Научная статья на тему 'Case-study как метод формирования профессионального стиля поведения'

Case-study как метод формирования профессионального стиля поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕТОД КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА CASE-STUDY / LEARNING / TEACHING / METHOD SPECIFIC SITUATION / THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE METHOD CASE-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Челнокова Елена Александровна, Агаев Натиг Фарман Оглы

В статье рассматривается использование метода конкретной ситуации в учебном процессе. Авторы обращаются к истории возникновения данного метода и к его применению в России. Дается определение понятия кейса, уточняются различия между процессом преподавания и обучения, определяются основные задачи метода Case-study. Авторы описывают этапы реализации данного метода: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый. Рассматриваются преимущества и недостатки метода Case-study

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Челнокова Елена Александровна, Агаев Натиг Фарман Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Case-study как метод формирования профессионального стиля поведения»

Case-study как метод формирования профессионального

стиля поведения

1 2 3

Казначеева С. Н. , Челнокова Е. А. , Агаев Н. Ф.

1 Казначеева Светлана Николаевна / Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna - кандидат педагогических наук, доцент;

2Челнокова Елена Александровна / Chelnokova Elena Alexandrovna - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра инновационных технологий менеджмента,

ФГБОУВПО «Нижегородский государственный педагогический университет

имени К. Минина»;

3Агаев Натиг Фарман оглы / Agayev Natig Farman oglu - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра физической культуры,

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматривается использование метода конкретной ситуации в учебном процессе. Авторы обращаются к истории возникновения данного метода и к его применению в России. Дается определение понятия кейса, уточняются различия между процессом преподавания и обучения, определяются основные задачи метода Case-study. Авторы описывают этапы реализации данного метода: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый. Рассматриваются

преимущества и недостатки метода Case-study.

Abstract: The article discusses the use of the method of the specific situation in the educational process. The authors refer to the history of the origin of this method and its use in Russia. Defines the concept of the case, it clarifies the distinction between the process of teaching and learning, identifies the main problems of the method Case-study. The authors describe the stages of this method: preparatory, exploratory, analytical and final. Discusses the advantages and disadvantages of the method Case-study.

Ключевые слова: обучение, преподавание, метод конкретной ситуации, преимущества и недостатки метода Case-study.

Keywords: learning, teaching, method specific situation, the advantages and disadvantages of the method Case-study.

Современная система образования в России направлена на обучение студентов решению четко и конкретно сформулированных задач. Начало профессиональной деятельности связано с определенными трудностями, поскольку нередко возникающие в жизни проблемы оказываются трудноразрешимыми для молодого специалиста. Жизненные и профессиональные задачи никто не формулирует, их условия часто неизвестны и закамуфлированы множеством событий и фактов, не относящихся непосредственно к решаемой проблеме.

В связи с этим давно назрела проблема изменения отечественной системы образования в сторону приближения ее к практике. В настоящее время возникает необходимость в изменении средств и методов преподавания в вузе, применении новых технологий, которые призваны научить студента разбираться в большом количестве материала и анализировать его, выделять из потока информации факты для конкретной задачи, учитывая интересы других людей и устанавливая с ними контакты. Как правило, через условие задачи и вопрос, требующий ответа, описывается схема задания или задачи. Способ действия задает соотношение условий задачи и вопроса. То есть мы имеем дело с упражнением в стереотипном применении способа действия. Используемые на сегодняшний день в мире задания и задачи имеют иной вид. На первый взгляд, перед нами самостоятельные условия и вопросы, не связанные между собой. Перед обучающимися стоит задача - связать условие и вопрос, для чего зачастую студенту необходимо обратиться к личному опыту, привлечь дополнительную информацию, детально проработать текст.

Метод анализа конкретной ситуации применим прежде всего в практике преподавания прикладных дисциплин, непосредственно связанных с практикой. Именно в данной сфере он и оформился, так как был использован для обучения в бизнес-школах. Однако следует отметить, что возможности кейс -метода намного больше. С нашей точки зрения, кейс-метод может применяться и при изучении теоретических дисциплин, в том числе гуманитарного цикла.

В образовании появление и распространение метода Case-study относится к началу 20-х годах XX века, когда он появился в США и был использован в Гарвардской школе бизнеса и Школе Государственных служащих Г арвардского Университета. Дальнейшее распространение данного метода в мире относится к 70-80-м годам. В это же время метод стал известен и в Советском Союзе. Кейс-метод стали использовать на специальностях экономического направления при обучении управленцев в качестве метода обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г. А. Брянский, Ю. Ю. Екатеринославский, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, B. C. Рапоппорт и др. [1].

В зарубежных школах бизнеса работа с кейсами стала обычным явлением. В Гарварде, где впервые была применена методика Case-study, около 90% рабочего времени занимают разборы кейсов. Для

российской ситуации характерно использование не столько классических кейсов, сколько мини -кейсов, рассматривающих тот или иной аспект деятельности организации в рамках изучаемой темы.

Под кейсом понимается специально подготовленный материал, содержащий описание истории конкретного проекта или программы, на основе которого возможно развитие у обучающихся профессиональных навыков: способности к анализу, к принятию решения, умения работать в команде, поиск дополнительной информации и т. п. [3].

Традиционно преподаватель выступает в роли знатока и учителя. Обучающиеся включены в процесс обучения опосредованно, в то время как преподаватель должен быть организатором и помощником, то есть так организовать учебный процесс, чтобы обучающиеся выступали активными участниками и творцами процесса обучения. Для более детального уточнения различий между преподаванием и обучением в данной ситуации отметим следующее:

- при преподавании внимание педагога уделяется самому входу в учебный процесс, то есть тому, что преподается обучающимся, при обучении же акцент делается на том, что обучающиеся имеют к моменту выхода из процесса обучения с точки зрения практического применения;

- при преподавании материал разбивается преподавателем на темы с предлагаемыми готовыми методами и технологиями решения задач, в то время как при обучении знания добываются обучающимся самостоятельно из реальных ситуаций;

- преподавание является результатом взгляда преподавателя на явления и процессы, а при обучении приоритет отдается взглядам обучающихся.

Таким образом, процесс обучения следует ориентировать на формирование определенного стиля поведения в конкретной ситуации, то есть у студентов появляется возможность приобретения опыта принятия решений и способов действий в незнакомой ситуации, решения проблем, приобретения навыка работы с текстом; применения теоретических знаний на практике. Все это способствует закреплению умения применять полученные практические навыки. Метод анализа ситуаций оказывает воздействие на профессионализацию студентов, формируя интерес и мотивацию к учебной деятельности.

Основные задачи кейс-метода: овладение навыками анализа ситуаций из профессиональной сферы и постановки проблемы; отработка умения востребовать дополнительную информацию , владение навыками ясного и точного изложения собственной точки зрения, навыками самостоятельного принятия решений на основе группового анализа ситуации [4].

Обучение на основе метода анализа конкретных ситуаций включает в себя несколько взаимосвязанных этапов: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый.

Подготовительный этап (перед началом занятия). Целью этапа является конкретизация цели и разработка конкретной ситуацию и хода занятия.

Целесообразно определить необходимость использования кейс-метода в каждом конкретном случае. Выбор кейс-метода оправдан в том случае, если обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого анализа, эффективной коммуникации, осознании собственной деятельности и взглядов, повышение креативности выступают в качестве основных задач обучения.

Наличие навыков самостоятельной работы у обучающихся в данной ситуации немаловажно, так как кейс-метод подразумевает подготовленность. К поверхностному решению кейса может привести отсутствие подготовки, самостоятельности, знаний по рассматриваемому и обсуждаемому вопросу.

Ознакомительный этап (во время занятия). Целью этапа является вовлечение студентов в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы подачи материала для ознакомления.

Вступительная часть занятия может включать в себя видеоматериал с реальными событиями, которые напрямую относятся к рассматриваемой ситуации. Также могут быть использованы статистические данные, материалы какой-либо проблемной статьи или описание жизненного случая.

Следующим шагом будет выступление преподавателя, обозначающее контекст предстоящей работы, где уделяется особое внимание актуализации знаний в определенной области. Индивидуально или в группе студенты знакомятся с конкретной ситуацией.

Аналитический этап (начало обсуждения кейса). Целью этапа является анализ кейса в группе студентов и выработка решения.

До начала обсуждения преподаватель вправе задать так называемые «разогревающие» вопросы:

- Имелся ли у вас подобный опыт?

- Напоминает ли вам что-либо предложенная ситуация?

- Является ли она для вас актуальной и насколько?

- Поднимает ли она какую-либо проблему?

Специфические приемы организации работы в группе и заданные инструкции способствуют эффективности данного вида деятельности:

- необходимость решения процедурных проблем: определение порядка и регламента выступлений, постановки вопросов и ответов;

- запрет на ответы и детальное обсуждение преподавателем ситуации с целью ускорения анализа;

- соблюдение партнерских отношений на занятии;

- концентрация обсуждения на главных моментах: проблема, альтернатива, действие,

предпочтительные в данной ситуации;

- первоначально следует выявить признаки проблемы;

- четко сформулировать постановку проблемы;

- альтернативы (различные способы действия) предваряют успех в решении проблемы;

- альтернативы должны быть обоснованы;

- составленная программа должна соответствовать реальному воплощению.

Итоговый этап (презентация групповых решений). Целью является представление и обоснование предложенного решения группы по кейсу.

Обсуждение кейса невозможно без организации дискуссии. Дискуссия характеризуется уровнем компетентности участников данного процесса. Применение дискуссии целесообразно в том случае, если у обучающихся сформирована значительная степень зрелости и самостоятельность мышления, навыки аргументации, умение контролировать эмоциональное состояние, умение формулировать и доказательно аргументировать собственную точку зрения.

Толерантность и непредвзятость по отношению к различным предложенным вариантам решения проблемы является важным моментом презентации. Чтобы избежать разочарования обучающихся на итоговом этапе, преподавателю необходимо создать подобающую атмосферу на занятии. Достичь этого можно при помощи предварительной разработки способов завершения деятельности обучающихся. Это может быть мини-лекция по теме обсуждения, анализ статистических данных, представление информации о грядущих событиях, описываемых в представленной ситуации.

Накоплению опыта, фиксации результатов и учету возникших трудностей при работе над кейсом могут способствовать письменные комментарии преподавателя по завершению работы над кейсом. В дальнейшем это может способствовать обмену опытом между преподавателями, использующими данную технологию в своей деятельности.

Метод анализа конкретных ситуаций обладает определенными преимуществами и недостатками [5].

К преимуществам данного метода следует отнести:

- практическую направленность метода (обучающийся, основываясь на теоретических знаниях и анализе ситуации, выполняет роль руководителя);

- изучение теории принятия решений на конкретных примерах из практики и обработку типовых схем решения проблемных ситуаций;

- активную форму обучения (за короткое время изучаются факты, вырабатываются различные варианты решения проблем, обучающиеся получают возможность свободно общаться с преподавателем и друг с другом, все включены в процесс дискуссии);

- поощрение индивидуальной работы в сочетании с обсуждением в группе;

- наличие обратной связи в обучении (возможность контроля и текущей оценки умений обучающихся по письменным докладам);

- использование знаний и практического опыта самих обучающихся (кейс как результат положительного и отрицательного жизненного опыта);

- сокращение учебного времени на фиксацию фактов, данных, т. к. кейсы в готовом виде предлагаются слушателям до начала занятий.

К недостаткам данного метода следует отнести:

- нестабильность политического и экономического положения в России затрудняет построение корректных хозяйственных ситуаций;

- все многообразие хозяйственной практики невозможно описать даже тысячами ситуаций, главное - знать процедуры принятия решений;

- применение метода Case-study осложняется отсутствуем у преподавателя достаточной квалификации по обсуждаемым вопросам кейса в квалифицированной аудитории;

- множество альтернатив обсуждения конкретной ситуации, наличие разных способов ее решения и сложность нахождения компромиссов.

Таким образом, использование метода анализа конкретных ситуаций позволяет почувствовать обучающимся, что они имеют право свободного действия, право на собственное мнение. Руководствуясь принципом «самоуправляющегося обучения», преподаватель дает возможность обучающимся развить умение анализировать конкретные жизненные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что является необходимым современному человеку в условиях рыночной экономики.

Литература

1. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее

образование в России. - 2005. - № 4. - С. 30-34.

2. Кочетовская Е. В. Субъектная активность студентов как показатель эффективности организации

учебного процесса // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 7. - С. 92-93.

3. Птицын В. Метод конкретной ситуации (опыт НКО юга России) - Краснодар, ЮРРЦ, 2003. - 120 с.

4. Смолянинова О. Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case-Study // Сборник «Инновации в российском образовании». - М.: ВПО, 2000.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lektsii.net/2-49786.html (дата обращения 20.03.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.