Научная статья на тему 'Частное коллекционирование как предмет культурологического исследования'

Частное коллекционирование как предмет культурологического исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1534
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / ГУМАНИТАРНОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / PRIVATE COLLECTING / CULTURAL PHENOMENON / HUMANITARIAN RESEARCH / INTERDISCIPLINARY INTEGRATED METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Клюканова Лариса Геннадьевна

В статье исследуется понятие и значение частного коллекционирования как феномена культуры и как самостоятельного предмета культурологического исследования. Анализируются методологические подходы к исследованию частного коллекционирования. Обосновывается необходимость разработки и применения универсальной целостной междисциплинарной комплексной методологии при проведении культурологического исследования такого явления как частное коллекционирование. Также подчеркивается важность исследования частного коллекционирования с институциональной и аксиологической позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Private collecting as an object of the culturological investigation

The article explores the notion and the importance of private collecting as a cultural phenomenon and as an substantive subject of culturological investigation. Analyzes the methodological approaches to the investigation of private collecting. Substantiate the necessity of the development and application of general-purpose complete multidisciplinary integrated methodology during the culturological investigation of such a phenomenon as a private collecting. Also emphasizes the importance of the investigation of private collecting from an institutional and axiological positions.

Текст научной работы на тему «Частное коллекционирование как предмет культурологического исследования»

УДК (7.074+379.824):001.8

Л. Г. Клюканова

Частное коллекционирование как предмет культурологического исследования

В статье исследуется понятие и значение частного коллекционирования как феномена культуры и как самостоятельного предмета культурологического исследования. Анализируются методологические подходы к исследованию частного коллекционирования. Обосновывается необходимость разработки и применения универсальной целостной междисциплинарной комплексной методологии при проведении культурологического исследования такого явления как частное коллекционирование. Также подчеркивается важность исследования частного коллекционирования с институциональной и аксиологической позиций.

Ключевые слова: частное коллекционирование, феномен культуры, гуманитарное научное исследование, междисциплинарная комплексная методология

Larisa G. Klyukanova

Private collecting as an object of the culturological investigation

The article explores the notion and the importance of private collecting as a cultural phenomenon and as an substantive subject of culturological investigation. Analyzes the methodological approaches to the investigation of private collecting. Substantiate the necessity of the development and application of general-purpose complete multidisciplinary integrated methodology during the culturological investigation of such a phenomenon as a private collecting. Also emphasizes the importance of the investigation of private collecting from an institutional and axiological positions.

Keywords: private collecting, cultural phenomenon, humanitarian research, nterdisciplinary integrated methodology

Культурологическое исследование представляет собой совершенно уникальный вид комплексного гуманитарного научного исследования, направленного на изучение ценностных смыслов явлений, знаков, вещей, памятников, форм, норм, образцов и идеалов, общечеловеческих культурных процессов, событий материальной и духовной жизни людей.

Частное коллекционирование, рассматриваемое как имеющий особую форму и содержание феномен культуры, выполняющий эстетическую, просветительскую, коммуникативную, социальную, творческую, компенсаторную и иные функции, несомненно, является весьма интересным самостоятельным предметом культурологического исследования, которому в известной мере уделяется внимание как теоретическими, так прикладными исследователями, с неослабевающим вниманием, трактующим его, впрочем, преимущественно в историческом контексте.

Такое исследование, объединяя интерес к результатам материальной и духовной культуры, рассматривает частное коллекционирование в ретроспективном, актуализированном, и перспективном ракурсах, как с институциональной, так и с аксиологической позиций.

В целом, культурологическое исследование такого явление как частное коллекционирование многогранно, и может преследовать самые разнообразные цели, в том числе и такие как: выявление его культурных форм и смыслов; его социальные, институциональные, аксиологические и психологические основания; причины стабильной практической устойчивости; причины неизменной популярности; также анализ его культурно -исторической трансформации, носящей, безусловно, эволюционирующий характер; а также особенности его успешной интеграции в динамичную социокультурную систему современного общества и пр.

Выступающее предметом культурологического исследования частное коллекционирование можно определить как целенаправленное собирательство, предполагающее изучение и систематизацию объектов, связанных «общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое»1, или же связанных особым эмпирическим основанием и объединенных, кроме всего, уникальным подходом коллекционера.

В современных фундаментальных теоретических исследованиях частное коллекционирование рассматривается в различных аспектах: в качестве социокультурного института2; в качестве имеющего особую форму и содержание феномена культуры3, выполняющего эстетическую, просветительскую, коммуникативную и (в широком понимании) социальную функции; в качестве экономического (или коммерческого) явления - как капиталоемкого, так и некапиталоемкого4. Для культурологического исследования особенно важно все же то, что частное коллекционирование представляет собой не только социальное, экономическое, но и особое культурное явление5 и более того - является исторически обусловленным «продуктом культуры»6.

Такое многообразие оценок предполагает и соответствующее их отражение в различных научных направлениях. Разнообразные аспекты генезиса и эволюции такого явления культуры как частное коллекционирование изучается науками: история культуры, искусствоведение и музееведение, социология, экономика, психология, философия и история; а также в рамках современного научного дискурса, определяющего основы научной проблематики объективации данного феномена в рамках науки теории культуры - формируется предметная область, очерчивающая деятельностные, психологические, институциональные, коммуникативные и семиотические детерминанты феномена частного коллекционирования.

В этой связи представляется необходимым рассматривать частное коллекционирование с позиций междисциплинарного анализа, в рамках интегративной исследовательской системы с многомерной композицией структур. Культурология,

как наука, сама по себе, выступая областью межпредметного анализа, характеризуется исследовательским методологическим плюрализмом и формирует выводы, основанные на результатах разнообразных теоретических и эмпирических наблюдений (осуществляемых как в рамках классических, так и современных научных направлений). Частное коллекционирование как предмет ее изучения, являясь сложной культурной формой, несомненно, требует применения междисциплинарной - синтетической методологии. В данном случае важно иметь в виду и то, что культурология (как интегративная наука) применяет результаты исследований самых разных научных отраслей и практически все существующие методы гуманитарного познания, и их непосредственный выбор определяется в первую очередь, объектом, предметом и целями исследования, трактовкой содержания самого понятия «культура» (как самого главного объекта культурологического познания), а также их состоятельностью в решении задачи комплексного уровня познания.

Во всяком случае, методология культурологического исследования частного коллекционирования как его предмета, обладает заметным характерным признаком, обусловленным межпредметными свойствами самого исследуемого объекта -культуры, воспринимаемой в качестве структурной целостности разнообразных сегментов, нуждающейся в комплексной оценке, - многоструктурностью концепции соответствующей исследовательской методологии.

Современное культурологическое исследование требует разработки универсальной целостной междисциплинарной комплексной методологии, которая позволит также применить концепции постмодернизма, структурализма, эволюционизма, и функционализма.

Методологические подходы к исследованию частного коллекционирования также чрезвычайно важны и интересны - они характеризуют видение предмета исследования с определенных научных позиций. На наш взгляд, для данной проблематики наиболее важными являются: исторический, социокультурный, искусствоведческий, семиотический и психологический подходы.

Если рассматривать проблематику формирования и развития частного коллекционирования в отечественной исторической ретроспективе (учитывая, что каждая частная коллекция это феномен конкретного исторического периода), то, именно частное коллекционирование возникло первоначально как предмузейное и предшествовало организации музейного дела7. Без обращений к материалам частных коллекций невозможно исследовать историю музейного дела в России. Многие музеи и музейные коллекции формировались на базе, в первую очередь, крупных частных собраний (например, П. М. Третьякова, П. И. Щукина и пр.) - всвя-зи с чем объем и разнообразие культурного наследия и культурного достояния, равно как и методы и принципы их интерпретации и экспонирования во многом были предопределены вкусами и пристрастиями частных коллекционеров и эстетическим наполнением своего времени. И хотя пассионарное напряжение предше-

ствующих эпох в истории культуры России предопределили необычайность превратностей и неожиданных флуктуаций в судьбах частных коллекций, отмечается, что «накопленный частными коллекционерами опыт сохранения, изучения и представления обществу художественных произведений сегодня востребован и имеет научное и нравственно-патриотическое значение»8. Такие аспекты, как сохранение историко-культурного наследия, преемственность культурных и художественных традиций, способы освоения культуры и ее ценностей, включенность в культуру, трансляция ценностей культуры, реализация личности в культуре - наполняют частное коллекционирование как культурный феномен богатейшим содержанием.

В целом, исследуя историю вопроса, можно признать, что частное коллекционирование представляет собой эволюционирующее явление - начиная от сбора и накопления артефактов в первых крупных частных собраниях начала XVIII в., их последующих систематизации, каталогизации, экспонирования, популяризации, оборота, либерализации, «раскрепощения» и пр. И в настоящее время у частной коллекции также может быть несколько путей возможного развития - переход в информационное (или «виртуальное») пространство; «раскрепощение» путем реорганизации в музей или культурный центр; или же консервация, предполагающая сохранение, изучение и трансляцию знаков-артефактов9.

Социокультурный подход к исследованию частного коллекционирования сосредоточен на решении проблемы взаимообусловленности принципов формирования частной коллекции, особенностей ее функционирования и потребительской концепции в ценностно-духовных приоритетах современного общества и его структурных формах и уровнях.

Особенно хотелось бы выделить семиотический подход к исследованию частного коллекционирования. С семиотических позиций, частную коллекцию как всякое собрание художественно или даже аксиологически ценностных артефактов можно рассмотреть в качестве «списка»10 - особого смыслонесущего текста, требующего соответствующего прочтения и комментирования.

Применение категорий семиотики позволяет рассматривать частную коллекцию как текст культуры, более того - как систему кодов культуры, посредством которых осуществляется накопление, передача и трансляция культурной практики, традиции и наследия, которой свойственна упорядоченность и способность взаимодействовать с собственными структурными элементами и участвовать в дискурсе с иными объектами, обладающими своим собственным информационным и коммуникативным потенциалом11, причем в максимально широком понимании этого явления.

Восприятие культурного артефакта, включенного в состав частной коллекций как знака, содержащегося в коллекции как в знаковой системе, также способствует его изучению как текста культуры, выявлению и прочтению смысла информации, заложенной во всех его частях, и, таким образом, выделению его культурного кода.

С этих позиций и вся частная коллекция может быть рассмотрена как система кодов, посредством которых осуществляется накопление и передача культурного опыта12.

Обращаясь к психологическому подходу к исследованию частного коллекционирования и применяя категории школы психоанализа в культурологии13, можно сделать различные интереснейшие наблюдения. Так, феномен частного коллекционирования может быть рассмотрен как явление, имеющее игровой характер14 в рамках культуросозидающей функции; явление, выполняющее компенсаторную функцию15; как способ приобретения высшего духовно-эмоционального результата эстетического опыта, непосредственно связанного с влиянием произведений искусства на индивида16; как преобразование чувства индивида из обычного в художественное, вызванное произведением искусства, представленным в собрании; как особый способ восприятия культурного артефакта, выраженный в категориях уникальности, аттрактивности, эксперессивности, репрезентативности; как способ самореализации личности в культуре - не просто адаптации, но решения индивидуальной проблемы собственного существования в культуре и персональной ответственности в ней (в первую очередь имеется в виду ответственность коллекционера перед обществом за сохранность произведений искусства) и пр.

Комплекс мотиваций частного коллекционирования связан со способом восприятия культуры и ее ценностей индивидом, восприятия своего места в ней, волюнтаристским выбором17, побуждающим действовать определенным образом -потребности осуществлять коллекционерскую деятельность18. Можно обозначить такие мотивации, как: эстетическую, экономическую, социального престижа, сакральную, групповой принадлежности, патриотическую, познавательную, охранительную, мотивацию доказательства родства с легендарными предками, мотивацию саморазвития, мотивации декорирования жизненного пространства19 и пр.

Здесь важно отметить особый статус частного коллекционера (субъекта частного коллекционирования), имеющего юридическую, финансовую и организационную возможности осуществлять как хаотическое, так и систематизированное собирательство культурных артефактов, и реализующего различные задачи - это и исследователь, и любитель, и предприниматель и инвестор20. В данном контексте можно даже выделить проблематику существовании самостоятельной субкультуры мира частных коллекционеров, в которой, безусловно, выработана своя система норм и ценностей, определяющая стиль жизни и мышления ее носителей, обладающая своим уникальным мировоззрением и формами поведения.

Проблематика частного коллекционирования как феномена культуры в рамках эмпирического культурологического исследования может быть рассмотрена на двух уровнях: институциональном и на духовно-содержательном (аксиологическом). Рассматриваемая с институциональных позиций такая деятельность как частное коллекционирование предполагает «функционирование»21 коллекции, т. е. сбор, систематизацию, хранение, экспозицию (или публикацию), популяризацию, и

коммуникацию коллекционных объектов и воплощенных в них культурных норм и эстетических идеалов (что непосредственно предполагает существование системы прочных связей частного коллекционирования с художественным рынком, организацией музейного дела, системой специального образования, выставочно-экспозиционной деятельностью, средствами коммуникации и пр.). Традиционно в этот перечень не включается научное изучение артефактов, что не вполне, может быть, отвечает современным реалиям - научная атрибуция коллекционных предметов и возможность обретения частными коллекциями «академического характера»22становится также важна, как и музейных.

При таком прочтении можно обозначить и существующие различные подходы к системам формирования частных коллекций и собственно к способам типоло-гизации частных коллекций (как по объектному, так и субъектному составам - например, научные и любительские коллекции23, систематические и эклектические коллекции, фамильные коллекции и пр.).

С аксиологических позиций следует отметить многомерность значения частного коллекционирования в культуре - так, частные коллекции занимают свою заметную нишу в деле сохранения культурной памяти и подключения индивидов к культурным кодам искусства и истории, они могут быть рассмотрены и в качестве механизма обеспечения культурного наследования, поскольку коллекционные культурные артефакты (и особенно - произведения искусства), безусловно, являются ориентирами формирования исторической памяти и носителями культурных традиций. Частные коллекции помогают выявить «культурный смысл эпохи»24, поскольку культурные артефакты, образующие коллекцию, представляют собой объекты материальной культуры, являются важным подлинным документом соответствующей эпохи, предметным воплощение духовной и материальной культуры, источником информации - по этой причине важно его комплексное изучение как текста культуры. Поэтому ценность коллекций определяет не только наличие культурных артефактов, но и состояние их научной обработки.

Объекты частного коллекционирования можно определить как культурные артефакты, которые представляют собой искусственно созданные объекты материального и нематериального мира, имеющие символическое и знаковое содержание, результат «продуктивной деятельности людей»25, они одухотворены и социализированы, это продукт индивидуального восприятия и интерпретации культурной формы. Они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по самым различным критериям. Культурный артефакт представляет собой оригинал (подлинное произведение) и источник познания, более того - элемент исторического процесса. Важными свойствами культурных артефактов, включаемых в состав частных собраний, являются их коллекционность, внеутилитарное их восприятие и даже «музейное» к ним отношение, предполагающее сохранение - «консервацию» артефакта, рассмотрению его во внеутилитарном смысле символической ценно-

сти, превращению предмета реального мира в предмет культурной метареаль-ности. Отмечается, что такое «музейное отношение к предметам, основанное на стремлении изъять их из реального мира и сохранить от естественных процессов разрушения и уничтожения - отношение к вещи как к предмету культуры, является одним из определяющих факторов страсти к коллекционированию»26, исходя из положений концепции «музеефикации культуры»27.

Весьма велико значение частного коллекционирования в художественной культуре социума - особой части духовной культуры общества, сферы духовного производства и потребления, связанной с процессом творчества, накоплением и сохранением культурного наследия, системой художественного (и иного специального - искусствоведческого, культурологического, музееведческого и пр.) образования, творческой и выставочной деятельностью (в том числе и художников и коллекционеров и художественных объединений), просветительской, благотворительной деятельностью и меценатством.

Чрезвычайно интересен вопрос о взаимосвязи частного коллекционирования с музейным делом. Разумеется, различия между частной коллекцией и музеем весьма велики. Музей всегда институционален, открыт, воплощая коллективное сознание в своей концепции, его коллекция научно атрибутирована, статична и упорядочена. Частная же коллекция подчинена только вкусам, личным пристрастиям и свободной воле коллекционера.

Важнейший аспект, связанный с трансляцией ценностей культуры при осуществлении такой деятельности, как частное коллекционирование связан со стратификацией культуры в современную эпоху постмодернизма на массовую и элитарную. Существование элитарной и массовой культур в пространстве единой культурной среды разделены особым «порогом культуры»28 и только элитарное направление способствует составлению коллекции из действительно ценностно определенных артефактов (как правило, произведений искусства), тогда как массовое направление предполагает скорее потребительское отношение к культуре, и хаотичное и бессистемное собирательство артефактов, не подпадающих под категорию «элитарных», т. е. не обладающих признаком духовно-ценностного воплощения в них истинных ценностей культуры29.

При этом, важным признаком частного коллекционирования является то, что оно может быть рассмотрено как одна из характеристик общества потребления, и, в этом случае, артефакты, включаемые в состав частной коллекции (в первую очередь, обладающие художественной ценностью) могут быть комплексно рассмотрены в двух статусах: как вещи, наделенные символической ценностью (в том числе как одной из форм полезности)30, в которых могут быть воплощены ценностные смыслы культуры, но все же вещи - подлежащие стоимостной оценке и присвоению.

Научные подходы к изучению такого явления как частное коллекционирования, подвергались как логически оправданным - системным и эволюционным, так

и ситуационным изменениям. В XXI в. даже фундаментальные вопросы таких наук как философия, культурология, эстетика, этика, социология, и всего гуманитарного знания в целом носят во многом прикладной характер31. И даже культура, ее ресурсы и потенциал рассматриваются сегодня, подчас, как важная составная часть разнообразных стратегий модернизации и развития, в силу чего частное коллекционирование, трактуется в настоящее время как институт, участвующий в реализации практических социокультурных проектов, ориентированных на разрешение проблем, связанных с накоплением, интеграцией и трансляцией культурного наследия и культурных традиций в современный социальный контекст. Но следует признать и то, что в настоящее время развивается научное культурологическое мышление, в рамках которого активизируется интерес к исследованию реалий, форм и проблем частного коллекционирования, и весьма позитивно переосмысливается его роль и значение как интереснейшего феномена культуры.

Примечания

1 Каулен М. Е. Коллекция // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. М.: Прогресс: Рипол классик, 2001. Т. 1. С. 278; См. также: Бильвина О. Л. Частное коллекционирование произведений античного искусства в России, вторая половина XIX - первые два десятилетия XX вв.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2007. С. 6.

2 Катагощина М. В. Социально-культурный феномен частного коллекционирования в истории России XVIII - начала XX в.: к постановке проблемы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6. С. 97-99.

3 Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001. 224 с.

4 Сухарев А. Н. Коллекционирование как экономическое явление // Финансы и кредит. 2014. № 29 (605). С. 45-51.

5 Шлаева И. В. Частное коллекционирование предметов русской старины как фактор сохранения культурного наследия, конец XIX - начало XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. С. 7.

6 Там же. С. 9.

7 Саверкина И. В. История частного коллекционирования в России: учеб. пособие. СПб., Изд-во СПбГУКИ, 2004. С. 4.

8 Серебрякова Н. Ю. Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900-1910 гг.: петербургские коллекции Н. Д. Ермакова и С. П. Крачковского: опыт реконструкции: автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2007. С. 7.

9 Маркин И. Моя частная коллекция // Галерейный бизнес: практические советы: как эффективно управлять галереей / под ред. В. Бабкова. Минск: А. Н. Вараксин. 2006. С. 154-158.

10 Эко У. Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов. М.: Слово/Slovo, 2009. С. 113.

11 Дейк Теун Ван А. Язык. Познание. Коммуникация: сб. работ / сост. В. В. Петрова; под ред. В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989. С. 12-41.

12 См.: Старинкова Е. В. Музейный предмет как текст культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2014. С. 6.

13 См., например: Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия: психология масс и анализ человеческого «Я». Харьков: Фолио, 2009. 288 с.

14 Хейзинга Й. Homo Ludens: ст. по истории культуры / пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997. С. 60.

15 Ильин В. И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. С. 141-142.

16 Выготский Л. С. Психология искусства / общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 255-272.

17 Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии: в 2 т. М.: Наука. 1993. Т. 1. С. 556.

18 Клейн Л. С. «Человек дождя»: коллекционирование или природа человека // Музей в современной культуре: сб. науч. тр. / СПбГАК. СПб., 1997. С. 10-21.

19 Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001. С. 19.

20 Малинкин А. Н. Коллекционер: опыт исследования по социологии культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2011. С. 42, 46.

21 Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII в.: в 2 ч. СПб.: СПбГУКИ, 2001. Ч. 1. С. 68-69.

22 Сергеева Е. А. Частная коллекция произведений современного изобразительного искусства как явление художественной жизни России 1960-1980-х гг.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2006. С. 17-18.

23 Шмидт Д. Собрание графа Павла Петровича Шувалова // Художественные сокровища России. 1902. № 11. С. 271.

24 Муратов П. П. Новое собирательство // Среди коллекционеров. 1921. № 3. С. 13.

25 Лапина Т. С. Культурный артефакт // Аналитика культурологии: электрон. науч. изд. 2010. № 3 (18). URL: http: // analiculturolog. ru (дата обращения: 20. 10. 2015).

26 Калугина Т. П. Современная культура: музей или мумия? // Человек. 1994. № 2. С. 31.

27 См.: Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2001. 224 с.

28 Суворов Н. Н. К вопросу о понятии «порог культуры» // Образ современности: этические и эстетические аспекты: материалы всерос. конф., 21 окт. 2002 г. СПб., 2002. С. 171-181.

29 Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб.: СПбГУКИ, 2004. С. 119- 121.

30 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С. 243-245.

31 Каверина Е. А. Создание событий в современном социокультурном пространстве: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб, 2012. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.