Научная статья на тему 'Частные училища Алтайского (горного) округа во второй половине xix — начале XX в'

Частные училища Алтайского (горного) округа во второй половине xix — начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ ГОРНЫЙ ОКРУГ / ЧАСТНЫЕ УЧИЛИЩА / ГОРНЫЕ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ALTAI MINING DISTRICT / PRIVATE SCHOOLS / MINING SCHOOLS / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабарыкин Борис Васильевич

Статья посвящена одному из малоизученных вопросов истории горнозаводского образования на Алтае. Рассматривается деятельность частных училищ (горных школ) в условиях хозяйственной переориентации Алтайского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бабарыкин Борис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Private Schools in the Altai Mining District in the Second Half of XIXth – the Beginning of XXth Centuries

This article considers one of the insufficiently explored problems in the history of the mining industry education in the Altai. The author considers the activity of private schools (mining schools) in terms of economic reorientation of the Altai district.

Текст научной работы на тему «Частные училища Алтайского (горного) округа во второй половине xix — начале XX в»

история

ББК 63.1(2)

Б.В. Бабарыкин

Частные училища Алтайского (горного) округа во второй половине XIX — начале XX в.*

B.V. Babarykin

The Private Schools in the Altai Mining District in the Second Half of XIXth - the Beginning of XXth Centuries

Статья посвящена одному из малоизученных вопросов истории горнозаводского образования на Алтае. Рассматривается деятельность частных училищ (горных школ) в условиях хозяйственной переориентации Алтайского округа.

Ключевые слова Алтайский горный округ, частные училища, горные школы, профессиональное образование.

Пореформенный период существования горнозаводского профессионального образования в Алтайском (горном) округе является неизученным вопросом в исторических исследованиях. Практически полностью отсутствуют сведения о пореформенном периоде деятельности частных училищ. Данные, представленные в научно-исследовательской литературе, носят фрагментарный, а местами и недостоверный характер [1]. Возникшая на Алтае во второй половине XVIII в. двухступенчатая структура горнозаводского профессионального образования, реорганизованная по «Положению об учебных заведениях Алтайских горных заводов» в 1836 г. [2], в пореформенный период подверглась существенным изменением и приобрела ярко выраженную специфику.

Предметом данного исследования стал низовой уровень местного горнозаводского профессионального образования — горнозаводские школы, именуемые в законодательных актах «частными училищами» Алтайского (горного) округа.

К началу 60-х гг. XIX в. действовало максимальное число частных училищ за всю историю горнозаводского профессионального образования на Алтае, были достигнуты наивысшие количественные показатели их ученического и преподавательского составов. В 1860/61 учебном году в округе существовало 20 частных училищ со штатным числом учеников в 1425 чел. [3, л. 17-18].

Частные училища являлись начальными учебными заведениями. В них принимались дети 8-летнего возраста, обучавшиеся до достижения 13 лет. Курс обучения в частных училищах состоял из двух от-

This article considers one of the insufficiently explored problems in the history of the mining industry education in the Altai. The author considers the activity of private schools (mining schools) in terms of economic reorientation of the Altai district.

Key words: Altai Mining District, private schools, mining

schools, professional education.

делений. Распределение учащихся по отделениям, а также срок обучения зависели от возраста и успеваемости воспитанников. Предметами, изучаемыми в горнозаводских школах, были установленные положением 1836 г. в первом отделении (классе): краткая Священная история, чтение церковной и гражданской печати, русское письмо, первые 4 действия арифметики, практическое распознавание руд. Во втором отделении (классе): краткий катехизис, свободное чтение печати и письма, чистописание, дроби простые и десятичные, правила именованных чисел, начало линейного рисования, практический разбор и сортировка пород руд.

Действовала поурочная система с регламентированным и общим для всех школ расписанием учебных занятий. Расписание учитывало и сезонно-климатический фактор: летнее, зимнее, со смещением учебного времени на один час. Ежедневно в каждом из отделений проводилось по два урока, между которыми существовала двадцатиминутная перемена. Выходными считались церковные, общегосударственные праздничные и воскресные дни. Действовала 10-месячная продолжительность учебного года с 15 августа по 15 июня и 10-балльная система оценок для учебных дисциплин, с 20-балльной для выставления оценки за поведение. В июне каждого года проводились экзамены, по результатам которых, на основе балловой оценки успеваемости учеников, производился их перевод или выпуск из школ. В каникулярное («вакационное») время учащимся давались основы профессиональных знаний, ученики 12-летнего возраста привлекались к разборке руд, лучшие и обладавшие красивым почерком определялись в пис-

* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (проект «Алтай в трансграничном пространстве Северной Азии (древность, средневековье, современность)»), шифр №2012-1. 1-12-000-3001-017.

цы. Самые способные из воспитанников поступали в Барнаульское окружное училище.

Все низшие горнозаводские учебные заведения округа имели прочную материальную базу и финансирование. Никогда ранее, а тем более после отмены принудительного труда, частные училища округа не достигали столь высокого уровня развития.

Отмена принудительного труда на Алтае нанесла серьезный удар по сети горнозаводских школ, став водоразделом в истории их функционирования. В соответствии с Положением от 8 марта 1861 г. нижние и рабочие чины подлежали увольнению в двухлетний срок от обязательной заводской службы. Сразу же после обнародования положения увольнялись все горнозаводские нижние и рабочие чины, выслужившие двадцатилетний срок обязательной службы. Через год увольнялись лица, выслужившие пятнадцать лет, а через два года все остальные нижние и рабочие горнозаводские чины. Вместе с отцами освобождению подлежали малолеты и подростки, не поступившие еще на службу по округу. Параллельно прекращался и обязательный набор ма-лолетов по делам службы [4].

В связи с этим упразднялось и обязательное обучение детей горнозаводских служащих и рабочих в частных училищах округа. У местного начальства возник вопрос: как быть в отношении вновь поступавших и продолжающих обучение детей? Данный вопрос был рассмотрен на заседании Горного совета, на котором было вынесено решение о продолжении бесплатного обучения детей служащих и служивших на заводах впредь до получения особого распоряжения [5, л. 68-69]. Дети, родители которых не относились к Горному ведомству, как и прежде, учились за определенную плату. В дальнейшем принятые решения были утверждены и реализовывались вплоть до реорганизации училищ.

Из-за массового увольнением нижних и рабочих чинов округа в начале 60-х гг. XIX в. произошло резкое сокращение численности учащихся. Так, к 15 августа 1860 г. численность воспитанников в частных училищах составляла 1761 чел., годовой максимум учащихся 1860/61 учебного года составил 2048 чел. В течение года в училища поступили всего 287 чел., сокращение числа воспитанников составило 1031 чел. По данным на 1 января 1861 г., в 20 частных училищах состояло 1827 учеников. На фоне сокращения общего числа поступавших продолжилась массовая убыль учащихся горнозаводских школ: с 1 января 1861 по 1 января 1862 г. — 1015 чел. [3, л. 47-50]. Кризисные явления практически не затронули преподавательский состав частных училищ, состоявший из горнозаводских служащих в звании урядников. Желавшие покинуть горнозаводскую службу учителя увольнялись на общих основаниях в указанном законом порядке.

В 60-х гг. XIX в. прекратили свое существование Пезасское, Царево-Александровское, Егорьевское, Спасское, Царево-Николаевское, Семеновское и Черепановское частные училища. В первой половине 70-х гг. было закрыто Томское и приостановили свою деятельность Николаевское и Белоусовское частные училища [6, с. 279]. До середины 1870-х гг. происходили постоянные колебания как самого числа училищ, так и количества обучающихся в них воспитанников. В 1870 г. существовало 10 школ с 196 учениками, а в 1872 г. школ было 9, количество же учеников составляло 246 чел.

После 1875 г. наступила стабилизация общего числа горнозаводских школ. В 1876 г. самостоятельно функционировали: Белоусовское, Риддерское, Зыряновское, Салаирское, Змеиногорское, Гурьевское, Сузунское, Павловское, Локтевское, Николаевское и Колыванское частные училища. В этих 11 учебных заведениях обучалось 332 ученика. В 1872 г. многолюдное Барнаульское частное училище было присоединено в качестве подготовительного (приготовительного) класса к Барнаульскому окружному училищу [7, л. 333]. Тем не менее курс учебных предметов и сама постановка учебного процесса в приготовительном классе соответствовали другим частным училищам округа, на основании чего следует относить данное учебное заведение к категории горнозаводских школ.

В 1876 г. частные училища Алтайского горного округа в соответствии с новым воинским уставом Российской империи были приравнены к 4 разряду учебных заведений, а их воспитанники, окончившие полный курс, получали соответствующие льготы по воинской службе.

В 1875 г. произошло событие, коренным образом повлиявшее на дальнейшее существование частных училищ округа. Министерство народного просвещения возбудило вопрос о порядке управления начальными народными училищами в Западной и Восточной Сибири. По мнению министерства, разрозненное управление этими училищами, находившимися в ведении различных ведомств, представляло крайнее затруднение для развития народного образования в Сибири. Предполагалось сосредоточить под управлением министерства начальные училища всех ведомств, что способствовало бы установлению единообразия и большей эффективности в их деятельности. В следующем 1876 г. из Министерства императорского двора в Министерство народного просвещения последовал ответ о невозможности передачи частных училищ. Главным доводом такого ответа стала целевая установка деятельности Учебной части на Алтае, а именно подготовка низового звена горнозаводских специалистов.

На фоне разразившегося кризиса горнозаводской промышленности на Алтае ситуация изменилась. В начале 80-х гг. XIX в. Кабинетом его императорского

история

величества (в дальнейшем Кабинет) был взят курс на трансформацию производственно-территориального комплекса региона. В этих условиях Учебная часть и частные училища переставали выполнять свои институциональные задачи, что означало в будущем отказ от ведомственных учебных заведений вследствие хозяйственной переориентации округа. В феврале 1882 г. Министерство народного просвещения повторно возбудило вопрос о передаче ему из ведения Кабинета заводских начальных школ Сибири. На этот раз Кабинет признал возможным согласиться на высказанное предложение Министерства народного просвещения [8, с. 6]. В том же году Министерством императорского двора было рассмотрено и утверждено мнение о будущей передаче частных училищ Алтайского округа в ведение Министерства народного просвещения. В адрес последнего со стороны Кабинета были высказаны следующие условия: во-первых, от заводоуправления на содержание училищ предполагалась выплата до 3103 руб., а во-вторых, после передачи училищ в ведение Министерства народного просвещения расходы по его ремонту, обслуживанию и содержанию должны были производиться за его собственный счет [9, л. 5-6].

В ходе ревизии в 1883 г. алтайских предприятий была проведена проверка и Учебной части округа. По ее результатам постановка собственно учебнопреподавательского процесса была признана отсталой и неэффективной. Особо акцентировалось внимание на второстепенной роли Учебной части в структуре хозяйства региона. Вследствие того, что места преподавателей Барнаульского окружного училища занимали чиновники, относившиеся к преподаванию как к побочной деятельности, а в частных училищах — нижние чины, не имевшие специального педагогического образования, качество и уровень преподавания в этих учебных заведениях серьезно уступали общероссийским педагогическим показателям. Необходимым признавалось выведение учебнопедагогического аспекта из сферы деятельности горнозаводского начальства. В соответствии с планом о передаче частных училищ в ведение Министерства народного просвещения Кабинет сохранял за собой право попечения над училищами, но только лишь в финансово-хозяйственном отношении. Должность инспектора Учебной части подлежала упразднению, а учебно-педагогическая сторона функционирования школ переходила в ведение структур Министерства просвещения. Дальнейший ход событий показал, что данным начинаниям не суждено было реализоваться в краткие сроки.

Тем не менее в 1883 г. с введением новых штатов Алтайского округа была упразднена должность инспектора Учебной части и взят окончательный курс на передачу училищ Министерству просвещения. В частные училища был открыт доступ для учительниц и учениц, ранее ограниченный устаревшим законодательством.

После 1883 г. частные училища полностью перешли в ведение местного заводского руководства, не вникавшего в постановку учебного дела. Общим ориентиром для функционирования частных училищ стала деятельность Барнаульского окружного училища. Главный маркер горнозаводской профессиональной ориентации — преподавание практического разбора руд, полностью исчезло из учебного курса училищ только во второй половине 1890-х гг.

Передача частных училищ Алтайского округа из ведения Кабинета другим ведомствам началась с 1897 г., когда вместе с преобразованием Барнаульского горного окружного училища возник вопрос и о дальнейшей судьбе его приготовительного класса. С начала 1897/98 учебного года Барнаульское училище (приготовительный класс) было передано в ведение Общества попечения о начальном образовании. Все имущество училища безвозмездно передавалось, а учащиеся переводились в соответствующие отделения начальной школы общества. В свою очередь, из средств округа на содержание школы назначалось ежегодное пособие в размере 360 руб. [10, л. 1-13].

Во второй половине 1890-х гг. Гурьевский завод и Зыряновский рудник были переданы в руки частных арендаторов. Несмотря на это, училища указанных предприятий продолжали относиться к ведению местной администрации. С 1 сентября 1899 г. в подчинение Министерства внутренних дел перешли Локтевское и Салаирское училища. 16 октября 1901 г. по докладу министра императорского двора императору Кабинет получил высочайшее разрешение на передачу состоящих в его ведении начальных школ Министерству народного просвещения. Вместе с передачей школ упразднялись и последние штатные должности учителей. Сама же передача осуществлялась на специально оговоренных условиях. Бесплатно передавался весь школьный инвентарь, а также отдельные школьные здания без закрепления за ними земельных участков. Смежные с другими учреждениями и находившиеся с ними в одном здании помещения школ передавались во временное пользование до постройки собственных зданий. Срок предоставления таких помещений ограничивался 5 годами.

Важнейшим условием передачи было предоставление начальным школам ежегодного денежного пособия в размере 600 руб. Целью выделения пособия являлось стремление Кабинета сохранить за детьми бывших горнозаводских людей, а равно и всех служащих и служивших по Управлению Алтайского округа права на получение бесплатного образования в означенных школах. Министерству народного просвещения предоставлялись права преобразования и общего реформирования школ. В случае же окончательного их закрытия Кабинет прекращал выплаты ежегодных пособий и предоставление бесплатных помещений.

В 1901 г. было передано восемь горнозаводских школ: Белоусовская, Гурьевская, Павловская, Змеиногорская. Колыванская, Николаевская, Риддерская и Сузунская. Двумя основными причинами, подвигнувшими Кабинет и Главное управление Алтайского округа на окончательную передачу частных училищ в 1901 г., явилось не только свертывание ими своих социальных обязательств по отношению к населению округа, но и финансовая нерентабельность учебных заведений. По мере закрытия заводов и рудников расходы на содержание училищ стали относить не на доходы этих предприятий, а на совершенно другие доходные статьи округа, не имевшие к горнозаводскому производству уже никакого отношения. В то же время, по мере закрытия горнозаводских предприятий, училища окончательно оказались без какого-либо постоянного надзора со стороны окружной администрации, что, конечно же, негативно сказалось на их деятельности. На основании очередного высочайшего повеления от 16 мая 1903 г. Министерству народного просвещения была передана последняя — Зыряновская школа, ранее вместе с предприятием находившаяся в аренде и переданная вновь в ведение Кабинета [10, л. 30].

В начале XX в. в ведение Министерства народного просвещения перешли 10 начальных школ, ранее являвшихся горнозаводскими учебными заведениями,

подведомственными Кабинету. На содержание каждого из этих училищ поступало ежегодное пособие в размере 600 руб. Общая же сумма пособия составляла 6600 руб. ежегодно. Кроме того, вплоть до 1913 г. Главное управление Алтайского округа отпускало в распоряжение инспекторов народных училищ пособия на содержание Салаирского и Локтевского одноклассных училищ ведомства Министерства внутренних дел, к 1909 г. преобразованных в двухклассные начальные училища Министерства народного просвещения. Размер пособия на содержание каждого также равнялся 600 руб. [11, с. 33-48].

Таким образом, пореформенный период существования сети частных училищ Алтайского (горного) округа характеризуется динамикой и глубиной происходивших изменений. В условиях трансформации производственно-территориального комплекса региона нижняя ступень местной ведомственной системы профессионального образования прошла путь от своего апогея до полного упразднения. Кабинет, изменивший вектор своего хозяйственного развития, предельно осторожно освобождался от своих социальных обязательств по отношению к населению, постепенно уходя из социальной сферы, не сулившей более никаких выгод и ставшей обремеиительной для него [12, с. 165-188].

Библиографический список

1. Бабарыкин Б. В. Историография системы горнозаводского профессионального образования на Алтае (основные аспекты) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — Вып. 9. — Барнаул, 2012.

2. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ) — II. — Т. 11. — Отд. 1. — № 9456.

3. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф. 2. — Оп. 2. — Д. 7094.

4. ПСЗРИ-П. — Т. 36. — Отд. 1. — № 36719.

5. ГААК. — Ф. 35. — Оп. 1. — Д. 1.

6. Алтай: Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа. — Томск, 1890.

7. ГААК. — Ф. 4. — Оп. 1. — Д. 156.

8. Ваганов Н. Отчет о поездке комиссии в Алтайский округ. — СПб., 1883. — Т. 2.

9. ГААК. — Ф. 3. — Оп. 1. — Д. 1380.

10. ГААК. — Ф. 4. — Оп. 1. — Д. 109.

11. Бабарыкин Б. В. Обучение детей горнозаводских рабочих в частных училищах Алтайского (горного) округа в XIX — начале XX в. // Рабочая семья в Сибири : сборник научных статей / под ред. В. А. Скубневского, Ю. М. Гончарова. — Барнаул, 2012.

12. Соболева Т. Н., Афанасьев П. А., Кухоренко А. Е., Бобров Д. С. Эксплуатация природных ресурсов Алтая императорским Кабинетом как фактор развития российской монархии (XVIII — начало XX в.). — Барнаул, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.