Научная статья на тему 'Частные академии Парижа конца XIX - начала XX в.'

Частные академии Парижа конца XIX - начала XX в. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ / ПАРИЖ / ЖИВОПИСЬ / РИСУНОК / УРОКИ / ИМПРЕССИОНИЗМ / НАБИ / ACADEMIE / PARIS / ART / DRAWING / STUDY / IMPRESSIONISM / NABI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буйвид Анна Юрьевна

В статье рассматривается феномен частных академий рубежа XIX-XX вв., в которых, в отличие от официальной Школы изящных искусств (École des Beaux-Arts), существовала более свободная атмосфера, возможность самостоятельно работать с натурой, и, конечно же, находиться в центре современных художественных процессов. Поэтому неудивительно, что именно частные академии способствовали развитию различных тенденций во французском (и не только) искусстве - импрессионизма, набидов, фовизма и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private Paris art schools in on the border of XIX-XX century

One of the meanings of word "academie" in the French language is suitable with private art schools. They were also named "atelier libre" - free studios. At the end of the 19th century it was quite difficult to enter École des BeauxArts. Also it was more and more visual that the educational system was rather conservative. Young artists used to prefer the private academies with their more independent atmosphere: possibility to work with models by oneself and of course to be in the very center of the art's life. The phenomena of the private schools gave the birth to the such a tendencies in the French (and not only French) art as impressionism, nabi, fauve. It is not possible to imagine the great rise of the art life of Paris on the border of XIX-XX century without the great meaning and influence of the private art schools.

Текст научной работы на тему «Частные академии Парижа конца XIX - начала XX в.»

А. Ю. Буйвид

Частные академии Парижа конца XIX - начала XX в.

В статье рассматривается феномен частных академий рубежа XIX-XX вв., в которых, в отличие от официальной Школы изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), существовала более свободная атмосфера, возможность самостоятельно работать с натурой, и, конечно же, находиться в центре современных художественных процессов. Поэтому неудивительно, что именно частные академии способствовали развитию различных тенденций во французском (и не только) искусстве - импрессионизма, наби-дов, фовизма и др.

Ключевые слова: академия; Париж; живопись; рисунок; уроки; импрессионизм; наби.

A. Yu. Buyvid

Private Paris art schools in on the border of XIX - XX century

One of the meanings of word “academie” in the French language is suitable with private art schools. They were also named “atelier libre” - free studios. At the end of the 19th century it was quite difficult to enter Ecole des Beaux-Arts. Also it was more and more visual that the educational system was rather conservative. Young artists used to prefer the private academies with their more independent atmosphere: possibility to work with models by oneself and of course to be in the very center of the art’s life. The phenomena of the private schools gave the birth to the such a tendencies in the French (and not

only French) art as impressionism, nabi, fauve. It is not possible to imagine the great rise of the art life of Paris on the border of XIX-XX century without the great meaning and influence of the private art schools.

Key words: Academie; Paris; art; drawing; study; Impressionism; Nabi.

Одним из многих значений слова «academie» во французском языке является термин, применимый к частным художественным школам. Их также называли atelier libre - «вольными мастерскими». В конце XIX в. поступить в официальную Школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts) было очень сложно, а для большинства иностранных студентов практически невозможно из-за введенного в 1884 г. жесткого экзамена по французскому языку. К тому же становилось очевиднее, что система преподавания была достаточно консервативной. Молодые художники все чаще предпочитают частные академии с их более свободной атмосферой.

Одной из первых и наиболее знаменитых была мастерская, находившаяся на углу бульвара дю Пале и набережной Орфевр, -Академия Сюиса. Ее открыл в 1850-х гг. Шарль Сюис, бывший натурщик, когда-то позировавший Давиду. Среди посещавших ее художников были Делакруа, Курбе, Бонингтон, Домье. Судя по сохранившимся воспоминаниям, приводимым Дж. Ревалдом, ученики поднимались по «деревянной лестнице, грязной и шаткой, в большой, голый, прокуренный зал, обставленный лишь несколькими скамьями, - зал мастерской. У Сюиса уроков не давали; никто здесь не преподавал, рисунков никто не исправлял. За определенную месячную плату ученикам три недели позирует натурщик, четвертую неделю - натурщица»1. В Академию Сюиса не надо было сдавать вступительных экзаменов, а упорные занятия позволяли подготовиться к поступлению в Школу изящных искусств. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было системы преподавания, Академия Сюиса имела огромное значение для будущего искусства Франции. Именно здесь шесть лет занимался Эдуард Мане. Ее посещали Клод Моне, Камиль Писсарро, Арман Гийомен, Поль Сезанн, аккуратно приходивший на занятия к открытию - в шесть часов утра. Некоторые рисунки Сезанна, выполненные в этой мастерской, позволяют

судить о характере постановок. Можно сказать, что в свободной атмосфере академии выросло целое поколение художников второй половины XIX в.

Большой популярностью среди французских и иностранных студентов пользовалась также академия, открытая в 1868 г. Рудольфом Жулианом. В Академию Жулиана зачислялись не только профессиональные художники, но и любители без начальной подготовки. Многих особенно привлекало право учеников Академии Жулиана участвовать в конкурсе на престижную «Римскую премию». «Успех учеников Жулиана на конкурсе в Академии искусств поставил его мастерскую на хорошую ногу - она преполнена учениками»,2- вспоминала Мария Башкирцева в 1877 г.

В связи с возросшей популярностью Академии Жулиана, с 1875 г., помимо основной студии в Пассаж-де-Панорам, были открыты дополнительные мастерские - на улице Драгон, 31 и на улице Вивьен, 51, где располагались женские классы; и это было главной отличительной чертой Академии Жулиана, тогда как в Школу изящных искусств женщин стали принимать только в 1897 г. Женский класс изображен в работе Марии Башкирцевой «В мастерской» 1881 г. Она воспоминает: «Поступила в мастерскую Жулиана, единственную серьезную школу для женщин. Там работают каждый день от восьми часов до полудня и от часу до пяти. ... Жулиан говорит, что его ученицы иногда слабее его учеников. Я бы стала работать с последними, но они курят, да к тому же нет никакой разницы. Разница еще была, когда женщины рисовали только одетых, но с тех пор как они рисуют с голой натуры, это все равно»3.

В разное время в Академии Жулиана преподавали А. Бугро, Г. Ферье, Т. Робер-Флери, Г. Буланже, А. Шапю, Ж.-П. Лоранс, Ж. Лефевр и др. Они не вели постоянных занятий, однако регулярно, раз в неделю (а иногда два раза в месяц), заходили и проверяли работы студентов. Это были те же профессора, что и в Школе изящных искусств и, следовательно, методика преподавания не могла особенно отличаться. Она показалась рутинной поступившему сюда в 1905 г. Александру Шевченко, поскольку сводилась

главным образом к требованию «фотографической», формальной точности рисунка.

Тем не менее, из Академии Жулиана вышло множество талантливых художников, в том числе в 1888-1889 гг. ее окончили будущие наби - Пьер Боннар, Морис Дени и Эдуард Вюйар. Среди наиболее известных ее учеников - Ловис Коринт, Леон Бакст, Андре Дерен, Анри Матисс и Марсель Дюшан.

Все большую популярность начинает приобретать и мастерская Глейра. Швейцарец Шарль Глейр в молодости одновременно посещал Школу изящных искусств и Академию Сюиса. В 1843 г. при Школе изящных искусств он открыл студию, получившую известность как Мастерская Глейра.

Глейр был прекрасным мастером и превосходно «ставил» рисунок, однако со своими определенными представлениями о преподавании и специфическими убеждениями. В частности существует притча, что Глейр никогда не допускал позирования обнаженных моделей-мужчин, чтобы не спугнуть женскую аудиторию. Именно в студии Глейра в 1862 г. впервые встретились будущие импрессионисты О. Ренуар, Ф. Базиль, А. Сислей, К. Моне, учился здесь и Д. Уистлер.

Клод Моне вспоминает: «Этот мужественный человек, помня о своей нищенской юности, не брал денег, предлагаемых за уроки. Он появлялся в мастерской два раза в неделю - сделать поправки в работах учеников. Требования его были просты: рисовать и еще раз рисовать. Его любимая фраза: “Стиль, вот в чем заключается все!” Питая неприязнь к цвету, Глейр позволял ученикам использовать его лишь после долгих месяцев работы с живой натурой»4.

По словам Ренуара, Мастерская Глейра была огромной, лишенной мебели комнатой, битком набитой молодыми художниками, склонившимися над мольбертами. Свет, падавший из находившегося, по всем правилам, в северной стороне застекленного проема, окрашивал натурщика в сероватые тона. Главным достоинством метода преподавания Глейра, по словам того же Ренуара, было то, что он «во многом предоставлял учеников самим себе»5. Тем не менее, живопись Ренуара раздражала мэтра. «Вы, несомненно, ради

забавы занимаетесь живописью?»- однажды заметил он Ренуару. Известен ответ Ренуара: «Ну, конечно. Если бы меня не забавляло это дело, поверьте, я не стал бы им заниматься».

В 1864 г., из-за опасности потерять зрение, Глейр вынужден был закрыть свою студию.

На рубеже веков многие предпочитали работать еще в одной студии - Академии Каррьера, открытой в 1898 г. Эженом Каррьером. Он заходил к своим студентам раз в неделю, поправлял рисунки и давал советы. Живопись самого Каррьера отличалась сдержанностью, почти монохромностью, но удивительно, что именно здесь познакомились Матисс и Дерен - будущие фовисты. Также в его академии учился не удовлетворенный системой преподавания в Академии Жулиана Александр Шевченко, заметивший: «Требования те же, дисциплина слабее».

Свои традиции имела и Академия Коларосси, открытая еще в начале 1870-х гг. итальянским скульптором Филиппо Коларосси на улице Гран Шомьер, 10. Подобно Академии Жулиана, Академия Коларосси была особенно популярна среди иностранных студентов, привлеченных скульптурными классами. Кроме того, у Коларосси также принимали учиться женщин. Более того -в 1910 г. именно в Академию Коларосси впервые пригласили преподавать женщину - новозеландскую художницу Френсис Ходкинс. Кроме нее, в академии преподавали Альфред Буше, Марсель Жимон, Шарль Герен. Среди ее выпускников - Камилла Клодель, Альфонс Муха.

Следующее поколение частных школ открыли бывшие воспитанники академий и мастерских конца XIX в. Во многом успех новых академий зависел от имени их наставника, потому как в 1900-х гг. в Париже уже существовало огромное количество частных мастерских и ателье. Наиболее значимыми школами этого периода, не говоря уже о прославленной Мастерской Родена, заслуживающей отдельного разговора, были Академия Рансона и Академия Гран Шомьер.

Академия Рансона была открыта в 1908 г. выпускником Академии Жулиана Полем Рансоном, входившим в 1890-е гг. в со-

став группы «Наби». Не только ближайшие сподвижники Ран-сона - Поль Серюзье и Морис Дени,- но практически все наби преподавали в академии. Главную задачу академии Рансон видел в популяризации идей группы, соединявших символизм с модерном, выражение принципов монументальности и декоративности. Помимо непосредственного преподавания живописи или декоративно-прикладного искусства, здесь занимались теорией и историей искусства.

После смерти Рансона в 1909 г. академию возглавляет его жена. Здесь, помимо Дени и Серюзье, продолжают преподавать Валлотон, Боннар, Майоль, Ксавье Руссель.

Академия Гран Шомьер была открыта в 1902 г. швейцарской художницей Мартой Стеттлер на одноименной улице. Академия работала по общепринятому принципу, ученики занимались самостоятельно, а раз в неделю, по пятницам, проводились консультации педагогов. В студии учились Зинаида Серебрякова, Амедео Модильяни. Однако своей популярностью академия обязана прежде всего скульптору Антуану Бурделю, начавшему преподавать здесь с 1909 г. Именно благодаря «живому классику» Бурделю, его не только практическим советам, но и теоретическим лекциям, академия приобрела такую известность. Всего через мастерскую Бурделя прошло более шестисот учеников, среди них В. Мухина и И. Шадр, Т Залькалн и И. Ефимов, у него занимался художественный критик Б. Терновец и в 1922-1925 гг. учился Альберто Джакометти.

В Академии Гран Шомьер преподавал также Андре Лот, открывший позднее, в 1922 г., собственную студию на Монпарнасе. «Вокруг Монпарнаса приютились разного рода студии и художественные школы, горделиво и непременно называвшие себя академиями. ... Как известно, академии охотно открывали бывшие натурщики. Итальянец Вити устроил академию (где были отдельные классы для женщин и мужчин)»6.

Поскольку, как уже было сказано выше, в начале ХХ в. Париж был переполнен частными школами, подробно коснуться их деятельности в рамках небольшой статьи достаточно сложно.

Однако нельзя не упомянуть еще о нескольких. Это, прежде всего, Академия Ла Палетт.

В Ла Палетт преподавали кубисты - Ж. Метценже, А. Ле Фо-конье и А. Глез, а среди студентов были, в частности, и русские художники - А. Лентулов, М. Шагал, С. Терк-Делоне и М. Васильева. В 1909 г. Мария Васильева открыла на улице дю Мэн Русскую академию, более известную как Академия Васильевой. Ее студию посещали многие известные художники, в том числе П. Пикассо, А. Модильяни, М. Шагал, Х. Сутин, О. Цадкин, Ж. Брак и даже А. Матисс, у которого училась сама Васильева. Фернан Леже дважды выступал в Русской академии с докладами «О современном искусстве». Помимо преподавательской деятельности, «академия помогала русским художникам, особенно не говорившим по-французски (а таких было подавляющее большинство), освоиться в Париже хотя бы на первых порах, что было не менее существенно, чем даже занятия искусством»7.

Также на Монмартре в 1921 г. открылась школа-студия русских живописцев Василия Шухаева и Александра Яковлева, но просуществовала она недолго.

Одной из важнейших частных школ начала ХХ в. стала открытая в 1908 г. Академия Матисса. Он открыл свою студию в бывшем монастыре на бульваре Инвалидов, 33. Учиться у Матисса хотело огромное количество молодых художников, преимущественно иностранцы: шведы Исаак Грюневальд и Нильс Дардель, немец Макс Вебер, исландец Йоун Стефаунсон, норвежцы Людвиг Карстен и Жан Хейберг, японец Казумаза Накагава. «Желающие были самых разных национальностей и, поначалу, Матисс пришел в ужас от их разнообразия и количества»8,- вспоминает Гертруда Стайн.

Михаил Герман замечает по этому поводу: «Весьма симптоматично, что именно Матисс мог стать и стал не просто примером, но Учителем целого поколения. Невозможно представит себе в этой роли Пикассо, Брака, Бранкузи, Цадкина или Модильяни. Академия Матисса могла возникнуть не в силу авторитета или даже возраста и респектабельности мэтра. ... Матисс и фовисты, открывая новые

формы, были хранителями ценности и гармонии. Этому, вероятно, еще можно было учить»9.

В Академии Монпарнаса на улице де Одесса преподавали Моис Кислинг и Андре Лот, находившийся сначала под влиянием кубизма, однако постепенно выработавший свою собственную стилистическую систему - вариант «смягченного кубизма», являющийся своеобразным переходом от кубизма к неоклассицизму. В теоретических работах, в частности, в эссе «Живопись», он разработал законы, которым должно подчиняться произведение искусства, чтобы избежать небрежной сентиментальности. Одной из самых знаменитых студенток Лота была Тамара де Лемпика, своеобразный и узнаваемый стиль которой сформировался во многом благодаря урокам Лота. Студентом Академии Монпарнаса был также будущий мастер репортажа - фотограф Анри Картье-Брессон, проучившийся у Лота семь лет.

Большинство частных академий прекратили свое существование во время второй мировой войны, Академия Рансона просуществовала до 1955 г., а Академия Гран Шомьер открыта по сей день и продолжает работать по тому же принципу, что и сто лет назад.

Феномен академий рубежа XIX-XX вв. во многом способствовал развитию различных тенденций во французском (и не только) искусстве - импрессионизма, набидов, фовизма, формированию «парижской школы». Благодаря деятельности частных мастерских и ателье стал возможен тот подъем в художественной жизни Парижа, без которого сейчас невозможно представить культуру ХХ века.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Ревалд Дж. История импрессионизма. М. ; Л., 1959. С. 127.

2 Башкирцева М. К. Дневник. М., 1999. С. 282.

3 Башкирцева М. К. Дневник. М., 1999. С. 229.

4 Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883. М., 1999. С. 301.

5 Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883. М., 1999. С. 289.

6 ГерманМ. Ю. Парижская школа. М., 2003. С. 94.

7 ГерманМ. Ю. Парижская школа. М., 2003. С. 173.

8 Цит. по: ГерманМ. Ю. Парижская школа. М., 2003. С. 53.

9 ГерманМ. Ю. Парижская школа. М., 2003. С. 54.

БИБЛИОГРАФИЯ

Башкирцева М. К. Дневник [Текст] / М. К. Башкирцева; перев. Е. Баевской. М. : Захаров, 2005. 688 с.

Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина [Текст] / О. И. Воронова. М. : Искусство, 1976. 192 с.

ГерманМ. Ю. Парижская школа [Текст] / М. Ю. Герман. М. : Слово, 2003. 272 с.

Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863— 1883 [Текст] / Ж.-П. Креспель; ред. А. П. Левандовский; перев. с фр. Е. Пурляевой. М. : Молодая гвардия, 1999. 301 с.

РевалдДж. История импрессионизма [Текст] / Дж. Ревалд; вступ. ст. А. Изергина; перев. с англ. П. В. Мелковой. М. ; Л. : Искусство, 1959. 456 с.

Яворская Н. В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX - XX веков: Сов. искусствознание и музейн. работа. Худож. культура Франции и ее мастера : Работы разных лет [Текст] / Н. В. Яворская; вступ. ст. Л. С. Алешиной. М. : Советский художник, 1987. 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.