Cемейный экологический исследовательский проект
Турлюк Наталья Владиславовна
Москва ГБОУ Школа 1905
Дошкольное отделение №1
Ключевые слова:
Семейный экологический проект для дошкольников
Введение Вода - одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода - наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода - источник жизни на Земле» Цель работы: Воспитание бережного отношения к воде. Формирования у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе. Показать, что вода - активная среда для жизни животных, растений и человека Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе исследовательской деятельности. Оборудование необходимое для проекта: Видеокамера, техника для прослушивания музыки, фотоаппарат, компьютер. Методы: Прослушивание музыки «Шум воды» ,чтение книг, рассматривание иллюстраций, поиск информации в интернете, наблюдение, эксперимент. Продуктивная и игровая деятельность. Актуальность: Вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар), вода обладает выталкивающей силой. Вода есть всюду: океанах ,морях, реках, озерах, земле, камне, живых организмах, растениях, животных, человеке, воздухе. Вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. Вода - первый и любимый детьми объект для исследования с самого момента рождения. Экспериментирование и игры детей с водой развивают познавательные способности, интерес к явлениям окружающей природы и воспитывает экологическую грамотность детей. В проектно-исследовательской работе происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, умение экономично использовать воду, расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, мы научим его беречь воду. Свою работу мы проводили на природе, в детском саду и в домашних условиях. Почему была выбрана тема «Вода - источник жизни на Земле»»? Эта тема сама привлекла и заинтересовала детей. Ведь мы знаем, что вода первое, что притягивает интерес ребенка. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования в сельском хозяйстве. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Вода нужна всему живому на Земле. Совместная деятельность детей и взрослых 1. Беседа с детьми «Живая вода» 2. Экспериментирование «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Фильтрование воды» 3. Наблюдение на прогулке за водой в водоемах, за дождем, за водой в лужах. Дидактические игры: «Для чего нужна вода?» (с использованием условных заместителей и картинок с изображением использования воды человеком); «Свойства воды». Подвижная игра «Веселые капельки» Познавательно-тематическое занятие «Ребятам о воде», закрепление представлений детей о круговороте воды в природе. Знакомство детей с тем, какой долгий путь проходит вода, прежде чем попасть в наш дом. Формирование представлений об очистке воды, её фильтрации, о том, как много людей трудятся, чтобы очистить её для питья. Беседа «Без воды невозможна
жизнь на Земле». Экспериментирование «Вода пресная - вода соленая» (с использованием моделирования, глобуса). В течение проекта ребёнок вместе с родителями: Проверяет, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома. Проводят сверку счетчиков ,состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды. Родители в домашних условиях и на прогулках закрепили свойства воды. Провели опыты: «Когда вода приобретает запах и вкус», «Когда вода является растворителем?». Организовали и провели опыт «Батискаф с яйцом» и обсудили с детьми результаты опыта о свойствах воды. Родители провели эксперимент в домашних условиях: использовали воду простым методом, открывая кран. Записали показания счетчика, сколько воды использовали за 1 день. На 2 день в быту использовали вод сберегающую насадку и, посмотрев на счетчик ,увидели, что воды вылилось меньше, чем в первый день. Принцип действия насадки оказался прост - она уменьшает приток воды, что позволяет экономить воду. Значит, разумно и экономно используя воду, прибегая к разным инновациям, люди не только берегут её, но и экономят свои деньги. для мытья посуды в раковине следует использовать пробки. Рекомендации: Всегда обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран, или позови взрослых. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины. Рассказывай наши рекомендации своим друзьям. Выводы: В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Ребёнок осмысленно, зная о проблеме чистой воды на земле, не пройдёт мимо включенного крана, или крана из которого просто капает вода. Будет бережно относиться к водоемам. Вырастит экологически грамотным человеком. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вода прозрачна, вода является растворителем, вода может быть в разных состояниях (снег, лед, иней, жидкость, пар), вода обладает выталкивающей силой. У детей сформированы представления, что вода источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять
Список литературы:
Иванова А. И. 2004г. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. Москва. 122-125.
Меркулова Т.В. 2010г. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. 145-147.
Меркулова Т.В. 2012г. «Волшебница вода» // «Дошкольное воспитание» №11, 43-44.
Меркулова Т.В. 2012г. «Учение с увлечением» // «Дошкольное воспитание» №1, 10-11.
Николаева С.Н. 2003г. Эколог в детском саду. Москва. 211-214.
Смирнова Т.Н. 2012г. «Волшебная вода» // «Дошкольное воспитание» №12, 21-23.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. 2013г. «Я - исследователь «Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» // «Дошкольное воспитание» №6, 20-22.