Научная статья на тему '"CASE-ИССЛЕДОВАНИЕ" ПО ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

"CASE-ИССЛЕДОВАНИЕ" ПО ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"CASE-ИССЛЕДОВАНИЕ" ПО ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Наймарк Е.А. методист, преподаватель «CASE-ИССЛЕДОВАНИЕ» по перспективам развития ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

To my Ocean of feelings -- with fidelity (преданность, верность - (основные общие значения в английском

языке):

fidelity, loyalty, faithfulness, allegiance)

Историкам: академику С.О. Шмидту, профессору О.Н. Кену

«Мне кажется, что задача интеллигенции - вступать в диалог с фанатиками идеи и стремиться превратить войну идей в диалог идей. В Италии это с некоторым успехом делал философ и социолог Боббио. Он понимал проблему ценностей как борьбу идеи свободы с идеей справедливости и, вступая в диалог с партиями социалистической и либеральной ориентации, но, не становясь членом ни той, ни другой партии, стремился добиться более корректных методов диалога. Я думаю, это и

наша проблема.».

Филолог Г.С. Померанц.

«Интеллигенция, превращаясь в органическую интеллигенцию развитого общества, также сталкивается с процессом стандартизации, с процессом отчуждения, с механизмом эксплуатации, более тонким и более сложным, чем прежний. Она оказывается перед дилеммой: превратится ли она в чиновника современных корпораций и интегрируется в этом смысле в существующую социально-экономическую систему или пойдет по пути развития демократической борьбы, по пути участия в коалиции демократических сил, борющихся против современных монополий».

Культуролог М.К. Мамардашвили.

«Мне стыдно за все, вольно или невольно сотворенные мною грехи. От этого мучительного стыда я просыпаюсь среди ночи и долго не

могу уснуть.

Мне больно и стыдно за не похороненных солдат, погибших как на Великой Отечественной, так и в малопочтенной Чеченской».

Писатель Б.Л. Васильев

Цель данной работы - создание формирование представлений о сегодняшнем статусе интеллигенции как уникального посредника между государством и обществом. Данная работа практикоориентирована. Поэтому создана учебная программа по изучению гражданского подвига русской и мировой интеллигенции для старшеклассников, а также экскурсия

«Возвращенная интеллигенция Ленинграда 1930-1950-е годы». Создан огромный пласт литературы об интеллигенции. О ней писали знаменитые культурологи, историки, филологи, есть современные интересные работы [3,4]. Большинство сходится во мнении о том, что интеллигенция «обуржуазилась», гонится за модой, деньгами, престижем. Надо обращаться к работам конференций по этой теме. Было много споров об актуальности и обоснованности данной темы. В частности, насколько целесообразно проводить круглые столы по проблемам интеллигенции, ее статусе, влиянии в обществе, способностям работать, развивать общество. Видится возможным включить данные материалы в модульный курс по воспитанию молодежи, курсы по истории, составить авторскую экскурсию по истории интеллигенции.

Мы пишем исключительно про свою позицию, частную точку зрения, высказанную с помощью художественных средств выражения речи. Это как «Сонет № 9» Шекспира и «Гамлет» Б.Л. Пастернака, просто гораздо менее ярко и талантливо: Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.

Об интеллигенции написаны тысячи страниц. И.С. Тургенев, Б.Л. Пастернак... В последние 50 лет стало модно говорить о том, что императорская власть в России лишила надежды студентов и рабочих-революционеров на то, что они когда-то станут интеллигентами, а не останутся на уровне не отвечающих за свои действия «сверхэмоциональных» романтиков-мечтателей, «сметающих все и вся». Мы, как исследователь-преподаватель обязаны создать свою методологию воспитания интеллигентного поколения, хотя бы на теоретическом уровне. Или они скатятся до Шариковых (вспомним, роман «Собачье сердце»), которые будут устраивать облавы на бедных животных, требовать себе нового права и настаивать на своей, другой культуре, наблюдая за экспериментами «выше стоящих». Советская власть практически уничтожила возможность при особом воспитании осмыслять условия жизни народа, представлять интересы слабейших, преследуемых, восставать против

тоталитарного и авторитарного режима честных людей. Постсоветская Россия наглядно показала, как вроде бы похожие на интеллигентных граждане проигрывают длинному рублю и лихим разбирательствам «новых русских», складывают руки перед преступной коррупцией. Хочется верить, что именно про выросшую в последние годы императорской власти деятельную интеллигенцию М.Зощенко писал: «наилучшие, наиблагороднейшие поступки высокого мужества, великодушия, благородства, героической борьбы и стремления к лучшему. Они звучали как Героическая симфония Бетховена». Однако именно советская возвращенная и оставшаяся интеллигенция (или все же ее подобие?) впервые начала каяться: «Как многое мы не видели и не могли.». А в начале 1999 года Б.Л. Васильев написал: «Мне стыдно за своего президента», а как будто в ответ на это Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года впервые в истории российского телевидения извинился перед народом за потерянные надежды и невыполненные обещания. Можно ли говорить о исчезновении интеллигенции в антропологическом, общечеловеческом смысле? Ставится вопрос о нужности и определяющих действиях интеллигенции. В данной работе он поставлен декларативно, но представлены многочисленные фактологические основания.

Интеллигенция — (лат. — понимающий, мыслящий,

разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая её воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин «интеллигенция» введён по большинству из официальных гипотез русским писателем П. Д. Боборыкиным (однако далее будет показан генетический анализ и будет показано более раннее и широкое происхождение термина). Из русского языка он перешёл в другие языки. На Западе более распространён термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним слова «интеллигент». Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античном и средневековом обществах, получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах. Современный смысл слова «интеллигенция» уже прочно связан с такими понятиями, как «диссидент», «правозащитник», «демократ» и «либерал». Такое сужение смысла произошло в первую очередь из-за массового участия прослойки интеллигенции в СССР в диссидентском движении (хотя бы и негласно поддерживая активных его участников). Однако не менее значимое влияние на этот процесс произвело и такое самоназвание указанных категорий лиц. Тем самым они на словах отрицают наличие здравого смысла у своих оппонентов, т. е. тех, кто интеллигентами в таком узком смысле не является. И, соответственно, всё больше и больше набирает силу негативная

коннотация данного понятия, так что человек, которого ранее по определению отнесли бы к классу интеллигенции, сегодня уже не желает так называться. Мы считаем, что понятие интеллигентности имеет глубокую историю еще до оформления официального термина и сродни толерантности.

Одни из самых убедительных исследований по истории интеллигенции были проведены академиком РАН историком С.О. Шмидтом (который вывел исторический путь интеллигенции еще от деятельности А.Н. Радищева Н.И. Новикова, благодаря своей специализации). Он показал строгий подход к проблеме статуса и определения интеллигенции, которого придерживаемся и мы. Приведем его полностью: «Долгое время приписывали введение слова «интеллигенция» в обход русского языка П.Д. Боборыкину - писателю намного меньшего масштаба, чем Тургенев и, соответственно, меньших возможностей воздействовать на общество (особенно в 1860-е годы, в начальную пору его поразительной по плодовитости литературной деятельности). Эта версия принята и в энциклопедических словарях - от революционного братьев Гранат до одноименного советского 1989 г. Боборыкин сам объявил себя «крестным отцом» слова «интеллигенция», «пущенного в русскую журналистику» им в 1866 г., а также слов «интеллигент» и «интеллигентный». Об этом писатель сообщил в статьях 1904 и 1909 гг. (в основе которых публичные лекции), объясняя, что он придал слову «интеллигенция» то значение, какое оно из остальных европейских литератур и пресс приобрело только у немцев», т.е. «самый образованный и культурный слой общества известной страны» (в статье 1904 г.). В статье 1909 г., вышедшей уже после ставшего сразу знаменитым сочинения Д.Н. Овсянико-Куликовского «История русской интеллигенции», Боборыкин утверждает, что под интеллигенцией как в настоящую минуту, так и ранее, надо разуметь высший образованный слой нашего общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX и даже первой трети XVIII в.» [5].

Отношение к интеллигенции в обществе менялось. Считается, что в общении, официально и в плане репрессий с интеллигенцией хуже, чем В.И. Ленин, обращался только И.В. Сталин.

Автор провел небольшой опрос в социальной сети «Вконтакте» 10 человек с использованием методики анкетирования и интервьюирования про то, что такое интеллигентность. Респонденты дошли и до своих личных взглядов. Они считаю, что интеллигентным можно назвать человека, обладающего одновременно такими характеристиками, как образованность, эрудированность, интеллектуальность, воспитанность и вежливость. Интеллигентный человек всегда будет соблюдать этику взаимоотношений, видеть красоту, достоинство практически любой ситуации. Он будет вечно стремиться к истине, развитию, не только для себя, но и для других. Он не позволит себе жить в "башне из слоновой кости", существующей только у

себя в голове, он будет думать и о других, а не только о чистоте, уникальности знаний, своих убеждений. Интеллигент обращен к миру, пытается преодолеть эгоизм в нем и в себе, думает не только о том, как мыслит человек, как можно с ним общаться в письменной и устной форме, воспроизводить его коды, но и о том, как он хочет мыслить, хочет и помогает позитивным стремлениям и помыслам человека.

В итоге опросам условно можно выделить три позиции, относительно интеллигенции:

Скептическая Нонконформисткая Конформисткая

В России в принципе присутствует, но: - он является чрезвычайно малочисленным; - его реальное влияние на формирование умов и вообще на ситуацию крайне невелико; - ни единого целого. ни некой общности он не представляет. Я устал находится в глухом бездонном колодце самовыражения или покорного послушания, ни дающего ни в том, ни в ином случае абсолюта гармонии созидания. Быть пойманным в жирно-сладком социальном супе лжи быть может самая изощренная пытка сознания. И все это, вопреки. Решает ли эти проблемы интеллигенция? Интеллигенция ничего особенного из себя не представляет, просто специалисты, интеллектуалы. Но ее не надо подозревать в низменных помыслах, она просто должна уметь находить общий язык с властями, полицией, бюрократией, взяточниками. Тогда мост между «серым большинством» и интеллектуалами будет построен.

В конечном итоге все сошлись во мнении, что интеллигенция сегодня-понятие субъективное. Интеллигент должен обладать набором качеств, а не финансовым достатком.

Интеллигент должен быть культурным. Он должен уметь создавать особый духовный, полезный с точки зрения комфорта мир вокруг себя с помощью конкретных дел, поступков, взглядов. Проблема строгого и индивидуального воспитания, сложность приобщения детей к интеллигентности еще с детства заслуживает особого внимания.

На наш взгляд, наиболее глубоко рассмотрел психологический аспект интеллигентности Ю.М. Лотман [1]. Он противопоставил внутреннюю интеллигентность агрессивному хамству. Ученый писал: «Интеллигентность - это психологическое свойство, которое может быть присуще любому человеку, принадлежащему к любой общественной группе...

Если нас всех спросить, что такое интеллигентность, мы скажем, наверное, что это вежливость, душевная чуткость, умение страдать не только от физической боли... То есть, наверное, можно сказать: это когда человек чувствует, что у него есть душа. Душа - понятие, казалось бы, не материальное, мы в свое время от него открестились как от идеализма, но когда у человека начинает болеть душа, то он замечает, что она у него все-таки есть...

Что же противостоит интеллигентности?... Думаю, что понятием,

противостоящим интеллигентности, является ХАМСТВО.... Что же стоит

психологически за этим?...Если говорить о психологической основе хамства

- это психология раба... Культура - вещь очень хорошая, но она нас всех и стесняет: не делай того, не делай этого, это стыдно делать. Чем дальше, тем культура требует больших отказов, больших стеснений, она облагораживает чувства и превращает простого человека в интеллигентного человека. И поэтому определенным людям, особенно людям малокультурным или угнетенным своей серостью, социальной униженностью, очень хочется сбросить это все. " Итак, интеллигентный человек - это человек внутренне свободный, бесспорно уважающий себя... Только тот, кто в себе уважает человека, может уважать и другого человека.

Интеллигентность - это семейное. Это можно посмотреть, когда вроде бы все внешне оптимистично, но не найти общий язык с другими людьми, становишься нетерпимым, злым, выкрикиваешь обидные слова, конфликтуешь. Пропадает взаимопонимание. Но внутреннее чувство достоинства, спокойствия. Мы утратили понимание, что такое интеллигентная женщина. Можно попробовать обратиться к многочисленной духовно обагощенной литературе, начиная, скажем, с «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.И. Тургенева, Л.Н. Толстого, Б.Л. Пастернака, но нас волнует, как может сохраниться человек в условиях в самых жестких преследований, гонений, неблагополучия. Интересны в этом ряду и умозаключения скорее публициста, чем писателя А.И. Солженицына.

В анализе формирования интеллигентного человека важны романтические отношения женщины и мужчины, в основе которых положены: доброта, понимательство, взаимопонимание). Важна способность не только любить, быть любимым, но понимать, знать человека, находить общие интеллектуальные темы для общения, от которого получать удовольствие. Тогда и этика будет соблюдаться.

Даже в наше очень сложное время, если держишься на понимании, то возможно развитие добрых отношений. В сталинские годы репрессий оставались многие люди выдерживали давление «государственной машины» власти, и не опускались до скрытого и открытого доносительство на своих коллег, друзей и родственников. Очень жаль, что пока не было сколь-нибудь открытого обсуждения диких злодеяний, как на Нюренбергском процессе. Может быть поэтому коллективная организация государственной власти и ответственных лиц позволяют себе позорные преступления использования репрессивного аппарата, заказных убийств, доведения до суицидов и по сей день.

Для нас оказалось важным осознать, какие ценности, действия могут спасти интеллигенцию от страха. Это любовь и терпеливое взаимопонимание, доверительное и доброжелательное, порядочное отношение между собой. Сейчас, как и в советские время, актуален вопрос о государственном и общечеловеческом энергосбережении. Ввиду голода и отвращения от «задумчивых характеров» создано десятки главных дел

против невинно осужденных «вредителей». Так формировался самый жуткий тоталитаризм всех времен и народов с голодом, всепоглощающей ложью в СМИ, статистике, направленный против своего народа (миллионы невинно казненных, убиенных и заморенных голодом граждан СССР). Сегодня мы стремимся создать новую идеологию. «Русский проект» при несомненно неглупой, образованной власти, не должен вновь испугать весь мир. Мы не должны вновь поглотить в своем энергетическом котле интеллигенцию, стать «империей зла» для мира, бездумно обвиняя Европу в двойных стандартах. Принципиальность у истинно интеллигентного человека не перерастет в твердолобость. Жесткость не равна жестокости. Хотя существуют сотни случаев, когда самоустранение от ведущих позиций в жизни, тихая повседневная рутина ради семьи становились главными достижениями человека во имя теплого очага, гармонии в доме.

Это трудный путь связи с государственной машиной, а иногда и пугающим государственным чудовищем, подавляющим, кусающим человека. Это не простая дипломатичность, добровольная «сдача в плен системе», строгое выполнение служебных обязанностей. Это осознание себя как человека, которому государство, общество дает пути для свободы. Свободы и воли всегда, в первую очередь внутри себя и в работе. Это образованность, осознание себя как самодостаточного целого, иногда как бы распадающегося на тысячу звездных молекул, кристаллов снежинки, капель дождя и умение чувствовать прекрасное. Умение понимать природу, восхищаться ею.

Интеллигенция не исчезла. Она готова пересматривать позитивно многие проблемы, черпать лучший опыт из прошлого. Она до сих пор подает пример своей работой, честью и достоинством. А то, что мы сталкиваемся с повседневной скрытой и открытой недоброжелательностью, нерасположенностью людей друг к другу говорит о болезни главного интеллектуального и душевного потенциала нации. Власть стала презирать интеллигенцию, сама претендует на то чтобы быть ее олицетворением. Непонятно, как ситуация сложится после обсуждения вероятности референдума о введении уголовной ответственности за репрессии 1930-1950 годов, убийства, пытки, поддельные документы следствия (протоколы, придуманные очные ставки в угоду тоталитарному Генеральному секретарю ЦК КПСС И.В.Сталину, Главе Советского Правительства (Председателю Совета Народных Комиссаров, Председателю Совета Министров СССР, Генералиссимусу Советского Союза) и его малодушному политбюро, встанет вопрос о возможности реабилитации и домашних арестов для бывших палачей, которым уже за 90 лет.

Власть и общество должны излечиться от приступов мимикрии, когда политики как и деятели культуры, наши «звезды» прекратят истерично цепляться за свой имидж. И интеллигенция получит второй шанс на возрождение. Как семейные отношения, полные понимания, а не взаимных

упреков, доносительства. Всегда нужно помнить слова А.П. Платонова: «Без думы люди действуют бессмысленно» и понимать ответственность граждан, государственной власти, осозновать, насколько важно независимо мыслить.

Самыми страшными для нас предполагаются два фактора. Во-первых война. Если все же не удастся задержать угрозу нападения террористов, украинский экстремистов на Россию, никакой справедливости или борьбы за интеллектуальную правду не наступит, а тоталитарные законы, порядки чрезвычайного положения будут введены. Поэтому надо быть готовым отстоять честь Отечества. Отличают авторитарность общества законы о клевете, недоверии и увольнении из-за этого, закон об увольнении без объяснения причин, административном преследовании. Интеллигенция обязано постоянно вести конструктивный и интеллектуальный диалог со властьпредержащих о данных ограничениях общественного устройства России.

Итак, после системного анализа и использования индуктивного подхода, мы получаем следующие исторические этапы ( с учетом оговоренных переходных, самых сложных годов) развития интеллигенции. 1)XVШ-XIX вв.- становление имперской интеллигенции, классический период, вплоть до первых революций рабочих против злоупотреблений династии Романовых и охранного отделения, жандармерии; 2)ХХ век (с первых рабочих революций)-век трех войн: Первой мировой, Гражданской в России, Второй мировой, индустриализация, коллективизация («Закон о трех колосках» 1932 года, практически полностью исключивший возможность внутриколлективного решения проблемы, в колхозах внедрялось узаконенное общегосударственное доносительство под видом борьбы с вооруженными бандами), советская социалистическая модернизация общества с перегибами, созданием позорного государственного репрессивного аппарата, изменение городского и сельского менталитета; 3)XXI век-период становления информационного общества, роста демократизации, формирования новых идеалов и смыслов благополучной жизни интеллигенции. В 1991 году был введен день памяти политических репрессий -- 30 октября. Современные образованные люди обязаны анализировать страшные события истории с позиции этапов становления интеллигенции.

Интеллигенция сегодня крайне слаба, поэтому мы и не знаем интеллигентных личностей. Надо поставить задачу воспитывать в школах, Вузах интеллигентных, грамотных, неравнодушных людей. Начинать надо с дома, сообщества вокруг него и себя. Воспитывать интеллигентного человека надо с чувств, с показа горизонтов свободы, с создания комфортного положения, выстраивания достойного внутреннего мира человека.

Мы сейчас думаем больше о порядочности в семье, правозащитных организациях, органах внутренних дел, личной жизни граждан,

общественных лиц. Ведь если охранник, насмотревшись по СМИ «гримас государственной машины власти», академик и нацист ведут себя с женщинами, слабыми мужчинами, издевательски с разной степени силы и воспитания, то опять надо говорить о пошатнувшихся фундаментальных ценностях, неправильной интерпретации информации в обществе. Потому что неграмотность в юриспруденции, незнания истории, «социальный эгоизм», испорченность знаменитым булгаковским «квартирным вопросом» ни к чему стабильному и перспективному в масштабе страны и мировой геополитики нас не приведет. Нужна полемика по проблеме практического применения сил интеллигенции как представителя образованного народа в тоталитарном, авторитарном обществе. Многие организации отстаивают возрождения ценностей в семье, справедливость в политике (в частности, на выборах, при политизированных судах). Это НИЦ «Мемориал», АНО «Право знать», правозащитные ассоциации.

Замечательный и очень талантливый российский историк европейского уровня О.Н. Кен не зря говорил о опасной болезни мимикрии, то есть недообразованности общества, тотальной боязни увольнений, неумении общаться. «Укрепление интеллигентности» в обществе связано с формированием гуманитарной культуры. Современному интеллигентному человеку должна быть свойственна прежде всего рефлексия. Тогда современное образование «в гуманитарном целеполагании призвано, в частности, способствовать формированию рефлексивных умений личности. (...) В контексте непрерывного образования рефлексия становится одним из показателей культуры личности» [2].

Следует запретить пытки, насилие, репрессии к политзаключенным, которые в разных формах и масштабах начались с октябрьской революции 1917 года (извиниться перед мировым юридическим сообществом за исторический позор массовых расстрелов 1930-1950-х годов, осмыслить как могла появиться после 1920-х годов так называемая «армия пыточных палачей», которых в народе императорской России называли «катами»). С учетом предложенных действий надо сделать так, чтобы планы, проекты, обращения к мировому сообществу русской интеллигенции — интеллектуальной элиты общества будут более авторитетны и результативны. Чтобы воспитание интеллигентности стало более результативным, публикуем небольшую разработку, материал спецкурса по тому пока воспитать способность гражданского долга в России.

Программа «История гражданского подвига в России».

Адресная аудитория: 16-17 лет.

Данная программа авторского элективного курса направлена на формирование гражданского самосознания. Основная миссия данного образовательного продукта — воспитание культурного, интеллигентного гражданина. Курс направлен на создание профессиональной гражданской инициативы в школе повышенного уровня.

Цель курса:

Сформировать основные общечеловеческие качества, позволяющие стать высокоинтеллектуальны культурным, интеллигентным гражданином, патриотом, знающим и понимающим историю России.

Задачи:

1. Воспитать толерантность, нравственность, понимающее, интеллигентное отношение к гражданскому подвигу людей.

2. Сформировать начальные, основные знания о истории войн и гражданского самосознания в средневековье и основополагающие знания о войнах и гражданском самосознании в XVIII - XXI веках, а также культурное осмысление их роли в формировании патриотизма россиян.

3. Развивать умения обосновывать национальные особенности России, интерпретировать, объяснять большие возможности русского гражданского подвига.

После слушания данного элективного курса старшеклассник получает возможность профессионально и компетентно оценивать гражданские поступки россиян.

Программа «История гражданского подвига в России».

№ п/п Название темы Часы

1 Войны 1Х-ХУП веков. Ратный подвиг русского войска. 2

2 Гражданская мысль и гражданское самосознание в 1Х-ХУ11 вв. Подвижничество в мирной гражданской жизни. 2

3 Гражданская жизнь во внутренней политике России в XVIII веке. «Пришел Петр и все переменилось» (Н.М. Карамзин). Сенат и коллегии. Возможности участия граждан в управлении государством в первую четверть XVIII века. Культура ассамблей. Общественная и гражданская мысль во внутренней политике Елизаветы Петровны. М.В. Ломоносов. Двор Елизаветы Петровны и предложения по обустройству государственной жизни. Общественные взгляды. Университет. Предпосылки зарождения интеллигенции. Расцвет общественной мысли и гражданской печати в «золотой век» Екатерины Великой. А.Н. Радищев, Н.И. Новиков. Публицистика. 6

4 Войны XVIII века. От баталии к операции. Смена поколения оружия. Северная война. Русско-турецкие войны. Борьба за южные, восточные степи России. Семилетняя война Завоевание Крыма 5

5 XIX век: «Православие, самодержавие, народность» и гражданская жизнь в России. Общественное движение. Гражданский подвиг декабристов. Дворянская консервативная интеллигенция о декабристах (Н.М. Карамзин: «Декабристы — дети и дай Бог, Николай I не будет к ним суров»). Гражданская мысль Н.М. Карамзина и М.М. Сперанского: сходство и противоположности. Влияние культуры на формирование русской интеллигенции. Гражданский подвиг взывать к государю, советовать ему. Расцвет русской интеллигенции: А.С. Пушкин, гражданская мысль, лирика («Вольность», «Во глубине сибирских руд», «Пролог»). А.И. Герцен, будивший «Колоколом» Европу и Россию. Ф.М. Достоевский, 5

Л.Н. Толстой: другая судьба интеллигенции. Отмена крепостного права и реакция гражданского общества.

6 Войны XIX века: военный подвиг во имя сохранения империи. Западная Европа и Россия. Наполеоновские войны. Отечественная война. Русский поход в Париж. А.В. Суворов и М.И. КутузовГражданский подвиг россиян на Крымской войне. Войны с Турцией. Войны за Балканы. 3

7 XX век, новейшее время — особенные возможности для гражданского подвига. Когда погибает свобода и выбор: особенности командной экономики и индустриального общества. Потенциал и практическая деятельность русской интеллигенции в Серебряном веке, годы революции, НЭПа, годы первых репрессий. Гонения на деятелей культуры. «Академическое дело». Репрессии в Ленинграде (авторская экскурсия, выставка). А.И. Солженицын: стратегия «жить не по лжи». Диссиденты. Формирование советского права. Правозащитное движение в России в с 1970 х по настоящее время. 5

8 От крахов и неудач в войнах начала XX века к победе во Второй мировой войне силами России. Русско-Японская война. Русская армия в Первой мировой войне и революция. Гражданская война — трагедия русского военного подвига на много поколений. Трагическое вступление России во Вторую мировую войну. Гражданский и нравственный подвиг на Великой отечественной войне. Подписание мира. Взятие Берлина русской армией и армией союзника. Нюренбергский и Токийский процесс, причины отсутствия процесса над сталинизмом. Интеллигенция и война. Гражданский подвиг хранителей исторический памяти о войне: города-герои, памятники, музейные комплексы, музеи. Формирование русского советского патриотизма: действующая современная модель. Гражданский подвиг мирно настроенных граждан при вводе танков после Первой мировой войны в Германию, Чехословакию, Венгрию, Польшу. Война в Афганистане. Война в Чечне. Экстремизм, терроризм и гражданский подвиг в современном обществе. Международное правозащитное движение и Россия. 7

Как видно, методологически программа разработана и готова к применению. К ней прилагается полезная экскурсия «Возвращенная интеллигенция Ленинграда 1930-1950-х годов». При грамотности исследователя преподавателя возможно формирование конструктивных взглядов на перспективное развитие интеллигенции и воспитание порядочных, образованных граждан, а не чинуш, догматиков, демагогов и карьеристов. Мы разделяем действительно оптимистичные взгляды А.А. Вознесенского:

Какое призванье лестное служить ей, отдавши честь: «Есть, русская интеллигенция! Есть!»

Использованные источники:

1. Лотман Ю.М. Воспитание души. - СПб., 2005.

2. Орешкин В.Г. Развитие гуманитарной культуры личности в педагогической рефлексии // Сборник статей участников У1 Международного педагогического форума «Педагогические технологии и инновации в образовании». - СПб.,2014. С.7-15.

3. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: История и типология. Материалы международной конференции. Неаполь, май 1997. Составитель Б. А. Успенский. Вып. 2 [10]: Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: История и типология. М.: О.Г.И., 1999;

4. Савчук В.С. Инакомыслие или конформизм: нравственный выбор интеллигенции в России.// Логос: Философско-литературный журнал. -01/12/2005. - N. 6(51)/2005. - С. 233 - 242.

5. Шмидт С.О. К истории слова «интеллигенция» //Шмидт С.О. Общественное самосознание российского благородного сословия. XVII-первая треть XIX века. М.: Наука. 2002. С. 301-302.

Наймарк Е.А. методист, преподаватель «ЗДЕСЬ СОЗДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК. ВХОДИТЕ С ОГРОМНОЙ ЛЮБОВЬЮ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ». К ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРЖСКОЙ ШКОЛЫ Мы посвящаем небольшие тезисы своей almamater, некогда богатой, значимой в экономике образования и районном социуме гимназии № 80 Петроградского района Санкт-Петербурга. Школа № 80 воспитывает самостоятельность школьников, там сильная гуманитарная направленность основного и дополнительного образования. Образовательное учреждение очень гордится своим музеем, в котором проходят экскурсии по истории образования вообще и школы в частности. На наш взгляд, необходимо углублять исследовательскую деятельность по гуманитарным предметам, формировать, нестандартное, критическое мышление, возвращаться к уникальной творческой, гуманной атмосфере. Перед нами школа с очень теплой, дружественной обстановкой, не зря над ее дверьми висел лозунг «Здесь создается человек. Входите с огромной любовью и ответственностью».

В школе № 80 всегда стремились к объективности, даже в годы сталинских репрессий. Об этом талантливо написал С.Е. Глезеров [2]. У нас возникла дискуссия с нынешним директором учебного заведения (нашим выпускником) Ю.В. Козыревым на конференции «Преподавание науки в школе», который считает нашу школу средней и не способной дать «отпор» сталинизму. Это не так, ведь известно, что ее директор тогда еще Первой образцовой школы имени А.В. Луначарского Мария Яковлевна Перкина в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.