Научная статья на тему 'Частное право в эпоху античности: формирование идеи'

Частное право в эпоху античности: формирование идеи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1824
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ ПРАВО / PRIVATE LAW / АНТИЧНОСТЬ / ANTIQUITY / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / PUBLIC LAW / ПРАВОПОНИМАНИЕ / LEGAL COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшунов Д.Н.

В статье анализируется частное право, имевшее место в эпоху Античности, а также процедура формирования идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private law in antiquity: the formation of ideas

The article examines the private law, which took place in antiquity, as well as the procedure of forming ideas.

Текст научной работы на тему «Частное право в эпоху античности: формирование идеи»

Частное право в эпоху Античности:

формирование идеи

Д.Н. Горшунов

доцент кафедры теории и истории государства и права Казанского государственного университета, заместитель декана юридического факультета по учебной работе, кандидат юридических наук

01 Z

во о о

N

U U О (L

d

со

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о a и ф г S Е о х о a т

S ф

ч:

п

a <

х

S X н

и ф

со

Идея сосуществования частного и публичного права в рамках одной правовой системы известна западной традиции права с античных времён. Речь идет именно о специфическом западном типе политико-правовых воззрений, поскольку вплоть до настоящего времени никому не удалось достоверно доказать факт заимствования греками или римлянами законов исторически более ранних государств Древнего Востока1. Поэтому освещение истории развития представлений о частном праве следует начинать с греко-римской античности.

Ранние представления, конечно, не содержали конструктивных идей частного в праве. Да и о праве вообще в них принято говорить с определенной долей условности: в ранний период древнегреческой политико-правовой мысли (IX-VI вв. до н.э.), ввиду отсутствия государства как особой организации, древнегреческое общество не знало права в современном значении государственного законодательства, апеллируя в основном к обычаям и справедливости. Такого мнения придерживается, в частности, С.Ф. Кечекьян: «Права еще не было. Слово nomos - закон в гомеровских поэмах почти не встречается. Гомеровские греки апеллируют к справедливости, к обычаям - dike»2. У более поздних философов и государственных деятелей (причем оба этих качества личности в Древней Греции были, как правило, взаимообусловленными) рассуждения о соотношении начал в праве сводились к выяснению соотношения естественного и позитивного, справедливого и несправедливого, устройства собственности (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит Эфесский, Демокрит, софисты - Протагор, Фрасимах, Антифонт, а также Сократ)3.

Так, поиск оснований права, который следует признать одним из наиболее древних: знаменитый ученый ранней античности Пифагор (580-500 до н.э.) - основатель школы, религиозный и политический деятель, теоретик музыки и математики. Он одним из первых, или даже первым из известных, предпринял попытку теоретической разработки понятий «равенство» и «справедливость», соответствующих ранним представлениям о праве, на основе их математических (цифровых) характеристик4, причем исследования сводились не только к количественным характеристикам применительно к праву и государству (полису), но и к поискам функционально оптимальной модели общественного устройства: о равенстве граждан пифагорейцы рассуждали как о требовании справедливости, уравнивающей их между собой, воздавая равным за равное. У Пифагора равенство - один из основных постулатов частного права - впервые получает юридическое значение. На это обстоятельство обратил внимание П.Г. Редкин5.

Пифагорейская идея правового равенства была поддержана Сократом (469-399 до н.э.) в его идее «геометрического равенства», под которым тот имел в виду политическое равенство, равенство по ценности в делах политической добродетели в отличие от простого, человеческого арифметического равенства6.

Особое внимание правовой регламентации частной сферы уделял Платон (Ари-стокл) (427-347 до н.э.), рассматривая в своем диалоге «Государство»7 отдельные вопросы регулирования брака, быта, собственности, труда в соответствии со своими представлениями об общественном устройстве в условиях полисной жизни - идеального государства. Однако негативное восприятие ряда

1 См.: Аннерс Э. История европейского права. - М.: Наука, 1994. С. 21.

2 Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. С. 8.

3 См.: Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1976.

4 История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нер-сесянца. - 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Норма, 2004. С.45.

5 Из лекций заслуженного профессора, доктора права П.Г. Редкина по истории философии права в связи с историей философии вообще. - СПб., 1889. - Т.2. С. 101.

6 См.: Нерсесянц В.С. Политические учения в Древней Греции. - М.: Наука, 1979. С. 134.

7 См.: Платон. Соч. в 3-х т. - М.: Мысль, 1971. - Т.3. С. 89-454.

фундаментальных частных индивидуальных ценностей, и прежде всего частной собственности, вряд ли может быть воспринято как прообраз идеи частного права: «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости» - излагал Платон в трактате «Государство»8. Однако в его рассуждениях, описанных в диалоге «Законы», прослеживается идея влияния частных интересов на содержание позитивного права, что в дальнейшем укрепилось в виде одной из теорий подразделения права на частное и публичное9. Влияние идей Платона на развитие представлений о частном праве неоднозначно: с одной стороны, философ развивал концепцию о существовании государства без частной сферы жизнедеятельности индивидов, с другой стороны, в продолжение развития идей о геометрическом и арифметическом равенстве в праве и политике, к которым должны применяться соответствующие методы воздействия и правового регулирования.

О делении права на частное и публичное уже более последовательно говорил ученик и критик Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.). Для него в праве раскрывается сущность государства, поскольку посредством права выражаются и закрепляются совместные общие интересы граждан10. Задача права - содействовать самоудовлетворенности индивидов, охватываемых правовыми связями. В этой связи он различал две категории законов: общие (естественные) и частные. Общие законы стоят выше частных11. Элементы смешения интересов различных групп населения, в первую очередь демоса и олигархов, лежат в основе аристотелевской оптимальной формы государственного устройства - политии. А с позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель критиковал проекты Платона об идеальной форме обустройства государства и системы правового регулирования в нем, в том числе и в отношении собственности, которую он понимал как государственно-договорное право владения

теми или иными вещами12. И.Ю. Козлихин, обращая внимание на развитие в трудах Аристотеля идеи справедливости, отмечает, что с позиций имманентного для права свойства уравнивающей справедливости намечается разделение сферы политики и частной жизни, сферы публичного и частного права13. Аристотель считал, что публичное право защищает от причинения вреда то, что необходимо обществу, а частное право - то, что необходимо отдельным лицам.

О различии «методов правового регулирования» применительно к политической или частной жизни говорил знаменитый греческий оратор Демосфен (384-322 до н.э.): законы, которые лежат в основе государственного права, должны быть жесткими и суровыми ради пользы самих афинских граждан, поскольку только так можно ограничить вред, который политические деятели способны причинить большинству народа. Законы же, регламентирующие деятельность граждан между собой, напротив, должны быть «мягкими»14.

Вообще, в силу исторических особенностей развития древнегреческого общества, рассуждения о праве имели преимущественно философское и политическое, а не собственно юридическое звучание. Эта тенденция была задана на многие века и стала характерной особенностью древнегреческой политико-правовой идеологии. Вместе с тем, даже в таком философском виде идея права в трактовках древнегреческих мыслителей оказала непосредственное влияние на формирование другого более существенного правового пласта - права Древнего Рима, выступила предтечей, оказалась связанной с ним генетически. Именно в древнегреческой Античности формируются характерные для западной культуры черты юридического мировоззрения, представленного как идеи социально-значимой человеческой деятельности, чьей задачей является обеспечение нормальных условий существования общества, определение состояния внутреннего комфорта и защищенности отдельных его членов.

8 Приводится по: Правовая мысль. Антология / автор-составитель В.П. Малахов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. («Summa»). С. 89.

9 См.: История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. - 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Норма, 2004. С. 59, 63.

10 См.: Аристотель. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1983.

11 См.: История политических учений / под ред. проф. К.А. Мокичева. Изд. 2-е, испр. - М.: Высш. шк., 1971. -Часть I. С. 51-52.

12 См.: Жоль К.К. Философия и социология права: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 38-39.

13 Козлихин И.Ю. Право и политика. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 20-21.

14 См.: Нестерова Э.Э. Историко-теоретические основания учения о разделении права на публичное и частное в западноевропейской и российской правовой науке: автореф. дисс... канд. юр. наук. - Н.Новгород, 2002. С. 12.

01 Z

во о о

N

U U О о.

d

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г S

S о

X

о а

т

S ф

ч:

п

а <

х

S X н

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

Так, весьма примечательно, что в середине V века до н.э. плебеи, добившиеся до этого существенного расширения своих гражданских прав, потребовали составления писаного законодательства взамен действующего обычного права, допускавшего множественные толкования. В Грецию были направлены римские посланники для ознакомления с законодательной практикой, особенно с законами Солона, в результате чего важные греческие правовые положения были использованы при составлении важного источника древнеримского права - Законов XII таблиц (451-449 до н.э.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение борьбы патрициев и плебеев, историческое расширение прав последних, в конечном счете привело к тому, что равенство частных лиц становится источником права в материальном смысле слова, той общественной базой, на которой формируется классическое римское право, для которого характерна детальная регламентация важнейших взаимоотношений между людьми в связи с интенсификацией производства и товарообмена. Именно это обстоятельство придало римскому праву оттенок права частной собственности15.

Своё концептуальное развитие идея выделения в праве частных и публичных начал получила позже. Сложившаяся после 300 года до н.э. светская римская юриспруденция (римляне сравнительно рано стали отделять светское право от божественных установлений) последовательно развивалась, формируясь в довольно стройную систему. В сочинениях римских юристов приводятся различия между публичным и частным правом (Квинт Элий Туберон, конец I в. до н.э.)16.

Выдающийся римский государственный деятель, юрист, оратор Марк Тулий Цицерон (106-43 до н.э.) в своем произведении «О законах»17 связывает развитые в древнегреческой философской мысли представления и соотношении закона (nomos) и справедливости с возможностью выбора, предоставляемого законом в его римской интерпретации. При этом Цицерон возводит этимологически римский термин «lex» к понятию «leqere»

(выбирать) и выводит право из понятия закона18. В своих трактах Цицерон развивает аристотелевские идеи о различии частного и публичного права, хотя при этом не обособляет их друг от друга и не дает им определений. Вместе с тем, он противопоставляет категории «магистрат» и «частное лицо», «дела государственные» и «частную жизнь». При этом, рассматривая государство как «дело народа» (лат. - res publica), основанное на всеобщей пользе, Цицерон видит одним из его назначений и одновременно причиной его образования защиту частной собственности19.

Классические положения, определяющие соотношение частного и публичного права, ведут свою «родословную» от одного из пяти официально (по закону Валентиниана III 426 г.) цитируемых юристов Доминиция Ульпиана (ок.170-228 н.э.): publicum jus est, quod ad statum Romanae spectat, privatum quod ad singulorum utilitatem (1.i §2, Dig. de just. et jure,i,i) - «публичное право - это то, которое относится к пользе (интересам) римского государства, частное - которое [относится] к пользе (интересам) отдельных лиц»20. При этом в состав частного права, по его мнению, входили органично естественные предписания, предписания народов и предписания цивильные. Тем самым подчеркивалось важное свойство права - взаимодействие и взаимопроникновение различных его элементов в рамках функционирования общей системы, а их выделение носит теоретический характер. Того же мнения придерживался и другой видный римский юрист, личность которого во многом загадочна, а о жизни практически ничего не известно - Гай (II в. н.э.).

Возможно также предположение, что формулировка «публичное право - это то, которое относится к делам государства», является стремлением римских юристов ввести государство в правовые рамки, подчинить его действию права, обеспечить правовое общение с ним граждан21.

Римские юристы весьма существенное внимание уделяли разработке проблем

15 См.: Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963; Дождев Д.В. Римское частное право. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996; Новицкий И.Б. Римское право: учебник. - М.: ТЕИС, 1997 и др.

16 См.: История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. - 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Норма, 2004. С. 96.

17 Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. - М.: Наука, 1966.

18 Приводится по: Правовая мысль. Антология / автор-составитель В.П. Малахов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. («Summa»). С. 110.

19 См.: История политических учений / под ред. проф. К.А. Мокичева. Изд. 2-е, испр. - М.: Высш. шк., 1971. -Часть I. С. 65-66.

20 См.: Римское частное право: учебник / под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. - М.: Юристъ, 1996. С. 4. Показательно, что примерно треть цитат в «Дигестах» Юстиниана принадлежит авторству Ульпиана.

21 См.: Нестерова Э.Э. Историко-теоретические основания учения о разделении права на публичное и частное в западноевропейской и российской правовой науке: автореф. дисс.. .канд. юр. наук. - Н.Новгород, 2002. С. 11-12.

частного права: собственности, семьи, личного статуса, наследования, договоров и т.д. Именно в цивилистике, в гражданском праве Древнего Рима в пору его расцвета во II-III вв. нашей эры стали складываться в силу требований реальной общественной жизни выраженные в материи права начала, относящиеся к «равновесности» юридических позиций субъектов, их автономии, преимущества договорных начал в юридическом регулировании (диспозитивность).

Забегая в хронологическом порядке несколько вперед, следует отметить, что влияние рассматриваемого подхода к разделению права естественным образом было воспринято в национальных правовых системах, в той или иной мере рецепиировавших положения именно римского частного права. Деление права на частное и публичное стало основным принципом, идеологическим началом структуры права и распределения его норм и институтов по отраслям. Основные положения римского частного права суммированы в конце 20-х - первой половине 30-х гг. VI в. в Своде законов византийского императора Юстиниана (482 или 483-565, правил с 527 по 565) - Corpus juris civilis, который был подготовлен специальной комиссией, возглавляемой юристом, придворным деятелем - квестором Священных Палат, начальником дворцовой канцелярии и министром юстиции Трибонианом (ум. ок. 545). При этом в Византийской империи имела место постепенная трансформация римского права под влиянием христианства с сохранением, однако, всего правового наследия прошлого, которое и было обобщено в Кодексе Юстиниана22.

Византийский вариант римского права просуществовал вплоть до падения Константинополя в ходе турецкого завоевания в XV веке. Обреченная же, казалось, на гибель западная ветвь римского права ожила и бурно распространилась по всей средневековой Европе. Уместно в этой связи привести цитату из произведения Рудольфа фон Йеринга, который отразил значение римского права для мировой юриспруденции следующими словами: «Три раза Рим диктовал миру законы, три раза приводил он народы к единству: в первый раз, когда римский народ был ещё в полной силе - к единству государства; во второй

раз, после того, как этот народ уже исчез - к единству церкви; в третий раз - вследствие усвоения римского права...Римское право сделалось, так же, как христианство, культурным элементом нового мира»23.

В завершение Римской эпохи и всей Античности все отчетливей обозначались позиции ранних христиан. Есть мнение, что христианское мировоззрение, лежащее в основе типизированного европейского сознания, представляет собой трансформирование античного миропонимания: христианством унаследованы основные принципы и постулаты античного мировоззрения, органично вплетенные в христианскую концепцию24. По всей видимости, это должно касаться и восприятия частного права. Однако, если проследить путь преемственности идей у ранних христиан Римской империи, то он представляет собой не модернизированное античное восприятие картины мира, а существенным образом дополненное целым рядом принципиальных, не характерных для античности «ближневосточных» религиозных и правовых элементов25. Однако более детальную регламентацию частноправовая сфера получила в исламе.

Для правопонимания ранних (доканони-ческих) христиан было характерно обращение к идеям равенства всех людей и соблюдение такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений, принципа естественно-правовой справедливости - воздаяния равным за равное (Мф. 7, 2; Лк. 6, 38). В дальнейшем, после становления церковной иерархии, признания христианства государствами (и особенно - в Римской империи в 311 году, принятия в качестве государственной - в 324 году), данные учения были подхвачены адептами разного рода сект и еретических направлений (богомилами, катарами, патаренами, альбигойцами, вальденсами и т.п.). Официальная же церковь повлияла на развитие религиозно-догматического мировоззрения, в том числе и правового, в следующий за Древней эпохой этап в истории Западной Европы, - Средние века, которые заняли более чем тысячелетний период - с V по XVI вв. Однако в этот период не состоялось сколь-нибудь серьезной эволюции и трансформаций идеи частного права. В

22 См.: Костогрызова Л.Ю. Эволюция церковно-государственных отношений в Византии в законодательстве императоров ^-начала X в.: автореф. дисс. канд. юр. наук. - Екатеринбург, 2007. С. 7; Новиков О.А. Византийская концепция взаимоотношений церкви и государства: автореф. дисс. канд. юр. наук. - Владимир, 2008. С. 13.

23 Йеринг Р. фон. Дух римского права на разных ступенях его развития / пер. с 3-его испр. нем. изд-ва. - СПб.: Ти-погр. В. Безобразова, 1875. С. 1.

24 См.: Сорокина Ю.В. Введение в философию права: курс лекций. - М.: Норма, 2008. С. 125.

25 Например, из Книги притчей Соломоновых (21): «Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии».

01 Z

во о о

N

U U О о.

d

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г S

S о

X

о а

т

S ф

ч:

п

а <

а s х

н

и ф

со

самом начале новой «темной» эпохи лишь определенные элементы «варваризирован-ного» римского права, воспринятого королями остготов, вестготов, бургундов и других германских племен, сколотивших свою государственность на осколках Римской империи, можно воспринимать в качестве компиляций классического jus civilis (например, так называемый «Бревиарий Алариха» - «Breviarium Alaricianum»).

Подводя итог краткому анализу становления частного права в Античности, необходимо отметить, что неоценимые достижения римской правовой мысли в разработке идеи частного права и ее практическом осуществлении затмили деятельность юристов той эпохи в разработке положений права публичного. Возможно, это является косвенным доказательством тому, что вопросы организации государственной власти они «выносили за скобки права»26. Возможно, с позиций современной юриспруденции положения римского частного права весьма ограничены, но и сейчас в них можно уви-

деть универсальные алгоритмы по решению сложных жизненных ситуаций, выраженных в форме нормативных обобщений и представляющих собой совершенные и фундаментальные юридические конструкции. Нормы римского частного права отличаются четкостью, безупречной логикой построения, простотой и одновременной ясностью формул. Они поистине являются образцом и критерием юридического совершенства и в настоящее время. В римском частном праве сформировался цивилистический «дух», поисками которого занимались основоположники исторической школы права - Пухта, Гуго, Савиньи27, и которому посвящал свои труды знаменитый немецкий юрист Рудольф фон Йеринг28. Этот «дух» породил основные постулаты частного права: юридическое равенство и юридическую автономию субъектов, свободу договоров, диспозитивность -все то, что уже в современную эпоху легло в основу системы принципов современного частного права и стало важным элементом функционирования гражданского общества.

Методы правового регулирования норм

об административных правонарушениях

В.А. Круглое

профессор кафедры экономического права Минского института управления, кандидат юридических наук

В исследованиях нами обоснованы концептуальные модели административно-деликтного права, административно-деликтного процессуального права и административно-деликтного исполнительного права как самостоятельных отраслей права и новых научных направлений в юридических науках1. При этом мы исходили из того, что самостоятельной отраслью права, - как указывает В.Д. Сорокин, - «может рассматриваться лишь такая система норм, которая одновременно отвечает трем объективным признакам. Во-первых, она должна иметь свой предмет, т.е. регулиро-

вать определенную систему общественных отношений социально-правовой среды, которые отличаются от других общественных отношений качественной характеристикой. Во-вторых, необходимо, чтобы данная группа норм обладала определенной степенью внутренней организации, т.е. имела такую систему, которая достигла бы уровня элемента системы права в целом. В-третьих, эта группа норм должна обладать способностью взаимодействовать не с отдельными группами норм отдельных отраслей права, а с отраслями в целом, т.е. с системами такой же степени организованности»2.

26 См.: Карева М. К вопросу о делении права на публичное и частное // Советское государство и право. 1939. №4. С. 18, 19.

27 См., напр.: Савиньи Ф.-К. фон. Обязательственное право /пер. В.Фукса и Н.Мандро. - М.: Типогр. А.В. Кудрявцевой, 1876.

28 См.: Йеринг Р. фон. Избранные труды / вступ. стат. В.А. Хохлова. - Самара: Самарская гос. экон. акад., 2003.

1 Круглов В.А. Три отрасли права - три составные части норм об административных правонарушениях: монография. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007.

2 Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право: учеб.-метод. пособие. - Л., 1976. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.