Научная статья на тему 'Частные образовательные кредиты в США'

Частные образовательные кредиты в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
938
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ / EDUCATIONAL CREDITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кинг Ж.

В статье анализируется явление частных образовательных кредитов в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE EDUCATIONAL CREDITS IN THE USA

In article the phenomenon of private educational credits in the USA is analyzed.

Текст научной работы на тему «Частные образовательные кредиты в США»

ного образования не включает прямых указаний о распределении фонда учебного времени между аудиторными часами и часами самостоятельной работы студентов. Соответствующие положения доверено сформулировать разработчикам образовательных стандартов, которые при этом имеют возможность учесть особенности подготовки специалистов для соответствующей профессиональной области. Это, ко-

нечно, шаг вперед по сравнению с образовательными стандартами второго поколения, но академические свободы российских вузов и отдельных преподавателей по сравнению с моделью ЕПВО по-прежнему остаются ограниченными, так как они лишаются права самостоятельно принимать решения в каждом конкретном вузе - за них решение принято разработчиками стандартов».

Grebnev L. S.

CREDITS-HOURS, TEST UNITS AND A PAYMENT OF TEACHERS

(Comments to B. A. Sazonov's article)

In article the position concerning new models of academic loads is proved Keywords: a payment of teachers, test units.

УДК 338.46 Кинг Ж.

ЧАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ В США

В статье анализируется явление частных образовательных кредитов в США.

Ключевые слова: образовательные кредиты.

В 2005/2006 учебном году объем частных образовательных кредитов в США достиг 17,3 млрд. долл., что составило 20% от общего объема студенческих займов. Хотя объем частного кредитования в реальном выражении существенно меньше объема средств, выделяемых по государственным программам финансовой поддержки студентов, рост частного образовательного кредитования составил в США за период с 1995/1996 по 2005/2006 учебные годы 90% (с учетом инфляции). Столь стремительное развитие частного кредитования студентов происходит несмотря на то, что соответствующие программы не имеют правительственных гарантий, а условия и правила погашения кредитов не регулируются законом. Указанное обстоятельство вызывает озабоченность у членов Конгресса США. Центр анализа образовательной политики Американского совета по образованию (American Council on

Education) подготовил специальный доклад, в котором приводятся данные о частном кредитовании студентов.

Как показало исследование, 8% всех частных займов берут выпускники средних школ для продолжения образования. 30% получателей частных кредитов поступают в государственные четырехлетние колледжи и университеты, примерно столько же обучается в частных бесприбыльных вузах; 15% заемщиков берут студенческие кредиты на обучение в коммерческих вузах. 85% получателей частных кредитов являются студентами-очниками и в большинстве своем материально зависят от своих родителей. Как правило, это выходцы из высокооплачиваемых слоев населения или представители среднего класса, получающие образование в четырехлетних колледжах или в частных (бесприбыльных) и в государственных университетах. В частных коммерческих

© Кинг Ж., 2010

Экономика образования ♦ № 1, 20101

53

(for-profit) вузах получателями частных кредитов являются, как правило, выходцы из малообеспеченных семей, а также представители среднего класса, независимо от того, являются ли они иждивенцами или живут самостоятельно. Примерно 90% получателей частных студенческих кредитов обращались за другими видами студенческой помощи, и 64% из них получают помощь в той или иной форме по государственным каналам.

Традиционно получателями частных студенческих займов являются выпускники первого цикла университетского обучения по таким специальностям, как медицина и юриспруденция. Эта группа заемщиков составляет 24% всех получателей частных студенческих кредитов. Однако за последние 10 лет доля первокурсников, обращающихся за частными кредитами, увеличилась с 1 до 5%, а их доля в общем числе, получивших частные кредиты, выросла до 80% в 2003/2004 учебном году. Отчасти это связано с тем, что сегодня выпускники вузов могут получить государственные кредиты на продолжение образования по программе «Graduate/ Professional PLUS loan program». Получение данного кредита сопровождается минимальной проверкой кредитоспособности заемщика, а ставка процента установлена на уровне 8,5% для гарантированной программы студенческих кредитов и 7,9% для участников программы «Direct Loan».

В частных бесприбыльных и государственных вузах 95% получателей частных кредитов обучается на степень бакалавра. В коммерческих вузах 58% студентов обращаются за частными кредитами для продолжения обучения в магистратуре или для получения послевузовского образования и 32% - для получения степени бакалавра. Что касается получаемых специальностей, то наибольшее количество займов в частных банках для обучения в государственных и частных бесприбыльных вузах получают студенты экономических, гуманитарных и социальных факультетов. В коммерческих вузах за частными кредитами обращаются студенты факультетов компьютерных и информационных технологий и технических факультетов.

67% студентов, получающих частные кредиты, относятся к категории иждивенцев (в США в эту группу входят лица моложе 23 лет,

одинокие, не имеющие детей, не служившие в вооруженных силах). В результате средний возраст лиц, обратившихся за частными займами, составляет 23,5 года, в то время как средний возраст обучающихся на начальных курсах вузов, не взявших частные кредиты, составляет 26,6 года.

Что касается этнического состава заемщиков, то в государственных вузах 77% получателей частных студенческих кредитов - это «белая» молодежь (среди студентов начальных курсов вузов доля «белых» студентов составляет 70%). В коммерческих вузах среди получателей частных кредитов 48% «белых» (против 53% среди тех, кто не обращался к частным программам студенческих займов), 15% афро-американцев (против 25%), 23% испаноязычных студентов (против 16%) и 7% учащихся азиатского происхождения (против 3%).

Гендерный состав получателей кредитов таков: в государственных и бесприбыльных частных вузах доля мужчин среди получателей частных кредитов и в общем составе учащихся практически одинакова; в то же время в коммерческих вузах доля мужчин среди частных заемщиков составляет 61%, среди учащихся - 42%. Специалисты объясняют этот факт тем, что наибольшее число получателей частных кредитов являются студентами факультетов компьютерной техники и информационных технологий, вызывающих интерес в основном у мужчин.

Как отмечалось выше, большая часть получателей частных кредитов относятся к разряду иждивенцев, причем свыше половины из них - это выходцы из семей, чей годовой доход составляет более 50 тыс. долл. В государственных вузах годовой семейный доход таких студентов колеблется от 50 тыс. до 100 тыс. долл., а в частных бесприбыльных вузах - от 30 тыс. до 100 тыс. долл.

В коммерческих вузах среди частных заемщиков примерно треть приходится на материально независимых студентов, чей годовой доход не превышает 20 тыс. долл.; 25% - на материально независимых студентов, годовой доход которых составляет от 30 тыс. до 50 тыс. долл. и 15% -на иждивенцев из семей с годовым доходом менее 30 тыс. долл.

Учитывая, что частные студенческие кредиты предоставляются под более высокий процент и на менее гибких условиях, чем федераль-

ные займы, этот вид студенческих кредитов может играть роль дополнительного источника финансирования обучения в вузе. Как показало исследование, 88% получателей частных кредитов обращались за государственными студенческими займами, грантами и иными видами финансовой помощи. Больше всего таких студентов (95%) - среди получателей частных кредитов, обучающихся в коммерческих вузах, живущих отдельно от родителей и имеющих доход ниже 30 тыс. долл.

В целом 64% студентов начальных курсов, взявших частные студенческие кредиты, получают и другие виды финансовой помощи. В сумме такие студенты набирают в среднем 5,6 тыс. долл., что значительно больше, чем та сумма, которую имеют студенты, не обратившиеся за частным кредитом. 50% студентов, не воспользовавшихся частными кредитами, получают помощь в виде грантов, размер которой в среднем составляет около 3,9 тыс. долл. Однако при этом затраты на обучение у студентов, взявших частные займы, в среднем на 2 тыс. долл. выше, чем у остальных студентов.

77% частных заемщиков получают также федеральный образовательный кредит Стаффорда (Stafford Federal Student Joan), являющийся основным видом государственных студенческих займов. Как правило, специалисты советуют студентам американских вузов обращаться именно к этой программе студенческих кредитов, поскольку у этих кредитов низкая процентная ставка и гибкая система погашения долга. Однако, как показывает исследование, только 56% студентов, воспользовавшихся частными кредитами, получили в 2003/2004 учебном году максимальную сумму кредита Стаффорда; 21% получили меньшую сумму, а остальные не обращались к этой программе вовсе. Отчасти такое положение объясняется тем, что некоторые из этих студентов не соответствуют требованиям про-

граммы кредитов Стаффорда из-за низкой успеваемости, обучения не по полной программе, а также из-за того, что не являются гражданами США. Но главная причина, по мнению экспертов, заключается в том, что многие студенты не смогли выполнить все формальности, необходимые для получения федеральных студенческих займов, ввиду их сложности.

Активное распространение частных студенческих займов эксперты объясняют более простой, по сравнению с государственной, процедурой кредитования. Еще одно обстоятельство - маркетинговая стратегия частных кредиторов, работающих напрямую с клиентами. В результате многие студенты, обращаясь непосредственно к кредитору, не имеют возможности сравнить расходы, связанные с государственными и частными займами. Семья учащегося в таком случае лишена возможности проконсультироваться со специалистами вуза, занимающимися проблемами оказания финансовой помощи студентам, и сравнить условия программы кредитов Стаффорда с частными предложениями.

Как показали опросы, каждый пятый студент не воспользовался менее дорогостоящей федеральной программой студенческих займов, и примерно половина из них даже не заполнили документов, необходимых для получения федеральной стипендии, стипендии штата или вуза. В значительной степени это связано с недостаточной информационной поддержкой федеральных программ образовательного кредитования. В условиях, когда частный рынок студенческих кредитов будет только расти, правительство, кредитные организации, колледжи и университеты должны активизировать деятельность по информированию студентов и их родителей о финансовых возможностях вузов и государственных программах оказания финансовой помощи студентам.

King J.

PRIVATE EDUCATIONAL CREDITS IN THE USA

In article the phenomenon of private educational credits in the USA is analyzed. Keywords: educational credits.

Экономика образования ♦ № 1, 20101

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.