ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
DOI: 10.24143/2073-5537-2018-1-51-58 УДК 339.9(045)
Л. Г. Чувахина
СЕТА: НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ОТНОШЕНИЙ КАНАДЫ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Посвящено проблеме формирования Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (The Comprehensive Economic and Trade Agreement, CETA). Выявлены особенности Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения как договора нового типа между Канадой и Европейским союзом. Обоснована неоднозначная позиция европейских стран в ходе переговорного процесса по вопросу заключения Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения. Подчёркнуто, что после выхода Великобритании из Европейского союза Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение будет заменено новым двусторонним договором между Канадой и Великобританией. Определена главная цель создания Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения - либерализация торгово-экономических отношений. Наряду с развитием торговли товарами в качестве ведущих направлений сотрудничества определены торговля услугами, инвестиционное сотрудничество. Рассмотрена институциональная структура Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения. Проанализирован разработанный в рамках Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения инвестиционно-государственный механизм урегулирования споров. Для разрешения инвестиционных споров, в соответствии со Всеобъемлющим экономическим и торговым соглашением, предусмотрены: учреждение инвестиционного трибунала, апелляционного трибунала по вопросам инвестиций, арбитражного суда. Дана оценка возможных выгод и издержек, связанных с участием стран Европейского союза во Всеобъемлющем экономическом и торговом соглашении. Определены перспективы сотрудничества Европейского союза с Канадой. Подчёркнуто, что Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение открывает новые возможности для европейского бизнеса в вопросе расширения экспорта в Канаду, создаёт условия для квалифицированных кадров из стран Европейского союза в поиске работы в Канаде благодаря признанию профессиональной квалификации, полученной в государствах-членах Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения. Акцентировано внимание на растущей заинтересованности Канады в расширении сотрудничества с европейскими государствами. Ориентация на развитие сотрудничества Канады с Европой во многом объясняется «охлаждением» в отношениях между правительственными и деловыми кругами Канады и США. В результате сделан вывод, заключённый в необходимости учитывать американский фактор при исследовании развития экономических отношений между Канадой и Европейским союзом.
Ключевые слова: The Comprehensive Economicand Trade Agreement (СЕТА), Канада и Европейский союз, либерализация торговли, институциональная структура, урегулирование инвестиционных споров, диверсификация внешнеэкономических связей, американский протекционизм.
Введение
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение (The Comprehensive Economic and Trade Agreement, CETA) было подписано 30 октября 2016 г. между Канадой и Евросоюзом (ЕС), став первым торговым соглашением, подписанным Евросоюзом со страной-членом Большой семёрки (Group of Seven, G7). В 2008 г. было объявлено о начале работы над соглашением о зоне свободной торговли между ЕС и Канадой. Предметные переговоры по заключению соглашения велись с 2009 г. в обстановке строгой секретности [1]. В 2013 г. было достигнуто политическое соглашение между Канадой и ЕС о подписании CETA. Однако до последнего мо-
мента не представлялось возможным знать, будет ли подписано соглашение, против которого выступали деловые круги Франции и Германии, вставшие на защиту национального бизнеса от посягательств заокеанских транснациональных корпораций, проявлявших интерес к участию в переговорном процессе.
Против подписания CETA выступали некоторые региональные администрации входящих в Европейский союз стран, в частности, три франкоязычных региона Бельгии: Валлония, Фландрия, Брюссель. Эти федеральные регионы пытались заблокировать подписание соглашения. Власти регионов требовали усиления защитных механизмов в отношении прав работников, потребителей и защиты окружающей среды. Наибольшее раздражение по поводу подписания соглашения высказывали фермеры Валлонии. Отсюда следует, что длительный отказ от подписания Бельгией итогового текста договора неслучаен.
Страны Восточной Европы, входящие в ЕС, достаточно позитивно отнеслись к подписанию договора с Канадой в отличие от западноевропейских государств. В ходе переговоров Чехия, Болгария и Румыния добились льготного визового режима с Канадой для своих граждан. Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение предусматривает упрощение процедуры перемещения рабочего персонала между Канадой и ЕС, что полностью соответствует интересам восточноевропейских стран.
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение считается предварительно вступившим в силу 21 сентября 2017 г. Решение вопроса о возможности признания его вступившим в силу «в предварительном режиме», не дожидаясь ратификации парламентами всех стран ЕС, было принято на проходившем саммите ЕС-Канада в октябре 2016 г. Европарламент ратифицировал СЕТА 15 февраля 2017 г., Канада - 16 мая 2017 г. К моменту предварительного вступления в силу CETA его ратифицировали парламенты Дании, Латвии, Мальты. В полном объёме CETA вступит в силу при его ратификации всеми остальными членами ЕС. Четырнадцать стран-членов ЕС, включая Великобританию, после подписания соглашения в октябре 2016 г., приняли решение о проведении национальных референдумов по вопросу участия их стран в CETA. К числу таких стран-членов ЕС, включая Великобританию, относятся: Австрия, Болгария, Дания, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Литва, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Хорватия [2]. После выхода из ЕС Великобритании CETA будет заменено новым двусторонним договором между Канадой и Великобританией. Предварительная договорённость между сторонами уже достигнута.
Представители британских банковских кругов называют CETA неприемлемым для Великобритании «шаблоном», в первую очередь из-за того, что подписание CETA может осложнить положение Лондона как мирового финансового центра. Уже сегодня многие крупные корпорации планируют перенести свои офисы в финансовые центры «континентальной» Европы, чтобы сохранить доступ к единому рынку после выхода Великобритании из ЕС.
Главной целью CETA является стимулирование торгово-экономических отношений. После вступления в силу CETA Канадой были отменены импортные пошлины на 99,6 % промышленной продукции, ввозимой из ЕС, а Евросоюзом - на 99,4 % продукции, ввозимой из Канады. В торговле агропродовольственными товарами импортные пошлины были отменены Канадой и ЕС соответственно на 90,9 % и 92,2 % [3]. Особый интерес для европейских компаний представляет экспорт в Канаду молочной продукции, вин, специй, шоколада, кондитерских изделий, фруктов, овощей. Одновременно предусмотрено увеличение квот в течение пятилетнего периода на поставки сыра из стран ЕС в Канаду и канадской говядины и свинины в ЕС. Так, квота на экспорт сыра из ЕС увеличится до 18,5 тыс. т против 8 тыс. т.
В соглашении предполагается:
- упрощение регулирования взаимной торговли услугами, включая транспортные (морские перевозки), туристические, финансовые, телекоммуникационные;
- создание условий для расширения доступа на внутренний рынок государств-членов СЕТА иностранным инвесторам;
- регулирование объектов интеллектуальной собственности;
- взаимное признание профессиональной квалификации, полученной в Канаде и государствах-членах СЕТА.
Институциональная структура CETA
Высший орган CETA - это Объединённый комитет, членами которого являются представители Канады и стран ЕС. Сопредседатели Объединённого комитета - министр внешней торговли Канады и член Европейской комиссии, отвечающий за развитие торговли, или назначенные ими представители. Все страны-участницы соглашения считаются полноправными членами и обладают одинаковыми правами и обязанностями. Каждая сторона CETA несёт полную ответственность за соблюдение всех положений соглашения.
В полномочия Объединённого комитета входят:
- контроль за выполнением норм соглашения;
- контроль за деятельностью специальных комитетов и других институциональных органов, созданных в соответствии с СЕТА;
- разрешение споров в отношении толкования или применения положений соглашения.
Объединённый комитет обладает правом:
- вносить поправки в СЕТА;
- делегировать обязанности специализированным комитетам;
- заниматься переговорной деятельностью;
- вырабатывать рекомендации в целях расширения торгового и инвестиционного сотрудничества между сторонами соглашения.
Все решения, принятые Объединённым комитетом CETA, являются обязательными для сторон. Все решения и рекомендации Объединённого комитета принимаются на основе консенсуса. Объединённый комитет проводит свои заседания один раз в год. По просьбе одной из сторон соглашения может быть проведено дополнительное заседание [4].
Согласно принятому соглашению стороны учреждают специализированные комитеты.
1. Комитет по торговле товарами.
2. Комитет по торговле услугами и инвестициям.
3. Совместный комитет по таможенному сотрудничеству.
4. Объединённый комитет по санитарным и фитосанитарным мерам.
5. Комитет по финансовым услугам.
6. Комитет по торговле и устойчивому развитию.
Специализированные комитеты призваны заблаговременно информировать Объединённый комитет CETA о своих заседаниях и своевременно докладывать о результатах заседаний. Все специализированные комитеты должны собираться один раз в год. Сопредседателями комитетов являются представители Канады и ЕС. Специализированные комитеты устанавливают график своей работы и повестку дня по взаимному согласию [4].
Решающую роль в решении вопросов, касающихся взаимной торговли между сторонами СЕТА, играет Комитет по торговле товарами. Деятельность комитета затрагивает вопросы торговли товарами, торговых тарифов, технических барьеров в торговле. В соглашении оговорено, что на основе решения Комитета по торговле товарами и по его инициативе могут быть созданы Комитет по сельскому хозяйству, Комитет по винам и спиртным напиткам, а также Объединённая группа по торговле фармацевтическими товарами. Все эти структуры призваны отвечать за свою деятельность перед Комитетом по торговле товарами.
Комитет по торговле услугами и инвестициям должен заниматься инвестициями, вопросами трансграничной поставки услуг, электронной торговлей. Согласно принятому соглашению на основе решения Комитета по торговле услугами и инвестициям может быть создан Объединённый комитет по взаимному признанию профессиональной квалификации.
В основе создания Совместного комитета по таможенному сотрудничеству лежит Соглашение о таможенном сотрудничестве и взаимной помощи в решении таможенных вопросов между ЕС и Канадой (1998 г.). Речь идёт о правилах происхождения товаров, об осуществлении таможенных процедур, о временном приостановлении льготного тарифного режима.
Вопросы, касающиеся правовых аспектов, рассматриваются в рамках Форума по вопросам нормативно-правового сотрудничества. В течение 60 дней после вступления в силу Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения каждая сторона соглашения создаёт контактный пункт и уведомляет о его создании другую сторону. В компетенцию контактных пунктов входят:
- мониторинг деятельности институциональных органов;
- координация подготовки к проведению заседаний специализированных комитетов;
- выполнение принятых Объединённым комитетом решений;
- предоставление любой информации по запросу стороны соглашения [4].
В положениях СЕТА особое место принадлежит вопросам урегулирования инвестиционных споров. Всестороннее экономическое и торговое соглашение включает в себя инвестиционно-государственный механизм урегулирования споров. Для разрешения инвестиционных споров в соответствии с СЕТА предусмотрено учреждение Инвестиционного трибунала CETA, Апелляционного трибунала по вопросам инвестиций CETA, Арбитражного суда CETA. Нормы соглашения, регулирующие новую систему инвестиционных трибуналов, вступили в силу до ратификации СЕТА всеми европейскими странами [4].
Объединённый комитет СЕТА назначает пятнадцать членов инвестиционного трибунала: пять членов - представители Канады, пять членов - граждане стран Евросоюза, остальные пять -граждане третьих стран. Члены трибунала, обладающие высоким уровнем профессионализма, назначаются на пятилетний срок с дальнейшей возможностью переизбрания на ещё один срок. Председатель и заместитель председателя трибунала назначаются на двухлетний срок большинством голосов из числа членов трибунала, являющихся гражданами третьих стран. Все судьи назначаются европейскими и канадскими властями публично, чтобы гарантировать независимость рассмотрения конкретного дела, и должны иметь опыт рассмотрения вопросов в области международного права.
Инвестиционный трибунал СЕТА рассматривает вопросы нарушений обязательств по эксплуатации, техническому обслуживанию, управлению объектом, продаже товара, созданного на основе инвестиций истца. В случае несогласия сторон с решением Инвестиционного трибунала СЕТА дело передаётся в Апелляционный трибунал по вопросам инвестиций СЕТА, члены которого назначаются решением Объединённого комитета СЕТА. При невозможности решить вопрос на основе консультаций рассмотрение спора по требованию сторон переносится в Арбитражный суд CETA, состоящий из трёх арбитров. Прописанный в соглашении механизм позволяет любой корпорации обратиться в Арбитражный суд СЕТА с иском в отношении любого европейского правительства и с требованием компенсации в рамках защиты частного бизнеса, если руководство корпорации придёт к выводу, что политика правительства приносит ей убытки. Таким же образом корпорация может обратиться в арбитраж, если с её точки зрения какое-либо правительство будет угрожать получению будущих предполагаемых прибылей. Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение защищает права всех работающих на территории Канады корпораций, независимо от расположения их головного офиса. По большому счёту речь может идти не только об интересах канадских, но и американских корпораций, чей бизнес будет осуществляться на территории Канады, и которые при выходе на европейский рынок будут квалифицироваться в качестве канадских инвесторов в рамках СЕТА. Подобная практика делает европейский бизнес уязвимым, т. к. он не готов ответить на возможные действия со стороны заокеанских мегакорпораций. Однозначно проиграют в конкурентной борьбе предприятия малого и среднего бизнеса. К тому же приоритет корпоративных интересов над национальным законодательством противоречит основам социально ориентированной модели развития западноевропейских стран. В этой связи объяснима позиция Бельгии, которая в начале сентября 2017 г. обратилась в Европейский суд по правам человека с просьбой оценить механизм арбитражных процедур, прописанных в соглашении СЕТА, на предмет их совместимости с законодательством ЕС. Страна заявила, что без позитивного решения Европейского суда бельгийский парламент не ратифицирует договор. По мнению бельгийской стороны, СЕТА становится новым шансом для корпораций «захватить» европейский рынок, ослабить меры регулирования, принятые в Европе.
Перспективы сотрудничества ЕС с Канадой в рамках СЕТА
На ратификацию соглашения всеми странами ЕС может уйти не один год, что объясняется отсутствием у европейцев уверенности в том, целесообразно ли участвовать во Всеобъемлющем экономическом и торговом соглашении. Между тем для Европы существуют определённые преимущества при вступлении в силу соглашения. В первую очередь это касается стимулирования экономического роста и создания новых рабочих мест. Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение открывает новые возможности для европейского бизнеса в вопросе рас-
ширения экспорта в Канаду. Отмена пошлин позволит ЕС сэкономить 590 млн евро в год. Начиная с 21 сентября 2017 г., CETA отменило таможенные пошлины на 98 % товаров, вовлечённых во взаимную торговлю ЕС с Канадой, создав лучшие условия для внешнеторговой деятельности небольших европейских компаний, которые составляют большинство в Европе. Сведение к минимуму таможенных пошлин, обеспечиваемое СЕТА, ведёт к экономии миллионов евро для европейских экспортёров, выходящих на канадский рынок. Одновременно с экспортёрами выгоду получают и импортёры, поскольку стоимость комплектующих, импортируемых из Канады, идущих на изготовление конечного продукта, в этом случае уменьшается. Либерализация взаимной торговли создаст возможности для найма большего количества персонала в европейские компании. В Европейском союзе 31 млн рабочих мест зависит от объёмов экспорта. В среднем каждый дополнительный миллиард экспорта обеспечивает 14 тыс. рабочих мест, что крайне важно для европейских стран, где уровень безработицы достаточно высок [5]. В первую очередь СЕТА призвано увеличить число рабочих мест для среднего класса в отраслях реального сектора экономики.
СЕТА признаёт профессиональные навыки граждан обеих сторон соглашения, что открывает возможности для квалифицированных кадров из стран ЕС, находящихся в поиске работы в Канаде. До подписания СЕТА Канада не признавала квалификацию европейских архитекторов, инженеров, бухгалтеров.
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение обязывает ЕС, его государства-члены и Канаду ратифицировать и соблюдать основные конвенции Международной организации труда (МОТ). Канада ратифицировала семь основных конвенций и приступила к ратификации Конвенции о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.). В ближайшее время ожидается, что данная конвенция будет ратифицирована.
В вопросе регулирования объектов интеллектуальной собственности ЕС требует от Канады присоединения к Гаагскому соглашению о международном депонировании промышленных образцов; создания новых правовых гарантий для зарегистрированных образцов, включая продление срока их защиты с 10 до 25 лет. Кроме того, ЕС настаивает на увеличении срока действия авторского права для Канады с 50 до 70 лет (как это принято в ЕС).
Подписав Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение с ЕС, Канада обеспечила европейскому бизнесу более благоприятные условия в сравнении с условиями третьих стран. В частности, стороны пришли к соглашению по сертификатам оценки качества продукции. Если европейская компания намерена продать свой товар в Канаду, то ей разрешено протестировать его в Европе. Благодаря вступлению в силу СЕТА, у европейских компаний, которые являются мировыми лидерами в сфере услуг, появится возможность заметно укрепить свои позиции на рынке Канады, в сферах транспортных, телекоммуникационных, финансовых, инжиниринговых, почтовых услуг. Канада и страны ЕС оставляют за собой право самостоятельно регулировать предоставление страховых услуг. Европейские фирмы получат возможность подавать заявки на участие в государственных тендерах Канады. СЕТА гарантирует предоставление Канадой доступа к крупному рынку государственных закупок зарубежным партнёрам - европейским компаниям впервые в истории государства, создаёт новые перспективные возможности компаниям из ЕС для участия в государственных заказах на всех уровнях - от федерального до регионального и муниципального. Ограничения предусмотрены в канадских провинциях Квебек и Онтарио, где находятся секторы энергетики и общественного транспорта. Обязательства, принятые Канадой в области государственных закупок, идут дальше договорённостей, предусмотренных соглашением Всемирной торговой организации по государственным закупкам.
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение сохраняет право за национальными правительствами регулировать иностранные инвестиции, обеспечивая им высокий уровень защиты, исходя из чётко определённых стандартов защиты инвестиций.
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение не предполагает изменение европейских правил защиты потребителей от поставок генетически модифицированных продуктов. Канада не возражает против используемого в качестве основы регулирования в ЕС «принципа предосторожности», суть которого сводится к необходимости доказательства отсутствия вреда продукции для здоровья со стороны сельскохозяйственного производителя, необходимости проведения детального анализа продуктов до получения разрешения на ввоз в Европу. Европейцы крайне внимательно относятся к качеству продовольственных товаров, поступающих
на европейский рынок из третьих стран. Принятые в Европе пищевые и экологические нормы жёстче канадских норм. На производство продуктов, содержащих генетически модифицированные образцы, в Европе наложен запрет. С середины января 2015 г. в ЕС действует Директива о генетически модифицированных организмах, согласно которой государствам, входящим в ЕС, разрешено ограничивать или запрещать выращивание генетически модифицированных культур на своей территории. Даже если их выращивание разрешено на общеевропейском уровне, то риски, связанные с продуктами, содержащими ГМО, порождают в Европе немало опасений и страхов [6]. В Европе импортируемые генетически модифицируемые продукты могут быть реализованы только после прохождения разрешительных процедур и одобрения Европейским агентством по безопасности продуктов питания (European Food Safety Authority, EFSA).
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение обязывает ЕС и Канаду обеспечивать высокий уровень охраны окружающей среды, признавая их право устанавливать собственные приоритеты. При этом Канада и ЕС сохраняют за собой право регулировать личные интересы в таких областях, как права человека и защита здоровья своих граждан.
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение в первую очередь выгодно Канаде, поскольку до подписания СЕТА на Канаду распространялось только 25 % всех беспошлинных тарифов Евросоюза, который является её вторым по значимости торговым партнёром после США. Для Канады особенно важна отмена таможенных тарифов на продукцию лесопромышленного комплекса и химической индустрии. В 2016 г. стоимость товарооборота Канады с ЕС составила 64,3 млрд евро. Удельный вес ЕС в общей торговле Канады равен 9,6 %, тогда как доля Канады в товарообороте ЕС не превышает 2 %. Согласно оценкам, по мнению канадского правительства, СЕТА позволит: 1) увеличить объём двусторонней торговли товарами и услугами на 25 % [7]; 2) дополнительно принести в казну ЕС порядка 12 млрд евров среднем за год, а в канадский бюджет - более 9 млрд долл. США [8]; 3) существенно снизить цены на высококачественные европейские товары, что полностью соответствует интересам канадских потребителей. Основные позиции в товарной структуре торговли Канады и ЕС сохранят:
- продукция машиностроения;
- транспортное оборудование;
- продукция химической и фармацевтической индустрии;
- текстильные и агропродовольственные товары.
Из Канады ожидается увеличение экспорта, в первую очередь компьютерно-информационных, инженерно-технических услуг, а также услуг управленческого характера.
Заключение
Заключение Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения является новым этапом в развитии мирового интеграционного процесса, шагом в сторону формирования новых международных торговых правил. Несмотря на существующие внутренние противоречия и усиление фрагментарных тенденций, ЕС, подписывая СЕТА с Канадой, демонстрирует способность проводить общую торговую политику, подтверждая свою роль как единого блока в глобальной экономике. Однако понять логику развития отношений между Канадой и ЕС сегодня невозможно без учёта американского фактора.
Во многом достаточно жёсткая позиция стран ЕС в отношении СЕТА связана с мнением деловых кругов Европы, рассматривающих СЕТА в качестве аналога более глобального соглашения - соглашения о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства между ЕС и США (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP), которое часто называют «экономическим НАТО». И хотя переговоры о TTIP были фактически остановлены в конце 2016 г., ни одна из сторон официально до сегодняшнего дня не заявила о полном отказе от планов его заключения.
В отличие от ЕС Канада в значительно большей степени заинтересована вступлением в СЕТА. Сегодня требования Дональда Трампа о пересмотре Североамериканского соглашения о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) выглядят неприемлемыми для Канады. Экономические меры, предлагаемые нынешней администрацией США, всё чаще рассматриваются канадским бизнесом в качестве «экономической агрессии». И всё это при сохранении глубокой интегрированности экономики Канады в американский рынок. В условиях «охлаждения» отношений с североамериканским партнёром подписание соглашения с ЕС важно для Канады, поскольку оно создаёт основу для снижения зависимости от торговли с США и одновременно условия для расширения сфер влияния за пределами американского континента [9].
Отсюда всё большая ориентация на развитие сотрудничества с Европой, что соответствует активно осуществляемой в последние годы стратегии диверсификации внешнеэкономических связей, направленной на расширение круга торгово-инвестиционных партнёров в условиях ослабления заинтересованности США в поставках продукции из Канады и усиления американского протекционизма.
Заключение Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения является новым этапом в развитии мирового интеграционного процесса, шагом в сторону формирования ранее неизвестных международных торговых правил.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. The council of Canadians. Acting for social justice. Canada - EU (CETA). URL: https://canadians.org/ ceta (дата обращения: 1.02.2018).
2. Sputnik International. All editions. Croatian NGOs Calling for public Debate on CETA Deal. URL: https://sputniknews.com/europe/201702281051130787-croatia-ng (дата обращения: 3.02.2018).
3. Albrecht D., Golsse S., Cristea M., Xilinas K. Canada-EU Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) takes effect. // EY Tax Alerts, 2017. no. 41. P. 1-5.
4. European Commision. The Comprehensive Economic and Trade Agreement, CETA. URL: http://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/ceta/ceta-chapter-by-chapter (дата обращения: 4.02.2018).
5. NEWEUROPE. Stur Beata EU-Canada trade agreement enters into force. URL: https://www.neweurope. eu/article/eu-canada-trade-agreement-enters-force (дата обращения: 6.02.2018).
6. European Parliament. Draft European Parliament legislative resolution. URL: http://www.europarl. europa. eu/sides/getDoc.do?type=REP0RT&reference=A8-2014-003 8&language=EN (дата обращения: 3.02.2018).
7. Guide to the Comprehensive Economic and Trade Agreement European Commission. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2017. 40 p.
8. ТАСС. Информационное агентство России. Канада хотела бы уменьшить зависимость от США благодаря зоне свободной торговли с ЕС. URL: http:// tass.ru/ ekonomika/4579978 (дата обращения: 10.02.2018).
9. The Globe and Mail. What will U.S.-Canada relations look like in the next four years? URL: https://www. theglobeandmail.com/news/world/us- politics/what-will-us-canada-relations-look-like-in-the-next-four-years/ article 5035946/? (дата обращения: 30.01.2018).
Статья поступила в редакцию 06.02.2018
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Чувахина Лариса Германовна - Россия, 115088, Москва; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; канд. экон. наук, доцент; доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов; [email protected].
L. G. Chuvakhina
СЕТА: A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF RELATIONS BETWEEN CANADA AND THE EUROPEAN UNION
Abstract. The article is devoted to the problem of the developing the Comprehensive Economic and Trade Agreement. There have been shown the specific features of the Comprehensive Economic and Trade Agreement as a contract of a new type between Canada and the European Union. The ambiguous position of European countries in the course of the negotiations on the issue of concluding the Comprehensive Economic and Trade Agreement has been substantiated. It is underlined that after the release of the UK from the EU, the Agreement will be replaced by a new bilateral treaty between Canada and Great Britain. The main goal of creating the Comprehensive Economic and Trade Agreement is defined as liberalization of trade and economic relations. Along with the development of trade in goods, services trade and investment cooperation are identified as the leading areas of cooperation. The institutional structure of the Agreement has been considered. The investment-state mechanism for dispute settlement developed within the framework of the Agreement has beenanalyzed. To resolve investment disputes, the Agreement provides for the establishment
of the investment tribunal, the appeals tribunal for investment, the arbitration court. Assessment of possible benefits and costs associated with the participation of EU countries in the Agreement has been given. The prospects for EU cooperation with Canada have been determined. It is emphasized that the Agreement opens new opportunities for European business in the matter of expanding exports to Canada; it creates conditions for qualified personnel from the countries of the European Union to seek work in Canada, because of the recognition of professional qualifications obtained in the member states of the Agreement. Canada's growing interest in expanding cooperation with European states was highlighted. The orientation towards the development of cooperation with Europe is largely explained by "cooling" in relations between the governmental and business circles of Canada and the United States. It has been referred that the American factor should be taken into account when studying the development of economic relations between Canada and the European Union.
Key words: the Comprehensive Economic and Trade Agreement, Canada and the EU, trade liberalization, institutional structure, settlement of investment disputes, diversification of foreign economic relations, American protectionism.
REFERENCES
1. The council of Canadians. Acting for social justice. Canada-EU (CETA). Available at: https:// canadi-ans.org/ceta (accessed: 1.02.2018).
2. Sputnik International. All editions. Croatian NGOs Calling for public Debate on CETA Deal. Available at: https://sputniknews.com/europe/201702281051130787-croatia-ng (accessed: 3.02.2018).
3. Albrecht D., Golsse S., Cristea M., Xilinas K. Canada - EU Comprehensive Economic and Trade Agreement (CETA) takes effect. EY Tax Alerts, 2017, no. 41, pp. 1-5.
4. European Commision. Available at: http://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/ceta/ceta-chapter-by-chapter (accessed: 4.02.2018).
5. NEWEUROPE. Stur Beata EU-Canada trade agreement enters into force. Available at: https:// www.neweurope.eu/article/eu-canada-trade-agreement-enters-force (accessed: 6.02 2018).
6. European Parliament. Draft European Parliament legislative resolution. Available at: http://www. euro-parl. europa.eu/sides/getDoc.do?type=REP0RT&reference=A8-2014-0038&language=EN (accessed: 3.02.2018).
7. Guide to the Comprehensive Economic and Trade Agreement European Commission. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2017, 40 p.
8. TASS. Informatsionnoe agentstvo Rossii. Kanada khotela by umen'shit' zavisimost' ot SShA blagodaria zone svobodnoi torgovli s ES [TASS. Information Agency of Russia. Canada would like to reduce dependence on the US through a free-trade zone with the EU]. Available at: http://tass.ru/ekonomika/4579978 (accessed: 10.02.2018).
9. The Globe and Mail. What will U.S.-Canada relations look like in the next four years? Available at: https:// www.theglobeandmail.com/news/world/us-politics/what-will-us-canada-relations-look-like-in-the-next-four-years /article 5035946/? (accessed: 30.01.2018).
The article submitted to the editors 06.02.2018
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Chuvakhina Larisa Germanovna - Russia, 115088, Moscow; Financial University under the Government of the Russian Federation; Candidate of Economics, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department of World Economy and World Finance; [email protected].