Научная статья на тему 'Частная охранная деятельность как средство защиты образовательных прав'

Частная охранная деятельность как средство защиты образовательных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / PRIVATE SECURITY ACTIVITY / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононенко О. А.

В статье рассматриваются проблемы защиты образовательных прав от противоправных посягательств, разрабатывается классификация исследуемых прав по различным основаниям. Определяется сущность юридической обязанности охранной организации, возникающей из договора с образовательной организацией. Приводится характеристика источников повышенной опасности, которые могут быть использованы в защите названных прав. На основе проведенного анализа предлагаются возможные пути решения рассмотренных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATE SECURITY ACTIVITY AS A MEANS OF PROTECTING EDUCATIONAL RIGHTS

The article deals with the problems of protecting educational rights from illegal encroachments, develops a classification of the studied rights on various grounds. The author defines the essence of the legal obligation of a security organization arising under the agreement with an educational organization. The article gives a characterization of high-risk sources that may be used in the protection of the aforementioned rights. Based on the analysis, possible solutions to the problems considered are offered.

Текст научной работы на тему «Частная охранная деятельность как средство защиты образовательных прав»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПОРЯДКА: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

УДК: 347.13 С. 122—127

ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Кононенко О. А.

Волгоградский государственный университет

Волжский филиал

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы защиты образовательных прав от противоправных посягательств, разрабатывается классификация исследуемых прав по различным основаниям. Определяется сущность юридической обязанности охранной организации, возникающей из договора с образовательной организацией. Приводится характеристика источников повышенной опасности, которые могут быть использованы в защите названных прав. На основе проведенного анализа предлагаются возможные пути решения рассмотренных проблем.

Ключевые слова: частная охранная деятельность, образовательная организация, образовательные права.

PRIVATE SECURITY ACTIVITY AS A MEANS OF PROTECTING EDUCATIONAL RIGHTS

Kononenko O. A.

Volzhsky branch of the Volgograd State University E-mail: [email protected]

The article deals with the problems of protecting educational rights from illegal encroachments, develops a classification of the studied rights on various grounds. The author defines the essence of the legal obligation of a security organization arising under the agreement with an educational organization. The article gives a characterization of high-risk sources that may be used in the protection of the aforementioned rights. Based on the analysis, possible solutions to the problems considered are offered.

Keywords: private security activity, educational organization, educational rights.

Введение

Актуальность темы обусловлена двумя аспектами. Первый аспект связан со стремительным развитием предпринимательских свойств охранной деятельности в контексте оказания охранных услуг, направленных на защиту различных объектов от противоправных посягательств. Второй аспект продиктован необходимостью поиска новых средств осуществления и защиты образовательных прав граждан. С одной стороны, это связано с тем, что названные права имеют в своей

основе конституционную природу (ст. 43 Конституции РФ) [6], с другой стороны, все чаще подвергаются различного рода противоправным посягательствам. В памяти российских граждан еще свежи воспоминания о трагических событиях в г. Керчь [3], когда противоправным посягательствам подверглись такие объекты гражданских прав в области образования, как жизнь и здоровье обучаемых, имущество образовательной организации, порядок осуществления учебного процесса и другие.

Безусловно, все эти аспекты требуют поиска средства защиты изучаемых прав, одним из которых в полной мере может выступать частная охранная деятельность. Например, ученые отмечают, что «защита... здоровья, прав и законных интересов. лиц» становится возможной и посредством деятельности охранных организаций, действующих «на основании договора охраны», предметом которого являются охранные услуги, направленные на «выполнение требований защиты отдельных объектов от противоправных посягательств» [10, с. 10]. Представляется, что к объектам названной защиты можно отнести и образовательные права граждан.

Описание проводимого исследования

Таким образом, целью публикации является аргументация положения о том, что в настоящее время частная охранная деятельность может выступать средством защиты образовательных прав граждан. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: 1) разработать классификацию образовательных прав, которые могут быть защищены посредством осуществления названной деятельности; 2) выявить и определить сущность юридической обязанности охранной организации, возникающей из договора охраны в контексте защиты образовательных прав; 3) установить виды услуг частной охранной деятельности как предмета договора охраны; 4) дать характеристику источникам повышенной опасности, используемым при оказании охранных услуг.

Решение поставленных задач позволит внести предложения по совершенствованию законодательства в изучаемой сфере.

Результаты исследования

Первая задача

В современном мире значение и роль образовательного права существенно возрастает. В настоящее время существует многообразие форм получения образования, в том числе через представление возможности создавать образовательные организации, как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления, а также другими физическими и юридическими лицами [4, ст. 122].

Процесс осуществления образовательных прав затрагивает права и интересы обширного круга лица (школьников, студентов, родителей, сотрудников и т. д.).

Отметим, что образовательный процесс предполагает (помимо получения образования) осуществление интеллектуальных,

имущественных и личных неимущественных прав участников образовательных отношений, основанных на автономии их воли и имущественной самостоятельности [14, с. 190].

Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ [6] право на образование является обобщенным, носящим абстрактный характер. Нам же необходимо уточнить, конкретизировать перечень субъективных прав для участников образовательного процесса, которые могут подвергнуться противоправным посягательствам.

На основании вышеизложенного классифицируем основные права, которые сопутствуют и неразрывно связаны с осуществлением образовательного процесса, могут быть защищены посредством осуществления охранной деятельности и дадим им краткую характеристику:

1) Право на жизнь и здоровье в процессе обучения. Так как образовательная организация является местом массового пребывания граждан — это, несомненно, ведет к большому количеству рисков, связанных с жизнью и здоровьем участников образовательного процесса, а охранная деятельность в осуществлении данного права направлена на их сохранение (например, оказание такого вида охранных услуг, как «обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов» на территории образовательной организации).

2) Право на защиту имущества образовательных организаций и учащихся. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) образовательные организации должны иметь в собственности имущество, необходимое для решения своих уставных задач. Как упоминалось ранее, образовательный процесс предполагает осуществление права собственности и иных вещных прав, которые нуждаются в защите от противоправных посягательств в процессе осуществления образовательной деятельности.

3) Право на соблюдение порядка. Ст. 43 Закона предусматривает ответственность за нарушение или неисполнение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка. Охранная деятельность содействует защите данного права посредством оказания охранных услуг, направленных на поддержание утвержденных в организации правил поведения. Это непосредственно влияет на качество образовательного процесса и осуществление исследуемых прав в целом.

Вторая задача

В реализации и обеспечении конституционных прав и свобод граждан охранная деятельность возникает на основании договора. В современной цивилистике данный договор определяется как письменное соглашение между заказчиком и исполнителем (частной охранной организацией), основанное на встречном обязательстве сторон, в соответствии с которым исполнитель берёт на себя обязательство по заданию заказчика оказать охранные услуги, направленные на защиту объектов охраны от противоправных посягательств, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги [11, с. 128].

Ученые-цивилисты отмечают, что надлежащее исполнение договорных охранных обязательств во многом зависит от меры необходимого поведения (обязанности) исполнителя охранных услуг. Им является частная охранная организация, юридическая обязанность которой имеет свою структуру: 1) совершать действия по оказанию охранных услуг; 2) реагировать на обращение законных требований уполномоченных лиц; 3) не препятствовать заказчику в реализации его субъективного права; 4) нести юридическую ответственность.

Можно определить, что «юридическая обязанность охранной организации — это предел подобающего, основанного на нормах законодательства и договора охраны активного и пассивного поведения, без которого нельзя обеспечить состояние защищённости охраняемых объектов от противоправных посягательств посредством выполнения охранных работ (услуг)» [13, с. 270].

Третья задача

Предметом договора являются виды услуг частной охранной деятельности, которые закреплены в статье 3 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации (далее — Федеральный закон) [8].

На основании этой статьи выделим перечень тех услуг, которые могут быть использованы при защите образовательных прав:

1) защита жизни и здоровья граждан (в контексте настоящей публикации таковыми гражданами являются участники образовательного процесса);

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

3) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;

4) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

5) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) образовательные организации относятся к тем объектам, которые подлежат антитеррористической защищённости) [5, с. 39].

Таким образом, частная охранная деятельность является средством обеспечения конституционных образовательных прав и свобод, а также антитеррористической защищённости объектов образовательной деятельности. Сделанный вывод подтверждается материалами судебной практики. Так, в ходе прокурорской проверки в МБОУ «СОШ № 36» не была обеспечена охрана (путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) объектов и территории, что является нарушением требований законодательства о противодействии терроризму.

Образовательная организация и прилегающая к ней территория не были обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны. Охрана осуществлялась собственными силами путем привлечения физических лиц для осуществления функций сторожей и вахтеров по трудовому договору, которые не обладают специальными навыками, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

На основании материалов дела суд постановил, что МБОУ «СОШ № 36» как объекту первой категории опасности необходимо обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны [9].

Поскольку нет четких критериев качества оказания охранных услуг, установленных государством, обратимся к актам саморегулируемых организаций, действующих в области защиты образовательных организаций.

Рассмотрим более подробно деятельность саморегулируемой организации «Школа без опасности» (далее — СРО). Это некоммерческая организация, которая объединяет частные охранные организации города Москва, в целях повышения охранных услуг в образовательных организациях. Их деятельность направлена на повышение качества оказываемых услуг, защиту прав и имущественных интересов юридических лиц, пропаганду уставных целей среди своих членов.

СРО имеет устав, где четко прописаны цели, функции, права и обязанности членов организации, а также стандарты и положения, направленные на совершенствование обеспечения охранной деятельности в образовательных организациях [1].

Четвертая задача

Эффективность оказания охранных услуг существенно возрастает при использовании источников повышенной опасности, которые практически мало изучены в этой области.

Ученые-цивилисты определяют под источниками повышенной опасности в охранной деятельности — «использование в процессе осуществления охранной деятельности вещей (иного имущества), выполнение охранных работ и оказание охранных услуг, которые при превышении допустимого уровня безопасности создают угрозу жизни, здоровью, сохранности имущества окружающих лиц» [12, с. 92].

Касаемо оказания услуг охранной деятельности в образовательных организациях, к источникам повышенной опасности можно отнести:

1) огнестрельное оружие (при осуществлении охранной деятельности образовательной организации возможно применение данного вида источника повышенной опасности для отражения антитеррористических атак. Количество, порядок приобретения, обращения с которым регламентируется Правительством Российской Федерации [2]. При этом частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия);

2) специальные средства, инженерно-технические средства охраны, средства видеонаблюдения, контроля и управления доступом и т. п. (их применение помогает обеспечивать порядок при проведении массовых мероприятий, а также содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка).

Важно отметить, что частная охранная организация, осуществляющая свою деятельность в образовательной организации,

обязана использовать принадлежащее ей служебное оружие и специальные средства только в своих мобильных группах, а технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства радио и телефонной связи — на всех объектах охраны.

Выводы

1. В современном мире реализация образовательных прав играет немаловажную роль. Частная охранная деятельность неразрывно связана с защитой данного права. Для того чтобы конкретизировать какие же образовательные права могут подвергнуться противоправным посягательствам, была разработана их классификация: 1) право на жизнь и здоровье в процессе обучения; 2) право на имущество образовательных организаций и учащихся; 3) право на соблюдение порядка.

2. Так как оказание услуг частной охранной деятельности регулируется в рамках договорных отношений, важной составляющей являются соблюдение обязанностей Исполнителя в целях обеспечения состояния защищённости охраняемых объектов от противоправных посягательств посредством оказания охранных услуг в образовательных организациях.

3. В договоре между охранной и образовательной организациями важным элементом является предмет договора охраны. На основании Федерального закона были выделены те виды услуг, которые наиболее подходят для осуществления охранной деятельности в данной области. Среди них: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; 3) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; 4) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 5) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Таким образом, развитие современной системы образования является одной из важной направляющей государственной политики. По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным

проектам 24 декабря 2018 года утвержден паспорт национального проекта «Образование» до 2024 года. Согласно этому документу планируется создание 230 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях, создание новых школ, проведение различных массовых мероприятия с привлечением, в том числе, и иностранных граждан и т. д. [7]

Всё это требует тщательно организованной защиты образовательных прав граждан, которые в современных условиях общественного развития всё ещё подвержены противоправным посягательствам. Защита указанных прав от этих посягательств становится возможной при использовании такого средства, как частная охранная деятельность.

Список литературы

1. Ассоциация «Школа без опасности» [Электронный ресурс]. — URL: http://shkola-sb.ru/ (дата обращения: 10.08.2019).

2. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности : пост. Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (ред. от 20.06.2019) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1992. — № 8. — Ст. 506.

3. Керченская трагедия [Электронный ресурс] // Портал Город 24. — URL: https://gorod24.online/ kerch/news/78761-kerchenskaya_tragediya (дата обращения: 31.10.2018).

4. Кичеева, Ю. А. Классификация конституционных прав на образование / Ю. А. Кичеева // Science time. — 2014. — № 9. — С. 119—123.

5. Климочкин, О. Технический комитет по стандартизации «Охранная деятельность» (ТК 208) / О. Климочкин // Мир безопасности. — 2019. — № 6. — С. 38—41.

6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Российской Федерации. — URL: http://government.ru/info/35566/#35566=3:1:Bfi,3:4:9if/ (дата обращения: 10.08.2019).

8. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-I // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 17.

9. Решение Новоильинского районного суда Новокузнецка Кемеровской области от 22 января 2019 года по делу № 2-96/2019,2-1306/2018 [Электронный ресурс] // СПС «Право.™». — URL: http:// docs.pravo.ru/document/view/109133702/ / (дата обращения: 10.08.2019).

10. Трудовое право России : учебник для академического бакалавриата / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов ; под общ. ред. А. Я. Рыженкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 426 с.

11. Шаронов, С. А. Договор оказания охранных услуг в современной цивилистике / С. А. Шаронов // Власть закона. — 2015. — № 3. — С. 123—133.

12. Шаронов, С. А. Источники повышенной опасности, используемые в охранной деятельности: понятие и классификация / С. А. Шаронов // Современное право. — 2012. — № 12. — С. 90—93.

13. Шаронов, С. А. Юридическая обязанность охранной организации в контексте исполнения обязательств по договору охраны / С. А. Шаронов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2014. — № 3. — С. 269—272.

14. Шубников, Ю. Б. К вопросу защиты прав участников образовательного процесса: теоретико-методологический анализ / Ю. Б. Шубников, Н. И. Пристанскова // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2019. — № 191. — С. 186—192.

References

1. Assotsiatsiya «Shkola bez opasnosti» [Elektronnyy resurs]. — URL: http://shkola-sb.ru/ (data obrashcheniya: 10.08.2019).

2. Voprosy chastnoy detektivnoy (sysknoy) i chastnoy okhrannoy deyatelnosti : post. Pravitelstva RF ot 14.08.1992 № 587 (red. ot 20.06.2019) // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitelstva RF. — 1992. — № 8. — St. 506.

3. Kerchenskaya tragediya [Elektronnyy resurs] // Portal Gorod 24. — URL: https://gorod24.online/ kerch/news/78761-kerchenskaya_tragediya (data obrashcheniya: 31.10.2018).

4. Kicheeva, Yu. A. Klassifikatsiya konstitutsionnykh prav na obrazovanie / Yu. A. Kicheeva // Science time. — 2014. — № 9. — S. 119—123.

5. Klimochkin, O. Tekhnicheskiy komitet po standartizatsii «Okhrannaya deyatelnost» (TK 208) / O. Klimochkin // Mir bezopasnosti. — 2019. — № 6. — S. 38—41.

6. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12 dekabrya 1993 g. // Rossiyskaya gazeta. — 1993. — 25 dekabrya.

7. O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda. Natsionalnyy proekt «Obrazovanie» [Elektronnyy resurs] // Sayt Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii. — URL: http://government.ru/info/35566/#35566=3:1:Bfi,3:4:9if/ (data obrashcheniya: 10.08.2019).

8. O chastnoy detektivnoy i okhrannoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii : zakon Rossiyskoy Federatsii ot 11.03.1992 № 2487-I // Vedomosti Sezda nar. deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF. — 1992. — № 17.

9. Reshenie Novoilinskogo rayonnogo suda Novokuznetska Kemerovskoy oblasti ot 22 yanvarya 2019 goda po delu № 2-96/2019,2-1306/2018 [Elektronnyy resurs] // SPS «Pravo.ru». — URL: http://docs.pravo. ru/document/view/109133702/ / (data obrashcheniya: 10.08.2019).

10. Trudovoe pravo Rossii : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / A. Ya. Ryzhenkov, V. M. Melikhov, S. A. Sharonov ; pod obshch. red. A. Ya. Ryzhenkova. — 5-e izd., pererab. i dop. — M. : Izdatelstvo Yurayt, 2017. — 426 s.

11. Sharonov, S. A. Dogovor okazaniya okhrannykh uslug v sovremennoy tsivilistike / S. A. Sharonov // Vlast zakona. — 2015. — № 3. — S. 123—133.

12. Sharonov, S. A. Istochniki povyshennoy opasnosti, ispolzuemye v okhrannoy deyatelnosti: ponyatie i klassifikatsiya / S. A. Sharonov // Sovremennoe pravo. — 2012. — № 12. — S. 90—93.

13. Sharonov, S. A. Yuridicheskaya obyazannost okhrannoy organizatsii v kontekste ispolneniya obyazatelstv po dogovoru okhrany / S. A. Sharonov // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. — 2014. — № 3. — S. 269—272.

14. Shubnikov, Yu. B. K voprosu zashchity prav uchastnikov obrazovatelnogo protsessa: teoretiko-metodologicheskiy analiz / Yu. B. Shubnikov, N. I. Pristanskova // Izvestiya rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. — 2019. — № 191. — S. 186—192.

УДК: 347.422 С. 127—132

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ

КАК ИСТОЧНИКИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Петров Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Волгоградский государственный университет Волжский филиал

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 20.08.2019. Рецензент: д-р юрид. наук, доцент С. А. Шаронов.

В статье выявляются современные проблемы правового регулирования отношений, обусловленных использованием в охранной деятельности технических средств охраны, относящихся к источникам повышенной опасности. Устанавливаются и анализируются существующие понятия «технические средства охраны как источники повышенной опасности», выявляются их вредоносные свойства и разрабатывается их классификация. На основе проведенного анализа предлагаются возможные пути решения рассмотренных проблем.

Ключевые слова: технические средства охраны, источники повышенной опасности, охранная деятельность.

Петров Д. Н.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.