Научная статья на тему 'Часовня художника (1990–2010-е)'

Часовня художника (1990–2010-е) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
часовня / религиозное искусство / церковная культура / храмостроительство / К. К. Иванов / И. Л. и Ю. С. Грецкие / С. Н. Репин / часовня Архангела Михаила и свв. мчч. Флора и Лавра в дер. Долгое / храм Василия Великого в дер. Акулова Гора / часовня Архангела Михаила в дер. Дедовцы / отечественное искусство конца XX – XXI в. / православие. / chapel / religious art / church culture / building of church / Konstantin Ivanov / Irina and Yuri Gretsky / Sergei Repin / Chapel of Archangel Michael and Sts Martyrs Flor and Laurus in village Dolgoye / Chapel of Basil the Great in village Akulova Gora / Archangel Michael’s Chapel in village Dedovtsi / Russian art of the end of 20th – 21st centuries / Orthodoxy.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаманькова Анна Ивановна

Статья призвана осветить такое явление современной церковной культуры и религиозного искусства, как «часовня художника», подразумевающее замысел, подвижнически воплощенный в жизнь силами одного-двух мастеров. Автор рассматривает историю создания и художественное решение трех небольших храмов, возведенных петербуржцами в недавнее время в деревнях Тверской, Ленинградской и Псковской областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Chapel of an Artist (1990s–2010s)

The main aim of the article is to determine and describe such phenomenon of contemporary church culture and religious art as the “chapel of an artist”, which implies a project selflessly embodied into the life by the forces of one or two painters (graphic artists). The author considers the history and decorative decision of three chapels created by St Petersburg’s masters at the villages of Tver, Leningrad and Pskov regions recently

Текст научной работы на тему «Часовня художника (1990–2010-е)»

УДК 726.52+246+7.046.3

А. И. Шаманькова

Часовня художника (1990-2010-е)1

Статья призвана осветить такое явление современной церковной культуры и религиозного искусства, как «часовня художника», подразумевающее замысел, подвижнически воплощенный в жизнь силами одного-двух мастеров. Автор рассматривает историю создания и художественное решение трех небольших храмов, возведенных петербуржцами в недавнее время в деревнях Тверской, Ленинградской и Псковской областей. Ключевые слова: часовня; религиозное искусство; церковная культура; храмостроительство; К. К. Иванов; И. Л. и Ю. С. Грецкие; С. Н. Репин; часовня Архангела Михаила и свв. мчч. Флора и Лавра в дер. Долгое; храм Василия Великого в дер. Акулова Гора; часовня Архангела Михаила в дер. Дедовцы; отечественное искусство конца XX - XXI в.; православие.

Anna Shamankova The Chapel of an Artist (1990S-2010S)1

The main aim of the article is to determine and describe such phenomenon of contemporary church culture and religious art as the "chapel of an artist", which implies a project selflessly embodied into the life by the forces of one or two painters (graphic artists). The author considers the history and decorative decision of three chapels created by St Petersburg's masters at the villages of Tver, Leningrad and Pskov regions recently.

Keywords: chapel; religious art; church culture; building of church; Konstantin Ivanov; Irina and Yuri Gretsky; Sergei Repin; Chapel of Archangel Michael

and Sts Martyrs Flor and Laurus in village Dolgoye; Chapel of Basil the Great in village Akulova Gora; Archangel Michael's Chapel in village Dedovtsi; Russian art of the end of 20th - 21st centuries; Orthodoxy.

Небольшие часовни занимали не меньшее место в духовной жизни Российской империи, чем кафедральные соборы крупных городов. Часовни возводили во исполнение обета: благодаря Бога за чудесное спасение, избавление, выздоровление или - как дань памяти ушедшим в иной мир близким (вознося Всевышнему поминальные молитвы). Их посвящали некоему знаковому событию или отмечали ими присутствие Божие в еще необжитом месте. Обычно они оказывались ближе, доступнее и - нередко поставленные на собственные средства (сборы деревни, прихода или вспомоществования поместных владельцев) - еще и «роднее».

Казалось, эта традиция была окончательно утрачена в период советского лихолетья, когда большинство храмов, созидавшихся в разные эпохи, разрушили в одночасье. Но то, что существовало на протяжении нескольких веков как одна из наиважнейших и неотъемлемых сторон жизни, - возвратилось. В нынешнем году исполняется 30 лет с даты, ставшей судьбоносной для России, -1000-летия Крещения Руси. Именно это событие, масштабно отмечавшееся в годы перестройки, положило начало постепенному, но неуклонно набирающему силы делу возрождения христианских традиций. В 1988 г. на Поместном соборе Русской Православной Церкви был принят ее новый устав, совершилась канонизация девяти подвижников2, верующим были возвращены первые храмы - всем миром собирались средства для их восстановления... Позднее стали находить возможность воссоздавать разрушенные и строить новые.

В наши дни храмостроительство, равно как и работа над художественным убранством церковных интерьеров и экстерьеров (монументальная живопись, мозаика, икона и др.) являются особой, многогранной сферой современного религиозного искусства, почти с самого начала нашедшего своих исследователей. Вернулась и традиция возведения часовен. В связи с нею стоит остановиться на таком явлении, до сей поры не рассматривавшемся в совокуп-

ности примеров, как часовня художника - т. е. часовня, задуманная и построенная живописцем или графиком, его силами и преимущественно на его средства. Несомненно, предлагаемое условное определение отсылает нас к livre d'artiste - книге художника, новой форме в искусстве, активно развивающейся с начала ХХ столетия во Франции и России. И в некотором роде, если подразумевать полноценное воплощение замысла мастера в едином произведении-объекте, часовня художника - феномен столь же уникальный в нашей стране на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Конечно, можно вспомнить (как зарождение традиции) имена В. М. Васнецова, М. В. Нестерова и других известных мастеров, предложивших неординарные, но в полной мере соответствующие духу времени проекты частных, «усадебных» храмов. Эта линия - взаимодействия мецената-покровителя и талантливого художника - также нашла свое продолжение с возрождением Православия и активно развивается в наши дни. Но здесь хотелось бы обратиться к исключительному в своем роде опыту создания часовен - проектирования и возведения (или «преображения» в дом молитвы заброшенного, противоположного по назначению здания) самими художниками - отдельной странице в хрестоматии современного церковного искусства, которую можно охарактеризовать как негромкий мелодичный напев, звучащий в общем многоголосном хоре, или партию флейты в патетической симфонии. Подобных примеров становится все больше. рассмотрим три из них - часовни, поставленные петербургскими

мастерами в трех отстоящих друг от друга географических точках.

* * *

Первым в деревне Долгое Бологовского района Тверской области «явил миру» часовню Архангела Михаила и святых мучеников Флора и Лавра Константин Кириллович Иванов (р. 1938). Для него, вероятно, это было делом жизни, желанием вернуть все на круги своя. Он родился и рос в Ленинграде, в семье служащего при епархиальном управлении. отец его, Кирилл Константинович, посвященный в сан диакона митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином, в 1920-е гг. служил в церкви при Доме ветеранов

сцены, но некоторое время спустя, исполняя послушание, оставил это занятие. Пройдя войну, по возвращению с Ленинградского фронта, он вновь был приглашен (митрополитом Григорием (Чуковым)) на работу в Ленинградскую епархию и затем - «назначен сотрудником по встрече и сопровождению церковных делегаций, прибывающих в СССР» [26, с. 10]. Константин с детства участвовал в крестных ходах, службах и знаменательных церковных событиях (так, в его семейном архиве сохранился снимок, запечатлевший приезд патриарха Алексия I в Петродворец в 1947 г.). Избрав профессию живописца - окончив художественное училище (быв. Таврическое, 1963) и Институт имени И. Е. Репина (по мастерской проф. А. Д. Зайцева, 1969), К. К. Иванов всем своим творчеством, каждым произведением - светским, но с глубоким внутренним содержанием - повествовал о первозданной красоте России-Руси, призывал общество обратить внимание на существующие в нем острые духовные проблемы3. В 1974 г. он приобрел дом в деревне Долгое Калининской (Тверской) области, известной в художественной среде прежде всего Академической дачей, расположенной под Вышним Волочком.

В Долгом, разместившемся вдоль протяженного вытянутого озера с одноименным названием (первое упоминание об этой деревне относится к 1495 г.), с давних времен имелась «часовня, освященная во имя Михаила Архангела и святых Флора и Лавра, которая не сохранилась» [1, с. 54]. Впоследствии ее вновь ставили -она значилась и по данным на 1909 г. [1, с. 54], но была разобрана в советское время. По возможности часто бывая в своем деревенском доме-мастерской, в течение нескольких лет К. К. Иванов вынашивал идею создать там часовню взамен утраченной. Это было его внутренней потребностью, так же, как и собственно религиозное искусство (к концу 1980-х относятся его первые опыты иконописания, в начале 1990-х он пишет временный иконостас для Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка в Петербурге, работает над образами для других храмов).

14 июня 1990 г. Долгое впервые посетил иерей Василий (Сад-женица), настоятель Свято-Троицкой церкви в г. Бологое и благочинный Бологовского округа, благословив художника на столь важное

дело. По его совету К. К. Иванов созвал деревенский сход для обсуждения насущной духовной проблемы, составил заявление в исполком с просьбой разрешить «переоборудование» здания бывшего деревенского клуба в храм и собрал подписи жителей в поддержку своего замысла («кто умел - расписывался, кто-то оставлял оттиски пальцев»4). В середине июля того же года согласие местных властей было получено. С этого момента события развивались стремительно: в течение нескольких недель мастер навел порядок в оставленном, простоявшем пустым долгие годы деревянном здании. «Поначалу мало кто верил в эту идею, что из разрушенного и заброшенного дома можно что-либо сделать, да еще своими силами. Но когда жители, которые даже креститься не умели, увидели, как в сапогах, с лопатой в руках, городской художник вычищает в полном смысле „авгиевы конюшни", стали робко приходить и по силам своим помогать ему» [26, с. 48]. 22 ноября 1990 г. о. Василий совершил в новой часовне первую службу в память архистратига Михаила и святых мучеников Флора и Лавра. К этому торжественному событию К. К. Иванов успел создать из оргалита царские врата, написал первые образы. «В тот день, - вспоминает он, - крестили 60 человек, приходили из соседних поселений, приезжали на велосипедах». Тогда же - на письмо художника епископу Тверскому и Кашинскому Виктору о своем богоугодном начинании - от владыки пришел ответ со словами «Господь благословит».

В конце августа следующего, 1991 г. в храмовый праздник святых Флора и лавра состоялся малый чин освящения часовни. В том же месяце страна пережила государственный переворот, приведший к падению коммунистического строя. Деревня Долгое входила в новый этап жизни России с верой, обретя своего ктитора - создателя и строителя храма, попечителя и благоукрасителя, своего «батюшку»5. Получив благословение о. Василия на общую молитву, К. К. Иванов разработал ее чин продолжительностью два с половиной часа и, надевая подрясник (а кушак, скуфья, кадило перешли к нему от отца, деда и прадеда), совершал с прихожанами молитвы. с молитвою же, постепенно, год за годом он благоукра-шал свою часовню.

Его храм (площадью ок. 60 кв. м) организован вполне традиционно: восточная часть отведена алтарному пространству, соединяемому с основным храмовым объемом царскими вратами (слегка отодвинутыми в глубину от солеи). Художник «разработал» их (как и иное убранство часовни) в барочной стилистике, вырезав из оргалита. Написанные на них узоры, имитирующие резьбу по дереву, окружают медальоны с изображением сцены Благовещения и образами четырех евангелистов. В верхней части дверного проема, над вратами - в орнаментальном декоре размещена овальная композиция на тему Тайной вечери. По сторонам - за выкрашенными глубоким синим «простенками» - расположены дьяконские двери с написанными на них фигурами архангелов. В своей работе художник ориентировался на древнерусские образцы, продолжая традиции В. М. Васнецова, М. В. нестерова, М. А. Врубеля и других мастеров, искавших новые решения для канона.

навершие иконостаса представляет собой богато смоделированную из листов латуни и наполненную символикой композицию - с сияющей лучами божественного света короной, Всевидящим оком, скрижалями Завета и Евангелием, Крестом на фоне облаков, возвышающимся над жертвенным кубком. Сходный по своей пышности латунный многодетальный рельеф, с вырезанными из оргалита и расписанными фигурами двух ангелов, преклонивших колена у креста, уводит взгляд прихожанина (молящегося) под «купол храма», к сводам, завершающимся кругом «просиявшего неба». на темно-синем, почти кобальтовом фоне эта светло-лазурная композиция с сияющим центром (за и над устремленным к ней крестом) воспринимается «прорывом» в небеса или - подобием земного шара, крестом поддерживаемым и словно вырастающим из него. Снаружи на этом месте кровлю венчает - на небольшом барабане - деревянная луковка с крестом, обшитые латунью. Потолок часовни украшают восьмигранные панно-«плафоны» (ультрамарина и темно-красного кадмия), обрамленные жестяными орнаментированными полосами; поставленные на ребро, перпендикулярно поверхности потолка - эти ленты создают иллюзию световых «колодцев» горнего мира.

В одном из них - художник изобразил шестикрылого серафима на синем с розовыми облаками небе.

Молитвенное пространство дополняют написанные К. К. Ивановым Поминальная икона (с вносимыми в нее именами жителей деревни), «Распятие-канон», образы свт. Николая и св. Пантелеимона, а также репродукции древнерусских произведений, оформленные в авторские киоты. Для образов Спасителя и Богоматери Знамение мастер изготовил в технике чеканки по латуни оклады, напоминающие серебряные ризы. Всего в часовне 120 образов: это число включает как написанные художником иконы (и панно), так и «благолепно» украшенные и ставшие неповторимо индивидуальными памятниками искусства репродукции. Но не только они - каждый элемент здесь продуман и заботливо создан мастером. Особого внимания заслуживают выносной и напрестольный кресты его работы. Семисвечник, «одетый» латунной чеканкой, с тремя медальонами, изображающими Распятие с предстоящими (в центре), Благовещение (слева) и Воскресение (справа), - обрел свое место в алтаре. В убранство интерьера входят также нарядные аналойные покровцы и хоругви, выполненные в технике аппликации по ткани, - образы для них предварительно были написаны на оргалите или картоне, символы и декоративные элементы - вырезаны из фольги либо латуни. Яркие изумрудные (с Ветхозаветной Троицей, Сошествием во ад) или пурпурные (с Нерукотворным образом на голубом сре-докрестии) полотнища задают особое, торжественное настроение и каждому крестному ходу.

В западной части строения молитвенному помещению предшествует паперть. Вход на нее устроен сбоку, с северной стороны: навес убран кокошником с килевидным завершением и сияющим крестом на латунной главке. На северной же стене расположены два окна со ставнями и ниша-киот для иконы - обычно перед началом службы ктитор открывает ставни, укрепляет в нише вынесенный из храма образ и совершает каждение часовни6. Звонница сначала находилась внутри храмового объема - на крыльце (паперти). Два колокола для нее были пожертвованы друзьями К. К. Иванова - живописцами К. Н. Славиным и В. И. Коровиным (оба ушли

из жизни в 1991 г., но память о них каждый раз воскресает с колокольным звоном), третий - жителями деревни Горка. В 1995 г. силами К. К. Иванова и В. А. Яковлева, ктитора часовни Св. пророка Илии деревни Починок, была выстроена отдельно стоящая звонница [10], для которой спустя три года в Петербурге был отлит еще один колокол7. Она представляет собой квадратное в плане строение: на опорах-столбах установлена четырехскатная кровля с ориентированными по сторонам света, вынесенными из основного объема треугольными фронтонами. Венчает ее облицованная латунью луковичная главка с крестом (третья в ансамбле часовни)8. Постепенно и колокольню украсил Константин Кириллович: металлические листы кровли покрыл суриком (как и навершие крыльца), вырезанные из дерева рельефные украшения на фронтоне - светлым голубовато-серым, как и наличники у окон...

В 2002 г. возле часовни, с ее восточной стороны, был установлен шестиметровый поминальный крест «всем погибшим в гонениях, изгнаниях, лишениях, тюрьмах, войнах, катастрофах» - всем «зде лежащим и повсюду Православным»9.

«Год за годом шла подвижническая и еще многим не до конца понятная и некоторых пугавшая работа. <...> Руки Константина Иванова, прикоснувшись к брошенному „очагу культуры", совершили самое настоящее чудо, преобразовали оскверненный вертеп в великолепный, скромный, красивый и удивительно уютный сельский Храм» [26, с. 48]. Часовня Архангела Михаила и святых мучеников Флора и Лавра в Долгом воспринимается сейчас неотъемлемой частью жизни деревни, ее пейзажа. Уже целое поколение

выросло здесь в присутствии храма и создало новые семьи.

* * *

Примерно в те же годы, когда для деревни Долгое наступил новый период (в начале 1990-х), идея возведения храма зародилась еще у двух мастеров-петербуржцев - Ирины Львовны и Юрия Семёновича Грецких (оба - 1944 г. р.), уподобивших «свое творчество подвижничеству» [22, с. 78]. В 1998-2001 гг. их идея воплотилась в жизнь: в деревне Акулова Гора Лодейнопольского

района ленинградской области появился храм Святителя Василия Великого.

Путь И. Л. и Ю. С. Грецких отчасти схож с приходом к религиозному искусству К. К. Иванова, но истоки разнятся. Также будучи художниками-станковистами, они увлекались «космическими понятиями» и работали в ключе авангардной живописи10. Со временем их «супрематические» приемы уступили место иконописным. Но обратившись к началу самостоятельного творческого пути мастеров, можно увидеть, что Ирину Львовну особенно привлекала культура, искусство и зодчество средневековой Руси, поэтому и темой своей дипломной работы на художественно-графическом факультете Педагогического института имени А. И. Герцена она выбрала «Пейзажи древнерусских городов» (1969) [12, с. 85]. Юрия Семёновича влекли виды Ленинграда и его пригородов (в 1972 г. он окончил Художественное училище имени В. А. Серова). Много путешествуя на протяжении совместной жизни, в 1992 г. супруги выбрали в качестве места для своей мастерской живописную деревню в Приоятье. Именно здесь, в Имоченцах Олонецкой губернии, своем загородном имении, стоявшем на высоком берегу ояти, на протяжении четверти века (с 1855 по 1880 г.) жил с семьей В. Д. Поленов, писал этюды, портреты. «Попав сюда в отрочестве, Поленов смог ощутить неповторимость приладожских мест; Грецкие ощутили и осознали это в зрелом возрасте» [11, с. 7].

Усадебные постройки не сохранились, пришли в запустение парк и пруд; наименование поместья закрепилось лишь в названии соседней деревни Имоченцы... И «чем чаще бывали Грецкие в Акуловой Горе, тем труднее было мириться с мыслью, что о жившем здесь Василии Поленове сто лет спустя напоминают только полтора десятка вековых кедров, на бумаге числящиеся памятниками природы, а на деле - заросшие и погибающие» [15]. В память о мастере, в чьем творчестве важное место занимала религиозная тема, И. Л. и Ю. С. Грецкие решили поставить на территории бывшей усадьбы храм, посвятив его святителю Василию Великому - небесному покровителю Поленова. Местное население поддержало эту идею11, поскольку во всей округе,

на 46 кв. км, не было ни церкви, ни часовни; поддержку оказал и о. Павел (Феер), благочинный Ладожского округа. «После того, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир дал письменное благословение, мы приступили к строительству храма», - рассказывают Грецкие [9]. Юрий Семёнович стал председателем общины, под его руководством и при его непосредственном участии начались работы.

В ноябре 1997 г. место под храм было освящено, художник Ш. А. Агеев изготовил закладной камень [8]. Строительство, продолжавшееся с осени 1998 по октябрь 2001 г., официально не финансировалось - оно поддерживалось пожертвованиями как местных жителей, так и друзей Грецких - В. А. Ветрогонского, Н. В. Дьяковой и других. Администрация и предприятия Лодейного Поля помогли лесо- и пиломатериалами; основные же средства собирались от продажи написанных в Имоченцах произведений самих инициаторов проекта. Плотницкие и столярные работы Ю. Грецкий выполнял сам, с помощью деревенских жителей; вместе покрывали крышу и луковичные главки деревянными лемехами. По словам самих художников, «создание храма помогло глубже понять окружающий мир и себя. мы увидели пейзаж другими глазами.» [11, с. 7].

Храм представляет собой одноглавую постройку клетского типа (11^6 м, высота - 12 м), с трехъярусным куполом и шатровой звонницей на восьмерике. Проект был разработан Грецкими в традициях деревянного зодчества Русского Севера, строительные чертежи помог выполнить архитектор А. Трусов, ушедший из жизни в 2000 г. С завершением строительства, в 2001 г. художники занялись оформлением внутреннего убранства: впервые в своей жизни они расписывали храм, впервые - писали иконы. ориентиром для них стала древнерусская и византийская живопись ХУ-ХУ1 вв.

Созданный Грецкими интерьер скромен и наряден. Доминантой его является белый одноярусный иконостас. Царские врата традиционно включают образы евангелистов и сцену Благовещения, над ними расположена «Евхаристия» («Причащение апосто-

лов»). Еще выше, на стене за иконостасом, светлыми красками, полутонами изображены два ангела. Для местного ряда Грецкие написали шесть образов (145*65 см каждый): архангела Гавриила, Спаса на престоле, свт. Василия Великого (от центра, по правую руку) и - архангела Михаила, Богоматерь с Младенцем на троне и св. Александра Свирского (слева). Крайние образы «выходят» на боковые стены храма. Праздничный ряд полностью вынесен из иконостаса: двунадесятые праздники размещены на северной и южной стенах, над окнами, у основания свода, по четыре с каждой стороны. Слева (к алтарю) расположены: Рождество Богоматери, Благовещение, Рождество Христово и Сретение; справа (от алтаря): Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие Св. Духа на апостолов и Успение Богоматери.

Своды расписаны маслом по цементно-стружечной плите [16, с. 80]. В нижней их части (над иконами-праздниками) в медальонах диаметром 120 см, по три с северной и южной стороны, художники представили образы святых-покровителей: справа (от алтаря) - Георгия Победоносца, Димитрия Солунского и вмц. Ирины; слева - Александра Невского, Александра Свирского и царицы Александры. Фоном для них был выбран небесно-голубой цвет, с тональным переходом от светлого к чуть более темному наверху; внутри же медальонов, напротив, плотный тон в центре за фигурами высветляется по мере приближения к контуру окружности. С западной стороны разместились хоры. Выше, на четырех сводах -совместно с А. Ваньковым Грецкие написали наиважнейшие сюжеты Нового Завета (350*200 см каждый): Крещение (на западной стороне), Преображение Господне (по левую руку), Воскресение (Сошествие во ад, над алтарем) и Вознесение (на южном своде, по правую руку). В подкупольном пространстве, в медальоне, изображен Христос Пантократор.

В 2000 г. - на Пасху - в храме Св. Василия Великого состоялась первая праздничная служба; тогда же часовню освятили. В 2001 г. была пристроена алтарная часть. Спустя два года Грецкие написали иконы в алтарь, был изготовлен престол [28]12. Во время одной из служб замироточила аналойная икона «Спас Нерукотворный».

Сразу же по окончании храмовых работ художники приступили к расчистке заросшего парка и восстановлению бывшего поленовского пруда [см.: 20]. В течение пяти лет - с помощью друзей, местных жителей, администрации и нескольких предприятий Лодейнопольского района - приводили в порядок забытую территорию, построили восьмиметровую плотину; сейчас там три озера. Был подготовлен проект ветряной мельницы. Неподалеку от нового храма монахи Тихвинского монастыря, изучавшие пути следования еще не возвращенной к тому времени в Россию древней Тихвинской иконы Божией Матери, обнаружили источник, теперь считающийся святым. Очистив и приведя его в порядок, художники поставили над ним «небольшой бревенчатый колодец с надстройкой в виде часовни - в память о первом явлении чудотворной иконы в этих краях» [15]13.

В 2004 г. молебном в часовне Свт. Василия Великого открылись торжества, посвященные 160-летию со дня рождения В. Д. Поленова14, а возрождаемый парк стал «основной площадкой» праздника. Уже более пятнадцати лет в Акуловой Горе проходят пленэры для детей - еще в 2001 г. И. Л. и Ю. С. Грецкими при храме была создана летняя художественная школа [12, с. 86]. В 2010 г. в отстроенном ими доме-мастерской супруги открыли музей старинного быта, украсив его репродукциями произведений Поленова. Подвижнической энергии Грецких хватает также на организацию фестивалей искусств: первый - состоялся здесь в 2012 г., очередной - планируют устроить в 2019 г., приурочив его к 175-летию со дня рождения великого русского живописца [6]. Храм, многим кажущийся старинным, расчищенный парк с озерами и святой источник, мастерская-музей гостеприимных художников поистине стали в Приоятье местом духовного и творческого притяжения.

* * *

Недавно новая часовня - во имя архангела Михаила - появилась и на Псковской земле. Она поставлена и освящена в 2015 г. по инициативе Сергея Николаевича Репина (р. 1948) в деревне

Дедовцы Пушкиногорского района, напротив деревни Савкино (и Савкиной горки), на берегу реки Сороть15. Личность этого художника отнюдь не случайна в современном религиозном искусстве. Выпускник Института имени И. Е. Репина по мастерской монументальной живописи (под руководством А. А. Мыльникова, 1973 г.), а позднее и педагог в ней16, - с 1990-х он, как и некоторые другие «академисты», участвует в воссоздании храмов.

Одним из крупнейших проектов конца ХХ столетия стала работа над возрождением храма Христа Спасителя; в открытом Всероссийском конкурсе (1996) победили коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. С. Н. Репин возглавил одну из двух петербургских групп (вторую - его коллега по мастерской монументальной живописи А. К. Быстров)17. Эта работа в значительной степени определила дальнейший путь некоторых художников, исполнявших впоследствии живописные программы для иных восстанавливаемых и новых строящихся церквей, писавших иконы и расписывавших храмы. Так, мастера творческого объединения «ФоРУС» (С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин) создали мозаичную версию иконы Андрея Рублёва для часовни Св. Троицы на Смоленском кладбище (1997), иконостас церкви Свт. Николая в пос. Повенец (Карелия, 2003), Храм Рождества Богородицы в пос. Александровская (Сестрорецк, Санкт-Петербург, 2005) и др.

Возведение Репиным часовни в деревне Дедовцы органично вошло в русло традиции почитания Святого Небесного Воина, характерной для Пушкиногорья: с давних времен ему посвящали здесь церкви и часовни. В средневековом городе Ворониче (в его укрепленной части или где-то поблизости) существовал Михайлов монастырь, давший название Михайловской губе - небольшому району, включавшему несколько сел и деревень [см. подробнее: 4, с. 127-130; 27, с. 235-245; 24, с. 49-59]. В 1740-х гг., согласно указу Сената и жалованной грамоте императрицы Елизаветы, Михайловскую губу получил во владение прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал [5, с. 16, 185]. На Савкиной горке (напротив дер. Дедовцы), возможно, располагался средневековый монастырь с таким же посвящением (св. Михаилу) - на центральном всхолмлении площадки городища

Савкино в 1968-1970 гг. была восстановлена деревянная часовня, известная по фотографиям XIX в. [см.: 5, с. 99-104; 3, с. 45, 48; 21, с. 125-126]. На территории самой усадьбы Михайловское, в конце еловой аллеи, находилась в пушкинские времена деревянная часовня во имя архангела Михаила, около которой в Михайлов день проводилась местная ярмарка. Эта часовня, также не сохранившаяся до нашего времени, была выявлена (обнаружен фундамент) и в 1979 г. восстановлена благодаря усилиям директора музея-заповедника С. С. Гейченко [см.: 5, с. 51-54; 18; 21, с. 125-126]. Несомненно, что и самое название села Михайловского прямо или косвенно связано с местным почитанием архангела. Впрочем, трудно сказать, каким образом оформился и закрепился этот топоним. Известно, что господский дом и парковая зона обустраивались только в конце ХУШ столетия, когда этот земельный участок достался по наследству от отца Осипу Абрамовичу Ганнибалу, деду Пушкина. В документе о получении собственности (1782) фигурировала «деревня Устье, что ныне называется сельцо Михайловское с деревнями» [5, с. 16; 24, с. 67; 21, с. 32-33, 45-46]. По воспоминаниям С. Н. Репина, С. С. Гейченко рассказывал ему, что когда-то в Пушкинских Горах существовал Михайловский монастырь, возникший в местности Зуево (или Зуёво), что означало «цапля»18. Зуево было еще одним наименованием деревни Устье, ставшей сельцом Михайловским [см.: 7, с. 12]19.

О существовании в этих местах, согласно преданию, обители во имя архистратига Михаила призвана напомнить и часовня С. Н. Репина. Небольшое, квадратное в плане (3*3 м) каркасное сооружение из дерева срубили и поставили силами энтузиастов всего за несколько летних дней («гораздо больше времени, - замечает художник, - ушло на получение разрешения»), в строительстве приняли участие жители деревни20. Обшитый светлыми досками объем храма завершается шатровой крышей темно-зеленого цвета: в качестве покрытия использовался ондулин - «гибкая черепица» с рисунком, напоминающим лемех. Часовня (высота ее 8 м) увенчана восьмигранной луковкой. В северной и южной стене прорезаны симметричные закругленные окна, восточная - снаружи украшена рельефным изображением

креста; с запада пристроено крыльцо с навесом. 21 сентября 2015 г. архимандрит Макарий (Швайко), наместник Святогорского монастыря, освятил крест для часовни; на следующий день «жители деревни подняли Крест на установленные около часовни леса. Затем купол, увенчанный Крестом, был по лестнице поднят в верхнюю часть крыши, где прочно закреплен на своем месте» [17].

Юридически новая Архангело-Михайловская часовня приписана Святогорскому Успенскому монастырю. Именно оттуда в нее были переданы семь икон деисусного ряда, созданные С. Н. Репиным в 1991 г. для временного иконостаса монастырского храма. Художник написал тогда (маслом на оргалите) деисус и местный чин. Ориентиром для него служила древнерусская живопись ХШ-ХУ вв. (и прежде всего памятники, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному, -репродукции с этими произведениями получили распространение после 1000-летия Крещения Руси). По стечению обстоятельств, образы архангелов Михаила и Гавриила были утрачены после установки нового, постоянного иконостаса, и в часовню, стоящую неподалеку от дома-мастерской художника, откуда «произошел» деисус, - он вернулся семичастным. Убранство интерьера дополнили иконы, принесенные местными жителями, - новые, приобретенные в храмах и подворьях, и старые. Некоторые, спрятанные в советские годы и обнаруженные на чердаках, являют собой выразительные примеры массового производства различных художественных промыслов рубежа Х1Х-ХХ вв.: писавшиеся и печатавшиеся, с металлическими («дутыми») окладами. По словам С. Н. Репина, нынешнее оформление часовни носит случайный, «стихийный» характер. Но, думается, однажды мастер напишет образ Архангела специально для своего храма - открытого всегда и для всех21. Здесь монахи читают «часы», заходя по дороге; ставят свечи прихожане - они обрели свое собственное место для молитвы, свою часовню.

* * *

Три рассмотренные «часовни художника» - в деревне Долгое (Бологовский р-н Тверской обл.; освящена в 1991 г.), в Акуловой Горе (Лодейнопольский р-н Ленинградской обл., 2000) и в Дедовцах

(Пушкиногорский р-н Псковской обл., 2015) - поставлены по разным причинам. В первом случае это связано с «возвращением» утраченного сакрального объекта (новая часовня названа, как и прежние, здесь бывшие). Во втором - с увековечением памяти об одном из великих русских мастеров и воскрешением «памяти места» (храм как знак памяти, с посвящением небесному покровителю некогда жившего здесь В. Д. Поленова). Третий пример представляет собой следование давней традиции - ставить часовню в деревне или селе (название же «родилось» в соответствии с преданием - от имени некогда существовавшего в этих местах монастыря). Отличается внешний облик и внутреннее убранство храмов. Но, как бы ни разнились причины описанных начинаний и их воплощения, каждое -является духовным подвигом, подтверждающим, что все задуманное во благо людей и Церкви с Божией помощью являет себя миру. Являет удивительно органичным - на своем, Богом определенном, месте; в неповторимом, индивидуальном, но совершенно целостном облике - образе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00577 / The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-012-00577.

2 6 июня 1988 г. на Поместном соборе РПЦ были канонизированы новые угодники Божии: благоверный князь Московский Димитрий Донской, преподобный Андрей Рублёв, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский, преподобный Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Амвросий Оптинский и святитель Феофан Затворник [см.: 23, с. 593].

3 Произведения К. К. Иванова см. в его альбомах-монографиях [14; 26].

4 Здесь и далее: из бесед автора статьи с К. К. Ивановым 13 и 20 июля 2018 г.

5 «Местные жители и прихожане из соседних деревень ласково называют его: „Наш батюшка", хотя сам Константин Кириллович объясняет: „Хоть и зовут меня часто батюшкой, конечно же, я простой человек, однако, имеющий благословение на Общую молитву. Я мирянин, можно назвать меня ктитором, но я был и остаюсь профессиональным художником"» [26, c. 50].

6 Часовня входит в Бологовское благочиние, которое окормляет о. Василий (Садженица). Прихожане ее отмечают два престольных праздника: день святых мучеников Флора и Лавра (18 августа, или 31 - по новому стилю; в часовне хранится их чтимая большая икона, пожертвованная о. Василием) и собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (8/21 ноября). Кроме того, на общей молитве совершаются молебны о здравии и об упокоении, благодарственные молебны, читаются «часы».

7 Освящение этого колокола - пожертвования ЦКБ МТ «Рубин» -состоялось 14 июля 1998 г. в бизнес-центре «Нептун» (Санкт-Петербург), совершил службу протоиерей Богдан (Сойко), настоятель Николо-Богоявленского морского собора.

8 5 апреля 2016 г. по благословению о. Василия были проведены ремонтные работы обветшавшей звонницы: силами трудников и бологовских казаков были установлены опалубка, крыша и купол с крестом.

9 Крест установлен силами К. Иванова, А. Пуша, К. Пазухина и А. Де-ревягина.

10 Из беседы с И. Л. Грецкой 26 января 2008 г.; сведения о внутреннем убранстве храма уточнены 2 августа 2018 г.

11 Художники обходили жителей деревни, собирая подписи под письмом к местным властям с просьбой поддержать идею увековечения памяти Поленова [см.: 13].

12 С 11 октября 2002 г. храм окормляет о. Климент (Акулаев), настоятель церкви в селе Алеховщина, проводит богослужения по праздничным дням [28]. В созданной Грецкими часовне два престольных праздника: 1/14 января (святителя Василия Великого) и 30 января / 12 февраля (собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого).

13 В 2004 г. эту часовенку освятили. «С тех пор каждый год монахини расположенного неподалеку Введено-Оятского женского монастыря на праздник Тихвинской иконы Божией матери, 9 июля, совершают крестный ход на источник» [15]. В доме Грецких произошло чудо, когда они решили написать Тихвинский образ: «Искали подходящую доску для иконы, - рассказывает Юрий, - и вспомнили, что много лет назад нам подарили одну такую, конца XIX века. Мы удивились тогда: зачем нам эта небрежно замалеванная зеленой краской доска, но приняли. Она оказалась подходящей для иконы. Стали очищать ее от старой краски разными растворителями - ничего не получается! Тогда я взял в руки шлифовальную машинку, трижды подносил ее к доске. но шлифовальная

шкурка из машинки постоянно вылетала! Потом протерли доску обычной тряпкой - и вдруг прямо у нас на глазах вся краска сошла, открыв профессионально написанный сто или больше лет назад Тихвинский образ Богоматери. Для нас это несказанное событие стало подтверждением того, что именно Имоченцы были местом первого явления Тихвинской иконы. Произошло это чудесное обновление образа как раз накануне возвращения чудотворной Тихвинской иконы в Россию!» [цит. по: 15]. См. также видеосюжеты об Имоченцах и фильм на персональном сайте Грецких [30]; фотографии храма Свт. Василия Великого размещены в Народном каталоге православной архитектуры [2].

14 К этой дате иконописец А. Готшальк из Бельгии, «узнав о храме в Лодейном Поле, написала для него и преподнесла в дар около 60 иконописных работ», о. Павел (Феер) пожертвовал храму икону священ-номученика Виктора с частицей мощей [19, с. 3]. См. также материал, подготовленный Н. Трошевой [25].

15 В 2000-е гг. на Псковщине было отремонтировано и воссоздано несколько церквей XVIII в. (Успения Божией Матери в Столбушине - ските Святогорского монастыря, Георгия Победоносца в селе Воронич; и др.). Силами художников В. В. Сухова, В. С. Махитарянца, П. Г. Татарникова и архитектора А. Г. Бакусова спроектирована и построена часовня в Новоржевском районе Псковской области (в дер. Плавно на оз. Алё).

16 С. Н. Репин начал преподавать в Институте имени И. Е. Репина с 1978 г., после завершения пятилетнего периода работы в творческой мастерской Академии художеств; сначала занимался со студентами I курса. В том же 1978 г. приобрел дом в дер. Дедовцы.

17 Обе бригады, в которые помимо педагогов и аспирантов вошли учащиеся старших курсов этой мастерской, работали над воссозданием композиций на темы русской истории и образами святых Русской Православной Церкви в приделах свт. Николая Мирликийского и св. блгв. кн. Александра Невского [см.: 29].

18 Здесь и далее: из беседы с художником 6 апреля 2018 г.

19 О цаплях директор Пушкинского заповедника сообщал в своей книге: «В лесных зарослях западной части парка сохранился большой красивый пруд, на вершинах окружающих его сосен издавна вьют гнезда михайловские цапли» [5, с. 18]. У него же находим размышления о давней обители: «.А вот и дедовская часовня, где он (А. С. Пушкин. - А. Ш.) слушал бури шум, а в день архистрат<иг>а Михаила слушал преданья местных крестьян, приходивших сюда на поклон и рассказывавших ему о древнем Михайловском монастыре и разных чудесах на этой земле» [5, с. 58].

20 Отдельную благодарность сам мастер и деревенские жители выражают Б. И. Шарову, Н. В. Дроздовой, В. И. Иванову, приложившим «все усилия, чтобы на месте, заросшем бурьяном, красовалась часовня и славилось имя Божие» [18].

21 Регулярные службы совершаются в часовне дважды в год, по престольным праздникам - 8/21 ноября (Собор архангела Михаила) и 6/19 сентября (Воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенов В. И. Православные храмы Бологовской земли : Историко-художественное издание. Тверь : изд. Алексей Ушаков, 2013.

2. Акулова Гора. Церковь Василия Великого // Соборы.ру : Народный каталог православной архитектуры. [Электронный ресурс]. URL: М1р:// sobory.ru/article/?object=03177 (дата обращения: 23.07.2018).

3. Белецкий С. В. Археологические памятники Пушкинского заповедника // Славяне, финно-угры, скандинавы, волжские булгары : доклады Международного научного симпозиума по вопросам археологии и истории. 11-14 мая 1999 г. Пушкинские Горы. СПб. : ИПК «Вести», 2000. С. 40-50.

4. Васильев М. Е., Харлашов Б. Н. Посады Воронича // Памятники старины : Концепции. Открытия. Версии : Памяти В. Д. Белецкого : в 2 т. СПб. ; Псков, 1997. Т. 1. С. 127-130.

5. Гейченко С. С. Пушкиногорье. М. : Мол. гвардия, 1981.

6. Глезеров С. Как у нас в Имоченцах! // Санкт-Петербургские ведомости. 2018. № 119 (6228). 5 июля. С. 6.

7. Гордин А. М. Пушкин в Псковском крае. Л. : Лениздат, 1970.

8. ДмитренкоА. Храм Памяти // Лодейное Поле. 2001. № 48 (12070). 5-11 дек. С. 12.

9. Дмитренко А., Грецкая И., Грецкий Ю. Храм памяти // Художник Петербурга. 2001. № 8. Дек. С. 15.

10. Долгое. Часовня Михаила Архангела // Соборы.ру : Народный каталог православной архитектуры. [Электронный ресурс]. URL: http:// sobory.ru/article/?object=22631 (дата обращения: 13.06.2018).

11. Ирина Грецкая, Юрий Грецкий : Приоятье : Живопись. Графика. Монументальная роспись. Иконы. Архитектура / вступ. ст. А. Ф. Дмитренко. СПб. : ЦКБ МТ «Рубин», 2003.

12. Ирина и Юрий Грецкие : Живопись. Графика. Объект : альбом-каталог работ / авт. текстов А. Ф. Дмитренко и др. СПб. : ЦКБ МТ «Рубин», 2007.

13. Комболина Г. Акулова Гора обретет свой храм // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 8 окт. С. 2.

14. Константин Иванов / авт. текстов В. А. Ушакова, К. К. Иванов. СПб. : Петрополь, 2008.

15. Миловидова Е. Жизнь в соавторстве [об Ирине и Юрии Грецких] // Вода Живая : Санкт-Петербургский церковный вестник. 2013. №2 8 (авг.). [Электронная версия]. URL: http://aquaviva.ru/journal/zhizn-v-soavtorstve (дата обращения: 23.07.2018).

16. Митрохина Л. Н. Храм Памяти (Из выступления на Православном радио о творчестве и деятельности И. и Ю. Грецких) // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 19. СПб. : АИС, 2010. С. 79-82.

17. На часовне в Дедовцах установлен Крест // Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь. [Публикация в разделе «Новости» от 23 сент. 2015 г.]. [Электронный ресурс]. URL: http://svyatogorsky.org/ articles/165 (дата обращения: 13.06.2018).

18. Освящение Креста для часовни в деревне Дедовцы // Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь. [Публикация в разделе «Новости» от 21 сент. 2015 г.]. [Электронный ресурс]. URL: http://svyatogorsky.org/ articles/164 (дата обращения: 13.06.2018).

19. Полянская В. В Акуловой Горе на реке Оять // Лодейное Поле. 2004. № 26 (12203). 30 июня - 6 июля. С. 1, 3.

20. Полянская В. В память о великом живописце и нашем земляке // Лодейное Поле. 2004. № 19 (12196). 12-18 мая. С. 14.

21. Пушкинская энциклопедия «Михайловское» : в 3 т. Т. 1. М. ; Михайловское : Гос. музей-заповедник А. С. Пушкина, 2003.

22. Раскин А. Г. Духовная сущность в творчестве Ирины и Юрия Грецких // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 19. СПб. : АИС, 2010. С. 77-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Русская Православная Церковь. ХХ век / Беглов А. Л., Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др. М. : изд-во Сретенского монастыря, 2015.

24. Савыгин А. М. Пушкинские Горы. 3-е изд., доп. Л. : Лениздат, 1989.

25. Трошева Н. Художник, музыкант, просветитель. [К 160-летию со дня рождения В. Д. Поленова] // Лодейное поле. 2004. № 22 (12199). 2-8 июня. С. 12-13.

26. Ушакова В. А. Константин Иванов. Построить храм в душе своей. СПб. : Лики России, 1999.

27. Харлашов Б. Н. Уезд Воронича (о формировании территории) // Славяне, финно-угры, скандинавы, волжские булгары : До-

клады международного научного симпозиума по вопросам археологии и истории. 11-14 мая 1999 г. Пушкинские Горы. СПб. : ИПК «Вести», 2000. С. 235-245.

28. Храм Свт. Василия Великого в д. Акулова гора // Глобус Митрополии. [Сайт]. URL: http://globus.aquaviva.ru/khram-svt-vasiliya-velikogo-v-d-akulova-gora (дата обращения: 23.07.2018).

29. Храм Христа Спасителя : Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма / авт. и сост. Н. С. Кутей-никова, К. К. Сазонова. СПб. : Облик, 2001.

30. Художники Юрий и Ирина Грецкие : Творчество. Движение в пространстве. [Персональный сайт]. URL: http://gretskye.ru/ (дата обращения: 23.07.2018).

1. Часовня Св. архангела Михаила и св. мчч. Флора и Лавра в дер. Долгое. Фото К. К. Иванова. 2011

2. Часовня Св. архангела Михаила и св. мчч. Флора и Лавра в дер. Долгое. Фото К. К. Иванова. 2004

3. Крестный ход в дер. Долгое 31 августа 1995 г. Встреча священника в день престольного праздника в память св. мчч. Флора и Лавра Фото В. А. Яковлева

4. Ктитор часовни Св. архангела Михаила и св. мчч. Флора и Лавра дер. Долгое К. К. Ивановв интерьере созданного им храма Фото из архива художника

< 5. Храм Свт. Василия Великого в дер. Акулова Гора Вид с западной стороны, от поленовских кедров Фото из архива художников

< 6. Храм Свт. Василия Великого в дер. Акулова Гора

Вид с южной стороны. Фото 2012 г. (Соборы.ру : Народный каталог православной архитектуры [эл. ресурс]. http://sobory.ru/photo/147086) 7. Крестный ход во время престольного праздника храма. 2002 г. Фото из архива художников

8. Интерьер храма Свт. Василия Великого в дер. Акулова Гора Фото С. Марченко. 2013

9. И. Грецкая, Ю. Грецкий, А. Ваньков. Вознесение Господне Роспись сводов храма Свт. Василия Великого в дер. Акулова Гора. 2001 Цементно-стружечная плита, масло. 350*200

10. Часовня Архангела Михаила в дер. Дедовцы Фото С. Н. Репина. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.