Научная статья на тему 'Части речи в курсе грамматики'

Части речи в курсе грамматики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Части речи в курсе грамматики»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 27 (66). № 1. Ч.1 - С. 30-34

УДК 81'367.625

Части речи в курсе грамматики Тукова Т.В.

Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина

tukovatv@mail.ru

В статье рассматривается проблема критериев выделении лексико-грамматических классов слов в русле современных научных парадигм. Исходя из эволюции концептуализации мира на лексическом и грамматическом уровнях, предлагается корректно использовать термины, разграничивая понятия части речи и функционально-грамматического поля. Логичным представляется выделение основных знаменательных частей речи, контаминантов, служебных релятивных частей речи, особых категорий слов. Обоснуется лингводидактический потенциал такого подхода к изучению частей речи в школе.

Ключевые слова: части речи, функционально-грамматическое поле, концептуализация мира, гетерогенный принцип, лингводидактический потенциал.

Изменение парадигм научного осмысления мира неизбежно приводит к пересмотру подходов к сложившимся традициям исследования, к дидактическим приёмам и практикам изучения конкретных явлений. Усиление позиций когнитивизма в лингвистических изысканиях последнего времени активизировали обсуждение до сих пор не имеющей однозначного решения проблемы частей речи в русском языке. В числе дискуссионных - вопрос о принципах выделения частей речи, об их количестве, о границах частей речи и проч. [23; 4; 6; 3; 21и мн.др.]. Встречаются случаи, когда одно и то же слово относят к нескольким классам [9], а какие-то слова остаться вне классов [3], тогда как «при научной классификации пересечение классов и наличие остатка - явные пороки, которых стремятся избегать» [1].

Всё это создаёт определённые сложности в процессе обучения языку как в средней, так и в высшей школе. В поиске компромиссов при установлении по возможности логичного и системного подхода к изучению частей речи с позиций современной лингвистики поставим целью обосновать целесообразность изучения частей речи с позиций категоризации знаний о мире.

Установление частеречной принадлежности слова - вопрос из разряда «вечных» в языкознании. Л.В.Щерба справедливо отмечал, что «различение «частей речи» едва ли можно считать результатом «научной» классификации слов. Ведь всякая классификация подразумевает некоторый субъективизм классификатора» [23, с.78]. Примером подобного субъективизма может служить утверждение, что в пушкинской фразе Татьяна - ах! « ах относится к Татьяне и является глаголом» [23, с.84]. Многочисленные расхождения в частеречной квалификация слов оба, там, летом, да, бац, красиво, спасибо, баста и многих других свидетельствуют об открытости дискуссии в этой сфере научных знаний.

Известно, что в истории языкознания существовало несколько подходов к осмыслению понятия частей речи, проистекающих из позиций, господствовавших в науке определённого времени общенаучных парадигм. Как известно, общее движение

в осмыслении шло от превалирования гомогенного подхода к гетерогенному. Так, на определённых этапах предпочтительными оказывались то семантический, то синтаксический, а то и чисто формально-морфологический критерии (ср., например, работы О.П.Суника [17], И.И.Мещанинова [7], А.А.Шахматова [22], М.П.Петерсона [10] и др.). Компромиссный подход В.В.Виноградова [4] к классификации категорий слов основывался на учёте семантических, морфологических, структурно-словообразовательных и синтаксических особенностей языковых единиц. Гетерогенный принцип систематизации был учтён последней научной академической грамматикой [13], в которой находим введение критерия общности парадигм. Однако до сих пор возникают споры относительно оснований выделения частей речи, следовательно, и частеречной квалификации конкретных слов. Думается, что одной из причин становится игнорирование какого-либо из означенных критериев. Так, отсутствие учёта структурно-морфологических особенностей (наличие специфических для глагола структурных элементов, морфологических категорий, соответствующих парадигм) девербативов (чтение, бег и под.), близких к междометиям слов хвать, клац и под. позволяют некоторым авторам включать их в состав глагола. Перевес в сторону семантического критерия приводит к смешению понятий часть речи и функционально-грамматическое поле. Подобное неразграничение уже формирует традицию. Например, в пределах имён числительных оказываются слова, именующие не точное количество предметов или абстрактных чисел, а порядковые слова (первый, десятый), обладающие иной формальной парадигмой; слова, называющие приблизительное количество (немного, мало); не обозначающие, а указывающие на количество слова (оба, обе) и проч. [20]. Преувеличение семантического критерия, смешение номинативного и дейктического оснований для обобщённой характеристики, введения двух и более критериев выделения части речи (количество и порядок при счёте) нарушает принцип научности описания. Нет сомнений, что все названные слова имеют отношение к количественной характеристике действительности, однако, их объединение оправдано рамками функционально-семантического поля количества, а не части речи, именуемой именем числительным. Части речи в современном традиционном понимании - это лексико-грамматические разряды слов, выделяемые на основании: 1) наличия общеграмматического значения, абстрагированного от конкретных лексических и грамматических значений слов данного класса; 2) общности специфических морфологических категорий; 3) общности словообразовательных свойств; 4) общности основных синтаксических свойств (связей в словосочетаниях и синтаксических функций в предложении). В отличие от частей речи функционально-семантическое поле - это лексико-грамматическая подсистема языка, охватывающая разнородные, но взаимодействующие средства выражения некоторой семантической категории и представляющее собой полевую структуру, в которой выделяется центр (с однородным общеграмматическим значением) и более или менее обширная периферия - морфологическая (формообразовательная) и лексическая, а иногда и синтаксическая. Сложившаяся в конце ХХ - начале ХХ1 вв. научная школа функционально-грамматических полей Ф.В.Бондарко позволяет снять ряд вызывающих неумолкающие споры частеречных характеристик, долгое время обсуждаемых в научной литературе. Корректное употребление терминологии адекватно передаёт современное представление о наиболее обобщённых группах слов, отражает степень изученности языка на данном этапе развития науки и требует пересмотра традиционно сложившихся в учебниках и учебных пособиях установлений, отражающих прежние нелогичные, а порой и противоречивые квалификации.

Неоднородность традиционно выделяемых частей речи привела к необходимости их деления на знаменательные и служебные (см., например, школьные учебники). Универсалией в области исторических сдвигов в системе языка В.Н.Мигирин называет движение от знаменательных частей речи к служебным, от имён к наречиям, а затем к частицам [8]. У В.В.Виноградова находим выделение четырёх категорий слов, среди которых только одна именуется частями речи, остальные - частицы речи, модальные слова и междометия [4]. При этом до сих пор не всеми признаётся право слов категории состояния именоваться частью речи, как, впрочем, причастий и деепричастий [18]. Наряду с междометиями в отдельную категорию слов/частей речи выделяют звукоподражания, этикетные и императивные слова [5; 18; 15; 14 и др.]. Как видим, даже при компромиссном подходе с учётом нескольких критериев трудно составить непротиворечивую классификацию всего корпуса лексики с ориентаций на грамматические характеристики.

Предложения современных исследователей учитывать интегративный принцип как системный при описании частей речи, заложенный в слове как языковом знаке по определению [21, с.337], имеют глубокую традиции. Так, А.А.Шахматов знаменательными частями речи считал только существительное, прилагательное, глагол и наречие [22, с.422]. Основными частями речи называл их А.М.Пешковский [11, с.119], а О.П.Суник, поддерживая такой подход, эти части речи именовал и особыми грамматическими категориями [17, с.39]. Первичными или основными квалифицируют их и в некоторых современных учебниках [16, с.23]. Такой подход, учитывающий уровни категоризации мира, тесно связанный с общей эволюцией человеческого мышления в направлении от категории субстанции к категории действия (процесса), находим при рассмотрении становления частей речи у А.А.Потебни [12]. Четыре означенные части речи в интегрированном виде отражают категоризацию мира в виде макрогрупп единиц языка как лексического, так и грамматического порядка. Они именуют субстанцию (существительное) и её признаки разной степени: первой (прилагательные и глаголы), второй (наречие при глаголах и прилагательных) и третьей (наречие при прилагательных или приадъективных наречиях). В.Н.Мигирин иллюстрирует такую позицию в рассмотрении развития лингвистического мышления следующими примерами: Собака ест мясо - Большая собака ест мясо - Большая собака быстро ест мясо - Большая собака очень быстро ест мясо [8, с.201]. У каждой из этих частей речи есть набор специфических грамматических категорий и парадигм, они составляют основу синтаксической структуры предложения русского языка, т.е. морфологизованы для выражения подлежащего, дополнения, сказуемого и обстоятельства. Отсутствие присущих исключительно одному классу слов грамматических признаков остальных частей речи (местоимений, числительных, причастий, деепричастий, категории состояния) позволяет называть их вторичными, периферийными, гибридными или контаминантами [16; 2; 15; 19].

Как представляется, такой подход к рассмотрению частей речи лежит в русле современной когнитивной парадигмы описания языка, отражая эволюцию в категоризации мира. «Различия в степени познания действительности или отдельных её участков...отражается в словарном составе языка в большей степени, чем в системе грамматических категорий. Концептуальных универсалий больше в грамматике, чем в словаре» [8, с.184]. Поэтому отказ от традиционного порядка изучения частей речи в средней и высшей школе позволит акцентировать внимание на сущностных характеристиках структуры современного знания о лексико-грамматическом обустройстве языка. Усвоение основ интеграции знаний лексического, морфологического и синтаксического порядка в движении от основных знаменательных частей речи (существительного, глагола, прилагательного, наречия) к контаминантам (числительному, местоимению, причастию, деепричастию,

безлично-предикативным словам), затем к служебным релятивным (предлогам, союзам, частицам) и особым категориям слов (модальным словам, междометиям, звукоподражаниям, императивным и этикетным словам), как показала практика преподавания в вузе, улучшает качество лингвистической компетенции современного студента.

Список литературы

I. Алпатов В.М. О разных подходах к выделению частей речи // Вопросы языкознания. - 1986. - №4. - С. 37- 46.

2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка / В.В.Бабайцева. - М.: Дрофа, 2000.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии /Л.Л.Буланин. - М., 1976. - 208с.

4. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.- М., 1986. -640с.

5. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филол. фак-тов гос. ун-тов / А.А.Камынина. - М.: Изд-во МГУ, 1999. -240с.

6. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении / Е.С.Кубрякова.

- М., 1978. - 115с.

7. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи / И.И.Мещанинов. - М.:Л., 1945. - 322с.

8. Мигирин В.Н. Язык как система категорий отображения / В.Н.Мигирин. -Кишинёв, 1973. - 237с.

9. Морфология современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И.Богданов, В.Б.Евтюхин, Ю.П.Князев и др. / Учебно-методич. комплекс по курсу «Морфология современного русского языка». -СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2013. - 640с.

10. Петерсон М.Н. О частях речи в русском языке / М.Н.Петерсон // Вопросы грамматического строя. - М.: Изд-во АН СССР, 1955.

II. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М.Пешковский.

- М., 2000. - 432с.

12. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т.1-2. - М., 1958. - 536с.

13. Русская грамматика. В 2 т. / под ред. Н.Ю.Шведовой. - М., 1980.

14. Селиванова Е.А. Современный русский язык. Морфология: Учебник / Е.А.Селиванова. - Черкассы: Изд-во Ю.А.Чабаненко, 2013. - 288с.

15. Сидоренко Е.Н. Теоретические и практические материалы по морфологии современного русского языка. В 5-ти частях. - Симферополь: Крымское учебно-педагог. гос. изд-во, 2005.

16. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / под ред. Е.И.Дибровой. - М.: Академия, 2001. - 704с.

17. Суник О.П. Общая теория частей речи / О.П.Суник. - М.:Л., 1966.

18. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология / А.Н.Тихонов. - М., 2002. - 463с.

19. Тукова Т.В. Виды морфологического анализа в вузе: учебно-методическое пособие / Т.В.Тукова. - Донецк: ДонНУ, 2012. - 83с.

20. Чеснокова Л.Д. Имя числительное в современном русском языке. Семантика. Грамматика. Функция / Л.Д.Чеснокова. - Ростон-на-Дону, 1997. - 292с.

21. Шарандин А.Л. Семантическая структура слова как отражение языковой интеграции / А.Л.Шарандин // Русский язык: исторические судьбы и современность:

1У Международ. конгресс исследователей русского языка (Москва. МГУ им. М.В.Ломоносова, фил. фак-т, 20-23 марта 2010г.): Труды и материалы / сост. М.Л.Ремнёва, А.А.Поликарпов. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - С.337.

22. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А.Шахматов. - Л.,1941. - 620с.

23. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.,1974. - С.77-100.

Тукова Т.В. Частини мови у Kypci граматики // Вчен1 записки Тавр1йського нащонального ун1верситету 1мен1 В. I. Вернадського. Сер1я «Ф1лолог1я. Соц1альн1 комун1кацИ'». - 2014. - Т. 27 (66). № 1. Ч.1 - С.30-34

В cmammi розглядаеться проблема критерш видтення лексико-граматичних клаав слie у ру^i сучасних наукових парадигм. Виходячи з еволюцИ' концептуалiзацii ceimy на лексичному та граматичному рiвнях, пропонуеться коректно використовувати термти, розмежовуючи поняття частини мови та функщонально-граматичного поля. Логiчним видаеться видшення знаменних основних частин мови, конmамiнанmiв, службових релятивних частин мови та особливих категорт ^iв. Обгрунтовуеться лтгводидактичний потенщал такого тдходу до вивчення частин мови у школi.

Ключовi слова: частини мови; функщонально-граматичне поле, концепmyалiзацiя свту, гетерогенний принцип, лтгводидактичний потенщал.

Tukova T.V. Parts of the speech in the grammar cours // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2014. -Vol. 27 (66). No 1.1 - P.30-34

The problem of lexico- grammatical classes' criteria identifying in terms of modern scientific paradigms is observed in the article. Correct using of the terms, differentiating between notions ofpart of the speech and functional-grammatical field, based on the evolution of the world's conceptualization on the lexical and grammatical levels is proposed. Identifying the main and concept words, contaminants, auxiliary relative parts of speech, specific words' categories appears to be logical. Linguo-didactic potential of this approach to parts of the speech studying at school is accounted for.

Key words: parts of speech, functional-grammatical field, world's conceptualization, heterogenic principle, linguo-didactical potential.

Поступила в редакцию 08.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.