Научная статья на тему 'Частные архиерейские собрания как источник комплектования библиотечных фондов духовных семинарий и училищ в первой четверти XIX века (на примере архивных документов Вифанской семинарии)'

Частные архиерейские собрания как источник комплектования библиотечных фондов духовных семинарий и училищ в первой четверти XIX века (на примере архивных документов Вифанской семинарии) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотека Спасо-Вифанской семинарии / митрополит Платон (Левшин) / митрополит Михаил (Десницкий) / епископ Сильвестр (Стра-городский) / архимандрит Иероним (Поняцкий) / о. Назарий / Иван Иванович Лилеев / library of the Spaso-Bethany Seminary / Metropolitan Platon (Levshin) / metropolitan Mikhail (Desnitsky) / bishop Sylvester (Stragorodsky) / archimandrite Jerome (Poniatsky) / fr. Nazari / Ivan Ivanovich Lileev

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорьев Антон Борисович

В начале XIX в. перед М.М. Сперанским и образованной им «Комиссией народных училищ» была поставлена цель создания оптимально функционирующей четырехступенчатой системы духовных учебных заведений. Одним из условий успешной реализации этих целей было резкое увеличение числа духовных училищ и семинарий. Для полноценного выполнения учебных целей и задач при каждой семинарии необходимо было создать учебно-научную библиотеку, которая бы служила основным координационным центром при осуществлении процесса обучения и воспроизводства научно-богословских кадров. При условии недостаточного финансирования проблема наполнения библиотечных фондов становилась очень острой, и подчас единственным источником поступления единиц хранения в библиотеку становились книжные собрания почивших архиереев, которые завещали свои книги библиотекам, или библиотеки пользовались приоритетным правом выкупать их у наследников. Статья посвящена истории формирования фондов богословской библиотеки Спасо-Вифанской семинарии в кон. XVIII нач. XIX в. и документальным свидетельствам наследования частных книжных собраний выдающихся архиереев и ученого духовенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private Episcopal Libraries as a Source of Acquisition of Library Collections of Theological Seminaries and Colleges in the First Quarter of the 19th Century (on the Example of Archival Documents of the Bethany Seminary)

At the beginning of the 19th century, M. Speransky and the “Commission of Public Schools” created by him were set the goal of creating an optimally functioning four-stage system of spiritual educational institutions. One of the conditions for the successful implementation of these goals was a sharp increase in the number of theological schools and seminaries. In order to fully fulfill the educational goals and objectives at each seminary, it was necessary to create an educational and scientific library that would serve as the main coordinating center for the implementation of the process of training and reproduction of scientific and theological personnel. Under the condition of insufficient funding, the problem of filling library collections became very acute and sometimes the only source of acquisition of storage units in the library were the book collections of deceased bishops who bequeathed their books to libraries or libraries enjoyed the priority right to redeem them from heirs. The article is devoted to the history of the formation of the funds of the theological library of the Spaso-Bethany Seminary at the end of the 18th beginning of the 19th century and the significance for this development of the facts of inheritance of private book collections of prominent bishops and learned clergy.

Текст научной работы на тему «Частные архиерейские собрания как источник комплектования библиотечных фондов духовных семинарий и училищ в первой четверти XIX века (на примере архивных документов Вифанской семинарии)»

Список сокращений

БВ - Богословский вестник БТ - Богословские труды Вестник ЕДС - Вестник Екатеринбургской духовной семинарии Вестник РХГА - Вестник Российской Христианской Гуманитарной академии

ГА РФ - Государственный архив Российской Федерации ГА ПО - Государственный архив Пензенской области НИОР РГБ - Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки РА - Русский архив РГИА - Российский государственный исторический архив ХЧ - Христианское чтение

Григорьев Антон Борисович

ст. науч. сотрудник НИО редких книг (Музея книги) РГБ,

науч. сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ Россия, г. Москва, Зеленоград grig_anton@mail.ru

Частные архиерейские собрания как источник комплектования библиотечных фондов духовных семинарий и училищ в первой четверти XIX века (на примере архивных документов Вифанской семинарии)

Аннотация: В начале XIX в. перед М. М. Сперанским и образованной им «Комиссией народных училищ» была поставлена цель создания оптимально функционирующей четырехступенчатой системы духовных учебных заведений. Одним из условий успешной реализации этих целей было резкое увеличение числа духовных училищ и семинарий. Для полноценного выполнения учебных целей и задач при каждой семинарии необходимо было создать учебно-научную библиотеку, которая бы служила основным координационным центром при осуществлении процесса обучения и воспроизводства научно-богословских кадров. При условии недостаточного финансирования проблема наполнения библиотечных фондов становилась очень острой, и подчас единственным источником поступления единиц хранения в библиотеку становились книжные собрания почивших архиереев, которые завещали свои книги библиотекам, или библиотеки пользовались приоритетным правом выкупать их у наследников. Статья посвящена истории формирования фондов богословской библиотеки Спасо-Вифанской семинарии в кон. XVIII - нач. XIX в. и документальным свидетельствам наследования частных книжных собраний выдающихся архиереев и ученого духовенства.

Ключевые слова: библиотека Спасо-Вифанской семинарии, митрополит Платон (Левшин), митрополит Михаил (Десницкий), епископ Сильвестр (Стра-городский), архимандрит Иероним (Поняцкий), о. Назарий, Иван Иванович

Лилеев

Anton Grigoriev

Senior Research Fellow in the Scientific Research Department of Rare Books (Book Museum) of the Russian State Library, Research Fellow at the Center for History of Theology and Theological Education of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities Russia, Moscow, Zelenograd grig_anton@mail.ru

Private Episcopal Libraries as a Source of Acquisition of Library Collections of Theological Seminaries and Colleges in the First Quarter of the 19th Century (on the Example of Archival Documents of the Bethany Seminary)

Abstract: At the beginning of the 19th century, M. Speransky and the "Commission of Public Schools" created by him were set the goal of creating an optimally functioning four-stage system of spiritual educational institutions. One of the conditions for the successful implementation of these goals was a sharp increase in the number of theological schools and seminaries. In order to fully fulfill the educational goals and objectives at each seminary, it was necessary to create an educational and scientific library that would serve as the main coordinating center for the implementation of the process of training and reproduction of scientific and theological personnel. Under the condition of insufficient funding, the problem of filling library collections became very acute and sometimes the only source of acquisition of storage units in the library were the book collections of deceased bishops who bequeathed their books to libraries or libraries enjoyed the priority right to redeem them from heirs. The article is devoted to the history of the formation of the funds of the theological library of the Spaso-Bethany Seminary at the end of the 18th - beginning of the 19th century and the significance for this development of the facts of inheritance of private book collections of prominent bishops and learned clergy.

Keywords: library of the Spaso-Bethany Seminary, Metropolitan Platon (Levshin), metropolitan Mikhail (Desnitsky), bishop Sylvester (Stragorodsky), archimandrite Jerome (Poniatsky), fr. Nazari, Ivan Ivanovich Lileev

В конце XVIII - начале XIX в. развитие духовных семинарий в Российской империи переживает период активного роста, вызванного процессами секуляризации и реформами образования периода правления Александра I1. Одной из острейших проблем, частично преодолеваемых в этот период, было недостаточное финансирование и ощущаемый дефицит педагогических кадров, а также повышение образовательного уровня учащихся в соответствии с запросами общества и государства2. Это повышение уровня, в числе прочего, обусловливалось и проблемой формирования библиотечных фондов. Благодаря сохранившимся в ОР РГБ документам, мы можем проследить за процессами создания учебно-научных библиотек семинарий и духовных училищ на примере истории Спасо-Вифанской библиотеки3. Несмотря на прочное финансовое положение и активное участие в устройстве семинарии и ее библиотеки выдающихся деятелей духовного просвещения митрополита Платона (Левшина), архиепископа Августина (Виноградского) и архимандрита Гедеона (Фомина)4, формирование фондов сталкивается с рядом проблем историко-государственного, экономического и научно-педагогического характера. В этой связи будет особенно интересно рассмотреть историю становления библиотеки по материалам фонда 427 ОР РГБ и проследить основные принципы и источники формирования биб-

1 См.: Адамов М. А. Становление и развитие духовных семинарий Русской Православной Церкви XVIII - начала XX века // Научные ведомости. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2010. № 7 (78). Вып. 14. С. 104.

2 См.: Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. 1996. № 11-12. С. 107-108.

3 См.: Пичугин П. В. Из истории Спасо-Вифанской духовной семинарии и ее библиотеки (конец XVIII - начало XIX века) // Библиотековедение. 2013. № 4 (Август). С. 94-104.

4 См.: Дубинский А. Ю., Колыванов Г. Е. Вифанская духовная семинария // Православная энциклопедия. Т. 8. С. 592.

лиотеки, которые в значительной степени можно распространить на все семинарские библиотеки Российской империи в указанный период.

В самых ранних документах фонда, относящихся к 1800— 1801 гг., мы находим только косвенные свидетельства существования и функционирования библиотеки Вифанской семинарии. Еще нет описей и попыток каталогизации, нет записей о приобретении или наследовании изданий, но есть упоминание об оплате услуг переплетчика книг в записях расходов на 1801 г.5 Это свидетельствует о необходимости обслуживания и о наблюдении за состоянием экземпляров книжного фонда. В 1801-1802 гг. появляются записи, относящиеся собственно к библиотеке, которые можно рассматривать как первые сведения о процессах и характере наполнения ее фондов. В них указана оплата переплета библиотечного каталога Вифанской библиотеки, а также дается отчет о покупке ряда книг, дающих представление о потребностях и вкусовых пристрастиях ее читателей6. В числе прочих упомянуты издания «Кадм и гармония»7, Полидор8, Омирова Илиада9, поэма «Избиение младенцев»10, атлас для народных училищ11 и др. Отдельно упомянуто дорогое (30 руб., золотой обрез) издание проповедей митр. Платона (Левшина)12. Интересно, что издание (при постоянном упоминании в финансовых документах о перерасходе

5 ОР РГБ. Ф. 427. Оп. 1. № 2. Л. 5.

6 См.: Там же. № 3. Л. 12.

7 Херасков М. М. Кадм и гармония: древнее повествование. М.: В типографии И. Зеленникова, 1793.

8 Полидора Вергилия Урбинского. О первых изобретателях всех вещей / пер. И. Н. Тредьяковский. М.: Университетская тип. Н. Новикова, 1772.

9 Вероятно: Гомерова Илиада / пер. Е. Костров. Спб.: Тип. Шнорра, 1787.

10 Марино Д. Избиение младенцев [в Вифлиеме]. Поема в четырех песнях / пер. Я. Б. Княжнина. М.: Университетская тип. Н. Новикова, 1779.

11 Атлас, изданный ко всеобщему землеописанию: Для народных училищ Российской империи. СПб.: Тип. Вильковского, 1790.

12 Вероятно, один из томов: Платон (Левшин), митр. Поучительные слова при высочайшем дворе ея императорского величества... Екатерины Алексеевны... с 1763 года по 1778 год. М., [Сенатская тип.]

бюджета) было приобретено на средства семинарии, а не подарено автором-покровителем. За исключением подарочного экземпляра проповедей все книги относятся к светской литературе и предназначаются скорее для развлекательного чтения, чем для учебного процесса. Там же упоминается о приобретении книг архимандрита Варлаама. Кто был этот архимандрит, установить невозможно. Нет записей и о том, какие книги его были куплены, но это одно из первых свидетельств в фонде о покупке экземпляров книг высокого духовного лица для библиотеки.

Важную роль в вопросе формирования библиотечного фонда сыграл доклад министра народного просвещения графа Завадов-ского императору Александру I о необходимости учреждения цензурного комитета. Текст этого доклада тщательно скопирован в документах семинарии13. В нем утверждалась необходимость цензурной проверки всех изданий, принимаемых к печати и почисля-емых затем в состав библиотек. Касательно новых произведений этот указ выполнялся, видимо, достаточно последовательно. Относительно же более ранних, особенно иноязычных и инослав-ных изданий, наследуемых или покупаемых у архиереев и архимандритов, это редко исполнялось, хотя были единичные случаи, когда книга своим содержанием вызывала протест у того или иного цензора или должностного лица, и тогда по этому поводу завязывалась долгая, но чаще всего бессодержательная переписка. Интересно требование о присылке обязательного экземпляра напечатанной книги в цензурный комитет14. В семинарские библиотеки такой обязательный экземпляр не посылался. Некоторые книги приобретались в нескольких экземплярах, что свидетельствует об их последовательном применении в образовательном процессе. В основном это учебные пособия. В 1803 г. были приобретены 12 экземпляров грамматик, 10 экземпляров руководства по арифметике и 12 - митрополита Платона15. В документах за 1805 г. мы находим упоминание еще двух случаев приобретения

1779-1806. Впрочем, возможно, этот экземпляр был сделан специально для митрополита.

13 ОР РГБ. Ф. 427. Оп. 1. № 4. Л. 12-13.

14 Там же. Л. 35.

15 Там же. Л. 38 об.

книг из частных собраний - это 72 книги, принадлежавшие архимандриту Иерониму (Поняцкому)16, и 20 книг и 30 рукописных тетрадей, бывших в собственности о. Назария17. Если об о. Наза-рии и его собрании мы ничего сказать не можем, то личность18 и библиотека архим. Иеронима известны. В документах осталось описание отобранных в различные библиотечные собрания книг о. Иеронима19: в библиотеку семинарии Свято-Троицкой лавры отобрано 15 книг, в собрание Московской духовной академии -35 книг, а для Вифанской библиотеки - 25 книг. В большинстве своем это издания по богословию, философии, филологии, медицине, музыке, истории и естественным наукам. Интереснее книги, включенные в реестр как иноязычные, но не имеющие записи, что они были куда-то отобраны20. Их 235 и каталогизированы они по формату издания от in folio до in quarta minor. В иностранное собрание вошли книги Ефрема Сирина, симфонии и комментарии к Библии, труды Лютера, Буддея, Фиорентини, Шуберта, Лукиана, Лукреция, несколько лексиконов. Там же и несколько двуязычных книг, которые, видимо, были включены в список по этой причине. Некоторые книги из этого собрания как раз были упомянуты как вредные; они и стали предметом исследования специальной комиссии, о чем сказано выше. Необходимо отметить, что в отчетных документах траты на книги (даже учебную программную литературу), в отличие от трат на муку, свечи и кушаки, проходят по графе сверхштатные расходы в одной линейке с починкой сарая и оплатой извозчика, но при этом суммы, расходуемые на

16 ОР РГБ. Ф. 427. Оп. 1. № 4. Л. 38 об.

17 Там же. № 5. Л. 41.

18 См.: Дорошенко С. М. Настоятели Воскресенского монастыря Нового Иерусалима: живая история обители // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 142.

19 ОР РГБ. Ф. 427. Оп. 1. № 14. Реестры книг, выбранных из библиотеки покойного Воскресенского архимандрита Иеронима в библиотеки Лаврской духовной семинарии, Московской духовной академии и Ви-фанской духовной семинарии.

20 Позднее, по решению комиссии, некоторые из них были переданы в Вифанское собрание, но не безвозмездно, а за очень внушительную плату, доходившую до 80 руб. за книгу.

книги, говорят о том, что руководство семинарией прекрасно понимало их ценность и необходимость.

В эти же годы потребовалась литература для Дмитровского и Звенигородского духовных училищ, состоявших в ведении Вифан-ской семинарии. Подобно тому как с самой семинарией делились книгами библиотеки Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. В строгом понимании речь идет не о привычном для современного человека межбиблиотечном обмене, а скорее о кураторстве или шефской помощи. Согласно реестру21, Дмитровскому уездному училищу были предоставлены 16 наименований пособий, среди которых пространные катехизисы, священные истории, российские и славянские, латинские и греческие грамматики и лексиконы, церковные уставы, арифметики, ландкарты; приходскому училищу - 7 наименований: пособия по арифметике, чистописанию, краткие российские грамматики, буквари и прописи. Ученикам Звенигородского училища требовались классические книги22 (т. е. те же учебники). Уездному училищу было выдано 18 наименований книг, а приходскому - 11. Кроме этого, выдавалось руководство учителям.

Несмотря на то что формально учебники для училищ поступали из Вифанской семинарии, в саму семинарию они поступали из Синодальной типографии, где допечатывался тираж, необходимый для передачи23, а также из Московской и Санкт-Петербургской духовных академий24, где изыскивались требуемые экземпляры. Со временем, к 1815 г., Звенигородскому училищу потребовалось здание библиотеки25.

Два по-настоящему крупных собрания, приобретенные Вифан-ской семинарской библиотекой кроме вышеупомянутых, - книги епископа Крутицкого и Можайского Сильвестра (Страгородско-го, 1725-1802) числом 44826 и книги митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого, 1761-1821) чис-

21 ОР РГБ. Ф. 427. Оп. 1. № 27. Л. 5.

22 Там же. Л. 8.

23 Там же. № 37.

24 Там же. № 81.

25 Там же. № 46, № 76.

26 ОР РГБ. Ф. 173/!. № 589.2.

лом 30027. Каждая из описей по-своему интересна. Опись Сильвестра составил некто А. А. Кахетев. Про него ничего неизвестно. Реестр им составлен с тщанием, но не без недостатков. Градация книг на русскоязычные и латиноязычные. Внутри разделов смешанная тематическая классификация: книги богословские, философские, исторические, риторические и т. д. Отдельно выделены рукописные книги и тетради. Латинские рукописи разделены также по формату. Остальные книги не скомпонованы по формату, но в описании формат указан. Очевидно, что поверхностные знания по библиотечному делу Кахетев имел, но задача, стоявшая перед ним, заключалась не в том, чтобы составить миникаталог данного собрания, но разработать реестр, сиречь перечень, в котором бы сошлись числа на бумаге с количеством книг и чтобы эти книги можно было легко идентифицировать. Что он и сделал.

Кахетев приводит краткое содержание по первым словам титульного листа, чаще всего без автора, называет формат (не всегда) и описывает переплет. Знания о переплетах у него хорошие, поэтому он легко оперирует профессиональными понятиями: «переплет французский, мраморный», «переплет ординарный кожаный», «англицкий желтый переплет». Год, типографа и место издания он не указывает никогда. В некотором отношении это даже хорошо. Благодаря знатоку переплетов мы можем теперь, спустя 200 лет, установить - входила ли та или иная книга в библиотеку владыки Сильвестра, достаточно увидеть внутри книги штемпель Вифан-ской семинарии (епископ Сильвестр свои книги не подписывал и не имел экслибриса) и сличить переплет с описанием. Если два этих признака присутствуют, то можно с большой степенью достоверности предположить, что прежним владельцем был Крутицкий епископ. Содержание книг Кахетева если и интересует, то он этого никак не проявляет, поэтому исторические книги могут затесаться среди богословских, а лексикон - среди исторических: книги художественные, приключенческие, поэмы попадают в исторические, а славянская грамматика соседствует с Жизнью Конфуция, стихами Сумарокова и пособием по починке часов. Если же титульный лист отсутствует, то, без стеснения, Кахетев пишет: «Церковной печа-

27 ОР РГБ. Ф. 427. Оп. 1. № 233.

ти книжка». Бывают и курьезы: одна из рукописных книг, правда, очень хорошего качества, записана Кахетевым в книги церковной

печати28.

Собрание епископа Сильвестра поражает своим разнообразием. Он собрал очень многие книги иностранных авторов в русском переводе группы под кураторством Новикова. Новикова он хорошо знал и, видимо, был дружен с ним. Основная тематика изданий -защита веры перед вызовом безбожия, скептицизма и французского материализма, но интересны ему темы и весьма далекие от богословия: физика электрических опытов Джорджа Адама, астрономия Лаланда, натуральная химия, занимательная наука Тавернье, география Бишинга, гидравлика Фергюсона, аэронавтика и даже устройство воздушных печей. Много книг художественных, преимущественно сентиментальной поэзии, но попадаются и приключенческие повести о самозванцах, турецких шпионах или жуликах и сыщиках. Есть и книга, посвященная библиотечному делу29.

Иностранные издания, напротив, в большинстве своем на богословскую тематику. Если русскоязычные издания в подавляющем большинстве выпущены в последние 30 лет жизни владыки, то латиноязычные насчитывают до ста и более лет. Это серьезная подборка протестантских и католических богословов и историков. 45 изданий определены как богословские, 10 - как исторические, 6 - медицинских и около 40 рукописей и тетрадей.

Собрание митрополита Михаила (Десницкого) было пожертвовано семинарии его родственником, коллежским асессором Сергеем Ивановичем Десницким. Опись составлял замечательный библиотекарь и педагог Иван Иванович Лилеев (? - после 1841). Он был студентом Славяно-греко-латинской академии, потом учился в Санкт-Петербургской духовной академии, затем перешел в Ви-фанскую семинарию профессором словесности и немецкого язы-

28 «Рай. В осьмуху. Церковной печати, переплет ординарный». На самом деле это: Стословец. Глаголется же наименование книги сея Рай, яко мало не от всего содержит в себе свидетельства // ОР РГБ. Ф. 304.2. № 209.

29 См.: Бакмейстер И. Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной / пер. В. Костыгов. [СПб.]: Тип. Мор. шляхет. кадет. корпуса, 1779.

ка, а с 1816 г. работал там еще и библиотекарем. И в описи Дес-ницкого чувствуется рука профессионального библиотекаря - его описание также базируется на информации титульного листа, но он дает первые слова заглавия, место и год издания. Однако он совершенно не описывает экземпляр, и книги Десницкого найти гораздо сложнее, разве только по штемпелю Вифанской семинарии. Внутренняя структура описи также дает мало информации - нет тематического или форматного разделения, не соблюдается алфавитный порядок.

Первые сто книг подарены Сергеем Десницким, но были и другие дарители: документы называют нам священника подмосковного села Чашниково Тихона Васильевича Пермского - он передал семинарии 77 немецких, 65 французских и 58 латинских изданий. Село Чашниково - родина преосвященного Платона (Левшина). Думается, что неизвестный священник, объявленный наследником Петербургского митрополита и первенствующего члена Синода, может скрывать другую, более могущественную фигуру. Но, может быть, и нет. Собрание Десницкого отличается большим количеством собственно богословской литературы. Иностранная часть представлена именами Хагемана, Штиллинга, Арндта, Хюбнера, Гернгарда, Корнеля, Цицерона, Вергилия и многих других. Многие книги относятся к XVII в. Русскоязычное собрание может похвастаться изданиями Дионисия Ареопагита, блаженного Августина, стихами графа Хвостова, Иоанна Масона, Геллерта, митрополита Макария и др. В целом библиотека Десницкого менее разнообразна, чем собрание Сильвестра (Страгородского), но в ней присутствуют книги, вышедшие в первой четв. XIX в. и, несмотря на принадлежность Десницкого к масонским кругам, меньше собственно масонских изданий.

Подводя итог, можно сказать, что в формировании истоков библиотеки Вифанской семинарии ключевую роль сыграли унаследованные или приобретенные частные архиерейские и иерейские собрания, которые только за четверть века обогатили коллекцию более чем на тысячу изданий. Традиция семинарских и академических библиотек приобретать коллекции видных богословов и выдающихся архиереев, этой интеллектуальной элиты православного мира, получившая свое начало еще в XVII в., заложила осно-

вы библиотечного коллекционирования и сохранила для потомков сотни редчайших изданий русских и зарубежных авторов.

Список литературы

1. Адамов М. А. Становление и развитие духовных семинарий русской православной церкви XVIII - начала XX века // Научные ведомости. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2010. №7(78). Вып. 14. С. 103-110.

2. Дорошенко С. М. Настоятели Воскресенского монастыря Нового Иерусалима: живая история обители // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 2. C. 127-176.

3. Дубинский А. Ю., Колыванов Г. Е. Вифанская духовная семинария // Православная энциклопедия. Т. 8. С. 591-592.

4. Пичугин П. В. Из истории Спасо-Вифанской духовной семинарии и ее библиотеки (конец XVIII - начало XIX века) // Библиотековедение. 2013. № 4 (Август). С. 94-104.

5. Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. 1996. № 11-12. С. 107-112.

Выходные данные статьи

Григорьев А. Б. Частные архиерейские собрания как источник комплектования библиотечных фондов духовных семинарий и училищ в первой четверти XIX века (на примере архивных документов Вифанской семинарии) // Филаретовский альманах. 2023. Вып. 19. С. 95-105.

Grigorev A. (2023) '^hastaie archiereiskie sobrania kak istochnik kom-plektovania bibliotechnich fondov duchovnich seminarij i uchilich v pervoi chetverti XIX veka (na primere archivnich dokumentov Vifanskoi seminarii)" [Private Episcopal Libraries as a Source of Acquisition of Library Collections of Theological Seminaries and Colleges in the First Quarter of the 19th Century (on the Example of Archival Documents of the Bethany Seminary)]. Fila-retovskii al'manakh, vol. 19, pp. 95-105 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.