вырабатывая собственный стиль вокального письма, «композитор посвятила много времени изучению деталей голосообразования с точки зрения восприятия исполнителя, особенно тех, которые связаны с произношением гласных и согласных» [3, с. 87].

Таблица 1

Некоторые вокальные приемы из примечания к партитуре * —*"

от обычного произношения к пению

от шепота к полноценному пению

от полупения к полноценному пению

постепенная смена от одной фонемы к другой

[а] > [о!

Музыка «Замка души» следует определенной тематике текстов и, таким образом, отражает реакцию композитора, ее ощущение от того или иного стиха. Художественный образ первого стиха вызывает в воображении Саариахо некую волнообразную, вибрирующую мелодию в партии солиста, движущуюся на фоне женских голосов. Каждый куплет заканчивается одной и той же фразой: «et ne t'écarte pas de moi!» (и не отдаляйся от меня). Эта определенная структура стиха отражена и в музыке: своеобразный рефрен всегда поется с одной и той же интонацией у солирующего сопрано [1].

Рис. 2 Часть I, такты 48-5 (рефрен)

Рефрен слегка модифицируется от куплета к куплету, следуя общему развитию части. Во втором и третьем появлении он звучит в увеличении (в 1,5 раза) и на пол тона выше первоначальной вершины fis2:

j poço ditiorou

-Г » о п 5

'■i - car - te p*s (te moi^

Рис. 3 Часть I, такты 90-93

Спокойная и торжественная атмосфера второй части поддерживается фоном из равномерно пульсирующих четвертей, которые передаются из одной инструментальной партии в другую. Постепенно к середине части пульсация измельчается до восьмых, затем до триолей и шестнадцатых нот. Причем эти группы длительностей порой находятся во взаимодействии:

lï - с ■ » . лгсо № \ = F -- ST.---— ' О sr — --- о — / SJ> - о —* sr

il - [i = О --_- Ï - щ

Рис. 4 Часть II, такты 105-108

Выразительная мелодия у сопрано подкрашена мерцающей инструментальной краской и будто отражается в разрозненных женских голосах, повторяющих отдельные слова из фразы. Фактурной находкой Саариахо в отношении партии хора здесь является каноническое вступление голосов на последних страницах второй части:

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

АГ Ц г 1

т

<м • '*

А1' ' -* " - 11 ■—

1. ? 1

1 , II 1

3 .

Й 1 5 ч 9 "ч I . «

Ь 1 ¿1 \ _а ЧР 1 я ц ;

61 « г к______ и ■ . К

ик

Рис. 5 Часть II, такты 117-119

Поскольку в третьей части стих является вариантом стиха из первой части, то и в музыкальном плане присутствуют некоторые изменения. В противовес первой части, третья имеет более взволнованный, «нервозный» характер, о чем свидетельствует рефрен, данный в сокращенном виде относительно первоначального (короче в 1, 5 раза) и выше на м. 3.

с! пс \'6 - саг - 1с рал скг то»!

Рис. 6 Часть III, такты 22-24

Если в первой части оркестровка совсем прозрачная (в основном это педали у струнных и духовых инструментов), то в третьей все «шевелится» и будоражит воображение. Партитура пестрит мелкими длительностями. Пассажи шестнадцатыми нотами в партии деревянных духовых соседствуют с хорошо разработанной фортепианной фактурой и фактурой ударных:

Рис. 7 Часть III, такты 36-39

Темп третьей части почти в два раза быстрее, чем в первой. Динамизированная партия солиста, выписанная в более высокой тесситуре и поддержанная бурным оживлением в оркестре, достигает эмоционального предела и перерастает практически в крик:

Рис. 8 Часть III, такты 94-96

Четвертая песнь начинается оркестровым тутти. Оно подчеркивает и передает решительный настрой всей части, в которой героиня защищает своего

11

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

ребенка. Звучание женского хора здесь несколько завуалировано. Хор скорее используется композитором в качестве оркестрового инструмента. На это указывает фактура и отсутствие поэтического текста. В партии хора содержатся лишь гласные звуки [а], [о], [е].

1 ¡L f ~~i i l id > -F ; •

1 f» . . / - m * 9 m Ei m ч • h « - bm • ter «* ca-fmf m — ==: / 1 ; > » k к ;

• а I -

. / ' *f> /_ ï Ч ч l

■I . »

f : H- 5 - - * • / s,

• - n Srmnrr inlrnwL V y ï

Рис. 9 Часть IV, такты 18-23

Интонационно партия сопрано в этой части связана с первой и второй * частями. На протяжении всей песни неоднократно появляется одна и та же мелодическая фраза, напоминающая рефрен первой части («et ne t'écarte pas de moi»!):

Рис. 10 Часть IV, такты 62-63

В струнной группе впервые за весь цикл возникают жесткие шумовые звучания, которые весьма характерны для инструментальной музыки Саариахо. Этот прием будет использован несколько раз и в пятой части.

Рис. 11 Часть IV, такты 45-47

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Песнь заканчивается оркестровым тутти со словами: «Ты пришел забрать его у меня? - Я не позволю тебе его забрать!»

В последней пятой части цикла хор играет активную роль. Раздел открывается звучанием женского хора, в исполнении которого мы слышим первое четверостишие: «Твоя защита - это защита неба, твоя защита - это защита земли.».

41 тр '............ 1* • *

|1|--- » 1 » _ Л » Л- • «У 9 * и 1а рго - нс - юл да

1 ¡п__т • ¡1 ■■

и I » И | ■

^ 1 1 и I - -«<--

1\ 1

1>1--- — - --^

Рис. 12 Часть V, такты 1-6

Этот хоровой эпизод самый продолжительный во всем цикле. Он подготавливает вступление сопрано, которое воспроизводит вторую часть стиха: «Вершина - это вершина Ра, здоровый ребенок.твои глаза - это глаза хозяина вселенной, твой нос - это нос учителя богов.». В этой части развиваются достаточно сложные отношения между словом и музыкой. Само звучание слов в каком-то смысле формирует музыку. Отдельные слова и шепот в исполнении солирующего сопрано и женских голосов, органично сливаясь с оркестровой фактурой, создают полифоническое звучание. Один из примеров подобной фактуры возникает ближе к концу части «Формулы», когда краткие отрывки из первого четверостишия («небо, земля, ребенок») в исполнении хора сопровождают солиста, в то время как он декламирует вторую часть стиха:

\i-_j ■_■■ ? - ?

А |Гг—Г щ • - -

ь А 1 * ш 7 4 —4а — к

Я 1 ' г —1 - 1 _т_ 3 * ч _

¿, 1 2 » _1_ Э » в

V & 1 1 1 * 1 ! Н11 I

Рис. 13 Окончание V части «Формулы», такты 110-115

Изысканная партия сопрано ведет своеобразный диалог с шепотом женских голосов и утонченным инструментальным звучанием, которое своими

13

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нежными красками трепетно обволакивает солирующий голос. В результате создается ощущение присутствия живого дышащего организма. Сочинение заканчивается постепенно исчезающим шепотом, замыкая, таким образом, круг пережитых эмоций. Партия солиста, развиваясь от тихого созерцания в начале, доходит до страстных призывов в кульминации, и затем возвращается в состояние неподвижности.

В своем вокальном опусе Саариахо не изменяет принципу следования структуре и содержанию стиха. Раскрывая спектр ощущений героя, стих влияет на экспрессию музыкального высказывания, форму сочинения и тембровую палитру. Подобно тембровой иерархии, выстроенной по консонансно-диссонансному принципу, в музыке «Замка души» возникает иерархия «тембровых жестов». Тембр используется здесь не только в качестве особенностей музыкального звука, но и как средство для создания общей траектории этого произведения (например, шепот женского хора, которым начинается и кончается цикл или глиссандо на арфе в кульминационных эпизодах).

Тонкую образную характеристику этому сочинению дал американский критик Ричард Даер в журнале «Boston Globe»:

«Основной тематический материал является редким по красоте и элегантным, как по восходящей, так и по нисходящей шкале. Оркестровка, пронизанная трелями, придает музыке экстатическое мерцание. Сопрано подкреплено не только оркестром, но и ансамблем из восьми женских голосов, которые расширяют диапазон эффектов в звуковых кластерах, парят вокруг вокальной линии, как облако» [4].

Цикл «Замок души» интересен тем, что в полной мере раскрывает эстетические и художественные установки композитора: хрупкая, мерцающая игра красок, чувственная, фантастическая атмосфера, интерес к визуальным и поэтическим ассоциациям, а также к слову и его фонетическим свойствам. Это сочинение также выявляет особенности подхода в инструментовке - прозрачной и деликатной, ставшей одним из важнейших выразительных элементов в более поздних вокальных произведениях Саариахо. Красота мелодий этой чувственной композиции и полупрозрачная красочная оркестровка сделали «Замок души» одним из ярчайших сочинений в истории финской вокальной музыки.

Литература:

1. Сайт Kaija Saariaho's homepage [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.saariaho.org/

2. Saariaho К. Château de l'âme [Musical Score]: Five songs for solo soprano, eight female voices and orchestra (Score) / К. Saariaho. London: Chester Music, 1995. - 113 p.

3. Moisala P. Kaija Saariaho. Urbana. Œicago: University of Illinois Press, 2009. - 144 p.

4. Château de l'âme. Reviews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.musicsalesclassical.com/composer?category=Works&workid=7851

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.