2016, Т. 158, кн. 2 С. 481-487
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
УДК 347+378-051
ЧАСТНОПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.Г. Макаров
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
Аннотация
В статье рассматриваются особенности частноправового статуса профессорско-преподавательского состава вуза. Цель работы - определить специфику частноправового статуса педагога высшей школы. Ведущим методом исследования является метод анализа нормативно-правовых актов и литературных источников, посвящённых вопросам гражданско-правового регулирования высшего образования. Частноправовой статус педагога высшей школы сравнивается с его трудоправовым статусом. Отмечается, что преподаватель вуза не состоит с обучающимися в гражданско-правовых отношениях. Данные отношения возникают и развиваются между вузом и обучающимся, а между вузом и педагогом существуют трудовые правоотношения. В гражданские правоотношения вузовский преподаватель вступает при заключении гражданско-правовых договоров, связанных с созданием результатов творческой деятельности, договоров о выполнении отдельных работ и об оказании отдельных услуг. Выступая контрагентом по данным договорам, педагог высшей школы приобретает частные права и обязанности, возлагает на себя бремя частноправовой ответственности, что в конечном итоге и образует его частноправовой статус. Автором исследуются гражданские права и обязанности научно-педагогического работника, вытекающие из заключаемых им гражданско-правовых договоров.
Ключевые слова: частноправовой статус, педагог (педагогический работник), высшее образование, гражданско-правовой договор, инновационное развитие
В настоящее время педагог в системе высшего образования, или научно-педагогический работник, - это специалист, который постоянно осваивает новые образовательные технологии, включая информационные, совершенствует своё педагогическое мастерство, повышает квалификацию, профессиональную компетентность (в частности, научно-теоретический уровень в заданной предметной области), а также стремится активизировать инновационные процессы в сфере высшего образования. Заметим, последнее возможно только при условии высокой работоспособности педагога. Понятие инновация (англ. innovation - нововведение) трактуется по-разному, до сих пор нет общепринятого единого содержания. В работе за основное принято определение инновации, предложенное О.В. Сушковой: инновация - это «совокупность новых знаний, полученных на основе инновационной деятельности, направленных на создание или усовершенствование результатов интеллектуальной деятельности» [1, с. 9]. Говоря
об активизации инновационных процессов в сфере высшего образования, мы прежде всего имеем в виду осуществление практических действий по созданию и реализации инноваций в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1, с. 10].
Для разработки и внедрения инноваций в высшем образовании научно-педагогический работник может заключать гражданско-правовые договоры с вузом, сотрудником которого он является, а также с другими организациями, способными реализовать его замысел, идеи. Находясь в трудовых отношениях с образовательной организацией высшего образования и заключая от своего имени гражданско-правовые соглашения, он тем самым создаёт для себя соответствующие гражданские права и обязанности, составляющие его частноправовой статус в системе высшего образования. Работая в вузовской среде, педагог одновременно обладает несколькими статусами: экономическим, этическим, социально-психологическим и правовым. В соответствии с исследовательскими установками рассмотрим подробнее особенности частноправового статуса научно-педагогического работника. Частноправовой (гражданско-правовой) статус педагога высшей школы сравним с его трудоправовым (публично-правовым, административно-правовым) статусом.
Цель настоящей статьи - изучить гражданские права и обязанности лица, занимающегося образовательной деятельностью на профессиональной основе в качестве преподавателя в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, вытекающие из заключаемых им гражданско-правовых договоров.
В научной литературе по образовательному праву и комментариях к образовательному законодательству речь идёт преимущественно о публично-правовом статусе педагога высшей школы. Чаще всего анализируются правоотношения, имеющие субординационный характер и основанные на принципе «власть -подчинение». Между тем сегодня актуальность приобретают отношения координации в сфере высшего образования, когда педагог, с одной стороны, стремится внедрить инновации в вузе, а с другой стороны, удовлетворяет свой частный интерес в образовательном и научном совершенствовании, получая при этом вознаграждение по гражданско-правовому договору параллельно с получением заработной платы по трудовому договору.
Понятие интерес лежит в основе разделения права на публичное и частное. Интерес в своём собственном развитии и совершенствовании с получением материальной выгоды по договору является основанием для выделения в системе высшего образования частноправового статуса научно-педагогического работника. Однако прежде чем говорить об особенностях частноправового статуса вузовского преподавателя, представляется целесообразным рассмотреть правовой статус педагогического работника в целом.
А.П. Бердашкевич и С.С. Клепиков в своей статье «Основные направления модернизации правового статуса высшей школы» отмечают: «Государство признаёт особый статус педагогических работников в обществе и обязуется создать необходимые условия для осуществления ими профессиональной деятельности» [2, с. 34]. К сожалению, сегодня педагоги высшей школы как социально-профессиональная группа, несмотря на высокий образовательный и научный потенциал,
«оказались в ситуации понижения своего социально-профессионального статуса, что выразилось в существенном ухудшении их материального положения, качества жизни по сравнению с другими профессиональными группами, падении профессиональной престижности, а следовательно, и значимости в глазах общества данной профессии» [3, с. 85].
Что означает понятие статус? К.И. Вайсеро в статье «Статус преподавателя как фактор развития эффективного управленческого образования» отмечает: «Статус (от лат. status - стояние, положение) - понятие, обозначающее положение человека в системе социальных и межличностных отношений, а также меру его влияния на других людей» [4, с. 127].
Правовой статус работника образования, в том числе научно-педагогического, согласно Модельному закону о статусе работника образования, принятому на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, - юридически закреплённое положение лица, занимающегося специализированной деятельностью, связанной с функционированием и развитием системы образования (ПМА).
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3, вступившем в силу с 1 сентября 2013 г., под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 47).
Правовой статус педагога в системе высшего образования, таким образом, можно обозначить как совокупность следующих элементов:
• правосубъектность,
• права и обязанности,
• юридическая ответственность.
«Юридический статус педагога вуза закреплён в нормативно-правовых документах, регулирующих образовательную деятельность. <...> В этих документах определены место и роль преподавателя, сформулированы его должностные обязанности и права», - пишет К.И. Вайсеро [4, с. 127].
Трудоправовой статус педагога - это только часть его правового статуса. В связи с развитием рыночных отношений в сфере высшего образования наблюдается усиление диспозитивных начал, которое проявляется в возможности заключения научно-педагогическим работником с образовательной организацией, в которой он трудится, и с другими организациями и предприятиями гражданско-правовых договоров. Следует отметить, что педагог высшей школы не является контрагентом по договору об оказании платных образовательных услуг по получению высшего образования. Данный договор заключается между вузом как юридическим лицом, предоставляющим соответствующие образовательные услуги, и обучающимся (студентом, магистрантом, аспирантом). Профессорско-преподавательский состав с обучающимися состоит в особых правоотношениях - образовательных.
Академические права педагогических работников закреплены в ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ, среди поименованных к числу прав, входящих в частноправовой статус, можно отнести:
• право на разработку и применение авторских программ;
• право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
• право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами;
• право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• право на защиту профессиональной чести и достоинства (273-ФЗ).
Реализация именно этих прав означает удовлетворение частных интересов
педагога в системе высшего образования. Кроме обозначенных прав, в частноправовой статус вузовского преподавателя входят права, которые он приобретает для себя в силу заключения гражданско-правовых соглашений, которые, как уже было указано, направлены не только на инновационное развитие образовательной организации, но и на собственное совершенствование.
Возникает вопрос: о каких договорах идёт речь? Представляется, что это, во-первых, договоры о создании и использовании результатов творческой деятельности; во-вторых, договоры, которые обеспечивают такое создание и использование; наконец, договоры о выполнении отдельных работ и об оказании отдельных услуг, а именно:
- договор подряда,
- договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
- договор возмездного оказания услуг (информационных, консультационных и др.),
- договор об отчуждении исключительного права,
- лицензионный договор.
В стенах вузов активно создаются объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства, или ноу-хау, средства индивидуализации, единые технологии), а также объекты авторского права (научные статьи, обзоры, отчёты, учебно-методические разработки). Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут создаваться как научными, так и педагогическими работниками. В этом случае необходимо решить судьбу прав на данные объекты путём заключения соответствующих интеллектуально-правовых договоров.
Педагоги также могут участвовать в заключении и исполнении договоров подряда и возмездного оказания услуг с целью повышения своего профессионального мастерства. Не вызывает сомнения то обстоятельство, что заключение и исполнение гражданско-правовых договоров является частным делом педагога высшей школы и, казалось бы, образовательной сферы напрямую не касается. Педагог, вступая в договорные отношения, удовлетворяет не только частный,
но и публичный интерес, так как его участие в данных отношениях улучшает показатели вуза, сотрудником которого он является. Квалификация и профессиональный уровень преподавателя вуза в значительной степени зависят от его инициативности, коммуникабельности, желания совершенствоваться и приобретать практические навыки работы в той сфере, в которой он имеет глубокие теоретические познания.
Заключая указанные договоры, преподаватели вузов создают для себя не только гражданские права, но и гражданские обязанности, а также берут на себя бремя гражданско-правовой ответственности за невыполнение договорных обязанностей. Безусловно, заключение обозначенных договоров возможно только при наличии гражданской дееспособности, которая является составляющей частноправового статуса педагогов наряду с гражданскими правами, обязанностями и гражданско-правовой ответственностью.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда преподаватель вуза заключает договор подряда на выполнение работ, связанных с созданием какой-либо научной разработки в целях реализации гранта. По такому договору в качестве заказчика выступает организация, финансирующая проведение научных исследований, а в качестве подрядчика - педагог высшей школы. Договор подряда разрабатывается согласно требованиям Гражданского кодекса РФ (гл. 37 ГК РФ). Заказчик по данному договору обязуется обеспечить подрядчика всей документацией и информацией, необходимой для выполнения работ, а также оплатить выполненные работы. Подрядчик обязуется обеспечить выполнение работ надлежащим образом и в обозначенный срок, обеспечить заказчику возможность проверки хода и качества выполнения работ, соблюдать строгую конфиденциальность в отношении информации, полученной от заказчика. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору подряда стороны несут ответственность согласно действующему гражданскому законодательству. Споры по договору подряда разрешаются путём переговоров, а при недостижении согласия - в суде.
Другой пример: педагог высшей школы заключает договор на разработку учебного пособия в рамках реализации какого-либо образовательного проекта. Часто данный договор носит смешанный характер, так как сочетает в себе элементы не только договора подряда (гл. 37 ГК РФ), но и договора об отчуждении исключительного права (гл. 0 ГК РФ). По такому договору заказчик создаёт условия для своевременного и качественного выполнения работы подрядчиком, предоставляет необходимую для этого информацию. Заказчик вправе в настойчивой, категорической форме просить подрядчика выполнить задание качественно, в соответствии с нормативами, требованиями и стандартами, предъявляемыми к данному виду работы действующим законодательством, локальными актами, требованиями по оформлению данного вида работы, с которыми подрядчик должен быть ознакомлен до начала работы. Заказчик вправе после подписания акта о выполнении работ предъявлять требование об устранении недостатков при наличии замечаний экспертов (рецензентов). Подрядчик осуществляет работу самостоятельно, согласно утверждённому графику выполнения работ и своевременно информирует заказчика о фактах, препятствующих своевременному, полному и качественному выполнению работ. По завершении работ
подрядчик обязуется передать исключительное право на созданное им произведение в полном объёме заказчику. Заказчик обязуется не нарушать неотчуждаемые и непередаваемые личные неимущественные права подрядчика.
Таким образом, выступая контрагентом по гражданско-правовым договорам, связанным с созданием результатов творческой деятельности, выполнением отдельных работ и оказанием отдельных услуг, педагог высшей школы приобретает частные права и обязанности, возлагает на себя бремя частноправовой ответственности, что в конечном итоге и образует его частноправовой статус, который не следует путать с трудоправовым статусом преподавателя вуза.
Источники
ПМА - Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 16 нояб. 2006 г. № 27-13 «О модельном законе "О статусе работника образования"». - URL: http://docs.cntd.ru/document/902050940, свободный. 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2012. - 31 дек. - № 5976 (303). - URL: http://rg.ru/ 2012/12/30/obrazovanie-dok. html, свободный.
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2: Федеральный закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Рос. газ. - URL: http://rg.ru/2008/05/22/gk-2-dok.html, свободный.
Литература
1. Сушкова О.В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере: на примере деятельности высших учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 22 с.
2. Бердашкевич А.П., Клепиков С.С. Основные направления модернизации правового статуса высшей школы // Высш. образование в России. - 2012. - № 10. - С. 30-39.
3. Дадаева Т.М. Социально-профессиональный статус преподавателей вуза: тендерный аспект // Интеграция образования. - 2013. - № 3. - С. 85-89.
4. Вайсеро К.И. Статус преподавателя как фактор развития эффективного управленческого образования // Проблемы управления. - 2011. - № 1. - С. 127-128.
Поступила в редакцию 29.01.16
Макаров Тимофей Григорьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 1815-6126 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2016, vol. 158, no. 2, pp. 481-487
Private Legal Status of Teachers in Higher Education
T.G. Makarov
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: [email protected]
Received January 29, 2016 Abstract
The relevance of the study is determined by the fact that the role of discretionary principles has been enhanced in connection with the development of market relations in the sphere of higher education, which manifests itself in the possibility of teachers to enter into civil law contracts with the educational institution in which they work, as well as with other organizations and entities.
The study was performed to determine the specificity of the private legal status of teachers of higher school and to identify their major civil rights and obligations.
The objectives of the study are the following:
- to examine the legal status of teachers in general;
- to identify elements of the legal status of teachers in higher education;
- to reveal the contents of the private legal status of higher school teachers;
- to compare the private legal status of higher school teachers with their labor status.
The leading method of research used by us is the method of analysis of the normative-legal acts and literature devoted to the issues of civil-legal regulation of higher education.
The paper points out that university teachers do not have any civil relations with students and are not counterparties to the contract on rendering of paid educational services. The counterparty under this contract is the educational organization of higher education. Civil law relations emerge and develop between the university and students, while the university and teachers have labor relations. Higher school teachers enter into civil law relations at conclusion of civil contracts related to the results of creative activity, agreements on the implementation of individual works and the provision of certain services.
Based on the obtained results, it was concluded that higher school teachers, acting as the counterparties to the relevant civil law contracts, gain individual rights and responsibilities, have the burden of private law liability imposed on them, which, ultimately, forms their private legal status. The latter should not be confused with the labor status of university teachers.
These findings are important for the law enforcement practice.
Keywords: private legal status, teacher (pedagogical worker), higher education, civil law contract, innovative development
Для цитирования: Макаров Т.Г. Частноправовой статус педагога в системе высшего образования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016. - Т. 158, кн. 2. -С. 481-487.
For citation: Makarov T.G. Private legal status of teachers in higher education. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2016, vol. 158, no. 2, pp. 481487. (In Russian)